Меню

Почему нельзя поливать растения сильно концентрированными растворами минеральных удобрений плазмолиз

Лабораторная работа «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука»

Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы чешуи лука.

В живой клетке мембрана эластична и полупроницаема. При потере воды объем цитоплазмы уменьшается, а при поступлении — восстанавливается до первоначального. Это свойство позволяет клеткам переносить временное обезвоживание и поддерживать постоянство своего состава. Плазмолиз — это отделение пристеночного слоя цитоплазмы от твердой оболочки растительной клетки вследствие утраты ею воды. Данный процесс обратим. Увеличение объема цитоплазмы до исходного уровня называют деплазмолизом. Для плазмолиза используют гипертонический раствор физиологически безвредного вещества. Динамика плазмолиза следующая: сначала этим процессов охватываются крайние клетки среза, а затем — остальные, цитоплазма сжимается и отходит от клеточных стенок. Причина плазмолиза — диффузия воды через перегородку ( плазматическую мембрану) в сторону раствора с более высокой концентрацией из области раствора с более низкой концентрацией.

В клетках кожицы лука цитоплазма обладает большой вязкостью. О передвижении молекул воды из клетки мы можем судить по уменьшению объёма цитоплазмы (плазмолизу), он а сначала отходит от уголков клеточной стенки (уголковый плазмолиз), затем от стенок (пристеночный плазмолиз), а затем сжимается в пузырёк в центре клетки (пузырьковый плазмолиз). Причем цитоплазма в вытянутых, дифференциальных клетках может распадаться на несколько комочков, часто связанных между собой тяжами цитоплазмы. После слишком длительного (глубокого) плазмолиза деплазмолиз не происходит, т.к. нарушается проницаемость мембран. Для деплазмолиза неоходимо заменить гипертонический раствор на гипотонический, или воду.

Цель: Изучить свойства и функции наружной плазматической мембраны при наблюдении за процессами плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.

Оборудование : микроскоп, предметное и покровное стекла, препаровальная игла, пинцет, пипетка, лабораторная посуда, раствор йода , раствор поваренной соли, вода, салфетка.

1 .Приготовить препарат кожицы чешуи лука.

1) Протереть предметное стекло.

2) Пипеткой на предметное стекло поместить 1-2 капли воды.

3) Снять кожицу с белой чешуи лука и поместить в каплю воды на предметное стекло.

4) Расправить кожицу препаровальной иглой.

5) Окрасить кожицу лука каплей раствора йода.

6) Накрыть препарат покровным стеклом так, чтобы под ним не осталось пузырьков воздуха.

7) Установить приготовленный препарат на предметный столик микроскопа.

8) Оформить результаты наблюдений в форме таблицы. Рассмотреть и зарисовать многоклеточное строение кожицы чешуи лука, подписать видимые части и органоиды клетки.

2. Провести и пронаблюдать плазмолиз и деплазмолиз.

1) Снять препарат со столика микроскопа, на предметное стекло вплотную к покровному стеклу нанести каплю раствора поваренной соли.

2) С противоположной стороны покровного стекла, также вплотную к нему, поместить полоску фильтрованной бумаги ( салфетку) , которой оттягивается вода до тех пор, пока раствор соли, войдя под покровное стекло, полностью не заместит ее.

3) Через некоторое время начнется плазмолиз. Оформить результаты наблюдений в форме таблицы. Зарисовать несколько клеток с разной формой плазмолиза. Сделать необходимые подписи к рисунку ( указать форму плазмолиза и обозначить видимые части и органоиды клетки)

Затем, не снимая покровного стекла, оттянуть фильтрованной бумагой плазмолизирующий раствор и заменить его водой, наступит деплазмолиз. Оформить результаты наблюдений в форме таблицы. Сделать необходимые подписи к рисунку (обозначить видимые части и органоиды клетки)

3. Оформление результатов.

Описание исследования (рисунок, подписи)

Объяснение наблюдаемых явлений (ответы на вопросы)

Источник

Почему нельзя поливать растения сильно концентрированными растворами минеральных удобрений?

В 10:35 поступил вопрос в раздел Разное, который вызвал затруднения у обучающегося.

Вопрос вызвавший трудности

Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru

Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «Разное». Ваш вопрос звучал следующим образом: Почему нельзя поливать растения сильно концентрированными растворами минеральных удобрений?

После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:

Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.

Субботина Ландыш Кирилловна — автор студенческих работ, заработанная сумма за прошлый месяц 56 287 рублей. Её работа началась с того, что она просто откликнулась на эту вакансию

ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!

Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.

Деятельность компании в цифрах:

Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.

Ответы на вопросы — в этот раздел попадают вопросы, которые задают нам посетители нашего сайта. Рубрику ведут эксперты различных научных отраслей.

Полезные статьи — раздел наполняется студенческой информацией, которая может помочь в сдаче экзаменов и сессий, а так же при написании различных учебных работ.

Красивые высказывания — цитаты, афоризмы, статусы для социальных сетей. Мы собрали полный сборник высказываний всех народов мира и отсортировали его по соответствующим рубрикам. Вы можете свободно поделиться любой цитатой с нашего сайта в социальных сетях без предварительного уведомления администрации.

Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.

Читайте также:  Подкормить рассаду эустомы кальциевой селитрой

Источник

Почему нельзя поливать растения сильно концентрированными растворами минеральных удобрений?

Ответы 2

Элемент с наибольшей с.о. может только принимать ē, т.е. образует вещество, проявляющее только окислительные свойства (типичный окислитель).

Элемент с наименьшей с.о., может только отдавать ē, т.е. образует вещество, проявляющее только восстановительные свойства (типичный восстановитель).

Элементы с с.о. ≠ макс. или миним. образуют вещества, проявляющие ОВ двойственность: с сильными окислителями такое вещество реагируют как восстановитель, а с сильными восстановителями — как окислитель.

1) хлор Cl находится в VIIА группе, 7 вал. ē, неметалл.
Максимальная с.о. = номеру группы (ск. е- на внешнем уровне) = +7.
Минимальная с.о. = номеру группы — 8 (сколько ē не хватает до заполнения внеш. уровня), т.е. -1.
Считаем с.о. хлора в заданном соединении:
К +1, О -2, сумма с.о. всех атомов в соединении = 0.
Обозначим с.о. Cl через Х, тогда для KClO2:
+1+Х+2∙(–2)=0 ⇒Х=+3 , проявляет окислительно-восстановительную двойственность.

2) Азот N находится в VА группе, 5 вал. ē, неметалл.
Максимальная с.о. = номеру группы (ск. е- на внешнем уровне) = +5.
Минимальная с.о. = номеру группы — 8 (сколько е- не хватает до заполнения внеш. уровня), т.е. -3.
Считаем с.о. азота в заданном соединении:
К +1, О -2, сумма с.о. всех атомов в соединении = 0.
Обозначим с.о. N через Х, тогда для KNO3:
+1+Х+3∙(–2)=0 ⇒Х=+5 , проявляет только окислительные свойства.

Источник

Почему могут завянуть растения, если их будут поливать концентрированным раствором удобрений?

Ответы 3

Решение по действиям:

1 часть — съел Петя

2 части — съел Коля

(1 часть — 2 ор.) — съела Валя

1) 14 + 2 = 16 орехов — было бы 4 равные части (если бы Валя съела столько же, сколько и Петя)

2) 16 : 4 = 4 ореха — 1 часть или съел Петя

3) 4 * 2 = 8 орехов — съел Коля

4) 4 — 2 = 2 ореха — съела Валя

1) х + 2х + (х — 2) = 14

х = 4 ореха — Петя

2) 4 * 2 = 8 орехов — Коля

3) 4 — 2 = 2 ореха — Валя.

1) 14+2 = 16 (г.) — припадает на 4 равные порции (порцию Пети, двойную порцию Коли, порцию Вали, которая теперь подобная с порцией Пети)

2) 16:4 = 4 (ореха) — съел Петя

3) 2*4= 8(орехов) — съел Коля

4) 4-2 = 2 (ореха) — съела Валя

ответ: Петя съел 4 ореха, Коля съел 8 орехов, Валя съела 2 ореха.

Источник

Почему нельзя поливать растения сильно концентрированными растворами минеральных удобрений плазмолиз

Цель: изучить действие солей тяжелых металлов на состояние растительной клетки.

Обзор источников литературы по теме исследования.

Рассмотрение основных терминов и понятий.

Анализ влияния солей тяжелых металлов на плазмолиз протопласта растительной клетки

Сделать выводы по результатам экспериментов и исследования

Актуальность темы

В последние десятилетия во всем мире усиливается загрязнение окружающей среды токсическими отходами, в том числе и тяжелыми металлами. Тяжелые металлы надолго входят в круговорот органического вещества и, в отличие от многих органических загрязняющих веществ, тяжелые металлы невозможно удалить из окружающей среды путем естественной химической или биологической трансформации, так как они не деградируют и устойчивы в среде.

В связи с возрастанием содержания тяжелых металлов в почве, атмосфере и воде, что становится серьезной экологической проблемой, возникла необходимость разработки методов, которые позволили бы в полной мере оценить действие металлов на физиологические процессы растений, а также выявить механизмы устойчивости, позволяющие им произрастать на почвах с высоким содержанием тяжелых металлов

Объект: растительная клетка.

Предмет исследования: влияние солей тяжелых металлов на клетки кожицы лука.

Гипотеза: соли тяжелых металлов губительно действуют на растительные клетки, приводя к негативным последствиям в росте и развитии растения, или даже к его гибели.

Нормальный обмен веществ в клетке может существовать только при определенной структурной организации. Но, в то же время структура клетки создается и поддерживается в процессе обмена веществ.

Протопласт — активное содержимое растительной клетки, представляющее собой чрезвычайно сложное образование, дифференцированное на различные компоненты, называемые органеллами (органоидами), которые имеют характерное строение и выполняют специфические функции.

Движение протопласта – один из очень чувствительных показателей жизнеспособности клетки. В живой растительной клетке содержимое цитоплазмы находится в постоянном движении. Можно видеть, как органоиды и другие включения вовлекаются в это движение, называемое током цитоплазмы или циклозом. Циклоз прекращается в мертвых клетках.

Плазмолиз — отделение содержимого клетки(протопласта) от клеточной стенки в гипертоническом растворе (соленой воде).

Плазмолиз происходит в случае, когда концентрация солей во внешней жидкой среде выше, чем в цитоплазме клетки: цитоплазма, обладая свойством полупроницаемости, не пропускает внутрь клеток растворенные в воде вещества(соль). Цитоплазма, в силу эластичности, следует за сокращающейся вакуолью, и протопласт отделяется от клеточной стенки. (приложение№1)

Есть 2 способа сравнительной оценки плазмолиза в тканях:

Метод пограничного плазмолиза

В первом методе, который создал Хуго Де Фриз, ткани погружаются в растворы KNO3, сахарозы или других осмотически активных веществ разной концентрации, и определяется концентрация, при которой плазмолизируется 50 % клеток. Плазмометрический метод заключается в измерении после плазмолиза относительных объёмов клетки и протопласта и вычислении по концентрации раствора осмотического давления клетки.

Читайте также:  Фаско удобрение для орхидей как пользоваться

Тяжелые металлы — химические элементы со свойствами металлов (в том числе и полуметаллы) и значительным атомным весом либо плотностью.

К тяжелым металлам относят химические элементы, имеющие плотность более 5 г/см3 и атомную массу свыше 40 Да [1] . С точки зрения значимости тяжелых металлов для растений их можно разделить на две группы:

необходимые в небольших концентрациях для жизнедеятельности растений (Co, Cr, Cu, Fe, Mn, Mo, Ni, Zn), которые становятся токсичными только при значительном повышении их содержания в почве и растениях.

не участвующие в метаболизме растений (Cd, Hg, Pb) и токсичные даже в очень низких концентрациях.

Опасность загрязнения окружающей среды тяжёлыми металлами сводится к следующему:

1. Попадая в почву, тяжёлые металлы усиливают минерализацию органического вещества, вызывая негативные изменения в почвенно-поглощающем комплексе, вследствие замещения кальция и магния. Снижается ферментативная активность почвы, т.к. снижается жизнеспособность полезных микроорганизмов, увеличивается количество грибов, подавляется активность многих ферментов (каталазы и т. д.). Это приводит к деградации плодородия почвы и снижает её способность к самоочищению;

2. Проникая в растения, они могут активно участвовать в метаболических

[1] Титов А.Ф., Таланова В.В., Казнина Н.М. Физиологические основы устойчивости растений к тяжелым металлам – М.: Институт биологии КарНЦ РАН. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2011. 77 с.

процессах, но могут сохраняться в виде неактивных соединений в клетках и на

клеточных мембранах. В результате снижается продуктивность растений и качество продукции, происходят изменения в направленности физиолого-биохимических процессов и реализации генетической программы растений, нарушаются естественно сложившиеся фитоценозы;

3. Тяжёлые металлы, накапливаясь в растениях, по трофическим цепям с кормом и продуктами питания попадают в организм животных и человека, вызывая различные заболевания. Опасность увеличивается ещё и потому, что высшие растения без видимых признаков отравления могут накапливать токсичные для человека и животных концентрации тяжёлых металлов. В связи с этим особую актуальность приобретают исследования превращения тяжёлых металлов по всей экологической цепи почва- растение- животное- человек с целью улучшения гигиенического качества продукции и среды обитания человека. Тяжёлые металлы могут усваиваться живыми организмами также непосредственно из воды и воздуха.

4. Если в микроскопических дозах многие вещества необходимы для биохимических процессов в организме, то превышение их предельной допустимой концентрации вызывает патологические явления, такие как:

ослабление имунной системы;

болезни ЛОР-органов, легких, сердечно-сосудистой системы;

3.Влияние на растения солей меди

Медь — незаменимый для растений элемент. В растениях до 98 % металла находится в нерастворимом связанном состоянии. Относительно богаты этим элементом семена и растущие части побега. В листьях большая часть меди сконцентрирована в хлоропластах и почти половина – в составе пластоцианина, одного из переносчиков электронов между ФС I и ФС II. Большинство функций меди связано с ее участием в ферментативных окислительно-восстановительных реакциях. Кроме того, медь способствует образованию хлорофилла и замедляет его разрушение в темноте, усиливает процесс связывания молекул азота. Она также способствует поступлению в организм марганца, цинка и бора, повышает засухо-, морозо- и жароустойчивость, принимает активное участие в защите против болезнетворных микроорганизмов.

4.Влияние на растения солей марганца

Локализуется в листьях. В растительных клетках участвует в системе выделения кислорода при фотосинтезе. Марганец входит в состав кислородовыделяющего комплекса ФС II, а также участвует в защите растения от активных форм кислорода. Кроме того, этот металл является активатором более 35 ферментов в клетке, в частности, участвующих в цикле Кребса. Наиболее важные функции марганца в растениях связаны со стимуляцией ферментов углеводного обмена, увеличением оттока сахаров в корень, усилением интенсивности дыхания и окисления углеводов. Помимо этого, марганец способствует избирательному поглощению ионов из внешней среды, играет важную роль в росте клеток, повышает водоудерживающую способность тканей, снижает транспирацию.

5.Влияние на растения солей цинка
Цинк играет важную роль в азотном, углеродном и фосфорном обменах, способствует синтезу нуклеиновых кислот и белка. Входит в состав более 200 ферментов. Активирует карбоангидразу, катализирующую реакцию дегидратации в процессе фотосинтеза. Цинк играет важную роль в синтезе ИУК (индолил-3-уксусная кислота), что связано с его участием в образовании аминокислоты триптофана. Подкормка цинком способствует увеличению содержания ауксинов в тканях и активирует рост клеток. Цинк способствует повышению устойчивости растений к стрессовым воздействиям.

6.Влияние на растения солей натрия

Натрий – элемент, который входит в группу условно необходимых для растений микроэлементов, его содержание в них составляет в среднем 0,02%. Участвует в транспортировке полезных веществ через клеточные мембраны, являясь одним из компонентов натрий-калиевого насоса. Кроме того, он регулирует доставку углеводов в растениях. Натрий способен активизировать некоторые ферменты, но механизм этого воздействия не изучен полностью. Отмечено, что при хорошей обеспеченности культур натрием повышается их зимостойкость.

Для проведения практической части я использовала метод пограничного плазмолиза, который разработал Хуго Де Фриз в 1884 году. Он заключается он в погружении тканей в растворы с различной концентрацией осмотически активного вещества.

с мясистой чешуи луковицы я сняла пинцетом кусочек кожицы

положила его в каплю воды (гипотонический раствор) на предметном стекле, осторожно расправила кожицу препаровальной иглой(приложение№2)

при помощи фильтровальной бумаги убрала излишки воды

Читайте также:  Крупнейшие российские производители азотных удобрений

окрасила клетки 1-2 каплями бриллиантового зеленого

при помощи фильтровальной бумаги убрала оставшуюся воду и излишки «зеленки»

добавила 2-4 капли 5% растворов CuCl 2 , NaCl , ZnCl 2 , MgCl 2 (по отдельности на 3х предметных стеклах каждый)

через 3-5 минут накрыла покровным стеклом

посмотрела на препарат под микроскопом

Опыт 1 : «Влияние хлорида меди ( CuCl 2 ) на плазмолиз протопласта растительной клетки»

При влиянии на растительную клетку хлорида меди наблюдается явление плазмолиза, при этом движение цитоплазмы в клетке(циклоз) прекращается, что говорит о ее гибели.

По влиянию на плазмолиз клетки находится посередине между натрием, который оказывает наименьшее влияние, и цинком, который оказывает наибольшее влияние. Лучший результат- приложение№3

Опыт 2 : «Влияние хлорида натрия ( NaCl ) на плазмолиз протопласта растительной клетки»

При влиянии на растительную клетку хлорида натрия наблюдается явление плазмолиза, при этом движение цитоплазмы в клетке(циклоз) прекращается, что говорит о ее гибели.

Оказывает наименьшее влияние на плазмолиз растительной клетки. Лучший результат- приложение №4

Опыт 3 : «Влияние хлорида цинка ( ZnCl 2 ) на плазмолиз протопласта растительной клетки»

При влиянии на растительную клетку хлорида цинка наблюдается явление плазмолиза, при этом движение цитоплазмы в клетке(циклоз) прекращается, что говорит о ее гибели. Лучший результат- приложение №5

Оказывает наибольшее влияние на плазмолиз клетки.

Опыт 4 : «Влияние хлорида марганца ( MgCl 2 ) на плазмолиз протопласта растительной клетки»

При влиянии на растительную клетку хлорида марганца наблюдается явление плазмолиза, при этом движение цитоплазмы в клетке(циклоз) прекращается, что говорит о ее гибели.

По влиянию на плазмолиз клетки находится посередине. Лучший результат- приложение №6

Выводы: в результате проведения опытов, я выяснила, что при отмачивании растительной клетки в 5% растворах солей в течении 3-5 минут можно наблюдать явление плазмолиза более, чем 50% клеток, и, как уже было сказано, наблюдается гибель клеток, доказательством чему служит прекращение движения цитоплазмы(циклоза). Наименьшее разрушительное влияние оказывают ионы Na + , наибольшее – Zn 2+ . Можно предположить, что это связано с тем, что при гидролизе хлоридов металлов:

NaCl + H 2 O = NaOH + HCl

При гидролизе хлорида натрия образуется нейтральная среда, а при гидролизе хлорида цинка, марганца и меди – кислая.

Так же, при наблюдении за влиянием хлоридов металлов на плазмолиз растительной клетки, было выявлено, что кол-во «плазмируемых» клеток варьируется. Ниже, на диаграмме, приведены приблизительные процентные данные кол-ва клеток, поддавшихся плазмолизу под влиянием солей тяжелых металлов.

В результате проведенной исследовательской работы были изучены несколько источников по данному вопросу, подтверждающие негативное влияние солей тяжелых металлов на растительный организм. Эта гипотеза также подтвердилась данными эксперимента, проведенного мной.

На основании этого можно сделать предположения:

1.Клеточная мембрана полупроницаема, пропускает воду и не пропускает растворенные в ней вещества.

2.Цитоплазма эластична, вследствие этого она способна в гипертоническом растворе отставать от клеточной стенки.

3.Плазмолиз можно наблюдать только в живых растительных клетках, так как они содержат прочные клеточные стенки.

4.Вместе с водой и другими веществами из почвы тяжелые металлы попадают в клетки растений.

5.Т.к. все растворы солей металлов имели одинаковую концентрацию, равную 5%, можно не учитывать данный фактор в сравнении влияния различных солей на плазмолиз, тогда: наиболее сильное влияние на протопласт растительной клетки оказывает цинк, т.к. под его влиянием «плазмируется» более, чем 75% клеток, используемых в эксперименте; наименьшее же влияние в результате экспериментов оказал натрий, под влияние которого попало чуть более 55% растительных клеток.

6.При влиянии солей тяжелых металлов на структуру клетки растения, в данном случае кожицы лука, клетка погибает. Доказательством тому служит движение протоплазмы: при добавлении солей тяжелых металлов в большинстве случаев происходило нарушение движения протоплазмы(циклоза), что также приводит к нарушению обменных процессов в клетке, вследствие нарушения перераспределения продуктов обмена веществ, что приводит к гибели клетки.

7. Многие тяжелые металлы участвуют в биологических процессах и в определенных количествах являются необходимыми для функционирования растений, животных и человека микроэлементами. С другой стороны, тяжёлые металлы и их соединения могут оказывать вредное воздействие на организм человека, способны накапливаться в тканях, вызывая ряд заболеваний. Не имеющие полезной роли в биологических процессах металлы определяются как токсичные металлы. Некоторые элементы как обычно имеющие токсичное влияние на живые организмы, могут быть полезны для некоторых видов.

Резюмируя все вышесказанное, данная работа может получить применение в работе над разработками методов выращивания растений на почвах, содержащий большое количество тяжелых металлов.

Википедия [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Плазмолиз

Генкель П.А. Физиология растений. – М.: Просвещение, 1970, 192 с.

Дефицит и избыток микроэлементов. Как определить и

устранить.[Электронный ресурс] https://zen.yandex.ru/media/id/5a446a1d57906a9a9f5f1163/deficit-i-izbytok-mikroelementov-kak-opredelit-i-ustranit-5b02c8f755876b749b0f265d

Персикова Т. Ф. Тяжёлые металлы и окружающая среда: Лекция для студентов с. — х. вузов / Т. Ф. Персикова Н. П. Решецкий — Горки, 1995. — С. 5 -18.

Проблемы устойчивого развития горных территорий (Материалы Дня науки, 22 апреля 2010 г.); Сев.-Осет. гос. ун-т им. . Владикавказ.// Изд-во СОГУ, 2010. – С.88.

Рубин Б.А. Большой практикум по физиологии растений. – М.: Высшая школа, 1978, 408 с.

Титов А.Ф., Таланова В.В., Казнина Н.М. Физиологические основы устойчивости растений к тяжелым металлам – М.: Институт биологии КарНЦ РАН. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2011. 77 с.

Федорова А.И. Практикум по экологии окружающей среды. – М.: Владос, 2001, 287с.

Ходаков Ю.В. Неорганическая химия. – М.: Просвещение, 1972, 432 с.

Приложение№1Плазмолиз клетки в гипертоническом растворе

Приложение№2.Пиготовление препарата чешуи кожицы лука

Источник

Adblock
detector