§ 50. Почва
Вспомните
- Что такое почва? Чем почвы отличаются от горных пород? Из чего образуется перегной? Зачем удобряют почву?
Почва и ее состав. Почва образуется на границе земной коры и атмосферы.
Почва — это поверхностный слой земной коры на суше, обладающий плодородием.
Почва состоит из твердой, жидкой и газообразной частей. Твердая часть почвы — это частички разрушенных горных пород и перегной, перемешанные друг с другом. Песчаные и глинистые частицы — неорганическая часть почвы, а перегной — органические вещества. Жидкая часть почвы — это вода с растворенными в ней органическими и неорганическими веществами. Вода заполняет поры между твердыми почвенными частицами. Газообразная часть представляет собой почвенный воздух, который, как и вода, заполняет поры и пустоты между частицами почвы. Из почвы получают питательные вещества, воду и воздух растения. Русский ученый В. В. Докучаев создал науку о почве, законах ее образования и сохранения плодородия — почвоведение.
Почва пронизана корнями растений и служит средой обитания для множества животных и микроскопических водорослей, грибов и бактерий (рис. 174). Именно в ней отмечается самое большое во всей биосфере сгущение жизни. В каждом грамме почвы микроскопических организмов больше, чем людей на Земле. Корни растений и почвенные организмы — такая же неотъемлемая часть почвы, как и частички пород и перегной.
Рис. 174. Почвенные организмы
Условия образования почв. Образование почвы зависит от многих условий: состава горных пород, климата, поверхностных и подземных вод, растительности, животных.
Горные породы, на которых образуется почва, называются почвообразующими (материнскими). На песках формируются песчаные почвы, на глинах — глинистые, на россыпях камней — каменистые.
С климатом связано не только обеспечение почвы теплом и водой. От него зависит скорость выветривания горных пород и образование перегноя, характер растительности и животного мира.
Почвы очень тесно связаны с живыми организмами. Отмирающие растения и их части с помощью микроорганизмов превращаются в перегной. Почвенные животные перерывают и перемешивают почву. Особенно велика роль дождевых червей.
Таким образом, почва — это особое природное тело, в котором живое и неживое вещество сливаются в единое целое.
Рис. 175. Горизонты почвы
Верхний почвенный горизонт — перегнойный. В нем накапливаются остатки отмерших растений и образуется перегной. Ниже находятся переходные горизонты. Здесь происходит переход от перегнойного горизонта к почвообразующей (материнской) породе. Самый нижний горизонт — это сама почвообразующая порода.
Особые условия образования почв — время и хозяйственная деятельность человека. Формирование почвы происходит очень медленно. За 100 лет ее толщина увеличивается всего на 0,5—2 см. В отличие от природных условий, воздействие человека на почву целенаправленно. Люди изменяют почву в соответствии со своими потребностями.
От чего зависит плодородие почв. Плодородие почв определяется их свойствами: содержанием перегноя, влаги, воздуха, а также составом почвообразующих пород. Каменистые и песчаные почвы неплодородны, так как из них легко вымываются минеральные вещества и перегной. Повышают плодородие почв путем внесения удобрений. Чем больше в почве перегноя, тем больше питательных веществ для растений. Самые плодородные почвы — черноземы — сформировались в степях.
Строение почв. В почве выделяется несколько горизонтов, напоминающих слои (рис. 175). Горизонты появляются постепенно, по мере образования почвы. Они не имеют резких границ и плавно переходят один в другой.
Почвенные горизонты отличаются друг от друга количеством перегноя, цветом, составом.
Из-за разнообразия условий образования выделяют много типов почв, имеющих разное строение и свойства. В России наиболее распространены подзолистые почвы. Они образуются под пологом хвойных и смешанных лесов. А на юге нашей страны под степной травянистой растительностью сформировались черноземы (рис. 176).
Рис. 176. Чернозем и подзолистая почва
Сравните строение подзолистой почвы и черноземной. Найдите черты сходства и различия.
Вопросы и задания
- Какие части входят в состав почвы?
- Какие условия влияют на формирование почв? В каких условиях образуются наиболее плодородные почвы, а в каких — наименее плодородные?
- Чем подзолистые почвы отличаются от черноземов?
Источник
Плодородие
Плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности. Это эмерджентное свойство почвы. При взаимодействии компонентов почвы появляется плодородие. Почва состоит из перегноя, азота, фосфора, калийных солей, воды, воздуха, глины и песка.
С давних пор человек оценивает почву главным образом с точки зрения её плодородия. Именно от плодородия зависит урожай и красота растений. Почва — сложная система, которая живёт и развивается по своим законам, поэтому под плодородием нужно понимать весь комплекс почвенных свойств и процессов, определяющих нормальное развитие растений. Все процессы, происходящие в почве, связаны между собой. Исключение или ослабление какого–либо составляющего ведёт за собой изменение всего состава почвы и потере ценных её качеств. Деградация почвы — цепная реакция, которую трудно остановить. Ухудшение земель снижает продуктивность растений. Почва в этом случае становится подвержена эрозии и вымыванию полезных веществ, что опять ведёт к снижению численности растений. Мероприятия по возобновлению плодородия почв долговременны, очень дорогостоящи и сложны, поэтому так важно следить за состоянием почвы, не допуская её сильного истощения или загрязнения. Результатом такого внимательного отношения будет привлекательность цветов и отличный урожай.
Для определения плодородия почвы необходимо обратить внимание на её состав, кислотность, отношение к воде и кислороду. Обладая наблюдательностью и элементарными знаниями по биологии можно определить состояние почвы и предпринять необходимые меры по улучшению или поддержанию почвенных свойств.
Источник
География. 6 класс
Конспект урока
География, 6 класс
Урок 14. Почва как особое природное образование
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Урок посвящён изучению почвы как особого природного образования.
- В ходе урока школьники познакомятся с понятием «почва».
- Узнают об особенностях формирования и типах почв, плодородии разных типов почв.
- Узнают о необходимости охраны почв.
Почва – верхний плодородный слой земной коры, возникший в результате длительного взаимодействия живого и минерального вещества.
Гумус – основное органическое вещество почвы, содержащее питательные вещества, необходимые высшим растениям.
Плодородие – способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности.
Охрана почв – система мер, направленных на осуществление определённых действий по защите, улучшению качества и рациональному использованию земельных ресурсов.
Основная и дополнительная литература по теме
- География. 5 – 6 класс / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. – М.: Просвещение, 2019.
- Сайт: География. https://geographyofrussia.com/mirovoj-okean-i-ego-chasti/.
- Сайт: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru.
- Сайт: Издательство «Просвещение» www.prosv.ru.
- Сайт: Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей www.it-n.ru.
- Сайт: Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru.
- Сайт: Федерация Интернет — образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru.
- Сайт: WWF (Всемирный фонд дикой природы). http://www.wwf.ru.
- Сайт Образовательно — энциклопедический портал «Живая планета»: http://lifeplanet.org.
- Портал о живой природе. Сайт: http://www.apus.ru.
- Сайт: Юный натуралист. http://unnaturalist.ru.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На прошлом уроке мы узнали, что живое вещество в биосфере распределено крайне неравномерно. В его распространении есть закономерности. Какие это закономерности, мы узнаем сегодня. Задумывались ли Вы когда-нибудь, почему на одном огороде можно собирать большой урожай, а на другом – практически ничего не растёт? Одна из причин в почве, а точнее в её плодородии.
Почва – это верхний плодородный слой земной коры, возникший в результате длительного взаимодействия живого и минерального вещества. Почва особое природное тело, основное качество которого – плодородие. Важная роль в почвообразовании принадлежит растениям. Верхний слой почвы состоит из особого органического вещества – гумуса. От содержания гумуса зависит плодородие почвы. На Земле существуют разные тины почв. Тип почвы зависит от растительного покрова, количества осадков и поступления в почву органических веществ. Под воздействием хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение и истощение почвы. Охрана почв – это целая система мер, направленных на осуществление определённых действий по защите, улучшению качества и рациональному использованию земельных ресурсов. Поддержание почвенного плодородия крайне важно для поддержания биологического равновесия на планете.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Что такое почва?
Земная оболочка, в которой существуют живые организмы и продукты их жизнедеятельности.
Твердая, каменная оболочка земли.
Тонкий поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием.
Верхняя часть литосферы Земли.
Тонкий поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием.
Задание 2. Восстановите последовательность процесса почвообразования, расставив предложенные позиции в нужном порядке.
Источник
Конспект урока по теме «Почва» (6 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цели урока: 1. Сформировать понятие о почве и ее составе.
2. Выделить главное свойство почвы – плодородие.
3. Создавать условия для развития:
— умения применять знания и опыт в различных ситуациях, в том числе
— навыков работы с разнообразными источниками информации: текстом
учебника и иллюстрациями;
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
5. Развивать любознательность.
Средства обучения: карта почв, атласы, учебник (В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География. Землеведение: учебник для 6 класса. М.: Дрофа, 2014), медиапрезентация «Почвы».
Основные понятия используемые на уроке: Почва, гумус, плодородие, В.В.Докучаев.
«Я знаю, что такое почва. Это не мертвая горная порода, это полное жизни, совершенно особое природное образование» (В.В.Докучаев )
Этап 1. Организационный момент
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
Учащиеся приветствуют учителя
Этап II . Актуализация знаний
Вам сегодня предстоит сделать несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, думают о будущем.
Вспомните: 1) Что такое литосфера?
2) Что такое земная кора?
3) Из чего состоит земная кора?
— Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать Ведро картошки превращается в 20 ведер. Горстка семян делается большой кучей огурцов, редиски, моркови, помидоров.
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались, как она называется?
Вот о почве мы сегодня и поговорим на уроке.
Вспоминают знания, полученные ранее, и высказываются вслух.
Этап III . Усвоение новых знаний
Исследуем свойства почвы. Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание).
— По инструкциям, лежащим на ваших партах, вам необходимо провести опыты, записать в тетради выводы и рассказать о них. Используйте ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор. Опыт№1.
1.Возьми стакан с водой.
2. Брось в него комочек почвы.
3. Что ты наблюдаешь?
1. Возьми фильтровальную бумагу.
2. Насыпь на нее немного почвы.
3. Плотно придави ее к бумаге вторым листом.
4. Стряхни почву обратно в стакан.
5. Что ты наблюдаешь?
1. Возьмите стакан с водой и с почвой.
2. Что видите на дне стакана?
3. Рассмотрите внимательно муть.
4. Попробуйте сделать вывод, Итак, какой мы сделаем вывод?
Кто из вас скажет, как это называется одним словом?
Чем богаче земля перегноем, тем она плодороднее, тем лучше на ней растут любые растения. Значит главное свойство почвы – плодородие. Плодородие почвы во многом зависит от наличия в ней перегноя.
Что такое почва? Выберите правильный
1. Верхний слой земли.
2. Верхний слой земли, где есть песок и глина.
3. Верхний плодородный слой земли.
4. Верхний слой земли, где есть песок, глина, вода и воздух.
А почему вы выбрали именно это определение?
Правильно. Основное свойство почвы – это плодородие.
Как вы думаете, от чего зависит плодородие?
Правильно. Плодородие почв определяется их свойствами: содержанием перегноя, влаги, воздуха, а также составом почвообразующих пород.
Плодородие – это способность почвы обеспечивать питание растений.
Почва пронизана корнями растений и служит средой обитания для множества животных и микроскопических водорослей, грибов и бактерий.
Отмирающие растения и их части с помощью микроорганизмов превращаются в перегной. Почвенные животные перерывают и перемешивают почву. Особенно дождевые черви в этом процессе играют большую роль,
А кто из вас может сказать, какие почвы являются самыми плодородными?
Правильно. А сформировались они в степной зоне.
Какой вы себе представляете степь?
Степь – это царство типчака, ковыля и других засухоустойчивых растений. Как густо они покрывают почву! И здесь самые богатые почвы. Это знаменитые черноземы, которые В.В.Докучаев назвал «царь почв».
1. А почему почву считают одним из самых удивительных природных объектов нашей планеты?
2.Предлагаю открыть учебник, параграф 50 и самостоятельно прочитать и сравнить свои знания с текстом учебника.
Ответ: Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят пузырьки воздуха. Значит, в почве есть воздух.
Ответ: Мы взяли фильтровальную бумагу, насыпали на нее немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на бумаге осталось мокрое пятно. Значит, в почве есть вода.
Ответ: Мы рассмотрели почву и увидели песок, глину, остатки живых организмов, мусор. В почве есть воздух, вода, песок, глина, корешки, части насекомых, мусор.
Это верхний плодородный слой земли.
Потому что растение не может развиваться на гладком камне или глине. Растению необходима плодородная почва.
Высказываются версии, что на плодородие почвы влияет климат, солнце, влага, животный мир и т.д.
Уч-ся рассказывают, какой они представляют себе степь.
Уч-ся формулируют ответы и высказываются свои мнения.
Уч-ся сопоставляют материал и делают вывод о процессах образования почвы и формулируют определение, используя рис.174 на стр.198.
Этап IV Создание проблемной ситуации
— Ребята, скажите честно, так ли вы представляли себе процесс формирования почвы?
— Теперь, когда вы знаете, что в формировании почвы участвуют все природные оболочки и почва их объединяет, попробуйте схематично изобразить это в своих тетрадях.
— А теперь посмотрите, как это выглядит на самом деле. На мультимедийном проекторе показ правильной схемы.
Отвечают, находя ошибки в своих предположениях о процессах формирования почвы.
Выполняют схему в тетради «Формирование почвы».
Сравнивают свои и демонстрационную версии, анализируют, находят ошибки и исправляют их.
В почве выделяется несколько горизонтов, которые напоминают слои. Горизонты появляются постепенно, по мере образования почвы. Они не имеют резких границ и плавно переходят один в другой.
Исходя из того, что мы с вами выяснили о существовании разных типов почв, предлагаю познакомиться с текстом учебника и рис.176 и выявить закономерность, по которой будут изменяться условия и типы почв. Это задание предлагаю выполнить в парах.
Из-за разнообразия условий образования выделяют много типов почв. Эти почвы имеют разное строение и свойства.
А теперь мы с вами познакомимся с образцами почв.
Знакомятся с текстом учебника, анализируют рис.176 и делают вывод, что чем больше влаги и тепла, тем почва более плодородна и наоборот.
Уч-ся рассматривают образцы почв и делают выводы.
Этап VI «Открытие» новых знаний
Такую закономерность обнаружил русский ученый В.В.Докучаев. Он создал науку о почве, законах ее образования и сохранения плодородия. И называется эта наука почвоведение. А как это происходило, мы узнаем из выступлений учащихся.
«Почва — зеркало природы», утверждал В.В.Докучаев. Смысл этого образного выражения заключается в многообразии факторов почвообразования и в четкой зависимости образования и распространения различных типов почв от климата, внутренних вод, рельефа, горных пород, растительности, микроорганизмов, деятельности человека и т.д.
Заранее получают домашнее задание по подготовке сообщения или презентации о В.В.Докучаеве.
Этап VII Применение новых знаний
Исходя из того, что вы узнали на уроке, используя текст учебника, заполните таблицу.
2. условия развития почвы
3. характеристика почвы
Учащиеся самостоятельно используют полученные знания и текст учебника, заполняют таблицу. Затем по цепочке проверяют и дополняют ответы.
Этап VIII Рефлексия (итог урока)
Вот перед вами яблоко. Представим, что яблоко – это наша планета Земля. Делим его на 4 части; 3 из них – вода, а ¼ часть – земля. Если эту маленькую часть мы поделим еще, то получим «кусочек земли», где люди не живут: это пустыни, ледники, вершины гор и т.д. А теперь эту маленькую часть делим на 3 части: 2 части – это города, дороги, леса, — землю нельзя использовать. И только последний кусочек мы используем. Вот эта кожура – это и будет слой плодородной почвы. А мы, порой, чтобы сократить путь, переходим через вспаханное, засеянное поле или клумбу, делаем на них дорожки, и вот уже почва перестает быть плодородной. Значит, от этого крохотного кусочка можно еще отрезать кроху.
— Какой вывод можно сделать?
Можете ли вы точно сформулировать понятие почва, плодородие?
Чьи выступления ваших одноклассников вам понравились и почему?
Что на уроке у вас вызвало затруднение? Оцените свою работу на уроке.
— Плодородных почв на Земле очень мало, поэтому очень важно беречь каждый клочок земли, ведь наличие почвы – одно из самых важных условий жизни многих живых существ, в том числе и человека.
Учащиеся отвечают, пользуясь схемой на доске.
Объясняют, что вызвало затруднение на уроке, почему так оценили свою работу на уроке.
вопросы и задания
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 972 человека из 81 региона
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 652 человека из 81 региона
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 208 человек из 62 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1100568
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник