«Чудесная кладовая» — энциклопедия
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему
Рассказ для детей о почве и её обитатаелях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesnaya_kladovaya.doc | 594.5 КБ |
Предварительный просмотр:
» Есть на свете чудесная кладовая . Положишь в неё мешок зерна — а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать . Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.
Видал ли ты когда -нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него — оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит — глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево , да такое большое , что не обхватишь.
Это не сказка . Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть , догадался, как она называется:»
Почва — это верхний плодородный слой Земли. Почва состоит из песка и глины, в ней имеются остатки растений (корней, листьев, стебельков), мелких животных. Из этих остатков образуется перегной. Перегной накапливается в верхнем слое почвы, поэтому этот слой темный. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.
Разнообразны почвы нашей страны. Особенно большим плодородием обладают черноземные почвы. На них выращивают устойчивые высокие урожаи различных культур. Большие площади заняты подзолистыми почвами. Они менее плодородны, однако при внесении удобрений и правильной обработке и на них труженики полей получают высокие урожаи.
Почвенными факторами, экологически значимыми для жизнедеятельности, роста и развития растений, являются питательные вещества, воздух и вода. Плодородие — основное свойство почвы. Ученые изучают свойства почв и разрабатывают правила их использования.
Труженики полей заботятся, чтобы земля получала нужные удобрения, отводят лишние воды из заболоченных мест и орошают засушливые земли, тщательно обрабатывают поля.
Земля — наша кормилица. Поэтому о ней нужно заботиться постоянно, беречь её от истощения, разрушения и загрязнения, делать все для повышения её плодородия. Там, где о почве заботятся, и урожаи собирают большие.
Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бережном отношении. Почва образуется в природе очень медленно: за 100 лет всего один сантиметр, а разрушается быстро. Под действием сильных ветров, потоков воды почва разрушается. Ливневые дожди или бурные потоки весенних вод иногда так размывают землю, что появляются овраги. Люди ведут постоянную борьбу с ними: высаживают деревья и кустарники, которые своими корнями укрепляют почву. Растения задерживают снег на полях, чтобы талая вода увлажняла почву, а не стекала быстро по склонам. На склонах оврагов высевают луговые травы. Корни их, разрастаясь в почве, закрепляют склоны.
В природе растения и подземные животные приспосабливаются к почве, а человек научился составлять почвенные смеси из разных природных компонентов для более эффективного роста и развития растений.
Дерновая земля — это перепревшие в течение года пласты дерна (трава вместе с землей), взятые с луга. Бывает легкая и тяжелая дерновая земля: в легкой преобладают перегнившие растения, в тяжелой — глина.
Листовая земля получается через 2-3 года из сложенных в кучу опавших листьев, которые время от времени перелопачивают. В этом случае образуется рыхлая, легкая, но малопитательная земля.
Хвойная земля бывает под хвойными деревьями, она состоит из полусгнившей хвои и является кислой.
Торфяная земля — это темно-бурая масса, образующаяся на болотах и высыхающих водоемах, состоит из остатков полусгнивших растений. Её можно собрать в низинах и выдержать 1.5-2 года. Она является рыхлой (легкой), питательной и влагоемкой землей, но может быстро пересыхать.
Перегной — это перепревший в течение 2 лет коровий или конский навоз вместе с соломенной подстилкой, является самой питательной землей, которая содержит все микро- и макроэлементы.
Песок хорошо пропускает воду, создает рыхлость почве, но не имеет питательных веществ, его обязательно добавляют в почвенные смеси для того, чтобы не было застоя воды и корни могли дышать воздухом.
Глина — тяжелая, плотная, плохо пропускает воду, но и задерживает её, не дает быстро испаряться, удерживает растение от падения.
Есть мир, скрытый от нас, недоступный наблюдению, —мир животных почвы. Там вечный мрак т.е темнота, туда не проникнешь, не нарушив естественного строения почвы. И только отдельные, случайно замеченные признаки показывают, что под поверхностью почвы среди корней растений существует богатый и разнообразный мир животных. Об этом говорят порой холмики над норками кротов, отверстия норок береговых ласточек в обрыве над рекой, кучки земли на дорожке, выброшенные земляными червями, и сами они, выползающие после дождя, а также неожиданно появляющиеся буквально из-под земли массы крылатых муравьев или личинки майских жуков, которые попадаются в земле.
Как среда обитания животных почва сильно отличается от воды и воздуха. Попробуйте взмахнуть рукой в воздухе — вы не заметите почти никакого сопротивления. Проделайте то же в воде — вы почувствуете значительное сопротивление среды. А если опустить руку в яму и засыпать землей, не то что пошевелить ею, но и обратно вытащить ее будет трудно. Понятно, что
животные могут сравнительно быстро двигаться в почве лишь в естественных пустотах, трещинах или ранее прорытых ходах. Если ничего этого на пути нет, то продвинуться животное может, только прорывая ход и отгребая землю назад, либо заглатывая землю и пропуская ее через кишечник. Скорость движения при этом, конечно, будет незначительной.
Всякому животному, чтобы жить, необходимо дышать. Для дыхания в почве иные условия, чем в воде или в воздухе. В состав почвы входят твердые частицы, вода и воздух. Твердые частицы в виде небольших комочков занимают более половины объема почвы; остальной объем приходится на долю промежутков — пор, которые могут быть заполнены воздухом (в сухой почве) или водой (в почве, насыщенной влагой)..
Благодаря такому строению почвы в ней живут многочисленные животные, которые дышат через кожу. Если их вынуть из земли, они быстро погибают от высыхания кожных покровов. Кислород потребляют в почве и животные, и корни растений при дыхании. Все они выделяют углекислый газ. После сильных дождей или весной, после таяния снега, почва насыщается водой. Воздуха в почве становится недостаточно, и под угрозой гибели многие животные ее покидают. Этим и объясняется появление земляных червей на поверхности после сильных дождей, что вы, наверное, нередко наблюдали.
Среди почвенных животных встречаются и хищники и такие, которые питаются частями живых растений, главным образом корнями. Есть в почве и потребители разлагающихся растительных и животных остатков;.
Свою пищу почвенные животные находят либо в самой почве, либо на ее поверхности. Жизнедеятельность многих из них очень полезна. Особенно полезны дождевые черви. Они затаскивают в свои норы огромное количество растительных остатков, что способствует образованию перегноя и возвращает в почву вещества, извлеченные из нее корнями растений.
В лесных почвах беспозвоночные, особенно дождевые черви, перерабатывают более половины всех опавших листьев.
В почве «работают» не только дождевые черви, но мелкие клещи, различные насекомые, особенно их личинки, и, наконец, мокрицы, многоножки и даже улитки.
Влияет на почву и чисто механическая работа многих живущих в ней животных. Они прокладывают ходы, перемешивают и разрыхляют почву, роют норы. Все это увеличивает количество пустот в почве и облегчает проникновение в ее глубину воздуха и воды. В такой «работе» участвуют кроты, сурки, суслики, тушканчики, полевые и лесные мыши, хомяки, полевки. По этим ходам, особенно в более плотных почвах, корни растений проникают в глубину.
Крот. Передние лапы его хорошо приспособлены для копания.
Многие почвенные животные питаются корнями, клубнями, луковицами растений. Те из них, которые нападают на культурные растения или на лесные насаждения, считаются вредителями, например майский жук. Его личинка живет в почве около четырех лет и там же окукливается. В первый год жизни она питается преимущественно корнями травянистых растений. Но, подрастая, личинка начинает питаться корнями деревьев, особенно молодых сосенок, и приносит лесу или лесонасаждениям большой вред. Личинки, гусеницы некоторых бабочек, личинки многих мух,корневые тли, также питаются корнями различных растений, сильно вредя им.
Многие насекомые, повреждающие надземные части у растений — стебли, листья, цветки, плоды, откладывают в почву яйца; здесь же вышедшие из яиц личинки скрываются в засуху, зимуют, окукливаются.
В почве обитает немало хищников. «Мирные» кроты поедают огромное количество дождевых червей, улиток и личинок насекомых, нападают они даже на лягушек, ящериц и мышей. Едят эти животные почти непрерывно. Например, крот за сутки съедает по весу почти столько живности, сколько весит сам.
В почве живет много хищных насекомых. Это жужелицы и их личинки, играющие немалую роль в истреблении насекомых-вредителей, многие муравьи, особенно более крупные виды, истребляющие большое количество вредных гусениц, и, наконец, знаменитые муравьиные львы, названные так потому, что их личинки охотятся за муравьями. У личинки муравьиного льва сильные острые челюсти, Личинка роет в сухой песчаной почве, обычно на опушке соснового леса, воронкообразную ямку и зарывается на ее дне в песок, выставив наружу только широко раскрытые челюсти. Попадающие на край воронки мелкие насекомые, чаще всего муравьи, скатываются вниз. Тогда личинка муравьиного льва схватывает жертву и высасывает ее. Взрослые муравьиные львы внешне напоминают стрекоз.
У обитателей почвы выработались приспособления к соответствующим условиям жизни: особенности формы и строения тела, способности переносить неблагоприятные условия, поведения. У дождевых червей, большинства многоножек, у личинок многих жуков и мух сильно удлиненное гибкое тело, позволяющее легко продвигаться в извилистых узких ходах и трещинах почвы. Щетинки у дождевых и других кольчатых червей, волоски и коготки у членистоногих (пауки и др.) позволяют им значительно ускорять свои движения в почве и прочно удерживаться в норах, цепляясь за стенки ходов. Прокладывая новые ходы, некоторые почвенные животные, например черви, попеременно вытягивают и сокращают тело. Он сильно вздувается и расталкивает почвенные частицы. Другие животные, например кроты, расчищают себе путь, копая землю передними лапами, превратившимися в специальные органы копания.
Окраска животных, постоянно живущих в почве, обычно бледная — сероватая, желтоватая, беловатая. Глаза у них, как правило, развиты слабо или полностью отсутствуют. Зато очень тонко развились органы обоняния и осязания.
Источник
Конспект НОД в старшей группе «Почва — живая земля. Кто создает почву?»
Екатерина Смирнова
Конспект НОД в старшей группе «Почва — живая земля. Кто создает почву?»
Ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли.
1) Познавательно-исследовательские, формировать навык опытнической деятельности;
2) Коммуникативные; учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом;
3)Речевые и игровые: учить общаться в процессе экологической игры, побуждать развитие фантазии, формировать умение выражать свои мысли; прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности;
4)Двигательные:давать возможность активно двигаться посредством чередования видов деятельности: беседа, опыты, физминутка, работа с моделью «почва — взаимосвязь с окружающим, сюжетно-ролевая игра, трудовая деятельность;
5)Восприятие фольклора: пословиц о земле.
ПК и презентация «Состав почвы«, «схема-плакат состав почвы«,для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, образцы листьев, пословицы,для игры: листья, стаканчики с землёй (по количеству детей, наголовники с изображением дерева 2 шт., и с изображением дождевого червя- 2шт., обруч — 4 шт., 8 леек для полива.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Восптатель: — Есть у природы удивительная кладовая, положишь в неё весной горсть зерна — а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять вёдер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. — Как вы думаете ребята, что это? (ответ земля, почва).
— Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто вней живёт, и как мы можем сохранить её.
— Что же такое почва?
— Как вы думаете дети? (ответ детей)
Вопитатель: — Знаете ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно-давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. Возникали моря и океаны, появлялись, а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом
появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим такую почву.
ПОКАЗ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ «СОСТАВ ПОЧВЫ«.
Конечно же, вы правы, почва это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую — что слишком грязно. А ведь пыль и грязь -это не прото земля. Под ногами у нас почва — это правильное название. Она поит и кормит растения в тёплое время года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды (весна, лето, но этот тёплый период сменяется прохладным временем года, которое приносит нам дары — осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу-землю (или как првильно её называют почву)толстым покрывалом сухих листьев: жёлтых, красных, оранжевых, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю: жёлуди, орехи, яблоки, груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили. И им одна дорога,как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю уйдут«.
— А, что это означает? (ответы детей).
Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.
Секрет в том, что все эти опавшие листья и веки перегнивают, и в этом участвуют, и различные подземные обитатели невидимые нашему глазу. — А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? (ответы детей).
— Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей).
— Правильно дети, почва состоит из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух. Сейчас мы свами проверим это на опытах.
ОПЫТ №1. В почве есть воздух. Им дышат многие животные из подземного мира. Возьмём стакан с водой и бросим в него комочек почвы. — Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта.Вывод: мы видим пузырьки, которые поднимаюся наверх. А это значит, что в почве есть воздух.
ОПЫТ №2. Состав почвы. Размещаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений — это и есть перегной.Вывод: почва в своём составе имеет перегной, песок, глину.
ОПЫТ №3. Ещё мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения. — Откуда же она берётся в почве? (ответы детей).
Всё правильно дети. Вода попадает в почву, когда идёт дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.
Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.Вывод: на стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит там можно жить.
— Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете? (ответы детей).
— Кто живёт под землёй?
Почва даёт приют многим растениям и животным. Так хорошо уживаются они вместе. Помотрите, как они живут, помогают друг другу. Растения растут в почве, берут у неё питательные вещества. И наступает время — осень,когда растения: деревья, кустарник, травы, цветы опадают теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле (рассказ о переработке листьев, так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.
Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке, зовёт нас с вами немного отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА «СОЛНЫШКО ЛУЧИСТОЕ».
— Молодцы, а как вы думаете, почва нужна только растениям? (ответы детей). Подойдём к плакату и посмотрим, чем же важна почва и для кого? Беседа у плаката.
Ну вот и пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.
ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ».
Дети делятся на 2 команды. В каждой команде свой «червяк» и соё «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червячков. От каждой команды выделяется ребёнок испоняющий роль-дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землёй. В противоположном конце помещения положить ещё два обруча для детей, которые будут выполнять роль-деревьев. Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «Осень» — дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землёй. Потом возвращается с ним к дереву и отдаёт. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесёт землю своему дереву.
— Сегодня на занятии вы познакомились с понятием почва. Вспомните пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает? (ответы детей).
— Как же мы можем сберечь почву дляэтих существ?
— Что же мы сможем сделать?
— Что полезного мы узнали сегодня? (ответы детей)
— А вы знаете ребята, нас с вами 2 дня не было в Зимнем саду, и почва за эти дни высохла, потому что вон какие большие растения здесь растут, они выпили всю воду, я предлагаю вам сделать доброе дело — полить почву, а она напоит растения. Как вы думаете, что бы нам сказали почва и растения Зимнего сада, если бы они умели говорить? Ведь мы о них заботимся?
— Какие пословицы о земле вы знаете?
Без хозяина земля — круглая сирота.
В землю не положишь — и с земли не возьмёшь.
Где нет земли, там нет травы.
Земля — кормилица.
— А сейчас, я предлагаю вам зарисовать, кого-нибудь из «подземного жителей», который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ. Вы такие молодцы, очень хорошо работали сегодня.
Конспект опытно-исследовательской деятельности «Живая земля» Ход деятельности СЛАЙД 1 (заставка) Организационный момент: (Воспитатель приглашает детей в круг.) — Ребята, с чего начинается хорошее настроение?.
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Живая и неживая природа» Конспект НОД по экологии в старшей группе на тему: «Живая и неживая природа». Цель: обобщить знание детей о живой и неживой природе. Задачи:.
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Живая и неживая природа» Конспект НОД по экологии в старшей группе на тему: «Живая и неживая природа». Цель: обобщить знание детей о живой и неживой природе. Задачи:.
Конспект ОД в подготовительной группе «Почва — живая земля. Кто создаёт почву?» Выполнила: воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №110 г. Калининград Герасимова Н. Е. ЦЕЛЬ: Ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её.
Конспект занятия ООД в подготовительной группе. Познавательное развитие. Тема: «Почва — живая земля» Конспект занятия ООД в подготовительной группе П ознавательное развитие Тема: «Почва – живая земля» Подготовила воспитатель первой категории.
Конспект занятия в подготовительной группе «Кто создает книгу?» Конспект занятия в подготовительной группе. Тема:«Кто создает книгу?» Цель: формировать у старших дошкольников представление о значимости.
Конспект занятия «Земля — живая планета». Цель. Уточнить представления о Солнечной системе. Сформировать элементарное представление о силе притяжения (на основе опытов). Рассказать.
Методическая разработка «Земля — живая планета» Проект «Земля – живая планета»[/b] Автор проекта: воспитатель МДОУ «ЦРР — детский сад №101 «Жар птица» Воропаева Анна Ефимовна Актуальность.
НОД по экологическому образованию в старшей группе с элементами детского экспериментирования «Почва — живая земля» Тема: «Почва – живая земля!» Цель занятия: закрепить представления детей о составе почвы. Посредством проведения опытов подвести детей.
Источник