Меню

Плодородие почвы определение 5 класс

Урок по природоведению 5 класс на тему » Почва. Состав почвы».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: Почва. Состав почвы.

Образовательные : сформировать представление о почве, ее составе и свойствах.

Развивающие : выявлять причинно-следственные связи между живой и не живой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес.

Воспитательные : прививать интерес к предмету, прививать навыки природоохранной деятельности и бережного отношения к почве.

Базовые понятия : почва, плодородие, гумус, чернозем.

1 Организационный момент

2 Новая тема с элементами беседы.

Домашнее задание у вас было опережающее и касающееся нашего сегодняшнего урока, поэтому заслушивать мы его будем по ходу данного урока.

А начнем мы наш урок такой загадкой, которая и расскажет нам о чем мы сегодня будем говорить!

— Есть на свете чудесная кладовая

Положишь в нее весной мешок зерна,

А осенью смотришь, вместо одного мешка

В кладовой уже двадцать.

Ведро картошки в чудесной кладовой

Превращается в мешок картофеля.

Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, моркови!

Сказка это или не сказка?

Чудесная кладовая есть на самом деле!

Как она называется?

Сегодня мы узнаем, что такое почва, из чего она состоит, кто обитает в почве и как сделать так чтобы почва сохранилась на много лет.

По ходу моего рассказа мы с вами работаем в тетрадях, куда будем записывать новые для вас термины и понятия. ( Записывают число и тему урока)

Итак, что же такое почва?

Почва-это верхний, рыхлый слой земной коры, обладающий плодородием.

Образование почв это очень сложный процесс. Для формирования 1-2 см почвы необходимо около 500 лет.

В состав почв входят различные компоненты, а какие именно мы с вами сейчас узнаем разгадав загадки :

— Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.

Он не видимый и все же, без него мы жить не сможем. ( воздух)

— Мною можно умываться, я умею проливаться.

В кране я живу всегда, ну конечно я …( вода)

— Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе

Он и на стройке и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже! (песок)

— Если встретишь на дороге, то увязнут сразу ноги.

А сделать миску или вазу

Она понадобится сразу! (глина)

Помимо названых вами компонентов есть еще такие как : минеральные соли, перегной или гумус, горные породы.

Что же такое гумус?

Гумус –это органическое вещество, которое образуется из растительных и животных остатков на протяжении тысячелетий.

Гумус очень богат веществами, в которых нуждаются растения.

Почвы содержащие достаточное количество гумуса называются плодородными.

Плодородие – высокое содержание гумуса в почве.

Прежде чем мы с вами узнаем о том какие почвы наиболее плодородны и где они распространены давайте проведем несколько опытов и убедимся, что в почве действительно есть компоненты, о которых мы с вами узнали.

Опыт № 1 В стакан с водой помещаем комочек почвы. Вы заметили, как на поверхность поднимаются пузырьки. Это вода вытеснила из почвы воздух.

Опыт № 2 Положим кусочек почвы на салфетку и сожмем ее. На салфетке остался мокрый след. Это говорит о том, что в почве содержится вода, которая необходима растениям, которые на ней произрастают.

Опыт № 3 В воде оставшейся у нас после первого опыта мы можем наблюдать разделение на компоненты. Как называется метод при помощи которого мы разделяем вещества на компоненты (метод отстаивания).

Таким образом мы с вами убедились, что в почве действительно содержатся все перечисленные нами компоненты.

Образование почвы мы можем записать в виде формулы :

(горные породы + вода + воздух + тепло + гумус) · время = почва

Физминутка ( садим огород)

Почвы Земли разнообразны. Главная причина их различий – климатические условия.

Читайте также:  Выращивание зимой черенков розы

Сегодня мы познакомимся с почвами, которые сформировались на территории Украины.

Сообщения о них нам подготовили …( ученики рассказывают о почвах Украины).

О следующих почвах замечательный писатель Антон Павлович Чехов шутливо заметил : « Почва такая хорошая, что если посадить оглоблю в землю, то через год вырастет тарантас. ( оглобля-одна из двух жердей, надетых одним концом на ось повозки, служащих для запряжки лошадей ; тарантас-четырехколесная конная повозка).

О каких почвах идет речь? ( о черноземах)

И о них нам расскажет…

Итак мы с вами познакомились с типами почв сформировавшимися на территории Украины.

Мы с вами сказали, что почвы образуются очень медленно. Но в отличии от формирования, разрушаются они очень быстро. На это оказывает свое влияние очень много факторов.

Беспрерывное перепахивание приводит к разрушению комочков почвы, что понижает ее плодородие, повысить же его можно, внося органические и минеральные удобрения. Но делать это надо всегда в пределах разумного, по рекомендациям агрономов и почвоведов, т. к. чрезмерное внесение этих веществ может нанести вред, как растению, так и нам приего употреблении.

Почва может разрушаться и под действием природных факторов. Например под действием ветра ( ветровая эрозия, пыльные бури). Для сохранения почв от воздействия ветра необходимо высаживать лесополосы, которые будут защищать от воздействия ветра.

Также влияние оказывает и вода (водная эрозия, образование оврагов). Для предотвращения появления оврагов необходимо высаживать зеленые насаждения на месте появившейся промоины, которая может превратится в балку, а затем в овраг.

Таким образом лучшие защитники почвы при этом различные растения.

Человек должен заботливо относится к почвам защищая их от истощения и загрязнения.

Но не только человек оказывает влияние на почву. Существуют организмы населяющие почву, которые разрыхляют ее и улучшают проникновение в нее воды и воздуха.

Это муравьи, жуки, кроты, микроорганизмы-разлагающие остатки растений и которые образуют перегной (гумус), а так же дождевые черви.

В почве сада на каждом гектаре живет до 100 тысяч земляных червей. За год эта армия подземных «копателей» переворачивает до 30 тонн земли. Питаясь, дождевые черви вместе с разлагающимися органическими веществами пропускает сквозь кишечник несколько сотен тонн почвенной массы. Таким образом дождевые черви ускоряют разложение органических веществ и влияют на урожайность растений.

Итог : Таким образом мы с вами изучили почвы, узнали о их составе, о том что влияет на их образование, какие почвы сформировались на территории Украины и какие из них наиболее плодородные. А так же узнали какие организмы заселяют почву и какое влияние они оказывают. ( по ходу итога задаются вопросы)

Источник

Презентация по природоведению на тему «Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы» (5 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема «Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы» Какие виды почв мы знаем? Песчаная, глинистая, чернозёмная С какой почвы собирают самые высокие урожаи? С чернозёмной почвы

В почве можно найти остатки растений, животных, сгнившие листья Это перегной

Чем больше в почве перегноя, тем больше в ней будет веществ, необходимых для роста растений, тем она плодороднее Плодородие почвы – это способность давать хороший урожай

Почвы, в которых много перегноя, имеют тёмный цвет и распадаются на комочки Это чернозёмные почвы

Растения, выращиваемые на чернозёмных почвах, дают высокий урожай Кроме перегноя, в состав почвы входят и другие вещества

Для того, чтобы почва давала хороший урожай, её надо правильно обрабатывать Весной, после того как растает снег и почва прогреется, её готовят к посадке

Перед посадкой растений почву рыхлят. Как вы думаете, почему? В рыхлую почву хорошо поступают воздух и вода

Читайте также:  Уровни кислотности почвы для растений

На небольших огородах почву перекапывают: лопатами отрезают пласты земли, переворачивают и разбивают комки После перекопки верхний слой почвы разрыхляют граблями

На полях почву обрабатывают плугом или бороной при помощи трактора Затем в почву вносят минеральные удобрения

Как вы думаете, зачем летом почву поливают? Почву поливают для того, чтобы растения лучше росли

— Для чего летом рыхлят почву? На огородах почву рыхлят мотыгами, а на полях специальными машинами Летом почву рыхлят для того, чтобы в почву хорошо поступал воздух Чем рыхлят почву?

Осенью, после уборки урожая, почву на огороде также перекапывают, но крупные комки не разбивают Это делают для того, чтобы между комками задерживался снег, который весной растает и напитает почву влагой Как вы думаете, почему?

Осенью, при вспашке полей пласты земли переворачивают, чтобы сорняки оказались под слоем почвы и перегнивали

Осенью для повышения плодородия в почву вносят органические удобрения – торф и навоз

Задание 1. Выберите правильный ответ Что такое плодородие почвы? 1. Способность почвы менять цвет 2. Способность почвы давать хороший урожай 3. Способность почвы сохранять свой состав

Ответ. Фигура … ? Задание 2. Какая почва сама плодородная? (Для этого в ответах вместо знака ? напишите какую фигуру вы выбрали)

Задание 3. Ответьте на вопрос: Для чего летом рыхлят почву?

Задание 4. Выберите правильный ответ В какое время года при перекопке почвы её комки не разбивают? весной летом осенью

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Данная презентация предназначена для проведения уроков природоведения в 5 классе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). В ней представлена информация о главном свойстве почвы — плодородии, правильной обработке почвы весной, летом, осенью для сохранения её плодородия.

Номер материала: ДБ-1534084

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году

Время чтения: 1 минута

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ

Время чтения: 1 минута

Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока по сельскохозяйственному обучению на тему : «Общее представление о почве:свойство,цвет».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ общее представление о почве 5 класс.doc

Технологическая карта урока

Профессиональное трудовое обучение, сельскохозяйственный труд

Класс, количество человек

«Общее представление о почве: свойство, цвет».

Создать условия для формирования у обучающихся общего представления о почве, как о природном богатстве.

— познакомить с процессом образования почвы. Выявить основное свойство почвы.

— коррекция произвольного внимания на основе выполнения заданий и упражнений;

-воспитывать мотивацию к изучаемому предмету.

Личностные результаты БУД

-адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность;

Читайте также:  Чем удобрить землю весной для лучшего урожая

-умение принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

-дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)

научатся определять вид почв.

презентация, экран, проектор, ПК.

Знать : свойство, образование почвы.

Уметь: определять виды почв.

I .Организационный момент (3 мин.)

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

1 . Приветственное слово учителя. Психологический настрой.

Прозвенел звонок – начинается урок

В этом классе все друзья?

Посмотри-ка на себя,

На соседа справа, на соседа слева!

— Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи, добра… улыбнитесь.

проверяют готовность своего рабочего места к уроку

Цель: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний учащихся,

создание условий для формулирования детьми цели урока.

Сегодня наш урок я хочу начать словами великого Гете: «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания».

– Как вы думаете, почему я начала урок с этих слов?

– Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались, как она называется? (конечно, – это почва) .О чем мы с вами будем говорить ?Сегодня мы будем говорить о почве, ее составе, типах почв.(запись числа и темы урока)

Выберите правильный ответ:

Что такое почва?

Верхний слой земли.

Верхний слой земли, где есть песок и глина.

Верхний плодородный слой земли.

Верхний слой земли, где есть песок, глина, вода и воздух.

– Почему вы выбрали именно это определение?

– А может ли растение развиваться на гладком камне или глине? Назовите главное свойство почвы? (Плодородие).

почва – это природное образование; результат взаимодействия горных пород, климата, живых организмов во времени.

плодородие – это способность почвы обеспечивать питание растений.

устные ответы детей

работа в тетрадях

III .Изученного нового материала (15) мин.

Цели этапа: создать условия для решения учебной задачи и нахождения путей ее решения.

Почва является неотъемлемой составляющей царства природы и играет большую роль в существовании всего живого на нашей планете.

Раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Получался рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям.

Но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Из их остатков образовался перегной.

Выделим 3 основных вида почвы : (5сл)

Почвы, в которых содержится много глины, как назовём. ( глинистыми )( 6сл)

глинистые почвы серые или рыжеватые, плотные. Они хорошо удерживают влагу. В глинистых почвах мало воздуха. Из комочка такой почвы можно скатать колбаску и свернуть ее в колечко.

Почвы, в которых содержится много песка, как назовём? …. ( песчаными )(7сл)

Песчаные почвы обычно светлые, рассыпчатые. В них много воздуха, но мало воды и минеральных солей, необходимых для питания растений(объясните почему).

Почва с мощным отложением перегноя и богатая минеральными солями, называется чернозём.( 8сл)

Чернозём — темная почва, она рыхлая и в ней много воздуха. Чернозёмные почвы хорошо впитывают воду. Такие почвы с мощным отложением перегноя находятся в основном на юге России.

Кто живет в почве? (9сл)

Почва – благодатная среда обитания для огромного количества живых организмов.

К ним относятся как одноклеточные, грибы, бактерии, так и крупные представители животного мира – дождевые червяки, жучки, пауки, кроты, мыши.

Источник

Adblock
detector