Меню

План урока состав почвы

Состав и свойства почвы
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе УМК «Школа России». Тема «Состав и свойства почвы»

Скачать:

Вложение Размер
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_v_3_klasse_umk_shkola_rossii.docx 23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе УМК «Школа России»

Тема «Состав и свойства почвы»

Цель : сформировать знания о составе почвы, её свойствах.

  • способствовать формированию понятия «почва», представление о её составе, главном свойстве;
  • содействовать развитию умения проводить простейшие опыты, делать выводы, выявлять причинно-следственные связи, работать со схемой;
  • пробудить познавательный интерес;
  • создать условия для воспитания бережного отношения к почве, как к национальному достоянию.
  • знать состав и свойства почвы;
  • понимать и принимать учебную задач, решать её под руководством учителя;
  • высказывать и доказывать своё мнение
  • анализировать полученные сведения и делать выводы;
  • выслушивать разные мнения, дополнять и корректировать.
  • проявлять интерес к окружающему миру;
  • развивать кругозор, словарный запас.

Оборудование: проектор, образцы почв, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло, спиртовка, штатив, держатель, салфетки.

Мотивация(самоопределение к учебной деятельности )

Приветствует учащихся. Мотивирует к учебной деятельности.

Приветствуют учителя, настраиваются на предстоящую работ у

Выявление места и причины затруднения

-Попробуйте догадаться, о чём пойдёт речь на уроке.

«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок».

-Как вы думаете- это сказка или нет?

-Вы уже догадались, как называется чудесная кладовая?!

-О каком значении слова земля идёт речь в рассказе?(слайд 1)

-О чём пойдёт речь на уроке?

-Каковы секреты кладовой?

-На экскурсии мы наблюдали, что корни растений уходят в землю. Что извлекают они из почвы?

-Верно. Толщина почвенного слоя в разных местах отличается: от 2-3 см до 1,5 – 2 метров. (слайд 2)

-Посмотрите на образец почвы. Какого он цвета?

-Когда мы рассматривали почву, что наблюдали в её составе?

-Как вы думаете, есть ещё что -нибудь в почве?

Источник

Почва, ее состав и свойства
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Цели:

формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах.

развивать умения работы с научным текстом и схемами,

выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой,

делать выводы на основе проведенных опытов,

развивать познавательный интерес.

воспитывать интерес к самостоятельной

Скачать:

Вложение Размер
pochva_ee_sostav_i_svoystva.docx 22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Почва, её состав и свойства

формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах.

развивать умения работы с научным текстом и схемами,

выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой,

делать выводы на основе проведенных опытов,

развивать познавательный интерес.

воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

I. Организационный момент.

— Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать. (1 слайд)

II. Проверка домашнего задания.

— Дома вы готовили ответы на вопросы на стр. 86.

III. Объявление темы и целей урока. Введение в тему.

1. Отгадайте загадки и заполните кроссворд. (2 слайд)

1. В чистом поле встретишь склон,

Точно знаешь – это… (холм).

2. Далеко, конца не видно,

Закутаны в облака. (гора)

4. Тает снег — и я расту,

Дождик льет — и я расту,

Но расту не в высоту,

А в глубину и в ширину.

Полю хлебному я враг,

А зовут меня. (овраг).

— Как называются одним словом отгаданные слова?

— Гора, равнина, овраг, холм — это формы поверхности земли. (3 слайд)

2. Задание в тетради на стр. 38, №82.

— Нарисуйте различные формы земной поверхности.

— Какие формы суши вы нарисовали?

— Где обычно селятся люди? (На равнинах.)

— Почему? (Реки по равнинам текут спокойно, удобнее обрабатывать почву, строить здания, прокладывать дороги.)

3. Задание в тетради на стр. 38, №83.

— Прочитайте задание. (4 слайд)

— Почему так написали? (5 слайд)

4. Работа по учебнику.

— Прочитайте стихотворение на стр. 87.

— О какой земле идёт речь? (О почве.)

— Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?

(Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.)

— Итак, тема нашего урока. (6 слайд)

IV. Изучение нового материала.

— Посмотрите на слайд. (7 слайд)

— Прочитайте заголовок. Как вы думаете, о какой кладовой идёт речь? Что означают картинки? Приведите свои примеры из жизни. (Сажаем в землю весной 1 ведро картошки, а собираем 20 вёдер.)

— Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай? (Нет.)

— Почему в этих местах нет почвы? (8 слайд)

— Но в наших местах есть почва и очень хорошая, на которой растут и деревья и цветы. Давайте представим, что мы с вами цветочки.

V. Физкультминутка. (9 слайд)

Спал цветок и вдруг проснулся-

(туловище вправо, влево)

больше спать не захотел.

(туловище вперёд, назад)

(руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.

(руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

VI. Актуализация знаний.

1. Почва и её состав.

— Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. (10 слайд)

— В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. (11 слайд)

— Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные.

— И как подтверждение моим словам, прочитаем стихотворение в тетради на стр. 38, №84.

— Почему гора снова стала молодой?

— Но что такое почва? Как она образуется?

— Давайте найдём ответы на эти вопросы в учебнике и прочитаем стр. 88.

— Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли.)

— Что такое перегной? (Самый плодородный слой земли.)

— Какие факторы влияют на образование почвы? (12 слайд)

— Мы узнали, как образуется почва. Но что входит в её состав? Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить это, просто внимательно рассмотрев почву. (Нет. Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы,

необходимо проделать опыты.)

2. Исследование состава и свойств почвы (опыты по тетради, задание №85).

— Что будете проверять в результате опыта? (Состав почвы.)

Оборудование: стакан, вода, комок почвы.

Ход опыта: положим в стакан с водой комок почвы.

Вывод: в почве есть воздух.

(Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из комочка почвы.)

— Для чего нужен воздух в почве?

Оборудование: стакан, вода, комок почвы.

Ход опыта: размешаем почву в стакане.

Вывод: в почве есть песок, глина.

(Учащиеся рисуют песок на дне стакана и мутную воду.)

Оборудование: сковородка, спиртовка, стекло.

Ход опыта: положим на сковородку немного почвы и нагреем ее.

Вывод: в почве есть вода.

(Учащиеся рисуют капельки воды, выпаренной из почвы.)

— Зачем в почве вода?

Опыт 4 (продолжение опыта 3).

Ход опыта: продолжим прокаливать почву.

Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (Можно определить по запаху.)

Цель: увидеть наличие солей.

Ход опыта: возьмем несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли.

Вывод: соли — это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.

— Сделайте вывод, что входит в состав почвы. Заполните схему.

Вывод: в состав почвы входят глина, песок, вода, воздух, остатки растений, перегной, живые организмы (микробы). (13 слайд)

3. Свойство почвы.

— С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.

— Посмотрите на слайд. (14 слайд)

— Как вы можете прокомментировать этот рисунок? (В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.)

— Как вы думаете, почему так происходит? (В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.)

— А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?

— Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы? Ответ на этот вопрос мы найдём в учебнике на стр. 89–90.

— Итак, назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы. (15 слайд)

— Как вы думаете, в нашей почве плодородная почва или нет?

— Игра на внимание. Сейчас я проверю, насколько вы внимательны.

— Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.

— Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб, эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клён, персик, яблоня, груша, лиана.

VIII. Актуализация знаний.

— По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)

— Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 90.

— Где расположен плодородный слой?

— Как вы догадались?

— Далее идёт переходный слой – менее плодородный, нижний слой – это горная порода.

— В каких слоях почвы располагаются корни растений? Почему?

1. — Давайте подведём итог.

— Что такое почва?

— Какая почва называется плодородной?

— Чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)

2. Обучающий тест. Вид работы – фронтальная. Взаимопроверка. (16 слайд)

— Перед вами 6 вопросов.

  • Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (Почва.)
  • Выбери и запиши, какие вещества входят в состав почвы: песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло. (Песок, глина, вода, воздух, перегной, соли.)
  • Основное свойство почвы. (Плодородие.)
  • Животные или растения стали первыми обитателями суши? (Растения.)
  • Самая богатая перегноем почва. (Чернозём.)
  • Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (Перегной.) (17 слайд)

3. Вывод. (18 слайд)

— Почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому.

— Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось на уроке?

X. Домашнее задание: стр. 87–90 читать, ответить на вопросы, №86-87 стр. 40. (19 слайд)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почва.Её состав и свойства.

Презентация к уроку окружающего мира «Почва. Её состав и свойства» 3 класс «Планета знаний».

Почва. Ее состав и свойство.

Проблемный урок по предмету «Окружающий мир» для 3-го класса на котором дети узнают что такое почва, как она образовалась, ее состав, свойства. На уроке дается классификация видов почвы по территориал.

Почва. Ее состав и свойство. 2 часть
Конспект урока по окружающему миру по теме: «Почва, её состав и свойства», 3класс, УМК «Гармония»

Конспект урока разработан в соответствии требованиями ФГОС.

Почва. Ее состав и свойства.

Почва. Ее состав и свойства.

«Почва, ее состав и свойства»

Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе.

Презентация «Почва, ее состав и свойства»

презентация к открытому уроку окружающего мира в 3 классе.

Источник

Почва и ее состав
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Конспект урока по окружающему миру

Скачать:

Вложение Размер
3.docx 24.4 КБ
prezentatsiya2.pptx 445.94 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Выполнила студент(ка): 43 гр.

Тема: «Почва , ее состав».

Цель: формирование представления о почвах; изучить состав и свойства почвы. природы; формировать универсальные учебные действия – работа с учебными текстами, осознанное чтение вслух, развивать мышление, наблюдательность, умение представить вывод, умение работать

-личностные: организовать самооценивание и взаимооценивание учащимися работы на уроке, формирование ученической компетентности, стремление к получению новых знаний, воспитывать заботливое отношение к окружающей природе; целостный взгляд на мир в единстве природы и человека через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком.

-предметные: приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы

Оборудование: презентация, учебник «Эльконин, Давыдов», 3 класс

Методы и приемы

Содержание урока. Деятельность учителя

Повернитесь к соседу, улыбнитесь ему и тихо садитесь. Начинаем работать.

Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности

Устная фронтальная работа.

Прежде чем начать новую тему , мы с вами напишем небольшой тест по пройденным темам.

  1. Животные сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, строят жилища, заботятся о потомстве называются …
  1. Животные, которые питаются только другими животными, называются:

3. Подчеркни названия зимующих в наших местах птиц:

воробей, грач, синица, лебедь, ласточка, цапля

  1. Укажите группу, в которой перечислены только млекопитающие :

1. шимпанзе, собака, лошадь

2. кошка, курица, жираф

3 бабочка, стрекоза, муравей

4. черепаха, крокодил, осьминог

  1. Определи, о каком зверьке идёт речь:

Этот зверёк умеет строить на реках и ручьях плотины, прокладывает в лесу каналы. Валит толстые деревья, сооружает хатки для жилья. Найдёт осину или иву, подгрызёт её со всех сторон и дерево упадёт. От упавшего дерева зверёк старательно отделяет ветки, сплавляет их по воде к своей хатке и складывает в большие кучи. Так зверёк запасает себе на зиму продукты. ________________________

  1. звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы;
  2. птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, черви;
  3. птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы.

Вспомнить пройденный материал, писать тест по пройденной теме

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме

К: аргументируют свою позицию.

3. Постановка учебной задачи и ее решение

Практический: выполнение упражнения

Устная фронтальная работа.

Земля — чтобы рыть.

Земля — чтоб ходить.

Земля — чтобы жить.

О какой земле идёт речь? (О почве) Как вы понимаете такие слова: «Земля — чтобы жить». Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать? Верно! Сегодня наш урок мы посвятим почве, узнаем её состав и свойства.

Итак, тема нашего урока: «Почва. Состав почвы»

Посмотрите в толковый словарь. Что такое почва?

Действительно, тёмный рыхлый плодородный слой земли называется почвой. В нём находятся корни растений, живут черви, насекомые и их личинки.

В почве непрерывно происходит гниение различных организмов. При гниении образуются вещества, от наличия которых зависит плодородие почвы, т.е. способность давать хороший урожай. Чем больше сгнивших остатков в почве, тем она плодороднее.

Поэтому плодородие считается главным свойством почвы.

Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай.

Даже самому неприхотливому растению для развития нужен рыхлый слой, в котором есть всё необходимое для его жизни. Твёрдые горные породы бесплодны – в них никто не живёт…

Так что же содержится в почве, что обеспечивает в ней жизнь животных и растений?

Отвечают на вопросы

П: Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы.

Умение определять цель урока

4.Решение частных задач

Практич: работа с учебным материалом

Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы открываем учебники на стр 114.

Начинаем читать по цепочке.

Что же содержится в почве, что обеспечивает в ней жизнь?

Скажите, какое из утверждений верны?

4)тяжелые и легкие частички.

Ребята, что такое перегной?( часть почвы из перегнивших растительных и животных остатков.)

Работать с учебным материалом

Отвечать на вопросы по теме

К: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу;

Умение извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.

Практич.: с выполнение упраж.,

( на доске таблички с названиями: ПЕРЕГНОЙ, ВОЗДУХ, ПЕСОК И ГЛИНА, ВОДА, МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА).
-Посмотрите на доску. Что у нас получилось?
-Попробуйте обобщить понятия. Части чего, какого целого мы разложили на доске? (СОСТАВ ПОЧВЫ)
-Что входит в состав почвы?
-Что же делает почву плодородной?
— Почему на прокаленной почве растения не растут?
— Прочитайте учебник на с. 38.
— Выделите основные мысли. Подведите итог.
— Итак, что же растения получают из почвы?

Вывод:
1.Во-первых, воздух. Корни растений дышат воздухом, который находится в почве.
2.Во-вторых, воду. Вместе с водой растения поглощают питательные вещества.
-Откуда же они берутся?
3.Остатки погибших растений, животных, перерабатывают бактерии и насекомые, и почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Следовательно, в почве имеются все вещества, необходимые для роста и развития растений.
Вывод запишем в тетради.

Отвечать на вопросы

Л: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу Р: принимают и сохраняют уч. Задачу;

6.Подведение итогов урока

Ребята, какой вывод можно сделать про почву?

В почве имеются все вещества, необходимые для роста и развития растений.

-Есть такая наука – почвоведение (табличка на метке)

-Как вы думаете, что это за наука? (Это наука о почвах)

-Ее основоположником, создателем был русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота.

-Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи, песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда и она будет нас радовать богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Вы сегодня очень хорошо поработали!

Формулировать тему и цель урока

К: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Источник

Читайте также:  Лидеры по выращиванию моркови
Adblock
detector