Плодородный слой почвы как объект экологического права
ЗК РФ Статья 13. Содержание охраны земель
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 13 ЗК РФ
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
2. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 477-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
4. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
5. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
6. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
7. В случае, если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, а устранение таких последствий путем рекультивации невозможно, допускается консервация земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
8. Лица, в результате деятельности которых возникла необходимость консервации земель, возмещают правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение о консервации, убытки в соответствии со статьей 57 настоящего Кодекса.
9. Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Источник
Задача 4.
Перед началом работ по прокладке коммуникаций с земельного участка был снят плодородный слой почвы. В соответствии с проектом рекультивации плодородный слой почвы подлежал складированию и последующему нанесению на территорию, подлежащую рекультивации. В ходе транспортировки плодородного слоя почвы значительная часть его повреждена в результате соприкосновения с химикалиями. Территориальный орган Федеральной службы земельного кадастра привлек организацию, осуществляющую транспортировку плодородного слоя почвы, к административной ответственности, предусмотренной ст. 125 Земельного кодекса РСФСР, — повреждение плодородного слоя почвы.
Является ли снятый плодородный слой почвы объектом экологического права?
Правомерно ли специально уполномоченный орган в области охраны земель привлек к административной ответственности организацию, осуществлявшую транспортировку плодородного слоя почвы?
Решение:
1. Является ли снятый плодородный слой почвы объектом экологического права?
1.1. Что является плодородным слоем почвы?
Плодородный слой почвы — верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и агрохимическими свойствами (Приказ Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»).
1.2. Что является снятием плодородного слоя почвы?
Очевидно, снятие плодородного слоя почвы – его отделение от остального массива почвы с целью дальнейшего использования.
1.3. Что является объектом экологического права?
Как и в любом вопросе, разработанном теоретически, здесь в определении объекта экологического права существуют различные точки зрения. М.М.Бринчук[5] допускает использование такового природно-антропогенный объект, то есть природный объект, изменённый человеком.
А.К. Голиченков упоминает такие свойства объекта экологического права, как его взаимосвязь с природой, с естественной средой, «неотделённость» от последней, а также ещё одно свойство – выполнение объектом своей экологической функции. Я считаю, что вполне допустимо такое понимание объекта экологического права в контексте данного вопроса; разумеется, ввиду неопределённости законодателя и правоприменителя в данном конкретном вопросе (насколько мне известно, в судебной практике, особенно в арбитражной, вопрос правового регулирования временно снятых земель не рассматривался до этого) вполне возможно воспринимать землю и как ресурс, правовое положение которого регулируется в первую очередь нормами гражданского права.
В связи с этим я предлагаю решить поставленный вопрос следующим образом: данный слой является объектом экологического права, так как не потерял связи с окружающей средой и предназначен для выполнения своей экологической функции, а последнее произошло в первую очередь из-за его предназначения – рекультивации иного участка. В частности, п. 8 ч. 1 упомянутого выше Приказа гласит: «Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда». Таким образом, это подтверждает версию о том, что данный слой почвы является объектом экологического права. В случае, скажем, порчи земли в процессе перевозки грузовиками неплодородного слоя почвы с целью засыпки траншей ситуация разрешалась бы совершенно по-другому.
Замечу также, что исследователи вопросов экологического права незаслуженно обходят данный вопрос стороной: об этом, в частности, не пишут ни Дубовик О.Л. в своей статье «Экологические конфликты», ни Н.Г. Нарышева в работе «Тенденции дифференциации правового регулирования возмещения вреда, причиненного окружающей среде», лишь мельком касаясь вопроса дифференциации правового регулирования такого рода конфликтов в силу различий в объектах и приводя в пример лишь ФЗ «Об охране окружающей среды», дающий наиболее общий перечень объектов экологических правоотношений.
2. Правомерно ли специально уполномоченный орган в области охраны земель привлек к административной ответственности организацию, осуществлявшую транспортировку плодородного слоя почвы?
Принимая во внимание изменения в законодательстве, последовавшие после написания задачи, можно заменить указанную ст. 125 Земельного кодекса РСФСР на современную статью 8.6 КоАП, п. 2 которой предусматривает ответственность за «уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления», на основании вышеизложенного можно ответить: да, правомерно.
Итоговый вывод: на вопрос, является ли снятый плодородный слой почвы объектом экологического права, дать точный ответ невозможно, но для обозначенной в задаче ситуации ближе к правильному ответ «да, является». Соответственно, привлечение организации, осуществляющей транспортировку плодородного слоя почвы, к ответственности было правомерным.
Использованные при решении задачи материалы:
1) Нормативно-правовые акты:
Приказ Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»
2) Юридическая литература:
Бринчук М.М. Экологическое право: учебник // М., 2005.
Дубовик О.Л. Экологические конфликты // Экологическое право, №2, 2005.
Н.Г. Нарышева Тенденции дифференциации правового регулирования возмещения вреда, причиненного окружающей среде // Экологическое право. №1, 2005.
Использованный понятийный аппарат:
Плодородный слой почвы — верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и агрохимическими свойствами.
Снятие плодородного слоя почвы – его отделение от остального массива почвы с целью дальнейшего использования.
Дата добавления: 2015-08-18 ; просмотров: 1852 | Нарушение авторских прав
Источник
Задача 4. Перед началом работ по прокладке коммуникаций с земельного участка был снят
Читайте также:
|