Меню

Плодородие почвы это урок 3 класс

Урок по окружающему миру для 3 класса по теме «Что такое почва»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок — исследование. Знакомство с понятием и составом почвы. Обучающиеся проводят опыты в парах, учитель демонстрирует более сложные эксперименты. В ходе исследований заполняется таблица в рабочей тетради.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru.zip 974.38 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 «Б» КЛАСС

ТЕМА УРОКА «ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА».

Цель: познакомить с понятием «почва», создать условия для организации исследовательской работы при изучении состава почвы.

  1. Личностные УУД:
    — формировать положительное и осознанное отношение к изучению окружающего мира,

— осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

  1. Познавательные УУД:
    — формировать умение выполнять мыслительные операции анализа и синтеза изучаемых объектов,
    — давать характеристики изучаемым природным объектам,

— работать с текстовым и иллюстративным материалом,

— заполнять таблицу по ходу урока,
— осуществлять обобщение, делать выводы.

  1. Коммуникативные УУД:
    — совершенствовать умение работать в парах.
    — понимать задаваемые вопросы, формулировать на них ответы, используя изученные термины и опираясь на свой опыт,
    — выражать свою точку зрения.
  2. Регулятивные УУД:
    — формировать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя,
    — формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, работать по заданному правилу,
    — формировать умение оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.
  1. Расширить знания об окружающем мире,.
  2. Формировать умение исследовать с помощью опытов состав почвы.
  3. Анализировать взаимосвязи почвы и растений, животных, значение почвы для живой природы.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся : Учебный математический диалог, наблюдение, моделирование, фронтальная работа под руководством учителя, индивидуальная работа, практическая работа в парах, самоконтроль, взаимоконтроль, коррекция своей работы.

Оборудование для учителя: учебник «Окружающий мир» 3 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс (А.А. Плешаков), материал для опытов (сухая почва в лотках, бумажная салфетка, пластиковая ложка, стакан с чистой водой, стеклянная трубочка, воронка, фильтры, спиртовки, спички, предметные стекла, пипетки, держатели, лупа); карточки с терминами, презентация.

Оборудование для учащихся: учебник «Окружающий мир» 3 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс (А.А. Плешаков), материал для опытов 1 набор на парту (сухая почва в лотке, бумажная салфетка, пластиковая ложка, стакан с чистой водой, стеклянная трубочка, лупы).

План-конспект урока математики составлен по государственной программе А.А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс по УМК «Школа России».

Самоопределение к деятельности

– Ребята, отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Знают все: и мал, и стар

Что она большущий шар.

– А, что вы представляете, когда слышите слово «земля»?

  • Это и название планеты, на которой мы живём.
  • Это и суша, как противоположность водному и воздушному пространству.
  • Это и земля в понимании страна, государство (т.е. территория).

– Слово земля многозначное. Чтобы понять, о какой земле мы будем говорить, вспомните сказку “Репка” . Куда посадил дед репку? (В землю).

– Как по-научному называется земля, на которой растут растения? (Почва).

ДА, ВЕРНО. Главное слово на уроке – ПОЧВА (Прикрепить на доску карточку со словом «почва»)

– Сформулируйте тему урока.

–А теперь сформулируем вопросы, на которые будем отвечать на уроке (Вопросы записаны на доске. Учащиеся вставляют пропущенные в вопросах слова):

Слова для справок: Почва, состоит, свойство, обитает.

Итак, тема урока «Что такое почва».

Работа по теме урока

– Где мы можем найти ответ на первый вопрос? В учебнике.

– Найдите определение слова «почва» в учебнике. Прочитаем хором. На первый вопрос ответили.

– Теперь ответим на второй вопрос. Прочитаем его.

– Для этого выполним задание на стр.64. (возле синего кружка). РАБОТА В ПАРАХ

  • Рассмотрите внимательно иллюстрацию.
  • Обсудите друг с другом, какое значение имеет почва для растений? Кто ответит всем?
  • Обсудите друг с другом, какие животные живут в почве? Назовем, в почве обитают … (по цепочке).
  • И снова порассуждайте в парах, какое значение имеет почва для животных? Давайте озвучим ваши мысли?

– Сделаем вывод: почва – это верхний слой Земли, в котором живут животные, растут растения и даже обитают бактерии.

– Третий вопрос — узнать о главном свойстве почвы. Для этого расшифруем запись. (Плодородие). От каких 2 слов образовано это слово? (Плоды родить, т.е. почва дает плоды разным растениям)

– Почему в некоторых местах почва плодородна, а в некоторых нет? (Ответы учащихся)

– Предположим, что в ней есть то, что необходимо растениям.

– Сегодня мы, учёные – исследователи, будем искать ответ на четвертый вопрос, из чего состоит почва. Чтобы проводить опыты, надо помнить и соблюдать правила техники безопасности. Мы о них уже говорили, напомним их, вот подсказка.

Приступим к нашему научному исследованию. Любое исследование предполагает различные методы изучения.

– Начинаем метод исследования – НАБЛЮДЕНИЯ

– Вы работаете в парах, как обычно спокойно и вежливо.

– Вооружитесь лупой, рассмотрите почву. Ответьте на мои вопросы:

– Какого цвета у вас почва? (Коричневый, чёрный)
– Что вы видите в почве? (Остатки сухих листьев, палочки, траву)
– Как вы думаете, из верхнего или нижнего слоя взяли образец почвы? Докажите свой ответ.

– Можем ли мы определить состав почвы, просто внимательно рассмотрев ее? (Нет.)
– Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты.

– Следующий метод исследования – ЭКСПЕРИМЕНТ

Опыт 1. По ходу исследования будем заполнять таблицу в рабочей тетради с.37. Откройте тетради.

– Возьмем стакан с водой и опустим туда 1 комочек почвы.
– Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки).
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)

–Для чего нужен воздух в почве? (Воздух помогает корням растений дышать)

– Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте стакан.

– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть воздух».

– Возьмём бумажную салфетку и положим на неё немного почвы. Сильно сожмём и аккуратно стряхнём почву.

– Что осталось на салфетке? (Вода)

– Для чего нужна вода в почве? ( Вода необходима для жизни растений)

– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть вода».

– А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы.
– Какая стала вода? (Мутная).
– Это говорит о том, что некоторые вещества растворились, а некоторые нет?

– Что мы видим на поверхности воды? (Мусор, остатки листьев, насекомых)
– Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина). Песок хороший разрыхлитель. Глина хорошо удерживает воду.

– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть песок и глина».

– Следующий опыт вам продемонстрирую я.
– Нагреем немного почвы над огнем.
– Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и чувствуется неприятный запах).
– Это сгорает перегной – остатки растений и животных. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы. Как вы думаете, что означает слово «перегной»? (Перегнившие остатки живой природы)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит перегной).

– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть перегной». Пока вы записываете, я профильтрую раствор.

– Поместим несколько капель профильтрованной воды на стекло.

– Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарится.

– Что осталось на стекле? (На стекле остались небольшие белые пятна).

– Как вы думаете, что это? Это минеральные соли.

– Для чего они? (Мин.соли необходимы для жизни растений)

– Какой вывод можно сделать? (В почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде).

– Итак, наши исследования закончены. Подведем итоги. Наведем порядок на рабочем месте. С помощью таблицы из РТ продолжите мое высказывание: в состав почвы входят … (глина, песок, воздух, вода, остатки растений, перегной, соли).

Мы ответили на 4 вопрос. Вернемся к 3 вопросу. Главное свойство почвы – плодородие. Что из перечисленного увеличивает плодородие? Перегной. Откройте учебник с.66. найдите 4 абзац. Прочитайте.

Сообщение о Докучаеве

– Науку о почвах — почвоведение — создал русский ученый почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что в разных природных зонах разные виды почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв.
– Докучаев говорил, что почва дороже золота.
– Почему? (Без золота люди прожить могли бы, а без почвы – нет)

Самостоятельная работа РТ с. №4

Сделаем вывод: почва появляется под воздействием растений и живых организмов.Почва и растения – едины и взаимосвязаны. Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни.
– Давайте же и мы с вами ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

– Какую тему изучали?

– Какие проблемы рассматривали?

– Что нового узнали?

– Что понравилось на уроке?

– Оцените свою работу на уроке.

Д.з с.64 – 68, читать, ответ на вопросы, РТ с. 38 №5

Источник

Урок+презентация на тему «Почва. Её состав и свойства» (3-класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Конспект Почва.Её состав и свойства..docx

Средняя общеобразовательная школа

имени Махмуд Кашгари

г. Кентау Южно-Казахстанской области — Казахстан

Урок окружающего мира

«Почва. Её состав и свойства»

учитель начальных классов

школы имени М.Кашгари

Тема: Почва. Её состав и свойства.

Цель урока: формирование представления о почвах; изучить состав и свойства почвы.

Образовательные : познакомить с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав почвы.

Развивающие : продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве.

Развивать мышление, наблюдательность, умение представить вывод, умение работать

в группе, находить общее решение.

Воспитательные : учить бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям земледелия.

Тип урока: комбинированный; исследование.

Работа в группах и в парах;

Оборудование: проверочные карточки; образцы почв; спиртовка; стекло; стаканы с водой; штатив; кроссворд; презентация.

Учитель проверяет готовность учеников к уроку.

В классе жду я вас всегда.
Вы готовы в путь, друзья?
Все преграды мы пройдем,
Знанья новые найдем.

2.Психологический настрой на урок.

Ты мой друг и я твой друг,
Вместе мы семья.
То, что не с
могу один,
Сможем ты и я!

3.Проверка домашнего задания.

Краткий опрос по теме «Полезные ископаемые». ( Слайд 4, 5, 6 )

-Что такое полезное ископаемое?

-Какие виды полезных ископаемых бывают?

Индивидуальная работа: Карточки для учеников с индивидуальными заданиями.

Соедините стрелками правильные ответы. ( Слайд 7 )

Правила работы в группах: Давайте вспомним правила работы в группах. ( Слайд 8 )

В группе должен быть ответственный.

Работать должен каждый на общий результат.

Один говорит, другие слушают.

Своё несогласие высказывай вежливо.

Если не понял, переспроси.

Работа в группах: Найти дополнительные материалы о полезных ископаемых и подготовить презентацию (домашнее задание). Представители из каждой группы выходят к доске и защищают свои работы.

Физминутка (музыкальная пауза)

4.Сообщение темы и цели урока.

Послушайте загадку и отгадайте. И вы узнаете тему сегодняшнего урока.

Есть на земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь — вместо одного мешка в кладовой — двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Скажите, как она называется?

5. Изучение нового материала.

Значение слова «земля» несколько. ( Слайд 10 )

Это – Земной шар, поверхность, почва.

Сегодня мы будем говорить о почве. Вы узнаете состав почвы и её свойства, как она образуется.

Основные понятия: ( Слайд 11 )

Почва – верхний плодородный слой земли.

Чернозём – богатая перегноем почва.

Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами.

Найдите определение почвы в учебнике. ( Слайд 12 )

Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.

Далее идёт переходный слой – менее плодородный и нижний слой – это горная порода.

Первое научное определение понятия «почва» дал В.В.Докучаев. ( Слайд 14 )

Было время, когда у нашей планеты отсутствовал почвенный покров. Миллионы лет земная поверхность являло собой голую каменную пустыню. Но постепенно ветры и вода разрушали их. Образование мельчайших частиц послужило основой для возникновения почвы. Потом появились растения. Отмирающие растения обогащали поверхностные слои почвы перегноем. ( Слайд 15, 16, 17 )

Главная часть почвы – перегной. Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной. Так и происходит круговорот веществ в почве.

Составьте схему «круговорот веществ в почве». ( Слайд 18 )

Разновидности почв: чернозёмные, подзолистые, песчаные. ( Слайд 19 )

Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие. В плодородной почве лучше растут растения. Самое большое количество перегноя содержится в чернозёмных почвах.

В подзолистых почвах перегноя немного и много глины. Растения в них чахлые.

В песчаных почвах много песков.

В ледяных просторах Антарктиды и Арктики, в высоких горах нет почвы. ( Слайд 20 )

Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем. ( Слайд 21, 22 )

-Давайте посмотрим фильм о путешествии дождевого червячка.

В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики. ( Слайд 23, 24 )

6. Обобщение и закрепление знаний .

Работа в парах: Вспомним правила работы в паре. ( Слайд 26 )

Работать должны оба.

Один говорит, другой слушает.

Если не понял, переспроси.

Своё несогласие высказывай вежливо.

Карточки для работы в паре: Раскрасить. ( Слайд 27 )

Практическая работа: Состав почвы.

Итак, нам предстоит узнать, из чего состоит почва. У каждого на парте коробочки с почвой. Рассмотрите их.

-Какого она цвета?

-В почве есть остатки листьев, мелкие корешки, части насекомых, червей и другие мелкие животные.

Опыт 1: В стакан с водой бросим кусочек сухой почвы. Что заметили?

(Из почвы выходят пузырьки воздуха)

Вывод: В почве содержится воздух.

Опыт 2: Опустим почву в стакан с водой и тщательно размешиваем. Пипеткой возьмём несколько капель этой воды и поместим в предметное стекло. Нагреем стекло над огнём свечи. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налёт.

Вывод: В почве содержатся минеральные соли, которые могут растворяться в воде.

Опыт 3: Положим почву в крышечку. Нагрею крышечку с почвой над пламенем свечи. А над почвой буду держать стекло. Чем объяснить, что стекло сначала становится влажной, а потом на ней появляются капельки воды.

Вывод: В почве содержится вода. При нагревании вода испаряется.

Опыт 4: Продолжим нагревать почву в огне. Через некоторое время увидим дым и почувствуем неприятный запах.

Вывод: Это сгорает часть почвы, которое состоит из остатков растений и мелких животных. Это — составная часть почвы — перегной. Перегной придаёт почве тёмный цвет.

Опыт 5: Опустим немного почвы в стакан с водой и размешиваем. Дадим отстоять. На дно стакана оседает слой песка, поверх его – слой глины, сверху – слой тёмного цвета – это перегной.

Вывод: В почве содержатся песок и глина.

Составить схему-кластер – из чего состоит почва. ( Слайд 29 )

Работа с тестом: ( Слайд 30, 31, 32 )

1.Плодородие почвы зависит от количества:

2.Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:

3.Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:

Это интересно! Образование почвы. ( Слайд 33 )

1см почвы за 250-300 лет

20см за 5-6 тысяч лет

Земля-мать тому, кто умеет с ней обращаться.
Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете.

Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас своими богатствами.

Давайте прикрепим свои смайлики на доске. ( Слайд 35, 36 )

Я доволен собой, у меня всё получилось. Хочу знать больше.

У меня не всё получилось, но я постараюсь.

Ничего не понятно на уроке.

Ответить на вопросы:

Что узнал? Что смог? Что понравилось?

-На картине с цветами и сердечками спряталось волшебное слово. Найдите их.

-Да, это слово «молодцы» и вы молодцы, отлично поработали.

9. Выставление оценок.

Оценка учеников по подсчёту смайликов.

10. Домашнее задание. Подобрать материал о животных почв. Прочитать тему из учебника и ответить на вопросы.

1. Познание мира. Учебник для 3-класса.2011г.

2. Справочник для начальной школы. Корчагина О.Ю.

3. Детская энциклопедия. Эллиот Дж. 2000г.

6. https :// www . google . kz . Состав и строение почвы.

7. https :// www . youtube . com . Путешествие дождевого червячка.

Источник

Читайте также:  Крыжовник почва для посадки кислотность
Adblock
detector