Меню

Плодородие почвы сельскохозяйственных земель

Статья 1. Основные понятия

Информация об изменениях:

Статья 1 изменена с 11 августа 2020 г. — Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 308-ФЗ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

плодородие земель сельскохозяйственного назначения — способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений;

государственное нормирование плодородия земель сельскохозяйственного назначения — разработка и утверждение норм и правил в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения — сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством проведения мелиоративных и иных мероприятий;

деградация земель сельскохозяйственного назначения — ухудшение свойств земель сельскохозяйственного назначения в результате природного и антропогенного воздействий;

абзацы 6 — 11 утратили силу с 11 августа 2020 г. — Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 308-ФЗ

Информация об изменениях:

агрохимическое обслуживание — деятельность по обеспечению собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения агрохимикатами, технологиями, техникой, а также деятельность по проведению мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения и научных исследований в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Источник

Плодородие почвы сельскохозяйственных земель

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

(с изменениями на 31 июля 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);

Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.04.2016, N 0001201604050060) (вступил в силу с 1 июля 2016 года);

Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 477-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2019, N 0001201912280021) (вступил в силу с 1 июля 2020 года);

Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 308-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.07.2020, N 0001202007310070).

Принят
Государственной Думой
3 июля 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
9 июля 1998 года

ГЛАВА I. Основные положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

плодородие земель сельскохозяйственного назначения — способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений;

государственное нормирование плодородия земель сельскохозяйственного назначения — разработка и утверждение норм и правил в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения — сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством проведения мелиоративных и иных мероприятий;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 308-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

деградация земель сельскохозяйственного назначения — ухудшение свойств земель сельскохозяйственного назначения в результате природного и антропогенного воздействий;

агрохимическое обслуживание — деятельность по обеспечению собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения агрохимикатами, технологиями, техникой, а также деятельность по проведению мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения и научных исследований в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 308-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 2. Цель и предмет настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственного регулирования обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, за исключением садовых и огородных земельных участков, земель сельскохозяйственного назначения, непосредственно занятых внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

(Статья в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 308-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 3. Правовое регулирование деятельности в области
обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Правовое регулирование деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Читайте также:  Что посеять для улучшения почвы после уборки урожая

Статья 3_1. Осуществление мероприятий в области обеспечения
плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Осуществление мероприятий в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения является расходным полномочием субъектов Российской Федерации.

Отдельные мероприятия в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения могут финансироваться из федерального бюджета.

(Часть в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 308-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

(Статья дополнительно включена с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ)

ГЛАВА II. Полномочия органов государственной
власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения
плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Статья 4. Полномочия органов государственной власти
Российской Федерации в области обеспечения
плодородия земель сельскохозяйственного назначения

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения относятся разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, содержащих мероприятия в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, контроль за выполнением таких программ.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 308-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 5. Полномочия органов государственной власти
субъектов Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель
сельскохозяйственного назначения

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения относятся разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, контроль за их соблюдением (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления
в области обеспечения плодородия земель
сельскохозяйственного назначения

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

ГЛАВА III. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

(Наименование в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 308-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 7. Права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

(Наименование в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 308-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 308-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения наряду с проведением обязательных мероприятий, предусмотренных статьей 8 настоящего Федерального закона;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 308-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

проводить почвенные, геоботанические и другие обследования земель сельскохозяйственного назначения наряду с проведением обязательных обследований, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона;

(Абзац дополнительно включен с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 308-ФЗ)

Абзац третий предыдущей редакции с 11 августа 2020 года считается абзацем четвертым настоящей редакции — Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 308-ФЗ.

получать в установленном порядке информацию от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о состоянии плодородия почв на своих земельных участках и динамике изменения его состояния (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

Абзац третий предыдущей редакции с 11 августа 2020 года считается абзацем четвертым настоящей редакции — Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 308-ФЗ.

осуществлять другие права, если их реализация не противоречит законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 308-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 8. Обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения

(Наименование в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 308-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Читайте также:  Какие удобрения вносятся осенью под малину

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 308-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду (абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий, составленным в соответствии с частью четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона;

(Абзац дополнительно включен с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 308-ФЗ)

Абзацы третий и четвертый предыдущей редакции с 11 августа 2020 года считаются соответственно абзацами четвертым и пятым настоящей редакции — Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 308-ФЗ.

соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;

Источник

Плодородие земель сельскохозяйственного назначения

Длительное интенсивное использование почвы приводит к снижению ее плодородия, необходимого для роста и развития растений, стабильно хорошей продуктивности пашни.

Какие же меры следует принимать для повышения плодородия почв? Как заботятся нынешние землепользователи о сохранении для будущих поколений главного богатства Кубани? Эту актуальную на сегодняшний день тему мы обсуждаем с главным агрохимиком ФГБУ САС «Северо-Кубанская» по Новопокровскому району Александрой Леонидовной Бабсковой.

– Что приводит к снижению почвенного плодородия?

– Среди основных причин – нарушение научно-обоснованного севооборота и несбалансированное минеральное питание сельскохозяйственных культур.

Формирование почвенного образца

– По каким показателям определяется плодородие почвы?

– Одним из важнейших критериев оценки является органическое вещество – гумус, образующееся в результате разложения растительных остатков. Гумус обладает высокой поглотительной способностью и предотвращает от вымывания различные соединения, что дает возможность обменным реакциям при внесении удобрений; обуславливает биологическую активность почв, что и делает его гарантом плодородия. Поэтому забота о сохранении и накоплении гумуса в почвах является первостепенной задачей.

– Каково содержание гумуса в почвах Новопокровского района?

– По данным агрохимического обследования сельскохозяйственных земель района в 2016 году, средневзвешенное содержание гумуса составляет 3,6%, хотя 15 лет назад этот показатель был выше на 0,3%. Кроме того, тогда 15,6% сельскохозяйственных угодий имели более 4% гумуса, а сейчас таких почв – 0,1%.

– Какой вывод из этого следует?

– Понятно, что такое положение надо исправлять. И способ здесь один: на каждый гектар пашни нужно вносить по 8-10 тонн органики. Фактически же за последние годы гектар пашни получил лишь по тонне навоза. Хочется надеяться, что с развитием в районе животноводства ситуация наладится.

– По каким еще показателям определяют качество наших черноземов и какие меры необходимо принимать для восполнения недостающих в почве питательных веществ?

– Одна из важнейших характеристик плодородия – обеспеченность почвы подвижным фосфором. Средневзвешенное его содержание по району в 2016 году составило 12 мг/кг почвы, что на 8 мг меньше, чем в 2012-м и на 3 мг меньше, чем в 1988-м. Более высокие по сравнению со среднерайонными данными показатели были получены в ОАО «Кубань» – 21 мг/кг и ООО «Откормочный-Аметист» – 22 мг/кг. Оптимальное же содержание фосфора – 28-35 мг/кг почвы.

Необходимо отметить, что в прошлом году проведена большая работа по обследованию плодородия пашни в крестьянско-фермерских хозяйствах – на общей площади 17 тысяч гектаров.

Результат таков: 90% пашни имеет низкое содержание подвижного фосфора (до 15 мг/кг) и нуждается в повышенных дозах внесения фосфорных туков (60-90 кг действующего вещества на один гектар), а 10% оптимально обеспечено подвижным фосфором.

Что касается обменного калия в почвах, то его оптимальное содержание должно составлять более 400 мг/кг. В нашем районе этот показатель, по данным обследования, – 427 мг/кг. Однако такое положение не объясняется результатами хозяйственной деятельности сельхозпредприятий, оно связано с высоким валовым количеством обменного калия в материнской породе – до 2%.

Вынос калия сельскохозяйственными культурами в 10–12 раз выше фосфора. Следовательно, для получения высоких урожаев этот элемент необходимо вносить под все культуры.

В разрезе хозяйств положение с калием неодинаковое. Так, третья часть обследованной пашни района нуждается в калийных удобрениях в дозе 40-60 кг на гектар.

Читайте также:  Чем подкормить клубнику осенью для следующего года

Также в почвах района определялась нитрификационная способность. При благоприятных условиях накапливается от 17 до 60 мг/кг почвы азота нитратов. У нас в районе 62,5 тысячи гектаров (48%) сельхозугодий имеют повышенную и 67 тысяч (52%) – высокую нитрификационную способность. Средневзвешенное содержание азота нитратов по району составляет 27,8 мг/кг почвы.

О подвижной сере можно сказать следующее. Средневзвешенное содержание ее по району составляет 2,6 мг/кг почвы при оптимальном 10-12 мг/кг. И это не может не вызывать беспокойства. Ведь недостаток серы отрицательно сказывается на получении качественного зерна, так как затруднен синтез белковых веществ. Повысить содержание серы в почве можно только за счет внесения серосодержащих удобрений, а также органики.

Определялась реакция почвенного раствора. Она – слабощелочная: 7,1–7,2. Анализ водной вытяжки показал, что засоление почв на обследованных сельхозугодьях отсутствует.

Содержание микроэлементов – меди, цинка, марганца, кобальта – недостаточно для получения стабильно хороших урожаев сельскохозяйственных культур.

– Присутствуют ли в наших почвах вредные или опасные для здоровья людей элементы?

– В почвах района определялись подвижные формы тяжелых металлов – свинца, кадмия, никеля. Их содержание не превышает предельно допустимые концентрации и для земледелия не представляет опасности.

При проведении мониторинга почв определялось остаточное количество стойких пестицидов. К удовлетворению, их не обнаружено.

– Можно ли повысить плодородие почв без «химии»?

– На современном этапе развития сельского хозяйства без удобрений и других агрохимикатов невозможно получение высокой урожайности и объемов производства продукции растениеводства. Но аграриям также необходимо максимально использовать альтернативные способы внесения в почву элементов минерального питания, обеспечивающих восполнение их выноса с урожаем сельскохозяйственных культур, а именно: измельчение и заделка в почву всех образующихся послеуборочных остатков (заделка 1 тонны соломы колосовых культур с добавлением 5–10 кг действующего вещества азота приравнивается к 3,4 тонны подстилочного навоза); увеличение в структуре посевных площадей доли многолетних трав; использование полевых культур в качестве сидеральных удобрений.

– Как землепользователи могут узнать об основных агрохимических показателях почвенного плодородия своих сельхозугодий?

– С помощью данных агрохимического обследования почвы.

– Как и кем проводится данная работа?

– Руководители хозяйств (это может быть крупное сельхозпредприятие, КФХ или ЛПХ) подают заявку в ФГБУ САС «Северо-Кубанская» по Новопокровскому району. Специалисты агрохимической службы выезжают на участок, производят забор почвы специальным оборудованием и по определенной схеме. Затем образцы направляют в лабораторию, расположенную в станице Ленинградской, для дальнейшей их диагностики. По результатам проверки каждому землепользователю выдаются материалы комплексного мониторинга плодородия почв, или, другими словами, паспорт плодородия сроком на пять лет. Своевременно обновляемая информация о содержании питательных элементов в почве позволит сельхозпроизводителям в оптимальных дозах вносить минеральные и органические удобрения, грамотно планировать и выполнять мероприятия по повышению плодородия, а, следовательно, поддерживать стабильно высокую урожайность всех сельхозкультур. Кроме того, без наличия паспорта, подтверждающего почвенное обследование, невозможно получение субсидий на оказание несвязной поддержки в области растениеводства.

Агрохимический паспорт позволит грамотно определить дозы внесения удобрений и своевременно выполнять мероприятия по сохранению и повышению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения

Пользуясь случаем, хочу напомнить аграриям района, что 1 февраля текущего года начнется прием заявок на проведение агрохимобследования почвы в будущем году.

– А частное лицо может обратиться с подобной заявкой в агрохимическую службу?

– Конечно, ФГБУ САС «Северо-Кубанская» работает с сельхозорганизациями разных форм собственности, может провести обследование почвы и в поле, и на приусадебном участке.

– Все ли сельхозпроизводители района понимают важность проблемы повышения плодородия наших черноземов, регулярно проводят агрохимобследование своих земель?

– В основном ответственно подходят к этим вопросам. Ведь каждый понимает, если к земле относиться по-хозяйски, заботиться о ней, то она вернет сторицей. А халатное отношение ни к чему хорошему не приведет. К тому же некачественное использование земель сельхозназначения преследуется законом.

– Хотелось бы услышать и Ваше личное мнение на этот счет.

– Мое неравнодушное отношение к обсуждаемой сегодня проблеме продиктовано не только должностными обязанностями. В силу своей гражданской позиции как патриот малой родины я радею за здоровье нашей кубанской земли, бережное отношение к ее природным ресурсам.

Плодородие почвы — это основа благополучия сельского хозяйства, а значит, и экономики района. И нужно помнить, что земля является не только предметом приложения человеческого труда, но и продуктом этого труда. Самой природе на восстановление плодородия почвы потребуются десятки лет, поэтому труженики полей, специалисты аграрной отрасли, ученые должны ей в этом помочь.

Источник

Adblock
detector