Плодородие
Плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности. Это эмерджентное свойство почвы. При взаимодействии компонентов почвы появляется плодородие. Почва состоит из перегноя, азота, фосфора, калийных солей, воды, воздуха, глины и песка.
С давних пор человек оценивает почву главным образом с точки зрения её плодородия. Именно от плодородия зависит урожай и красота растений. Почва — сложная система, которая живёт и развивается по своим законам, поэтому под плодородием нужно понимать весь комплекс почвенных свойств и процессов, определяющих нормальное развитие растений. Все процессы, происходящие в почве, связаны между собой. Исключение или ослабление какого–либо составляющего ведёт за собой изменение всего состава почвы и потере ценных её качеств. Деградация почвы — цепная реакция, которую трудно остановить. Ухудшение земель снижает продуктивность растений. Почва в этом случае становится подвержена эрозии и вымыванию полезных веществ, что опять ведёт к снижению численности растений. Мероприятия по возобновлению плодородия почв долговременны, очень дорогостоящи и сложны, поэтому так важно следить за состоянием почвы, не допуская её сильного истощения или загрязнения. Результатом такого внимательного отношения будет привлекательность цветов и отличный урожай.
Для определения плодородия почвы необходимо обратить внимание на её состав, кислотность, отношение к воде и кислороду. Обладая наблюдательностью и элементарными знаниями по биологии можно определить состояние почвы и предпринять необходимые меры по улучшению или поддержанию почвенных свойств.
Источник
Значение слова «плодородие»
ПЛОДОРО́ДИЕ, -я, ср. Способность (почвы) производить и питать богатую растительность, давать хорошие урожаи. Я любовался прекрасной землею, коей плодородие вошло на Востоке в пословицу. Пушкин, Путешествие в Арзрум. О плодородии почвы свидетельствует необычайное обилие 143 растительности. Соколов-Микитов, Ленкорань.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности. Это эмерджентное свойство почвы. При взаимодействии компонентов почвы появляется плодородие. Почва состоит из перегноя, воды, воздуха, глины и песка. На её плодородие существенно влияет содержание азота, фосфора, калийных солей и других веществ.
С давних пор человек оценивает почву главным образом с точки зрения её плодородия. Именно от плодородия зависит урожай.
Почва — сложная система, которая живёт и развивается по своим законам, поэтому под плодородием нужно понимать весь комплекс почвенных свойств и процессов, определяющих нормальное развитие растений. Все процессы, происходящие в почве, связаны между собой. Исключение или ослабление какого-либо составляющего ведёт за собой изменение всего состава почвы и потере ценных её качеств. Деградация почвы — цепная реакция, которую трудно остановить. Ухудшение земель снижает продуктивность растений. Почва в этом случае становится подвержена эрозии и вымыванию полезных веществ, что опять ведёт к снижению численности растений. Мероприятия по возобновлению плодородия почв долговременны, очень дорогостоящи и сложны, поэтому так важно следить за состоянием почвы, не допуская её сильного истощения или загрязнения.
Для определения плодородия почвы необходимо обратить внимание на её состав, кислотность, отношение к воде и кислороду. Обладая наблюдательностью и элементарными знаниями по биологии можно определить состояние почв и предпринять необходимые меры по улучшению или поддержанию почвенных свойств.
ПЛОДОРО’ДИЕ, я, мн. нет, ср. (книжн.). Способность производить и питать богатую растительность; совокупность физических, химических и биологических свойств и явлений, обусловливающих производительную силу чего-н. (почвы).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
плодоро́дие
1. способность плодоносить, давать урожай ◆ Биологические факторы плодородия почвы.
Источник
Окружающий мир. 4 класс
Конспект урока
Окружающий мир. 4 класс.
Урок 13. Земля-кормилица.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Глоссарий по теме:
Плодородие – способность почвы давать хорошие урожаи.
Удобрение – вещество, вносимое в почву для повышения урожая.
Навоз – смесь помёта домашнего скота и соломенной подстилки,
используемая для удобрения почвы.
Торф – полезное ископаемое, образованное скоплением остатков
растений в болотистых местах.
Птичий помёт – продукт жизнедеятельности птиц, который
используется для удобрения почвы.
Зола – остаток от сжигания чего-либо в виде серо-чёрной пыли.
Ядохимикаты – химические препараты, которые используют для
борьбы с вредителями и болезнями растений.
Почва; тундровые; подзолистые; болотные; чернозёмные; луговые;
серые лесные; перегной; торф; дёрн; плодородие; ядохимикаты;
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб.пособие для
общеобразоват. организаций. В 2 ч./А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. с. 74-75.
«Великан на поляне, или первые уроки экологической этики », с. 147-148.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Наш урок называется «Земля-кормилица». Вы спросите, почему земле дали такое прозвище – «кормилица»? получается, земля нас кормит? А как она нас кормит? Чем она нас кормит? И вообще, какая она, земля, по которой мы ходим? Как много у нас вопросов! Сегодня на уроке мы с вами ответим на все вопросы, будем внимательными и узнаем много новой информации.
- Наша страна занимает большую территорию. Она охватывает несколько природных зон. Почвы в различных природных зонах разные. Вы уже знаете, что почва – это верхний плодородный слой земли. Изучают почву, её состав, свойства учёные-почвоведы. Они определили, что на территории нашей страны немалое число типов почв. В каждой природной зоне свой тип почвы. В природной зоне тундра – тундровые почвы. В зоне тайги и смешанных лесов располагаются подзолистые почвы. Этот тип почв самый распространённый на территории нашей страны. В лиственных лесах – серые лесные почвы. В зоне степей – почвы чернозёмные. На болотах – болотные. На лугах – луговые почвы. Главное свойство почвы — это плодородие. Из всех типов почв самая плодородная – это чернозёмная почва, или как её ещё называют – чернозём. Вслушайтесь в название «чернозём». Слово образовалось от двух слов – чёрная и земля. Дело в том, что чернозёмные почвы очень тёмного, чёрного цвета. А всё потому, что чернозём отличается от других почв богатством содержания перегноя. Перегной – это разложившиеся остатки растений и животных. И из-за большого содержания перегноя, почвы такого тёмного цвета. Если посадить в такую почву семена, то при правильном уходе получается хороший урожай.
- Почву, как и всё, что даёт нам природа, нужно беречь и защищать. Чтобы образовался один сантиметр почвы нужно ждать 250-300 лет, а для того, чтобы получился слой в 20 сантиметров – 5-6 тысяч лет. Представляете, как это долго! Почва начала образовываться с той поры, как жизнь появилась на Земле. И с того времени этот процесс не прерывается. Твёрдые природные породы постепенно разрушаются, превращаясь в рыхлый слой, который состоит из камней, песка и кусков глины. В этом слое очень мало питательных веществ, которыми питаются растения. Но в царстве растений есть такие, которым подходят эти условия. Эти растения со временем умирают, и из остатков получается перегной. Потом на этой почве селятся другие растения, их уже больше и они разнообразней. Эти новые жильцы тоже умирают, и уже перегноя становится больше. Теперь уже когда питательных веществ стало больше, в почве начинают селиться животные. Они питаются растениями, умирают и попадают в почву. Перегноя на этой почве становится ещё больше. И опять вырастают растения, и опять их поедают животные, умирают и превращаются в перегной. Так в природе происходит круговорот веществ – из почвы в растения — из растений в тела животных – и опять в почву. Если исчезнет почва на планете, не станет растений и животных, а значит, человек не сможет выжить. Растения являются защитниками почвы от ветра и воды. Где нет растений, почва остаётся незащищённой, вода может смыть её. А ветер просто развеять. Чтобы сохранить почву на полях человек сажает полезащитные полосы леса. В зимнее время проводит снегозадержание. Для этого устраивает снежные валы. Со временем на некоторых участках полезные вещества в почве заканчиваются, и её нужно удобрять – добавлять в почву удобрения. Удобрения бывают органические и минеральные. Органические удобрения – это навоз, торф, птичий помёт, зола. Минеральные удобрения получают из минеральных веществ. Но если удобрений будет слишком много, это навредит почве. Накапливается избыток солей, а это очень вредно для растений и животных, которые живут в почве. Поливать тоже нужно правильно, если воды будет слишком много, тоже соберутся лишние соли в почве. Очень внимательно надо относиться к добавлению в почву ядохимикатов. Если их добавить больше положенной нормы, они загрязняют её, а это гибель для жителей почвы – червей, личинок насекомых, бактерий. А без них почва не будет такой плодородной. Запомните, почвы образуются в природе очень медленно и нуждаются в нашей охране.
Мы ответили на наши вопросы и выяснили, почему землю называют «кормилицей». Земля кормит человека. На ней растут овощи, фрукты, ягоды, которыми человек питается. Земля кормит животных – и зверей, и насекомых, и птиц. Земля кормит растения – корни растений уходят в землю и оттуда получают пищу. А вы знаете, какая почва в вашем крае? Как её охраняют? Ответы на эти вопросы вы найдёте в краеведческой литературе.
А в книге «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики» на страницах 147 – 148 прочитайте рассказ «Дороже жемчуга и злата – под ногами» и подумайте, что каждый из нас может сделать, чтобы сберечь почву.
Разбор типового тренировочного задания
- Текст вопроса: Выберите верное высказывание.
А. Если в почву добавлять больше положенной нормы ядохимикатов, они загрязняют её, а это гибель для жителей почвы.
Б. Если в почву добавлять больше положенной нормы ядохимикатов, то в почве накапливаются лишние соли.
В. Почву можно поливать много и часто. Это очень полезно
Правильный вариант ответа
А. Если в почву добавлять больше положенной нормы ядохимикатов, они загрязняют её, а это гибель для жителей почвы.
Разбор типового тренировочного задания
- Текст вопроса: Впишите в предложения пропущенные слова.
В природной зоне тундра – _________ почвы.
В зоне тайги и смешанных лесов располагаются ____________ почвы.
В лиственных лесах — ______ _______ почвы.
В зоне степей – почвы ________.
На болотах – ________.
На лугах – __________ почвы.
Правильный вариант ответа
В природной зоне тундра – тундровые почвы.
В зоне тайги и смешанных лесов располагаются подзолистые почвы.
В лиственных лесах – серые лесные почвы.
Источник
Окружающий мир. 4 класс
Конспект урока
Окружающий мир. 4 класс.
Урок 13. Земля-кормилица.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Глоссарий по теме:
Плодородие – способность почвы давать хорошие урожаи.
Удобрение – вещество, вносимое в почву для повышения урожая.
Навоз – смесь помёта домашнего скота и соломенной подстилки,
используемая для удобрения почвы.
Торф – полезное ископаемое, образованное скоплением остатков
растений в болотистых местах.
Птичий помёт – продукт жизнедеятельности птиц, который
используется для удобрения почвы.
Зола – остаток от сжигания чего-либо в виде серо-чёрной пыли.
Ядохимикаты – химические препараты, которые используют для
борьбы с вредителями и болезнями растений.
Почва; тундровые; подзолистые; болотные; чернозёмные; луговые;
серые лесные; перегной; торф; дёрн; плодородие; ядохимикаты;
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб.пособие для
общеобразоват. организаций. В 2 ч./А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. с. 74-75.
«Великан на поляне, или первые уроки экологической этики », с. 147-148.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Наш урок называется «Земля-кормилица». Вы спросите, почему земле дали такое прозвище – «кормилица»? получается, земля нас кормит? А как она нас кормит? Чем она нас кормит? И вообще, какая она, земля, по которой мы ходим? Как много у нас вопросов! Сегодня на уроке мы с вами ответим на все вопросы, будем внимательными и узнаем много новой информации.
- Наша страна занимает большую территорию. Она охватывает несколько природных зон. Почвы в различных природных зонах разные. Вы уже знаете, что почва – это верхний плодородный слой земли. Изучают почву, её состав, свойства учёные-почвоведы. Они определили, что на территории нашей страны немалое число типов почв. В каждой природной зоне свой тип почвы. В природной зоне тундра – тундровые почвы. В зоне тайги и смешанных лесов располагаются подзолистые почвы. Этот тип почв самый распространённый на территории нашей страны. В лиственных лесах – серые лесные почвы. В зоне степей – почвы чернозёмные. На болотах – болотные. На лугах – луговые почвы. Главное свойство почвы — это плодородие. Из всех типов почв самая плодородная – это чернозёмная почва, или как её ещё называют – чернозём. Вслушайтесь в название «чернозём». Слово образовалось от двух слов – чёрная и земля. Дело в том, что чернозёмные почвы очень тёмного, чёрного цвета. А всё потому, что чернозём отличается от других почв богатством содержания перегноя. Перегной – это разложившиеся остатки растений и животных. И из-за большого содержания перегноя, почвы такого тёмного цвета. Если посадить в такую почву семена, то при правильном уходе получается хороший урожай.
- Почву, как и всё, что даёт нам природа, нужно беречь и защищать. Чтобы образовался один сантиметр почвы нужно ждать 250-300 лет, а для того, чтобы получился слой в 20 сантиметров – 5-6 тысяч лет. Представляете, как это долго! Почва начала образовываться с той поры, как жизнь появилась на Земле. И с того времени этот процесс не прерывается. Твёрдые природные породы постепенно разрушаются, превращаясь в рыхлый слой, который состоит из камней, песка и кусков глины. В этом слое очень мало питательных веществ, которыми питаются растения. Но в царстве растений есть такие, которым подходят эти условия. Эти растения со временем умирают, и из остатков получается перегной. Потом на этой почве селятся другие растения, их уже больше и они разнообразней. Эти новые жильцы тоже умирают, и уже перегноя становится больше. Теперь уже когда питательных веществ стало больше, в почве начинают селиться животные. Они питаются растениями, умирают и попадают в почву. Перегноя на этой почве становится ещё больше. И опять вырастают растения, и опять их поедают животные, умирают и превращаются в перегной. Так в природе происходит круговорот веществ – из почвы в растения — из растений в тела животных – и опять в почву. Если исчезнет почва на планете, не станет растений и животных, а значит, человек не сможет выжить. Растения являются защитниками почвы от ветра и воды. Где нет растений, почва остаётся незащищённой, вода может смыть её. А ветер просто развеять. Чтобы сохранить почву на полях человек сажает полезащитные полосы леса. В зимнее время проводит снегозадержание. Для этого устраивает снежные валы. Со временем на некоторых участках полезные вещества в почве заканчиваются, и её нужно удобрять – добавлять в почву удобрения. Удобрения бывают органические и минеральные. Органические удобрения – это навоз, торф, птичий помёт, зола. Минеральные удобрения получают из минеральных веществ. Но если удобрений будет слишком много, это навредит почве. Накапливается избыток солей, а это очень вредно для растений и животных, которые живут в почве. Поливать тоже нужно правильно, если воды будет слишком много, тоже соберутся лишние соли в почве. Очень внимательно надо относиться к добавлению в почву ядохимикатов. Если их добавить больше положенной нормы, они загрязняют её, а это гибель для жителей почвы – червей, личинок насекомых, бактерий. А без них почва не будет такой плодородной. Запомните, почвы образуются в природе очень медленно и нуждаются в нашей охране.
Мы ответили на наши вопросы и выяснили, почему землю называют «кормилицей». Земля кормит человека. На ней растут овощи, фрукты, ягоды, которыми человек питается. Земля кормит животных – и зверей, и насекомых, и птиц. Земля кормит растения – корни растений уходят в землю и оттуда получают пищу. А вы знаете, какая почва в вашем крае? Как её охраняют? Ответы на эти вопросы вы найдёте в краеведческой литературе.
А в книге «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики» на страницах 147 – 148 прочитайте рассказ «Дороже жемчуга и злата – под ногами» и подумайте, что каждый из нас может сделать, чтобы сберечь почву.
Разбор типового тренировочного задания
- Текст вопроса: Выберите верное высказывание.
А. Если в почву добавлять больше положенной нормы ядохимикатов, они загрязняют её, а это гибель для жителей почвы.
Б. Если в почву добавлять больше положенной нормы ядохимикатов, то в почве накапливаются лишние соли.
В. Почву можно поливать много и часто. Это очень полезно
Правильный вариант ответа
А. Если в почву добавлять больше положенной нормы ядохимикатов, они загрязняют её, а это гибель для жителей почвы.
Разбор типового тренировочного задания
- Текст вопроса: Впишите в предложения пропущенные слова.
В природной зоне тундра – _________ почвы.
В зоне тайги и смешанных лесов располагаются ____________ почвы.
В лиственных лесах — ______ _______ почвы.
В зоне степей – почвы ________.
На болотах – ________.
На лугах – __________ почвы.
Правильный вариант ответа
В природной зоне тундра – тундровые почвы.
В зоне тайги и смешанных лесов располагаются подзолистые почвы.
В лиственных лесах – серые лесные почвы.
Источник