конспект+ презентация к уроку по окружающему миру «Почва»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
конспект+ презентация к уроку по окружающему миру «Почва»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pochva.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Почва, её состав и свойства»
Т Предмет : окружающий мир
Название темы : Почва. Состав почвы и её свойство.
Цель : познакомить с почвой, видами почв составом почвы.
Изучить состав почвы и отличительные признаки видов почв.
Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.
Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе интерактивную доску.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Тип : изучение нового материала.
Форма : урок – опыт.
Методы : проблемный, частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный, наглядный.
Формы работы : фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.
находить нужную информацию, анализировать ее,
находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;
сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
принять учебную задачу, сохранить ее, действовать в соответствие с ней,
работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
давать оценку своим действиям, оценивать результат.
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
сотрудничать с одноклассниками, договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение .
Усвоение состава почвы, видов почв , умение различать почвы , называя отличительные признаки.
Проявление творческого отношения к процессу обучения, осознание значимости новой роли « исследователь», оценка своей работы в этой роли.
Межпредметные связи на уроке : литературное чтение, технология, краеведение.
Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, система контроля и мониторинга качества знаний, УМК « Школа России», учебник Плешакова А. А. «Мир вокруг нас», 3 класс, демонстрационный и раздаточный материал: на партах — лупа, стаканчики с водой, почва, спиртовка (у учителя на столе), стеклышко.
Цели: дать представление о том, что почва — продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы; рассказать о составе почвы и ее плодородии.
— Сегодня мы будем работать в группах Давайте вспомним правила работы.
В группе должен быть ответственный.
Работать должен каждый на общий результат.
Один говорит, другие слушают.
Своё несогласие высказывай вежливо.
Если не понял, переспроси.
М атерики и острова,
Планету эту ты дружок,
Из тысячи узнаешь!
Давайте вспомним, что составляет нашу планету.
(Вода, суша, воздух)
Из чего состоит вода? ( 2 молекулы водорода и одна молекула Кислорода Н2О) А для чего она нужна?
А воздух (углекислый газ, кислород, азот и примеси). А для чего он нужен?
А из чего состоит суша?
(Варианты ответов детей: из земли, песка, и т.д.)
А для чего нужна ЗЕМЛЯ?
Представьте, что вы сейчас
Лопата, Ботинки и люди.
Как бы вы ответили на этот вопрос?
(Варианты ответов детей)
Сказала лопата: « Земля, чтобы рыть».
Ботинки сказали : « Земля, чтоб ходить».
А люди сказали : «Земля, чтобы жить».
— Есть на земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь — вместо одного мешка в кладовой — двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Как вы думаете она называется?
Сегодня на уроке я предлагаю вам быть не просто учениками, а научными сотрудниками, изучающими почву, почвоведами.
Предлагаю составить план работы на уроке.
– Знаете ли вы, что такое почва?
– Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве.
1. «Что такое почва?»
– Что еще хотели бы узнать о почве?
– И чего состоит почва?
2. «Как образуется»
4. “Свойства почвы”
Обо всем этом мы будем изучать в научной лаборатории. Приступим к работе, следуя составленному плану.
Можем ли мы уже ответить на вопрос «Что такое почва?»
Найти объяснение слова «Почва».
— Поработаем в группах :
1 группа — работа с толковым словарем
2 группа – с учебником,
3 группа – пытаются сформулировать ответ самостоятельно.
Почва – это верхний плодородный слой земли.
— Как вы думаете, Везде ли на Земле есть почвенный слой? (Этого слоя нет в ледяных просторах Арктики и Антарктиды, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах.)
– Как определить, есть ли на данном участке местности почва? (Растения растут на почве.)
Обратимся сейчас в п.т. с. 40 № 43 Прочтем стихотворение.
Почему гора снова стала молодой?
— Но что такое почва? Как она образуется?
Давайте найдём ответы на эти вопросы , посмотрев этот видео фрагмент.
( видео фрагмент «Почвы и их образование)
Давайте найдём в учебнике, как называется смесь сложных органических веществ.
Переходим ко второму вопросу о составе почвы, для этого нам нужно выполнить опыты.
!. Положите в стакан с водой небольшой комок почвы. Наблюдая, появились ли пузырьки воздуха.
Вывод: Вывод: в почве есть воздух.
А для чего он нужен?
2. Вывод: в почве есть песок, глина.
3. Положим на нагревающий элемент почвы и нагреем её. Понаблюдайте, появятся ли капельки воды на холодном стекле, помещённом над почвой.
Вывод: в почве есть вода.
4. Продолжим прокаливать почву. Понаблюдайте, появится ли дым с запахом, как при горении остатков растений и животных.
Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (М Цель: увидеть наличие солей.
Взять несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли.
Вывод: соли — это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.
— Сделайте вывод, что входит в состав почвы. Заполните схему.
Дети заполняют схему в рабочей тетради, учитель — у доски.
Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, остатки растений, перегной, живые организмы (микробы).Можно определить по запаху.)
Ну и переходя к последнему пункту наших исследований. Давайте разгадаем кроссворд или ребус.
Как можно назвать предметы, которые изображены? (плоды).
-А как они появляются в почве (родятся).
Родятся они в чудесной кладовой. Положишь в неё весной 1 зернышко, а осенью снимешь целый богатый колос, 1картошка превращается в десяток, а горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.
Давайте объединим эти два слова и получим новое – плодородие .
Посоветуйтесь в парах и попробуйте найти верное определение слову.
Найдите его определение словаре на с.159.
Вот это и есть главное, основное свойство почвы. И этотем нашего следующего урока.
Д.з.на выбор. 1. П.т. с. 40 № 42,с. 42 № 45,46, 2 гр. Найти ответ на вопрос какие бывают почвы?
1.Верхний слой земли, на котором растут растения (почва)
2.одна из составных частей почвы.( песок)
3.Вещество, повышающее плодородие (перегной)
4. основное свойство почвы (плодородие)
Источник
Конспект и презентация урока окружающего мира по теме «Почва, её состав»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Представляю вашему вниманию конспект и презентацию урока окружающего мира по теме: «Почва, её состав» 3 класс УМК «Гармония».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochva_3_klass.docx | 150.17 КБ |
pochva_3_klass.pptx | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1»
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме: «Почва, её состав» УМК «Гармония»
Составил учитель начальных классов Сексяева Наталья Юрьевна.
2016 – 2017 уч. год
Тема: Почва, её состав (изучение нового материала).
Цель: сформировать знания об образовании и составе почвы.
• формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе;
• развивать познавательный интерес, умения работы с научным текстом и схемами; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;
• воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, интерес к самостоятельной экспериментальной работе.
Личностные УУД : самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные УУД : в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: строить логические рассуждения; проводить сравнение; строить высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД: допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.
Вид учебного занятия: урок-исследование.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: Учебник Окружающий мир 3 класс Поглазова О.Т., ТПО «Окружающий мир» тестовые задания Поглазова О.Т. лабораторные ящики, чашка фарфоровая, образцы почв, стеклянные палочки, пластиковые стаканы, стеклянная воронка, колба, бумажный фильтр, лупы, демонстрационный столик, штатив, сухое горючее или спиртовка, стекло, держатель.
Для ребят звенит звонок ,
Время даром не теряйте,
На вопросы отвечайте,
Дружно тему обсуждайте.
Не пройдёт ваш даром труд,
Знанья пользу принесут.
— Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке?
Класс разделен на 4 исследовательских звена :
1. Старший сотрудник звена организовывает работу в группе и представляет результаты.
- Актуализация опорных знаний.
- Разгадайте ребус.
- Работа в ТПО. Стр. 39 № 41.
— Как написать слово земля в каждом предложении.
— Какие значения есть у слова земля.
— Почему наша планета имеет зелёный наряд? (Это единственная планета, на которой есть почва и растения, которые и создают её облик).
- Определение новой темы и плана работы.
-Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?
— Действительно, тема урока — «Почва» (на доску вывешивается карточка «Почва»)
– Сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники.
— Научные сотрудники работают по плану и наша с вами первая задача составить план работы на уроке.
- Составление плана. Расставь правильный порядок изучения темы.
- Кто живет в почве?
- Что такое почва?
- Как образовалась почва?
- Может ли почва исчезнуть?
- Из чего состоит почва?
- Изучение нового материла.
- Работа по учебнику. Стр. 110 — 111
— Приступим к работе, следуя составленному плану. Используя учебник, самостоятельно найдите ответ на вопрос: что же такое почва?
Вывод: почва – это верхний плодородный слой земли.
– А как вы понимаете это слово – плодородие? (выслушиваются мнения детей).
– Что поможет узнать точное определение слова «плодородие»?
– Правильно. Словарь. Стр. 159.
– Прочитаем значение этого слова в толковом словаре. ( Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами и водой).
Вывод: объяснение схемы в ТПО стр. 39.
- Практическая работа «Состав почвы».
-Так из чего же состоит почва? Чтобы ответить на этот вопрос, проведём несколько исследовательских опытов.
Опыт №1. ( Проделывают дети).
1.Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?
Вывод: Значит, в почве есть воздух.
Опыт №2. ( Проделывают дети).
1.Возьмите салфетку, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидели на салфетке?
салфетка стала влажной
Вывод: в почве есть вода.
Опыт №3. ( Проделывают дети).
1.Возьмите стакан воды с почвой, который оставили после первого опыта. Что вы видите на поверхности?
на поверхности плавают остатки листьев, корешки, части насекомых — перегной
2.Рассмотрите внимательно осадок на дне стакана. Что вы видите?
Вывод: в почве есть перегной, песок и глина
– Кто знает, как называются одним словом остатки листьев, корешки, части насекомых? (предположения детей)
– Это перегной. Давайте подумаем о происхождении этого слова, оно поможет вам ответить на этот вопрос. А что такое перегной? (предположения детей)
Вывод: перегной – это перегнившие остатки растений и животных.
Опыт №4. ( Проделывает учитель).
При выполнении этого опыта учителю следует помнить о правилах техники безопасности, работая со спиртовкой и огнем. Опыт проводит учитель на демонстрационном столике. Влажную почву нагреть, над ней подержать стекло. Дети внимательно наблюдают. Вода из почвы испаряется, образуя на стекле капли. Стекло перевернуть и нагреть на огне. Вода испарится, а на стекле остаются белые налеты.
Вывод: в почве есть минеральные соли.
По итогам исследовательской работы учащиеся в группах составляют кластер «Состав почвы».
Рассмотрение и совместный анализ вариантов ответов учащихся.
— Как вы думаете, почему, имея одинаковый состав почвы бывают разного цвета: красная, коричневая, серая? (предположения детей)
Вывод: От количества перегноя. Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше в почве перегноя, тем она темнее и плодороднее.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Вот и подошел к концу наш урок. Я предлагаю вам вернуться к нашему плану:
— Что мы узнали сегодня на уроке?
— Что вам удалось лучше всего?
— Что вам понравилось на уроке?
— С каким настроением заканчиваете урок?
— Смогли мы с вами ответить на все вопросы урока?
— Над чем нужно еще поработать?
Оставшиеся без ответа вопросы мы рассмотрим на следующих уроках.
А теперь давайте проявим творчество — напишем синквейн по теме сегодняшнего урока. Ученикам предлагаются слова в помощь. В группе составляют синквейн. Варианты зачитываются вслух.
Правила написания синквейна:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка — предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней.
5. Последняя строка — это синоним из одного слова , который повторяет суть темы.
Прилагательные: великая, огромная, красивая, родная, чёрная, плодородная, большая, прекрасная, рыхлая, поверхностная.
Глаголы: образуется, живёт, растёт, обеспечивает, создаётся, помогает, кормит, одевает, заботится, плодоносит.
Выражения: Земля кормит людей, как мать детей.
Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей.
Рыбам – вода, птицам – воздух, а человеку — вся земля.
Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает!
Земля — богатство.
Земля общий дом людей.
Почва дороже золота.
Синоним : земля, суша, грунт, основа, труженица, кормилица, чернозем.
Кормит, одевает, заботится
Земля общий дом людей
Образуется, живёт, растёт.
Почва дороже золота.
- Домашнее задание. Стр. 111 – 114 пересказ.
План изучения темы.
|
|
|
|
1.Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели? Вывод: Значит, в почве есть 1.Возьмите салфетку, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидели на салфетке? Вывод: в почве есть 1.Возьмите стакан воды с почвой, который оставили после первого опыта. Что вы видите на поверхности? 2.Рассмотрите внимательно осадок на дне стакана. Что вы видите? Вывод: в почве есть Прилагательные: великая, огромная, красивая, родная, чёрная, плодородная, большая, прекрасная, рыхлая, поверхностная. Глаголы: образуется, живёт, растёт, обеспечивает, создаётся, помогает, кормит, одевает, заботится, плодоносит. Выражения: Земля кормит людей, как мать детей. Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей. Рыбам – вода, птицам – воздух, а человеку — вся земля. Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает! Земля — богатство. Почва дороже золота. Синоним : земля, суша, грунт, основа, труженица, кормилица, чернозем. Ребус. Предварительный просмотр:Подписи к слайдам:29 ноября Окружающий мир. nachalo4ka.ru Работа в ТПО. Стр. 39 № 41. У планеты ____________ есть спутник – это Луна. Приятно утром пройтись босыми ногами по____________ и ощутить прохладу росы. У планеты Земля есть спутник – это Луна. Приятно утром пройтись босыми ногами по земле и ощутить прохладу росы. земля – почва Земля – планета Тема урока: Почва. Стр. 110 – 111. Почва – это верхний плодородный слой земли. Работа в ТПО. Стр. 39 № 42 Горные породы Почва Опыт №1. Опыт №1. Результаты опыта. 1.Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели? Вывод: Значит, в почве есть ___________. Опыт №1. Опыт №1. Результаты опыта. 1.Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели? заметили пузырьки Вывод: Значит, в почве есть воздух . Опыт №2. Опыт №2. Результаты опыта. 1.Возьмите салфетку, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидели на салфетке? Вывод: в почве есть ________. Опыт №2. Опыт №2. Результаты опыта. 1.Возьмите салфетку, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидели на салфетке? салфетка стала влажной Вывод: в почве есть вода . Опыт №3. Опыт №3. Результаты опыта. 1.Возьмите стакан воды с почвой, который оставили после первого опыта. Что вы видите на поверхности? 2.Рассмотрите внимательно осадок на дне стакана. Что вы видите? Вывод: в почве есть _______, ______ и ________ . Опыт №3. Опыт №3. Результаты опыта. 1.Возьмите стакан воды с почвой, который оставили после первого опыта. Что вы видите на поверхности? на поверхности плавают остатки листьев, корешки, части насекомых — перегной 2.Рассмотрите внимательно осадок на дне стакана. Что вы видите? песок и глина Вывод: в почве есть перегной , песок и глина Работа в ТПО. Стр. 40 № 43. Опыт №3. Опыт №3. Результаты опыта. 1.Возьмите стакан воды с почвой, который оставили после первого опыта. Что вы видите на поверхности? на поверхности плавают остатки листьев, корешки, части насекомых — перегной 2.Рассмотрите внимательно осадок на дне стакана. Что вы видите? песок и глина Вывод: в почве есть перегной, песок и глина По теме: методические разработки, презентации и конспектыконспект и презентация урока окружающего мира в 4 классе «Петр I: царь и человек»Урок-исследование помогает учащимся понять личность Петра I, раскрыть положительные и отрицательные стороны его правления, выдающиеся заслуги перед Отечеством, воспитать на его примере любовь к Родине. Конспект и презентация урока окружающего мира «Что такое луг?» для учащихся 4 класса УМК «Школа России»Данный подробный конспект урока по окружающему миру разработан для учащихся 4 класса УМК «Школа России», занимающихся по учебникам А. А. Плешакова. В данной разработке предоставлен сам конспект и . урок окружающего мира по теме «Почва. Состав почвы» в 3 классе.Урок окружающего мира по теме «Почва. Состав почвы» был проведён как открытый для учителей, работающих в 3 классе по системе Л.В.Занкова. презентация к уроку окружающего мира по теме «Почва.Состав почвы»Данная презентация может быть использована на уроке окружающего мира по теме «Почва.Состав почвы» в 3 классе. Конспект + презентация урока окружающего мира. У Чёрного моря; 4 классКонспект и презентация урока окружающего мира для 2 класса. Тема: » Про воду. «. Составила: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №280.Конспект и презентация урока окружающего мира для 2 класса, УМК » Школа России». Тема: » Про воду. «. Составила: Седнева Татьяна Пвловна, учитель НБОУ СОШ №280 г. Санкт Петербурга. Конспект и презентация урока окружающего мира «Корень, стебель и лист»УМК: «Перспективная начальная школа»Цель: учить различать части растений, делать выводы о значении корня, стебля, листа, цветка.Оборудование: авторская презентация, плакат или рисунок &laq. Источник ➤ Adblockdetector |