Меню

Плодородный слой земной коры обладающий плодородием

Почвы

Что такое почва. Какие бывают почвы.

Что такое почва

Почва — это верхний плодородный слой земной коры, возникший в результате длительного взаимодействия живого и минерального вещества. Почва — особое природное тело, основное качество которого — плодородие. Это означает, что почва снабжает растения питательными веществами, а растения развиваются и дают урожай. Основу почвы составляют горные породы (их называют материнскими породами). Важная роль в почвообразовании принадлежит растениям. Чтобы образовалась почва, необходима работа микроорганизмов и обитающих в почве мелких животных (особенно червей). С их помощью накапливающиеся остатки отмерших растений и животных разлагаются и постепенно превращаются в своеобразное органическое вещество — перегной (гумус), от которого и зависит почвенное плодородие.

Помимо гумуса, в почве обязательно должна быть вода для растений и воздух, без которого не может развиваться их корневая система. Поэтому лучшей почвой считается рыхлая, куда легко проникают и влага, и воздух.

Почва — тонкий (обычно от 2—3 см до 2 м) поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием.

Плодородие — главное качество, отличающее почву от горной породы.

Почва — верхний слой земной коры, обладающий плодородием.

Какие бывают почвы

На Земле существуют разные типы почв (рис. 108). Это зависит прежде всего от растительности и климата местности, а также от её рельефа, состава горных пород и деятельности человека. Плодородная почва образуется там, где в неё больше всего поступает органических веществ (отмерших растений и останков животных). Например, в степях России в растительном покрове преобладают однолетние травы. В самых плодородных почвах степей — чернозёмах — содержание гумуса доходит до 10— 14% и гумусовый слой достигает толщины 1 — 1,5 м.

Под хвойными лесами образуется совсем другой тип почвы. Там количество растительной массы больше, чем в степях. Но, в отличие от трав, дере&ья не отмирают каждый год. Ежегодно (и очень постепенно) в почву поступает только хвоя (которая содержит мало питательных веществ) да ещё немного травы, растущей под пологом леса. Кроме того, хвойные леса растут в достаточно холодном климате, где больше осадков. Поэтому часть органических веществ вместе с влагой просачивается с поверхности вглубь, а наверху остаётся белёсый слой, почти лишённый гумуса, похожий на золу. Эти почвы получили название подзолистых. Их плодородие невысоко.

Ещё менее плодородны почвы в северных безлесных областях, где растительность представлена низкорослыми травами и кустарниками, мхами и лишайниками.

Тип почвы зависит в первую очередь от растительного покрова, количества осадков и поступления в почву органических веществ.

Почва. Плодородие. Перегной (гумус).

1. Что такое почва?

2. Какова роль живых организмов в образовании почвы?

3. Почву называют особым природным телом, потому что: а) её образуют обломочные горные породы; б) благодаря гумусу она обладает плодородием; в) в ней обитают различные животные.

4. Наиболее плодородными почвами являются: а) подзолистая; б) чернозём; в) тундровая глеевая.

5. Опишите растительный, животный мир и почвы своей местности.

Источник

География. 6 класс

Конспект урока

География, 6 класс

Урок 14. Почва как особое природное образование

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Урок посвящён изучению почвы как особого природного образования.
  2. В ходе урока школьники познакомятся с понятием «почва».
  3. Узнают об особенностях формирования и типах почв, плодородии разных типов почв.
  4. Узнают о необходимости охраны почв.

Почва – верхний плодородный слой земной коры, возникший в результате длительного взаимодействия живого и минерального вещества.

Гумус основное органическое вещество почвы, содержащее питательные вещества, необходимые высшим растениям.

Плодородие – способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности.

Охрана почв – система мер, направленных на осуществление определённых действий по защите, улучшению качества и рациональному использованию земельных ресурсов.

Основная и дополнительная литература по теме

  1. География. 5 – 6 класс / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Сайт: География. https://geographyofrussia.com/mirovoj-okean-i-ego-chasti/.
  3. Сайт: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru.
  4. Сайт: Издательство «Просвещение» www.prosv.ru.
  5. Сайт: Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей www.it-n.ru.
  6. Сайт: Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru.
  7. Сайт: Федерация Интернет — образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru.
  8. Сайт: WWF (Всемирный фонд дикой природы). http://www.wwf.ru.
  9. Сайт Образовательно — энциклопедический портал «Живая планета»: http://lifeplanet.org.
  10. Портал о живой природе. Сайт: http://www.apus.ru.
  11. Сайт: Юный натуралист. http://unnaturalist.ru.
Читайте также:  Выращивание картофеля по методу гордеевых

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На прошлом уроке мы узнали, что живое вещество в биосфере распределено крайне неравномерно. В его распространении есть закономерности. Какие это закономерности, мы узнаем сегодня. Задумывались ли Вы когда-нибудь, почему на одном огороде можно собирать большой урожай, а на другом – практически ничего не растёт? Одна из причин в почве, а точнее в её плодородии.

Почва – это верхний плодородный слой земной коры, возникший в результате длительного взаимодействия живого и минерального вещества. Почва особое природное тело, основное качество которого – плодородие. Важная роль в почвообразовании принадлежит растениям. Верхний слой почвы состоит из особого органического вещества – гумуса. От содержания гумуса зависит плодородие почвы. На Земле существуют разные тины почв. Тип почвы зависит от растительного покрова, количества осадков и поступления в почву органических веществ. Под воздействием хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение и истощение почвы. Охрана почв – это целая система мер, направленных на осуществление определённых действий по защите, улучшению качества и рациональному использованию земельных ресурсов. Поддержание почвенного плодородия крайне важно для поддержания биологического равновесия на планете.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Что такое почва?

Земная оболочка, в которой существуют живые организмы и продукты их жизнедеятельности.

Твердая, каменная оболочка земли.

Тонкий поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием.

Верхняя часть литосферы Земли.

Тонкий поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием.

Задание 2. Восстановите последовательность процесса почвообразования, расставив предложенные позиции в нужном порядке.

Источник

почва

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .

Полезное

Смотреть что такое «почва» в других словарях:

ПОЧВА — Слово почва этимологически родственно слову подошва. Согласно объяснению А. А. Потебни312, почва образовалось из подъшьва после утраты редуцированных звуков и вызванной этим процессом ассимиляции групп согласных, т. е. приблизительно в XIV XV вв … История слов

ПОЧВА — ПОЧВА, сложный комплекс органических и минеральных соединений, возникший на поверхности земной коры в результате физ. хим. и биол. процессов. Учение о почве интересует врача гигиениста, сан. врача и эпидемиолога, поскольку П. играет огромную роль … Большая медицинская энциклопедия

ПОЧВА — ПОЧВА, почвы, мн. спец., жен. 1. Верхй слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь, поверхность земли. Рыть почву. Обработка почвы. Столбы ушли глубоко в почву. || Тот или иной состав, то или иное качество верхнего слоя земной коры … Толковый словарь Ушакова

Почва — почвенный покров, один из важнейших природных ресурсов нашей планеты, средство производства и объект приложения труда, главный источник получения продуктов питания, ценнейшее достояние наций, народов и государств. Почва гигантская экологическая… … Экологический словарь

ПОЧВА — жен. (от почивать, лежать?) поверхность земли, верхний слой ее, по качеству своему, или | по возвышенью, уровню, как основанье местного уровня, подошва. Почва тучная, чернозем, растительный перегной, теплая, жаркая. Холодная почва, сырая, мокрая … Толковый словарь Даля

почва — См. дно, земля зондировать почву. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. почва земля, суша, грунт; дно; солодь, основа, опора, зыбун, регур, солоди, бурозем, литосоль,… … Словарь синонимов

ПОЧВА — ПОЧВА, поверхностный слой относительно мягкого материала, располагающийся поверх твердых пород, из которых состоит поверхность Земли. Почва состоит из нерастворенных материалов, отложившихся в ходе ВЫВЕТРИВАНИЯ и разрушения поверхностных пород, а … Научно-технический энциклопедический словарь

ПОЧВА — колеблется под ногами у кого. Разг. То же, что почва уходит из под ног. ФСРЯ, 349. Почва уходит из под ног у кого. Разг. Чьё л. положение становится ненадежным, шатким; кто л. теряет уверенность в своём положении или успехе. ФСРЯ, 349; БТС, 1379 … Большой словарь русских поговорок

Читайте также:  Плодородный слой почвы как объект экологического права

почва — ПОЧВА, земля, книжн. грунт … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

почва — Самостоятельное естественноисторическое органоминеральное природное тело, возникшее на поверхности земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твердых минеральных и органических… … Справочник технического переводчика

ПОЧВА — ПОЧВА, поверхностный слой земной коры, несущий на себе растительный покров суши и обладающий плодородием. Формируется и непрерывно изменяется под воздействием воды, воздуха, живых организмов и других факторов. Компонент биогеоценозов. Основное… … Современная энциклопедия

Источник

Урок по цветоводству и декоративному садоводству для 6 класса «Общее представление о почве: свойство (плодородность), цвет»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Данные об авторе

Место работы, должность:

КС(К)ОУ РА«Специальная(коррекционная)школа -интернат VIII вида РА», учитель

Регион: Республика Алтай

Характеристики урока (занятия)

специальное (коррекционное) образование

Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 6 класс (3ч)

Предмет: Цветоводство и декоративное садоводство

Общее представление о почве: свойство (плодородность), цвет.

Цель: Формировать у обучающихся общее представление о почве, как о природном богатстве.

Познакомить с процессом образования почвы. Выявить основное свойство почвы. Определить в процессе опытов, наличие воздуха, воды в почве, ее способности пропускать воду.

Коррекция и развитие умения выделять главное, существенное, развитие умения действовать самостоятельно, делать выводы в процессе опытов.

Воспитывать бережное отношение к почве и ответственность за экологическое благополучие планеты.

Компьютерная презентация, образцы почвы,

Материалы для опытов, для изготовления эскиза среза почвы.

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Прозвенел опять звонок,

Начинаем наш урок!

Мы друг другу улыбнёмся,

Дружно новое познать возьмёмся!

Мы сегодня превратимся в исследователей и отправимся в научную экспедицию.

2. Проверка рабочей одежды и обуви обучающихся.

3. Обратить внимание на состояние здоровья обучающихся.

4. Сообщение дежурного.

II . Устная работа. Постановка проблемы, актуализация знаний, и составление плана занятия.

Для того, чтобы понять, что мы будем исследовать в нашей экспедиции разгадайте этот ребус:

.Итак, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Что исследовать?

Как вы думаете, куда нужно сажать растения? (Слайд 2)

Вырастут ли в песке красивые цветы и сочные травы? (слайд 3)

Почему растениям нужна именно почва?

Какова, по вашему мнению, роль почвы в природе?

Составим план нашего исследования и узнаем: (слайд 4)

Что такое почва?

Как образуется почва?

Рассмотреть образцы, взятые на экскурсии.

Образец №1(глина), образец №2( песок), образец № 3(камешки), образец № 4 (почва)

определить в каком из образцов можно вырастить красивый цветок?

Молодцы! Правильно определили объект нашего исследования — почву, назвали все заготовленные образцы.

словарная работа: перегной —перегнившие органические остатки растений и животных

Работа в тетрадях

Чтение записанных фраз 2-3 чел

Словарная работа: плодородие почвы —

способность давать урожай растений.

коррекционная минутка для улучшения мелкой моторики пальцев рук с массажером «Суджок»

представители групп знакомят с выводами

Работа с учебником

естествознание 6 класс А.И. Никишов

работа с презентацией

рассказ детей о почве своего района

коррекционная минутка для глаз. «Далеко- близко»

За 1 мин вспомните и запишите как можно больше подземных жителей.

( микроорганизмы, черви, муравьи, насекомые, мыши, кроты, суслики ).

Вы правильно определили, что образец№4 это почва. Наш великий соотечественник В.В. Докучаев, создатель науки о почвах, назвал их зеркалом природы.(слайд 5 с портретом В.В.Докучаева)

Давайте же ответим на первый пункт нашего плана: что такое почва? Исследуем её.

Возьмите лупу и внимательно рассмотрите почву образец№4 результаты исследования запишите в тетрадь:

Почва – это верхний, темный, рыхлый слой земли, в котором видны остатки растений и их корни, песчинки, частички глины. (слайд 6)

Почвою не вся земля зовется, (грозят пальцем)
Только верхний плодородный слой, ( разводят руки в стороны и обратно)
Только в нем, когда пригреет солнце, (руки вверх и в стороны, присесть)
Прорастают семена весной. (медленно встать)

Но не скоро станет доброй пашней (поворот головы вправо, влево)
Влажный перегной листвы опавшей, (присесть руки вперед, движения пальцами)
Отцветают травы каждый год, (руки опустить вниз)
Только долго почвы слой растет.(очень медленно встать)

Читайте также:  Лапчатка кустарниковая особенности выращивания

Так давайте же исследуем, как образуется почва?

В начале урока вы перечислили подземных жителей, проверим(дети зачитывают свои записи): это (слайд8)

микроорганизмы, черви, муравьи, насекомые, мыши, кроты, суслики. Молодцы, а какую роль, по вашему мнению, они играют в образовании почвы?

(они перерабатывают остатки растений и животных в минеральные вещества, необходимые растениям )

(слайд 9) По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5см, требуется 2000 лет, горные породы под действием влаги, воздуха, холода и тепла постоянно разрушаются.

На каменистой поверхности первыми селятся лишайники и мхи. Из их остатков под воздействием бактерий и других микроорганизмов образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя.

Так, медленно, под воздействием живых существ каменистая поверхность превращается в почву. В почве селятся разные животные, которые повышают плодородность почвы.

Какой вы можете сделать вывод? (почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва.)

Правильно! Вот подтверждение того, что в природе все взаимосвязано и

нам с вами беречь, охранять и улучшать это творение природы!

Закончите фразу и запишите в тетрадь ответ на второй пункт нашего плана:

Почва образуется в результате разрушения. под воздействием ….

(слова для справки: ветер, вода, холод, тепло, горные породы, живые организмы)

Итак, переходим к следующему пункту нашего плана: свойства почвы.

Почва отличается от других слоев земли не только тёмной окраской и расположенными в ней корнями растений. Основное её отличие — способность давать урожай растений.

Другими словами основное свойство почвы — это плодородие

проведем опыт№1: 1 группа посеет семена бархатцев в почву, взятую с клумбы- образец № 4,

2 группа посеет семена бархатцев в песок –образец № 2

3 группа посеет семена бархатцев в глину — образец №1

Ваши предположения- появятся ли всходы растений? Будут ли они расти? Обоснуйте их и запишите предположения в тетрадь, а проверить мы их сможем позже, когда увидим результат.

Опыт № 2: (группа 1)

Бросьте кусочек почвы в стакан с водой. Наблюдения запишите в тетрадь

Опыт № 3 (группа2)

На фильтровальную бумагу насыпьте немного почвы плотно придавите вторым листом. Стряхни почву. Результаты наблюдений запишите в тетрадь.

Возьмите горшок с почвой, налейте немного воды держите над пустым стаканом.

Наблюдения запишите в тетрадь.

Основное свойство почвы — плодородие

В почве есть воздух

В почве есть вода

Почва пропускает воду

страница 120 прочитать, сделать вывод:

(чем богаче земля перегноем, тем она плодороднее , тем лучше на ней растут

Как можно улучшить плодородие почвы? (плодородие почвы можно улучшить, внося в почву удобрения )

И последний пункт нашего плана это виды почв . (слайд12)

рассмотрите образцы почвы на слоях земли.

Что вы заметили? (они разные по цвету)

Правильно. А у нас в Республике Алтай почвы везде одинаковые?

Сделайте вывод: ( почвы нашей республики разнообразны)

Выделим 3 основных вида почвы: (слайд 13)

Почвы, в которых содержится много глины, как назовём. (глинистыми)

глинистые почвы серые или рыжеватые, плотные. Они хорошо удерживают влагу. В глинистых почвах мало воздуха. Из комочка такой почвы можно скатать колбаску и свернуть ее в колечко.

Почвы, в которых содержится много песка, как назовём? …. (песчаными)

Песчаные почвы обычно светлые, рассыпчатые. В них много воздуха, но мало воды и минеральных солей, необходимых для питания растений(объясните почему).

Почва с мощным отложением перегноя и богатая минеральными солями, называется чернозём.

Чернозём — темная почва, она рыхлая и в ней много воздуха. Чернозёмные почвы хорошо впитывают воду. Такие почвы с мощным отложением перегноя находятся в основном на юге России.

Любую почву подстерегает много опасностей:

Почва размывается водой, выдувается ветром, образуются овраги. Разрушение плодородного слоя почвы водой и ветром называется эрозией почвы.

Деятельность человека наносит большой урон почве — это загрязнение почвы бытовым мусором и химическими отходами, вырубка лесов, уничтожение растений ядохимикатами, которые накапливаются в почве. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без них почва теряет плодородие.

Поэтому почву нужно беречь, ведь её так мало на планете Земля.

Вот мы и исследовали все пункты нашего плана, подведем итог.

Источник

Adblock
detector