урок в 6 классе «Минеральное питание растений»
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме
урок по УМК В.В.Пасечника «Минеральное питание растений». представлен подробный конспект урока, презентация к уроку, включен региональный компонент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок в 6 классе | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок 37 6.02.2008
Минеральное питание растений.
Цель урока: сформировать понятие «минеральное питание растений».
Задачи: познакомить с процессом поглощения растениями раствора минеральных веществ,
расширить знания о почве, её значении для растений;
познакомить с основными видами удобрений;
развивать познавательную активность учащихся;
воспитывать бережное отношение к почве как природному ресурсу.
I. Организация внимания
Тема урока: «Минеральное питание растений». Мы познакомимся с процессом поступления минеральных веществ в растение, видами химических удобрений, составом почвы.
II. Актуализация изученного.
Но прежде, чем начать изучение новой темы, вспомните, что такое корень, какие зоны мы рассматриваем в корне, какой химический состав имеют растения.
Я предлагаю вам выполнить различные виды работ:
- В схему «Химический состав растений» нужно вставить недостающие понятия.
- Некоторым из вас я предлагаю карточки с заданиями.
- Остальные ребята — ВНИМАНИЕ НА ДОСКУ!
Мы работаем по таблице.
- Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень? (корневой чехлик, зоны деления, роста, всасывания, проведения)
- Какую зону корня я показываю? (чехлик)
- Какова его функция? (защитная)
- Как называется эта зона корня? (корневых волосков, всасывающая)
- Какова её функция?
- Назовите эту зону корня. (деления, роста)
Проверим правильность заполнения схемы.
Ребята, закончили работу с карточками. (собрать)
- Изучение нового материала.
Мы убедились, что растения, как и все живые организмы состоят из химических веществ. Каким же образом растения получают эти вещества? Ответ на этот вопрос мы получим в ходе урока.
Растения обязательно должны получать главнейшие элементы питания:
АЗОТ, ФОСФОР, КАЛИЙ.
Азот ускоряет рост листьев и стеблей, необходим растению в начале развития.
Фосфор –способствует развитию корневой системы, ускоряет созревание плодов повышает зимостойкость и засухоустойчивость растений.
Калий – участвует в обмене веществ растения.
Кроме основных, растения нуждаются и в других элементах: меди, кобальте, железе. Но они необходимы растению в настолько малых количествах, что получили название — микроэлементы. Недостаток элементов сразу сказывается на растениях, и по внешнему виду можно определить, в чём нуждается растение.
1) При недостатке азота листья и стебли растений становятся жёлтыми, иногда красными, ослабевает рост листьев, образуются короткие и тонкие стебли.
2) При недостатке калия у растений замедляются обменные процессы, листья желтеют и постепенно отмирают
3) Фосфорное голодание приводит к ослаблению роста растений, слабому развитию корней, листья становятся тёмно-зелёными с красно-фиолетовым оттенком.
Все названные нами химические элементы входят в состав минеральных солей.
1)Каким же образом соли, а с ними и необходимые вещества попадают в растение?
Сухие соли растение не может использовать. Правильно, они должны быть растворены в воде. А вода – такой же необходимый элемент питания для всех живых организмов.
2) Откуда поступает вода в растения?
(Из почвы, и несёт с собой растворённые минеральные соли.)
3) Какой орган растения отвечает за всасывание воды из почвы? (Корень)
(демонстрация компьютерной модели)
Обратимся к компьютерной модели растения и проверим, верны ли наши предположения, что вода из почвы через корень поступает в растения.
Эта модель демонстрирует поступление растворённых веществ в растение или минеральное питание растений.
Работа в тетради Задание №106 – «Минеральное питание – поступление воды и минеральных солей в растение из почвы через корень».
Какая сила заставляет воду подниматься вверх по растению? Чтобы выяснить это, обратимся к опыту, изображённому в учебнике на стр. 146. (рис. 115)
Работа с учебником. Корневое давление.
Именно корневое давление объясняет «плач растений» — появление сока на свежеспиленных деревьях.
Мы убедились, что вода и растворённые в ней минеральные соли поступают в растение. Откуда же они поступают в растение?
(ответы детей – из почвы). Как вы думаете, почему с давних времён человек с трепетом и заботой относится к почве? (кормит, дает урожай)
Вы правильно понимаете. Но не везде можно вырастить хлеб, развести сады и виноградники. Это возможно только на плодородных почвах.
Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами и влагой.
Посмотрите на экран. Перед вами — карта почв России. На территории нашей страны – несколько видов почв, вы можете определить по легенде (условным обозначениям), что на территории нашей страны более 10 видов почв, но самые плодородные из низ – черноземы. Они показаны на карте серым цветом. Мы с вами живём на юге России, в Ставропольском крае.
Обратимся к картам почв СК, они у вас на столах.
Какие почвы расположены у нас в крае? Какие виды почв преобладают в городах КМВ?
Мы безмерно богаты:
Ведь в станицах и сёлах
Почвы самые лучшие –
Их зовут чернозёмы!
Именно чернозёмы отличаются своим плодородием, способностью обеспечивать полноценное минеральное питание растений.
Чтобы знать состав почвы и уметь различать виды почв, ваши сверстники в школе №3 провели исследовательскую работу. Ребята исследовали состав почвы, но результаты этого проекта оказались утеряны по техническим причинам. Я предлагаю вам посмотреть фильм и восстановить результаты исследования.
У вас на столах лежат макеты схемы, которую надо восстановить, вы можете по ходу просмотра делать пометки в ней, а затем мы вместе обсудим и сделаем выводы.
ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЙТЕ И СМОТРИТЕ!
(Демонстрация видеофильма и обсуждение с последующим заполнением схемы)
Почва – уникальное природное богатство, но нужно помнить, что один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, а исчезает сейчас со скоростью 1 см за 3 года.
Кроме того, почва быстро истощается, теряет питательные вещества.
Чтобы восполнить недостаток элементов питания, в почву вносят удобрения.
Органические –это отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт) или отмершие части организмов животных или растений(перегной, торф).
Минеральные – искусственно созданные соединения. В зависимости от содержания минеральных веществ различают: азотные, фосфорные, калийные. Кроме того, используют микроудобрения, которые содержат микроэлементы: бор, медь, железо и др. Минеральные удобрения выпускаются в виде порошка соли или гранул.
Демонстрация коллекции минеральных удобрений .
Удобрения производят путём синтеза на специальных химических предприятиях и одно из них находится в СК. Это хим.комбинат «Азот» г. Невинномысска — крупнейший производитель минеральных удобрений на Юге России.
Удобрения помогают восстановить ресурсы почвы, но вносить их нужно, соблюдая определённые сроки и правила. Иначе, излишек химических веществ будет накапливаться в почве, затем в растении, и далее — в организме человека, а это уже может нанести вред здоровью.
Сегодня на уроке мы узнали о необходимых растению питательных веществах, пути их поступления в растение, о составе почвы и видах минеральных удобрений. Посмотрим, насколько вы внимательны были на уроке.
1) Выполните тестовое задание, которое находится у вас на столах.
(тест) с проверкой на доске.
Теперь обменяйтесь листками с заданиями и проверьте друг друга. Кто не допустил ни одной ошибки, поднимите руки.-5
Кто не справился с одним заданием? — 4
3) № 110-заполните схему «Виды удобрений», № 111, №114
V. Домашнее задание . § 33, зад.№107, №112,
Источник
Конспект урока «Особенности питания растений»
план-конспект урока (биология, 6 класс) по теме
Конспект урока + презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_fotosintezu.ppt | 1.42 МБ |
konspekt_uroka_biologii_v_6_klasse.docx | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности питания растений Разработала: учитель биологии МБОУ СОШ №12 г.Североморска, Гуликова Е.Н.
Цель урока — сравнить типы питания растений
Проблемные вопросы В каких питательных веществах нуждаются растения? Сколько способов питания существует у растений?
Почвенное питание растений Исключи лишнее: стебель лист корень плод
Воздушное питание растений Минута мысли Солнце Хлоропласты Синтез Автотрофы Растение Органические вещества
Фотосинтез К.А.Тимирязев писал : «Дайте самому лучшему повару сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно – он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрестанно совершается в зелёных листьях растений »
Биологические задачи 1.На поле растёт пшеница. Листья маленькие, бледно-зелёные. Что нужно сделать, чтобы улучшить состояние растения? 2.Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день слаще. Почему?
Рефлексия Сегодня на уроке я узнал (-а)… Мне было интересно узнать. Для меня самым трудным сегодня было… Я сегодня поняла, что…
СПАСИБО ЗА УРОК!
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии в 6 классе
«Особенности питания растений»
Цель – сравнить типы питания растений.
— изучить сущность понятий «почвенное» и «воздушное» питание;
— выявить условия протекания фотосинтеза;
— показать планетарное значение фотосинтеза.
— формирование научного мировоззрения;
— формирование бережного отношения к природе;
— формирование экологической компетентности.
— развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
— развитие критического мышления;
— развитие коммуникативной культуры;
— развитие умения использовать раннее приобретённые знания для получения новых знаний.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, ЦОР, учебник, доска, рабочие листы.
Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность у уроку. Присаживайтесь.
Запишите, пожалуйста, в дневник домашнее задание.
Выучить опорный конспект; по желанию – сделать информационную подборку: «Это интересно…»
3.Проверка домашнего задания
Итак, прежде чем переходить к новой теме, нам необходимо вытащить из тайников памяти кое-что ценное.
— Для чего необходимо питание всем живым организмам?
— Закончите определение — питание – это процесс…
— Назовите, на какие группы делятся организмы по типу питания?
— Каких организмов называют автотрофами?
— В чём заключается особенность гетеротрофного типа питания?
— Как называется смешанный тип питания?
Вступительное слово учителя
— На предыдущем уроке мы познакомились с сущностью процесса питания, а сегодня мы изучим особенности питания растительного организма. Запишите тему урока в своих рабочих листах – «Особенности питания растений»
5.Изучение нового материала
1.Проблемные вопросы для учащихся
Ребята, для начала, подумайте и постарайтесь ответить на проблемные вопросы:
— В каких питательных веществах нуждаются растения?
— Сколько способов питания существует у растений?
Вы можете воспользоваться текстом учебника – стр.62.
Выслушиваются мнения учащихся.
Учитель формулирует вывод: у растений нет пищеварительной системы, питательные вещества образуются в клетках или проникают через клеточную мембрану. У растений существует два способа питания: воздушное и почвенное.
Итак, способы питания растений мы с Вами выяснили, теперь необходимо с ними познакомиться подробнее и постараться сравнить их между собой.
2. В рабочих листах записываем
1.Почвенное питание растений
Беседа с учащимися
Ребята, что такое почва? (это верхний плодородный слой земли). Совершенно верно, плодородие — это главное свойство почвы. А как вы думаете, может ли человек каким-то образом влиять на плодородие почвы? Как его можно улучшить? (внесение удобрений, окучивание). Молодцы! А теперь, разберёмся с особенностями почвенного питания растений.
Выполним следующее задание «Исключи лишнее» : на слайде указаны органы растений. Подумайте, какой орган участвует в почвенном питании растений, а какие будут лишними?
(Стебель, лист, корень, плод
Ответ: корень-орган почвенного питания растений.) Хорошо!
Ребята, сейчас вы поработаете в парах.
Вспомните, какие приспособления имеет корень для всасывания питательных веществ. Свои предполагаемые ответы, запишите в рабочий лист в пункт «корзина идей». Приступаем!
Обсуждение ответов учащихся:
— вещества поступают в растение в виде растворов, благодаря строению корня и его всасывающей функции;
— наличие корневого чехлика (защищает зону деления, снижает трение о почву);
— в зоне всасывания находятся корневые волоски, которые всасывают воду с растворёнными в ней минеральными веществами;
— вся всасывающая сила корневых волосков создаёт корневое давление, благодаря которому вода с минеральными солями поднимается вверх по сосудам
Молодцы! Сформулируйте вывод, что же такое почвенное питание
Вывод: почвенное питание связано с поглощением неорганических веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания.
В рабочих листах записываем
2.Воздушное питание растений
Беседа с учащимися. Приём «Минута мысли»
Ребята, у воздушного питания есть синоним. Этот синоним вы сейчас постараетесь назвать мне сами. Для этого я предлагаю вам минуту мысли. У вас в рабочих листах указаны термины (найдите их): солнце, хлоропласты, растение, автотрофы, синтез, органические вещества. Подумайте, как иначе можно назвать воздушное питание растений.
Ответы учащихся: фотосинтез.
Совершенно верно! Фотосинтез — это уникальный процесс. Внимательно посмотрите на это определение. Какие главные части в нём можно выделить (фото- свет и синтез – образование….молодцы! а что же образуется в ходе фотосинтеза мы выясним с вами немного позже)
Приём «Высказывания великих»
Послушайте, что говорил о фотосинтезе учёный Климент Тимирязев
«Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха…, солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, — он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастичным человеку, беспрепятственно совершается в зелёных листьях растения».
Ребята, какую мысль до нас пытался донести Климент Тимирязев?
(огромная роль растений в природе и жизни человека; уникальность фотосинтеза)
Беседа с учащимися
А теперь давайте подумаем, какой орган из указанных нас лайде бужет участвовать в воздушном питании растения? (ответ- лист). Верно. В фотосинтезе непосредственное участие принимают лишь клетки основной ткани (столбчатые или палисадные), среди которых располагается особый органоид – хлоропласт. А какое вещество, придающее растению зелёную окраску входит в состав хлоропластов? (хлорофиллы). Молодцы!
И вот мы с вами переходим к очень важному моменту нашего урока- протекание процесса фотосинтеза.
Фабрики по приготовлению пищи растений находятся в листьях.
Солнечный свет, несущий энергию, через прозрачные бесцветные клетки кожицы проникает в более глубокие слои зелёного листа, а именно в клетки основной ткани. В хлоропластах, содержащих хлорофилл происходит химическая реакция с использованием поглощённой солнечной энергии. Углекислый газ из воздуха проникает в листья через крошечные отверстия (вспомните как они называются? – устьица). По сосудам поступает полученная корневыми волосками из почвы вода. Подается она от корня к листьям благодаря корневому давлению. И только при таких условиях растения, могут приготовить себе своеобразную пищу. Как вы думаете какую? (органическое вещество – глюкоза — разновидность сахара. Которая позже превращается в крахмал. Кислород выделяется в ходе фотосинтеза только как побочный продукт!
Ребята, а сейчас прочитайте в рабочих листах текст «Фотосинтез» и выделите карандашом условия протекания этого сложного процесса. Работаем!
Ответы учащихся: главные условия фотосинтеза- свет, вода, углекислый газ, хлорофилл.
Таким образом, аналогично, как мы с вами формулировали вывод о почвенном питании растений, письменно в рабочих листах сформулируйте вывод по воздушному питанию растений. Приступаем к работе!
Вывод: воздушное питание растений связано с образование органических веществ их неорганических при помощи энергии света.
Необходимо сказать учащимся о космической (планетарной роль фотосинтеза).
В ходе фотосинтеза, растения выделяют огромное количество кислорода. Для какого процесса он необходим (дыхание, горение). Растения также поглощают углекислый газ, что препятствует повышению его концентрации в атмосфере.
1. Ребята, у вас в рабочих листах имеются схемы по воздушном и почвенному питанию растений. Работаем индивидуально- ваша задача – заполнить пропуски в этих схемах. Приступаем к выполнению задания.
Слайд на экране – озвучиваются правильные ответы.
Тип питания – почвенное Тип питания – воздушное
Орган – корень Орган – лист
Ткань – всасывающая Ткань – основная
Клетки- корневые волоски Клетки- столбчатые (палисадные)
Вещества – неорганические Вещества – органические
7.Обобщение и систематизация знаний
Решение биологических задач. Ребята, на слайде представлены биологические задачи. Постарайтесь их решить.
1.На поле растёт пшеница. Листья маленькие, бледно-зелёные. Что нужно сделать, чтобы улучшить состояние растения?
2.Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день слаще. Почему?
8.Подведение итогов урока
Итак, ребята, а теперь давайте проведём рефлексию (осмысление) нашего урока. На слайде выведены предложения, закончите их.
1.Сегодня на уроке я узнал (-а)
2.Мне было интересно узнать…
3.Для меня самым трудным сегодня было…
4.Я сегодня поняла, что…
Выставление оценок. Всем спасибо за работу на уроке! До свиданья!
Источник