Состав и свойства почвы
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе УМК «Школа России». Тема «Состав и свойства почвы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_v_3_klasse_umk_shkola_rossii.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе УМК «Школа России»
Тема «Состав и свойства почвы»
Цель : сформировать знания о составе почвы, её свойствах.
- способствовать формированию понятия «почва», представление о её составе, главном свойстве;
- содействовать развитию умения проводить простейшие опыты, делать выводы, выявлять причинно-следственные связи, работать со схемой;
- пробудить познавательный интерес;
- создать условия для воспитания бережного отношения к почве, как к национальному достоянию.
- знать состав и свойства почвы;
- понимать и принимать учебную задач, решать её под руководством учителя;
- высказывать и доказывать своё мнение
- анализировать полученные сведения и делать выводы;
- выслушивать разные мнения, дополнять и корректировать.
- проявлять интерес к окружающему миру;
- развивать кругозор, словарный запас.
Оборудование: проектор, образцы почв, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло, спиртовка, штатив, держатель, салфетки.
Мотивация(самоопределение к учебной деятельности )
Приветствует учащихся. Мотивирует к учебной деятельности.
Приветствуют учителя, настраиваются на предстоящую работ у
Выявление места и причины затруднения
-Попробуйте догадаться, о чём пойдёт речь на уроке.
«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок».
-Как вы думаете- это сказка или нет?
-Вы уже догадались, как называется чудесная кладовая?!
-О каком значении слова земля идёт речь в рассказе?(слайд 1)
-О чём пойдёт речь на уроке?
-Каковы секреты кладовой?
-На экскурсии мы наблюдали, что корни растений уходят в землю. Что извлекают они из почвы?
-Верно. Толщина почвенного слоя в разных местах отличается: от 2-3 см до 1,5 – 2 метров. (слайд 2)
-Посмотрите на образец почвы. Какого он цвета?
-Когда мы рассматривали почву, что наблюдали в её составе?
-Как вы думаете, есть ещё что -нибудь в почве?
Источник
Почва, ее состав и свойства
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Цели:
формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах.
развивать умения работы с научным текстом и схемами,
выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой,
делать выводы на основе проведенных опытов,
развивать познавательный интерес.
воспитывать интерес к самостоятельной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochva_ee_sostav_i_svoystva.docx | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Почва, её состав и свойства
формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах.
развивать умения работы с научным текстом и схемами,
выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой,
делать выводы на основе проведенных опытов,
развивать познавательный интерес.
воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.
I. Организационный момент.
— Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать. (1 слайд)
II. Проверка домашнего задания.
— Дома вы готовили ответы на вопросы на стр. 86.
III. Объявление темы и целей урока. Введение в тему.
1. Отгадайте загадки и заполните кроссворд. (2 слайд)
1. В чистом поле встретишь склон,
Точно знаешь – это… (холм).
2. Далеко, конца не видно,
Закутаны в облака. (гора)
4. Тает снег — и я расту,
Дождик льет — и я расту,
Но расту не в высоту,
А в глубину и в ширину.
Полю хлебному я враг,
А зовут меня. (овраг).
— Как называются одним словом отгаданные слова?
— Гора, равнина, овраг, холм — это формы поверхности земли. (3 слайд)
2. Задание в тетради на стр. 38, №82.
— Нарисуйте различные формы земной поверхности.
— Какие формы суши вы нарисовали?
— Где обычно селятся люди? (На равнинах.)
— Почему? (Реки по равнинам текут спокойно, удобнее обрабатывать почву, строить здания, прокладывать дороги.)
3. Задание в тетради на стр. 38, №83.
— Прочитайте задание. (4 слайд)
— Почему так написали? (5 слайд)
4. Работа по учебнику.
— Прочитайте стихотворение на стр. 87.
— О какой земле идёт речь? (О почве.)
— Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?
(Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.)
— Итак, тема нашего урока. (6 слайд)
IV. Изучение нового материала.
— Посмотрите на слайд. (7 слайд)
— Прочитайте заголовок. Как вы думаете, о какой кладовой идёт речь? Что означают картинки? Приведите свои примеры из жизни. (Сажаем в землю весной 1 ведро картошки, а собираем 20 вёдер.)
— Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай? (Нет.)
— Почему в этих местах нет почвы? (8 слайд)
— Но в наших местах есть почва и очень хорошая, на которой растут и деревья и цветы. Давайте представим, что мы с вами цветочки.
V. Физкультминутка. (9 слайд)
Спал цветок и вдруг проснулся-
(туловище вправо, влево)
больше спать не захотел.
(туловище вперёд, назад)
(руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.
(руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
VI. Актуализация знаний.
1. Почва и её состав.
— Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. (10 слайд)
— В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. (11 слайд)
— Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные.
— И как подтверждение моим словам, прочитаем стихотворение в тетради на стр. 38, №84.
— Почему гора снова стала молодой?
— Но что такое почва? Как она образуется?
— Давайте найдём ответы на эти вопросы в учебнике и прочитаем стр. 88.
— Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли.)
— Что такое перегной? (Самый плодородный слой земли.)
— Какие факторы влияют на образование почвы? (12 слайд)
— Мы узнали, как образуется почва. Но что входит в её состав? Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить это, просто внимательно рассмотрев почву. (Нет. Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы,
необходимо проделать опыты.)
2. Исследование состава и свойств почвы (опыты по тетради, задание №85).
— Что будете проверять в результате опыта? (Состав почвы.)
Оборудование: стакан, вода, комок почвы.
Ход опыта: положим в стакан с водой комок почвы.
Вывод: в почве есть воздух.
(Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из комочка почвы.)
— Для чего нужен воздух в почве?
Оборудование: стакан, вода, комок почвы.
Ход опыта: размешаем почву в стакане.
Вывод: в почве есть песок, глина.
(Учащиеся рисуют песок на дне стакана и мутную воду.)
Оборудование: сковородка, спиртовка, стекло.
Ход опыта: положим на сковородку немного почвы и нагреем ее.
Вывод: в почве есть вода.
(Учащиеся рисуют капельки воды, выпаренной из почвы.)
— Зачем в почве вода?
Опыт 4 (продолжение опыта 3).
Ход опыта: продолжим прокаливать почву.
Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (Можно определить по запаху.)
Цель: увидеть наличие солей.
Ход опыта: возьмем несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли.
Вывод: соли — это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.
— Сделайте вывод, что входит в состав почвы. Заполните схему.
Вывод: в состав почвы входят глина, песок, вода, воздух, остатки растений, перегной, живые организмы (микробы). (13 слайд)
3. Свойство почвы.
— С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.
— Посмотрите на слайд. (14 слайд)
— Как вы можете прокомментировать этот рисунок? (В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.)
— Как вы думаете, почему так происходит? (В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.)
— А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?
— Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы? Ответ на этот вопрос мы найдём в учебнике на стр. 89–90.
— Итак, назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы. (15 слайд)
— Как вы думаете, в нашей почве плодородная почва или нет?
— Игра на внимание. Сейчас я проверю, насколько вы внимательны.
— Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.
— Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб, эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клён, персик, яблоня, груша, лиана.
VIII. Актуализация знаний.
— По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)
— Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 90.
— Где расположен плодородный слой?
— Как вы догадались?
— Далее идёт переходный слой – менее плодородный, нижний слой – это горная порода.
— В каких слоях почвы располагаются корни растений? Почему?
1. — Давайте подведём итог.
— Что такое почва?
— Какая почва называется плодородной?
— Чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)
2. Обучающий тест. Вид работы – фронтальная. Взаимопроверка. (16 слайд)
— Перед вами 6 вопросов.
- Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (Почва.)
- Выбери и запиши, какие вещества входят в состав почвы: песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло. (Песок, глина, вода, воздух, перегной, соли.)
- Основное свойство почвы. (Плодородие.)
- Животные или растения стали первыми обитателями суши? (Растения.)
- Самая богатая перегноем почва. (Чернозём.)
- Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (Перегной.) (17 слайд)
3. Вывод. (18 слайд)
— Почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому.
— Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось на уроке?
X. Домашнее задание: стр. 87–90 читать, ответить на вопросы, №86-87 стр. 40. (19 слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почва.Её состав и свойства.
Презентация к уроку окружающего мира «Почва. Её состав и свойства» 3 класс «Планета знаний».
Почва. Ее состав и свойство.
Проблемный урок по предмету «Окружающий мир» для 3-го класса на котором дети узнают что такое почва, как она образовалась, ее состав, свойства. На уроке дается классификация видов почвы по территориал.
Почва. Ее состав и свойство. 2 часть
Конспект урока по окружающему миру по теме: «Почва, её состав и свойства», 3класс, УМК «Гармония»
Конспект урока разработан в соответствии требованиями ФГОС.
Почва. Ее состав и свойства.
Почва. Ее состав и свойства.
«Почва, ее состав и свойства»
Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе.
Презентация «Почва, ее состав и свойства»
презентация к открытому уроку окружающего мира в 3 классе.
Источник
Почва и ее состав
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.docx | 24.4 КБ |
prezentatsiya2.pptx | 445.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
Выполнила студент(ка): 43 гр.
Тема: «Почва , ее состав».
Цель: формирование представления о почвах; изучить состав и свойства почвы. природы; формировать универсальные учебные действия – работа с учебными текстами, осознанное чтение вслух, развивать мышление, наблюдательность, умение представить вывод, умение работать
-личностные: организовать самооценивание и взаимооценивание учащимися работы на уроке, формирование ученической компетентности, стремление к получению новых знаний, воспитывать заботливое отношение к окружающей природе; целостный взгляд на мир в единстве природы и человека через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком.
-предметные: приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы
Оборудование: презентация, учебник «Эльконин, Давыдов», 3 класс
Методы и приемы
Содержание урока. Деятельность учителя
Повернитесь к соседу, улыбнитесь ему и тихо садитесь. Начинаем работать.
Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности
Устная фронтальная работа.
Прежде чем начать новую тему , мы с вами напишем небольшой тест по пройденным темам.
- Животные сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, строят жилища, заботятся о потомстве называются …
- Животные, которые питаются только другими животными, называются:
3. Подчеркни названия зимующих в наших местах птиц:
воробей, грач, синица, лебедь, ласточка, цапля
- Укажите группу, в которой перечислены только млекопитающие :
1. шимпанзе, собака, лошадь
2. кошка, курица, жираф
3 бабочка, стрекоза, муравей
4. черепаха, крокодил, осьминог
- Определи, о каком зверьке идёт речь:
Этот зверёк умеет строить на реках и ручьях плотины, прокладывает в лесу каналы. Валит толстые деревья, сооружает хатки для жилья. Найдёт осину или иву, подгрызёт её со всех сторон и дерево упадёт. От упавшего дерева зверёк старательно отделяет ветки, сплавляет их по воде к своей хатке и складывает в большие кучи. Так зверёк запасает себе на зиму продукты. ________________________
- звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы;
- птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, черви;
- птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы.
Вспомнить пройденный материал, писать тест по пройденной теме
П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме
К: аргументируют свою позицию.
3. Постановка учебной задачи и ее решение
Практический: выполнение упражнения
Устная фронтальная работа.
Земля — чтобы рыть.
Земля — чтоб ходить.
Земля — чтобы жить.
О какой земле идёт речь? (О почве) Как вы понимаете такие слова: «Земля — чтобы жить». Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать? Верно! Сегодня наш урок мы посвятим почве, узнаем её состав и свойства.
Итак, тема нашего урока: «Почва. Состав почвы»
Посмотрите в толковый словарь. Что такое почва?
Действительно, тёмный рыхлый плодородный слой земли называется почвой. В нём находятся корни растений, живут черви, насекомые и их личинки.
В почве непрерывно происходит гниение различных организмов. При гниении образуются вещества, от наличия которых зависит плодородие почвы, т.е. способность давать хороший урожай. Чем больше сгнивших остатков в почве, тем она плодороднее.
Поэтому плодородие считается главным свойством почвы.
Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай.
Даже самому неприхотливому растению для развития нужен рыхлый слой, в котором есть всё необходимое для его жизни. Твёрдые горные породы бесплодны – в них никто не живёт…
Так что же содержится в почве, что обеспечивает в ней жизнь животных и растений?
Отвечают на вопросы
П: Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы.
Умение определять цель урока
4.Решение частных задач
Практич: работа с учебным материалом
Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы открываем учебники на стр 114.
Начинаем читать по цепочке.
Что же содержится в почве, что обеспечивает в ней жизнь?
Скажите, какое из утверждений верны?
4)тяжелые и легкие частички.
Ребята, что такое перегной?( часть почвы из перегнивших растительных и животных остатков.)
Работать с учебным материалом
Отвечать на вопросы по теме
К: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Р: принимают и сохраняют уч. Задачу;
Умение извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.
Практич.: с выполнение упраж.,
( на доске таблички с названиями: ПЕРЕГНОЙ, ВОЗДУХ, ПЕСОК И ГЛИНА, ВОДА, МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА).
-Посмотрите на доску. Что у нас получилось?
-Попробуйте обобщить понятия. Части чего, какого целого мы разложили на доске? (СОСТАВ ПОЧВЫ)
-Что входит в состав почвы?
-Что же делает почву плодородной?
— Почему на прокаленной почве растения не растут?
— Прочитайте учебник на с. 38.
— Выделите основные мысли. Подведите итог.
— Итак, что же растения получают из почвы?
Вывод:
1.Во-первых, воздух. Корни растений дышат воздухом, который находится в почве.
2.Во-вторых, воду. Вместе с водой растения поглощают питательные вещества.
-Откуда же они берутся?
3.Остатки погибших растений, животных, перерабатывают бактерии и насекомые, и почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Следовательно, в почве имеются все вещества, необходимые для роста и развития растений.
Вывод запишем в тетради.
Отвечать на вопросы
Л: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу Р: принимают и сохраняют уч. Задачу;
6.Подведение итогов урока
Ребята, какой вывод можно сделать про почву?
В почве имеются все вещества, необходимые для роста и развития растений.
-Есть такая наука – почвоведение (табличка на метке)
-Как вы думаете, что это за наука? (Это наука о почвах)
-Ее основоположником, создателем был русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота.
-Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи, песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда и она будет нас радовать богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
Вы сегодня очень хорошо поработали!
Формулировать тему и цель урока
К: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Источник