Хранение навоза и его транспортировка
Наиболее распространена уборка навоза с одновременной выгрузкой его наклонным транспортером в тракторный прицеп. Прицеп устанавливают в утепленной пристройке к животноводческому помещению, чтобы навоз не примерзал к дну и бортам кузова.
Если в составе фермы имеются несколько помещений для содержания животных, то у каждого из них необходимо держать прилеп.
В ряде случаев навоз, убираемый из проходов транспортерными установками, сбрасывается через люки в торце или середине здания на поперечный транспортер проходящий в подпольном канале поперек нескольких зданий. В этом случае грузят навоз в транспортные средства.
Хранение навоза
Важным процессом в технологии производства подстилочного навоза является хранение навоза. От условий и способов хранения навоза зависят химический состав навоза и качество, эффективность его применения.
Удаляемый подстилочный навоз буртуют на карантинной бетонированной площадке возле помещения. После укладки бурта навоз хранят на площадке в течение 6 суток. В это время в бурт запрещается добавлять свежий навоз. Его укладывают во второй бурт. Если в течение карантинного срока (6 суток) на ферме не возникает особо опасных заболеваний, то навоз из первого бурта вывозят в навозохранилище или полевой штабель. В случае выявления инфекции навоз обеззараживают.
Способы хранения навоза
Существует три способа хранения навоза — горячий (рыхлый), холодный (плотный) и горячепрессованный способ хранения навоза. Первый предусматривает рыхлую укладку навоза в узкие, не шире 2—3 м, штабеля; второй — плотную укладку увлажненного навоза в штабеля шириной не менее 5 и высотой 2 м; третий — укладку слоем 80—100 см с последующим уплотнением каждого слоя после повышения температуры в штабеле до 55—60°С. В штабель кладут не менее трех-четырех слоев навоза, чтобы общая высота после уплотнения была не менее 2 м.
При холодном способе хранения навоза в несколько раз сокращаются потери азота и органического вещества, снижается накопление навозной жижи. При этом азот остается в более подвижной и доступной для растений аммиачной форме.
По агрономически ценным признакам рыхлый и горячепрессованный способы хранения навоза уступают плотному, в свою очередь горячепрессованный способ приготовления навоза лучше рыхлого.
Норма каждою вида навоза на 1 га была получена из 30 т свежего навоза. По данным полевых опытов, при внесении под картофель, озимую рожь и яровые зерновые более высокие прибавки урожая обеспечивает навоз холодного (плотного) хранения.
Устройство карантинных площадок и навозохранилищ
Карантинная площадка должна быть на 25—30 см выше окружающей территории. По периметру ее устраивают канавки для отвода жижи. Канавку от поступления воды с водосборной площади защищают валиком высотой 25—30 см. Для сбора жижи, отводимой с площадки, устраивают заглубленные жижесборники, вместимость которых зависит от способа и длительности хранения навоза и жижи.
На каждые 10 т свежего навоза за 4 месяца накапливается навозной жижи: при холодном способе хранения навоза — 170 лг при горячепрессованном (способ Кранца) — 450 н при рыхлом — 1000 л.
Навозохранилища располагают несколько ниже животноводческих помещений и других построек. Нельзя строить их на заболоченных участках и вблизи водных источников. Хранилища обсаживают быстрорастущими деревьями и кустарниками и соединяют с карантинной площадкой дорогой с твердым покрытием.
Существуют два типа навозохранилищ: полузаглубленные и наземные. При выборе типа навозохранилища принимают во внимание уровень стояния грунтовых вод, плотность грунта и возможность механизации трудоемких работ по укладке и выгрузке навоза.
Хранилища защищают валиками от затекания в них ливневых и талых вод с водосборной площади. Расстояние между соседними хранилищами должно быть достаточным для заезда машин и удобным для работы техники при загрузке и выгрузке навоза.
Полузаглубленное навозохранилище — это обычно вытянутый котлован прямоугольной формы, обвалованный по длинным сторонам. В торцах котлована устраивают пандусы для въезда и выезда машин, по бокам — жижесборники. Котлован строит глубиной 0,5—1,5 м в зависимости от уровня грунтовых вод и плотности грунта. В плотных глинистых грунтах глубина котлована может быть больше, чем в слабых.
Днище котлована должно быть с продольным п поперечным уклонами в сторону жижесборников. Днище и стены хранилища бетонируют. При строительстве хранилища из сборного железобетона стыки между плитами тщательно замоноличивают, а по поверхности их делают бетонную стяжку.
В котлованные навозохранилища, несмотря на обвалование, нередко попадают ливневые и талые воды. Поэтому лучше пользоваться наземными способами хранения навоза.
Наземные навозохранилища проектируют в случае высокого уровня стояния грунтовых вод. Забетонированное днище хранилища должно быть примерно на 20 см выше поверхности почвы. Боковые стенки делают из бетона пли сборного железобетона, стыки между плитами тщательно замоноличивают. Вокруг хранилища устраивают отмостку для стока талых и ливневых вод. Днище хранилища должно быть с уклоном в сторону жижесборников. Ввод в них жижи — по трубам. Территорию вокруг хранилища планируют. Отмостку у откосов обваловки выполняют с уклоном в сторону водоотводных лотков для стока ливневых и талых вод.
По обеим сторонам хранилища строят жижесборники вместимостью 5 м3: для хранилища на 1000 т — б шт., на 1500 т — 8. Навоз в хранилище укладывают сначала в конце котлована на высоту 2,5—3 м, затем уплотняют его гусеничным трактором. При хранении навоз поливают жижей, откачиваемой из сборников.
Хранение навоза под скотом
При беспривязном содержании скота и достаточном количестве подстилки навоз в течение длительного времени можно оставлять под скотом. В этом случае животноводческие помещения очищают от навоза во время вывозки его в поле. При хранении навоза под скотом потери азота и других питательных веществ сокращаются до минимума. Систематическую очистку помещений при беспривязном содержании животных проводят только в том случае, когда хозяйство не располагает достаточным количеством подстилки.
В поле навоз хранят в штабелях на грунтовых площадках. Штабеля не следует укладывать во впадинах, вблизи оврагов, водоемов, шоссе и на крутых склонах. Зимой укладку штабеля в иоле необходимо заканчивать в один день во избежание промерзания, в противном случае к нему придется прокладывать дорогу по снегу. Хранение навоза нельзя производить в мелких кучах, так как в этом случае он почти полностью теряет аммиачный азот, в результате чего снижается его удобрительная ценность.
Источник
МЕСТА НАКОПЛЕНИЯ НАВОЗА
Согласно ветеринарно-санитарным требованиям, при каждой животноводческой ферме, на расстоянии не ближе 100 м от нес, устраивается навозохранилище на достаточно высоком месте, во избежание затопления его водой.
рону, где устраивается жижеприемник. Дно и стенки навозохранилища, а также жижеприемники делают из кирпича или цемента или, наконец, из дерева. Рекомендуется дно навозохранилища утрамбовать слоем жирной глины. Благодаря наличию непроницаемого дна и жижеприемника предотвращаются загрязнение почвы и потери навозной жижи.
Многие совхозы и колхозы в настоящее время вывозят навоз непосредственно на поля к месту его использования, для удобрения, где и укладывают в большие штабели для созревания. В этом случае навоз вывозится ежедневно, преимущественно зимой, когда транспорт меньше загружен. На таком порядке вывозки и на расположении «навозных гноищ» на поле—«вокруг всего поля»—настаивает В. Р. Вильямс.
Ко времени вывозки навоза в поле или в прифермское навозохранилище должен быть подготовлен и подвезен торф (в местностях, где он имеется). Соответственно предполагаемым размерам штабеля полевую площадку или навозохранилище устилают слоем торфа толщиной до
- 5 м, на который затем укладывают навоз. Согласно плану внесения удобрений должен быть составлен годовой расчет накопления и вывозки навоза, а также отведены места для его складывания.
Обычно считают, что каждое поле должно получать навозное удобрение не менее одного раза в три-четыре года.
Итак, для успешного биотермического обезвреживания навоза требуется следующее.
- Наличие в навозе подстилочных материалов—соломы, опилок, торфа и пр. в количестве ие менее 10%, что соответствует средним общепринятым гигиеническим нормам подстилки скоту.
- Укладывать навоз в штабели без искусственного уплотнения, но при обязательном разравнивании, с учетом необходимости сохранения в уложенном навозе маленьких пространств, заполненных воздухом. Сухой навоз, содержащий более 20% соломы, необходимо уплотнить для того, чтобы уменьшить размер этих пространств. Влажность навоза должна быть равной 60—70%. Сухой соломистый навоз необходимо тотчас полить и несколько уплотш1ть его. Влажный навоз, не содержащий подстилки, нужно переслоить соломистым навозом, сухим торфом или другими содержащими клетчатку материалами и взрыхлить.
- Укладывать навоз в штабель, имеющий ширину 2—3 м, высоту 1,5—2 м и длину от 4 до 15 м и более, с крутыми боковыми стенками (уклон около 70°).
- Под штабель подстелить торф, опилки, старую солому и другие отходы. Тотчас после укладки штабеля необходимо навоз укрыть торфом или землей слоем в 5—10 см, что необходимо для уменьшения потери питательных веществ и регуляции теплоотдачи. При невозможности немедленного укрытия в зимнее время штабель укрывают с наступлением тепла.
- Навоз, уложенный в штабель, в целях его обогащения азотом необходимо поливать навозной жижей. Поливка соломистого навоза ускоряет его созревание. Штабели высотой более 1,5 м для успешного обезвреживания нижнего слоя навоза периодически обязательно поливать.
- В зимнее время штабели нужно складывать по возможности скорее во избежание промерзания навоза. Смерзшийся навоз следует укладывать на слой талого или разогревшегося навоза.
Источник
Хранилище для навоза
Повседневные заботы
У большинства дачников навоз, использующийся для удобрения почвы, хранится в виде кучи где-нибудь на окраине участка. У такого способа хранения имеются свои недостатки – навоз сохнет и комкуется, осыпается, зарастает травой и занимает много места. Трудно пропалывать и поливать зелень, которая на нём растёт.
Один из существенных недостатков при использовании навоза заключается в том, что его приходится перетаскивать несколько раз. В первый раз навоз из машины нужно отнести в дальний уголок участка (реже ближний) на место складирования. А это несколько тонн вонючего и тяжелого навоза.
По мере необходимости, дошедший до кондиции навоз, разносится по участку для удобрения земли. Он уже не вонючий и не прилипчивый, но это уже вторая переноска нескольких тонн навоза.
Правда жизни
Всем известно, что в юном возрасте, когда есть много сил и энергии, почему-то нет желания и свободного времени тратить на огород. А когда с годами появляется это желание, то не всякий дачник может похвастаться крепким здоровьем. Поэтому перетаскивание навоза не является радостью. А времени на это уходит в лучшем случае день, а то и два. И может так случиться, что спина подводит, тогда без мази для спины или уколов не обойтись.
Конечно, многие дачники в состоянии складировать навоз, но часто лень уговаривает не делать этого. И в один из таких дней, когда kidar утомили навозные «радости» он задумался над облегчением своей жизни.
Как задумывалось хранилище для навоза
Прежде всего, kidar подумал – а зачем навоз таскать два раза, когда это можно делать один раз. Продолжая свои мысли, он соображал так:
Грузовой КамАЗ не может заехать на его участок, поэтому навоз нужно разгружать со стороны дороги. А раз так, то рядом с дорогой нужно делать хранилище и больше его не таскать. А раз он будет храниться не в дальнем углу, то придётся облагородить место будущего хранения навоза.
Чтобы навозная куча не выглядела высокой, он решил сделать котлован. Для этого рассчитал размеры хранилища, исходя из объёма покупаемого навоза – это кузов самосвала. В результате объём котлована у него получился 6,8 кубометров до верхнего края, но при желании загрузить можно и больше.
Чтобы навоз не сыпался мимо, ширину котлована он сделал равной ширине кузова автомобиля. После всех расчётов размеры хранилища получились такими: 3,01х2,53 м, а высота – 0,9 м.
Хранилище имеет глубину 60 см, а над землёй поднимается на 30 см. По расчётам на 10 см глубины хранилища приходится 0,76 кубометров навоза. То есть всегда можно легко определить количество оставшегося навоза и заранее заказать очередную покупку навоза.
Материал и изготовление
Само хранилище он решил сварить из металла. Для этого он использовал старые ворота, которые не стал выбрасывать. Когда яма была готова, он сделал измерения и сварил конструкцию.
Процесс приёмки навоза
Во время разгрузки автомобиль подходит близко к стенке хранилища. Есть опасность её обрушения и чтобы её не вдавило внутрь, к середине стены приварили две V-образные растяжки, заканчивающиеся пластинами. Эти пластины вынесли на два метра в сторону разгружающего автомобиля и закопаны в землю.
Когда автомобиль подъезжает к хранилищу, он наезжает на эти пластины и своей собственной массой давит на землю, где расположены пластины, и не позволяет вдавить стену вовнутрь.
Чтобы в хранилище было удобно заходить, там имеется лестница, сваренная из швеллера с двумя широкими ступенями из тех же швеллеров. Для защиты металла хранилища от коррозии он использовал направляемый рубероид, который после окончания монтажа приклеили паяльной лампой с обеих сторон металла.
Процесс завоза навоза и затраченное на это время:
- Заказ автомобиля навоза;
- За пару минут снимается одна секция забора;
- За пять минут водитель выгружает навоз и получает оплату за свои услуги;
- В течение пяти минут навозная куча разравнивается;
- За три минуты на место возвращается секция от забора.
В итоге за 15 минут без напряжения моральных и физических сил происходит приём навоза.
Перевозка навоза по воздуху без особых усилий
Сделав навозохранилище, kidar недолго радовался. Быстро легко разгружалась машина, но после выгрузки нужно ещё навоз отнести на место и раскидать по участку. А это тяжёлая работа. Во-первых, во время переноски навоза вёдрами устают руки и другие части тела. Во-вторых, когда навоз сыпется, он прилипает к обуви и пачкает красивый газон. Требуется снизить нагрузку и меньше уставать.
Поэтому, поразмыслив немного, он придумал перемещать навоз по воздуху. Для воплощения своей идеи kidar использовал имеющийся моток гибкого стального троса от лебёдки, колёсики с подшипниками на оси, небольшой кусок металлического прутка и знание секрета — почему не падают канатоходцы.
Нужно было продумать лёгкую установку колеса с ведром на трос и снятие его с него. Ещё требовалось продумать и соорудить систему подвеса троса и его натяжения.
Установка системы по переноски навоза и её использование
Рядом с хранилищем навоза стоит металлический столб ворот, залитый бетоном. Подумав немного, он соорудил конструкцию из швеллера, прутка и полоски металла. Когда требуется переносить навоз, эта конструкция накидывается на столб. На пруток надевается конец троса.
Другой конец троса закрепляется к уголку, расположенному в 25 метрах от навозохранилища. Этот уголок с пластиной-распоркой вбивается в землю. Затем нужно взять кусок доски и на небольшом расстоянии от прутка упереть в землю и подпереть трос.
Высота троса у навозохранилища выше, чем в точке прибытия. Один человек, находясь у навозохранилища, наполняет ведро и цепляет к крючку на колесе, которое висит на тросе. Под действием силы тяжести колесо с ведром по наклонному тросу устремляется к месту назначения, где его уже ожидает приёмщик и вываливает на землю навоз.
Источник