Меню

Плодородие почвы это 6 класс биология

Плодородие почвы это 6 класс биология

Глава 10. ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВ

Значение почвы как основного средства сельскохозяйственного производства определяется ее основным свойством – плодородием. Плодородие – это способность почвы удовлетворять потребность растений во всех необходимых им условиях (элементах питания, воде, воздухе, тепле и др.) для нормального роста и развития.

Развитие учения о плодородии почв связано с именем русского почвоведа В.Р.Вильямса. Он изучил формирование и развитие плодородия в ходе процесса почвообразования, показал взаимосвязь со свойствами почв и пути его повышения при сельскохозяйственном использовании.

Плодородие – особое специфическое свойство почвы, являющееся главным качественным отличительным признаком ее от горной породы. Плодородия является результатом почвообразования, а при использовании в сельском хозяйстве — результатом окультуривания.

§1. Виды почвенного плодородия

Различают следующие виды плодородия: естественное (природное), искусственное, эффективное (экономическое) и потенциальное.

Естественное плодородие – то плодородие, которым обладает почва в природном состоянии без вмешательства человека. Естественное плодородие в одном случае может быть сравнительно высоким, в другом весьма низким, но всегда определяется сочетанием и совместным влиянием природных факторов и процессов почвообразования. Естественным плодородием в чистом виде практически обладают лишь целинные земли. Оно определяется биологической продуктивностью, т.е. количеством растительной массы, создаваемой за год на единицу площади.

Искусственное плодородие – плодородие, которым обладает почва в результате целенаправленного воздействия человека (обработки, удобрения, мелиорации и других приемов по окультуриванию). С момента, когда целинный участок вовлекается в оборот и почва становится средством производства и продуктом труда человека, она наряду с естественным приобретает искусственное плодородие. В чистом виде оно возникает при создании субстратов для выращивания растений в теплицах, парниках и т.п.

Искусственное плодородие свойственно всем в той или иной мере окультуренным почвам. Однако как бы ни была высоко окультурена почва, она наряду с искусственным всегда обладает и естественным плодородием, обусловленным природными свойствами почвы. Чем выше культура земледелия, тем больше изменились первоначальные качества почв и тем сильнее выражено в ней искусственное плодородие. Однако определить, какая часть плодородия окультуренной почвы относится к ее естественному плодородию, а какая к искусственному, невозможно. Эти два вида плодородия неразрывно связаны между собой и формируют эффективное (экономическое) плодородие.

Эффективное (экономическое) плодородие представляет собой ту часть плодородия почвы, которая реализуется в виде урожая растений. Оно является реальным выражением искусственного и природного плодородия, вместе взятых, и представляет собой результат воздействия человека на почву в определенных социально-экономических условиях. Следовательно, к основным факторам, от которых зависит эффективное плодородие, относятся не только уровень природного плодородия, но в большей степени условия использования почв в производстве, уровень развития науки, техники и реализации их достижений, и растет вместе с ростом последних. Является частью потенциального плодородия почв.

Потенциальное плодородие – это суммарное плодородие почвы, определяемое ее приобретенными в процессе почвообразования или созданными (измененными) человеком свойствами. Характеризуется запасами элементов питания растений, формами их соединений и сложным взаимодействием всех других свойств, определяющих способность почвы в благоприятных условиях обеспечения растений другими факторами – водой, воздухом, теплом (а это возможно при окультуривании) – длительное время мобилизовать в необходимых для растений количествах элементы питания и поддерживать высокий уровень эффективного плодородия. Огромное потенциальное плодородие имеет, например, луговой торфяник, после осушения и освоения на нем получают очень высокие урожаи культурных растений за счет частичного расхода запасного фонда. Высоким потенциальным плодородием обладают черноземные почвы, низким – подзолистые.

Различные растения предъявляют неодинаковые требования к почвенным условиям. Поэтому говорят об относительном плодородии почв, т.е. по отношению к определенным видам растений или растительным формациям. Одна и та же почва может быть плодородной для одних и малопригодной для других растений. Например, болотные почвы высокоплодородны для болотной растительности и не подходят для степной, кислые подзолистые плодородны в отношении лесной растительности, на солончаках хорошо произрастает галофильная растительность.

§2. Факторы и условия плодородия почв. Воспроизводство плодородия

Различают факторы и условия почвенного плодородия. К первым относятся элементы азотного и зольного питания растений, лучистая энергия, вода, воздух и тепло – необходимые земные факторы жизни и роста растений, ко вторым – совокупность свойств и режимов, сложное взаимодействие которых определяет возможность обеспечения растений земными факторами (физические и физико-химические свойства, наличие токсических веществ и др.).

Главные показатели (условия), определяющие уровень почвенного плодородия, можно объединить в следующие группы:

1) комплекс физических свойств почвы – механический состав, структура, физико-механические свойства, воздушные, водные и тепловые свойства;

2) комплекс химических свойств – гумусовый состав, минералогический и химический состав, количество подвижных форм макро- и микроэлементов, наличие токсических веществ, отсутствие избытка легкорастворимых солей;

Читайте также:  Ориентация грядки по сторонам света

3) комплекс физико-химических свойств – реакция, емкость поглощения, состав обменных катионов, степень насыщенности основаниями, окислительно-восстановительный потенциал;

4) комплекс биологический свойств – количество микроорганизмов, преобладание бактерий (нитрифицирующих, целлюлозоразрушающих, наличие азотфиксирующих), ферментативная активность, «дыхание» почвы, фитосанитарное состояние;

5) комплекс режимов почвы – благоприятные водно-воздушный, пищевой и тепловой.

Необходимо подчеркнуть, что плодородие проявляется как результат сложного взаимодействия и взаимовлияния свойств и режимов почвы. Свойства почвы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на уровень ее плодородия. В таблице 13 перечислены основные лимитирующие факторы почв и соответствующие приемы их мелиорации.

Лимитирующие факторы плодородия и прием их ликвидации

Источник

Плодородие

Плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности. Это эмерджентное свойство почвы. При взаимодействии компонентов почвы появляется плодородие. Почва состоит из перегноя, азота, фосфора, калийных солей, воды, воздуха, глины и песка.

С давних пор человек оценивает почву главным образом с точки зрения её плодородия. Именно от плодородия зависит урожай и красота растений. Почва — сложная система, которая живёт и развивается по своим законам, поэтому под плодородием нужно понимать весь комплекс почвенных свойств и процессов, определяющих нормальное развитие растений. Все процессы, происходящие в почве, связаны между собой. Исключение или ослабление какого–либо составляющего ведёт за собой изменение всего состава почвы и потере ценных её качеств. Деградация почвы — цепная реакция, которую трудно остановить. Ухудшение земель снижает продуктивность растений. Почва в этом случае становится подвержена эрозии и вымыванию полезных веществ, что опять ведёт к снижению численности растений. Мероприятия по возобновлению плодородия почв долговременны, очень дорогостоящи и сложны, поэтому так важно следить за состоянием почвы, не допуская её сильного истощения или загрязнения. Результатом такого внимательного отношения будет привлекательность цветов и отличный урожай.

Для определения плодородия почвы необходимо обратить внимание на её состав, кислотность, отношение к воде и кислороду. Обладая наблюдательностью и элементарными знаниями по биологии можно определить состояние почвы и предпринять необходимые меры по улучшению или поддержанию почвенных свойств.

Источник

Урок биологии по теме «Почва и ее состав». 6-й класс

Класс: 6

Презентация к уроку

Цель: продолжить формирование представлений о почве, её составе и свойствах.

Задачи:

  • повторить и закрепить понятие “почва”;
  • изучить состав почвы;
  • развивать навыки практической деятельности (опыты),наблюдательности, внимания,
  • аккуратности, любознательности;
  • развивать способность воспроизводить изучаемый материал;
  • воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе,
  • родному краю.

Оборудование: лабораторные стаканы, стеклянные палочки, лупы, препоравальные стекла, образцы почв, спиртовка, держатель, воронки, фильтровальная бумага, компьютер, мультимедийная установка, презентация в PowerPoint, сигнальные карточки,

I Подготовительная часть

1. Организационный момент:

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.

— Пусть у каждого из вас будет сегодня хорошее настроение и каждому сопутствует успех

— Сегодня на уроке для работы вам нужны будут учебники, тетради, лабораторное оборудование.

2. Вводная беседа.

— Посмотрите на экран Слайд 1

— Это русский ученый, почвовед, профессор. Назовите его фамилию. (Докучаев Василий Васильевич)

— Какие исследования он проводил? (Он исследовал почву.)

Сегодня мы тоже станем учеными-исследователями, почвоведами.

3. Целевая установка: Слайд 2

Сегодня на уроке мы должны

— проверить знания о почве;

— провести исследования и пополнить свои знания о почве;

— заполнить схему “Почва”.

Для этого нам нужно проявить внимание, наблюдательность, аккуратность в работе.

Свои успехи вы будете отмечать в оценочном листе, который выглядит в виде поля. За каждое выполненное задание на нем будут появляться растения. Чем больше растений появится на вашем листе, тем выше будет ваша оценка за урок.

II. Основная часть

1. Актуализация опорных знаний

На слайде слово: земля

— Как вы понимаете слово “земля”? (Земля – это наша планета; земля – суша, земля – это Родина, земля — почва). Слайд 3, 4, 5, 6

— О какой земле идёт речь в стихотворении?

Сказала лопата:
Земля — чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля — чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля — чтобы жить. (О почве)
А. Тетивкин

— Какие условия нужны, чтобы росли растения, жили животные и могли поселиться на земле люди? (Одно из главных условий, чтобы в этом месте была почва);

— Везде ли есть почва? (Нет почвы на Северном и Южном полюсах, на голых каменистых склонах, на ледяных вершинах высоких гор)

— Сможете ли вы назвать признак того, что в нашей местности есть почва? (У нас растут растения)

Читайте также:  Чем закислить почву для гортензии при посадке

— Так чем же почва отличается от горных пород? (Почва – это плодородный слой земли)

Слайд 7 Почва – это верхний плодородный слой земли

Почему же почва обладает плодородием? Слайд 8

— Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни.

2. Изучение нового материала

— Сегодня в нашу лабораторию поступили образцы почв. Вы их видите перед собой. Наша задача провести исследования данных образцов и выяснить из чего же состоит почва.

— Так какова тема урока? (Состав почвы)

Слайд 9 Состав почвы (Дети записывают тему урока в тетрадь)

— Зачем же нам нужны знания о составе почвы? Представьте, что у вас есть дачный участок. Чтобы вырастить хороший урожай нужно знать, какая почва на вашем участке, для того, чтобы можно было изменить её состав, а значит, и улучшить её. Но как изменить, если не знать из чего она состоит.

— Работать вы будете в паре. Каждый из вас на несколько минут станет исследователем. Но, чтобы работа в группе была успешной, мы должны вспомнить некоторые правила.

— Какие правила вы должны выполнять для успешной работы? (учащиеся проговаривают правила: Слайд 10

1. Один говорит, другой слушает.

2. Если не понял, переспроси.

3. Свое несогласие высказывай вежливо.

4. Работать должен каждый на общий результат. )

— Результаты своих исследований вы занесете в схему.(на каждой парте лежит схема) Слайд 11

— Возьмите образец почвы №1 и рассмотрите его. Какого цвета почва?

— Положите немного почвы на лист бумаги и рассмотрите её с помощью лупы.

Дети рассматривают образцы почвы через лупу, пробуют на ощупь, определяют состав почвы и записывают в схему.

— Давайте проверим, что получилось ( дети демонстрируют свои заполненные схемы)

— Молодцы! Но схемы заполнены не до конца.

— Что теперь вы будете делать?

— Какое задание вы должны были выполнить? (заполнить схему, используя образцы почв.)

— Как вы это делали? (рассматривали почву)

— Почему вы не смогли выполнить задание? (с помощью одного рассматривания почвы нельзя выяснить её состав).

— Так что же нам следует сделать? (провести опыты)

— Верно. Для того, чтобы узнать больше о составе почвы, вы проведёте практическую работу, в ходе которой с помощью опытов исследуете состав почвы.

Практическая работа Слайд 12

— Итак, что мы должны сделать?

(Выяснить, из чего состоит почва, и дополнить схему)

Опыт 1 Слайд 13

(дети читают текст на слайде)

— В стакан с водой опустите небольшой кусочек почвы (проделывают опыт)

— Что вы наблюдаете?

— Сделайте вывод, запишите его в тетрадь.

Вывод: в почве есть воздух. (вывод записывают в тетрадь)

— Зачем в почве воздух? (воздух нужен для дыхания корней)

Опыт 2. Выполняет учитель Слайд 14

— Кладём на жестяную крышечку немного почвы и нагреваем ее. Затем с помощью зажима подержим над почвой стекло.

— Что появилось на холодном стекле, помещенном над почвой? (пар)

Вывод: в почве есть вода (вывод записывают в тетрадь).

— Нужна ли в почве вода? (нужна, растения всасывают воду своими корнями)

Опыт 3. Выполняет учитель Слайд 15

— Продолжим нагревание почвы.

— Что появилось над почвой? Что может гореть в почве? (остатки растений, животных).

Вывод: в почве естьперегной (вывод записывают в тетрадь)

— Перегной – вещество, обеспечивающее плодородие почвы.

— Если почву продолжать нагревать, то весь перегной сгорит.

— Сравните прокалённую почву – образец №2 и почву образца №1.

— Чем они отличаются? (отличаются по цвету; по структуре)

(учащиеся читают текст на слайде))

— Прокаленную почву насыпьте в стакан с водой, размешайте её стеклянной палочкой.

— Какой стала вода?

— Дадим воде отстояться, а сами в это время проведём физ. минутку

Динамическая пауза Слайд 17

  1. Представьте себе, что вы маленькие семена растений.
  2. Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтобы согреться (тело сгруппировать, плечи свести, руки согнуть в локтях и прижать к груди)
  3. Весной солнышко согрело землю.
  4. Семя отогрелось (распрямиться)
  5. Ему стало интересно, что там, на верху (потянуться)
  6. И оно начало расти (подняли руки)
  7. Появились корешки у семени (потопали ногами)
  8. Стал пробиваться росток из-под земли (покачали руками)
  9. Солнышко так согрело росток, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнышку своими листочками (машем руками)
  10. Появлялись всё новые и новые листочки.
  11. И вот однажды на побеге появился бутон (сложили ладошки)
  12. И расцвёл цветок, улыбнулся он солнышку и другим цветам (повернулись, улыбнулись)
Читайте также:  Семена капусты для выращивания

— Вспомните, что мы обнаружили в почве с помощью опытов? (воздух, воду, перегной)— А теперь наблюдайте, что осело на дне стакане? (песок и глина)

Вывод: в почве есть песок и глина (вывод записывают в тетрадь)

Опыт 5. Выполняют учащиеся вместе с учителем.

(учащиеся читают текст на слайде)

— Отстоявшуюся воду отфильтруйте, а затем несколько капель воды поместите на чистое стекло, и дайте ей высохнуть.

(учащиеся проделывают опыт)

— Как называется этот процесс? (испарение)

— Чтобы вода скорее исчезла со стекла, я нагрею его над огнем.

— Что осталось на стекле после испарения воды? (белый налёт)

— Подумайте, что растворилось в воде и осталось на стекле после ее выпаривания? (соли)

Вывод: в почве есть минеральные соли. (вывод записывают в тетрадь)

— Соли — это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.

— Как это происходит в природе? Слайд 20

— Скажите, можем ли мы сейчас заполнитьсхему “Почва”? (да можем;учащиеся заполняют схему, сравнивают со схемой — эталоном) Слайд 21

— Расскажите по схеме, что входит в состав почвы?

III. Первичное закрепление

1. Если положить в стакан с водой небольшой комок почвы, то пойдут пузырьки, значит _______________(в почве естьвоздух.)

2. Если размешать почву в стакане и дать воде успокоиться, то можно наблюдать, что вода стала мутной, а на дне стакана мы видим ________________ (песок и глину).

3. Если положить на сковородку немного почвы и нагреть ее. На холодном стекле, помещенном над почвой, появились __________ (капельки воды).

4. Если продолжить нагревать почву, то можно увидеть дым и почувствовать запах, это горит ________________ (перегной)

5. Насыпать остатки прокаленной почвы в стакан с водой и размешать ее. Профильтровать воду, налить немного на стекло и дать ей высохнуть.

На стекле после испарения воды остались______________ (минеральные соли).

IV. Самостоятельная работа:

Для основного состава учащихся:

— Перед вами кроссворд с ключевым словом. Вы должны заполнить кроссворд. После выполнения работы самопроверка по эталону Слайд 27

Карточка для индивидуальной работы.

Задание: подчеркни слова обозначающие вещества, входящие в состав почвы.

Перегной, бумага, песок, проволока, глина, вода, целлофановые пакеты, воздух, конфетные обёртки, минеральные соли.

Тест. Верны ли утверждения:

Слушайте утверждения, если вы с ними согласны поднимите знак +, если не согласны – знак —

— Растения стали первыми обитателями суши.

— Чем меньше в почве перегноя, тем она плодороднее.

— Под воздействием ветра, воды, температур горные породы становятся крепче.

— Почва состоит из перегноя, воды, стекла, песка, глины, бумаги, воздуха, целлофановых пакетов.

— Стекло, бумага, целлофановые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее. Бумага полностью разлагается в течение 100 лет. Стекло не разлагается вовсе, от него может возникнуть пожар.

— О чем говорят следующие расчёты учёных?

Слой почвы толщиной 18 см вода сможет смыть в лесу за 500 лет, на лугу за 225 лет, а там, где нет растений всего за 15 лет! (чтобы слой почвы не уменьшался, нужно больше садить деревьев)

— Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни.

— И чтобы земля и впредь нас радовала богатыми урожаями, цветущими полями, густыми лесами, давайте и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней.

— А как о ней заботится, мы поговорим на следующем уроке.

V. Заключительная часть

— Что необходимо сделать в конце урока? ( подвести итог нашей работы)

— В чем было затруднение в работе и почему оно возникло? ( мы не смогли заполнить схему состава почвы, потому что не знали способа определения состава почвы)

— Какова была цель? (узнать состав почвы и заполнить схему)

— Вы достигли цели? (да)

— Чем вы воспользовались при достижении цели? (провели опыты — практическим путём исследовали почву)

— А теперь посмотрим, плодородна ли почва на вашем поле. Посчитайте количество растений, посаженных вами.

Домашнее задание: Приготовить загадки о земле, почве, её составных частях.

Источник

Adblock
detector