Меню

Почему почва плодородна гипотеза

Научно- исследовательский проект «Природное богатство — почва»

Представлен проект ученика

Скачать:

Вложение Размер
prirodnoe_bogatstvo_-_pochva.docx 24.09 КБ
pochva.pptx 1.4 МБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ № 2 р.п. Новая Майна

Тема : Природное богатство — почва

Автор проекта: Хветте Данил,

ученик 3 а класса

учитель начальных классов

Цель исследования: выяснить, что такое почва, каков состав почвы и определить ее значение в нашей жизни.

  • собрать и изучить информацию о почве;
  • узнать о проблемах почвы и её охране;
  • Знакомство с «подземным царством»: обитателями почвы, их особенностями, их ролью в формировании почвы.
  • проанализировать полученные результаты

Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Всем известная и знакомая, непознанная и таинственная!

Гипотеза исследования Мы предположим, что в почве есть воздух и вода. Это можно выяснить при лабораторных исследованиях.

Практическое значение исследования в том, что оно может быть использовано на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, обратит внимание на необходимость бережного отношения к почве родного края. Я в этом году уже выступал с сообщением в 3а классе.

План реализации проекта таков

1. Собрать материал.

2. Провести исследования.

3. Подготовить сообщение.

4. Сделать презентацию.

«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна — а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Это наша земля. Землю правильно называть — почва. . «…Родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни. Её мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа»

Сказал Константин Паустовский

Если выкопать ямку в земле глубокую яму и рассмотреть стенки ямы, то можно увидеть несколько слоев земли. Я подготовил для вашего внимания модель слоев в масштабе 1 к 1 (в 1 см 1 метр). Верхний тёмный слой — это почва. В ней находятся корни растений, живут черви, насекомые и их личинки. В нижней части почва постепенно светлеет и переходит в слои горных пород: песок, глину и другие.

Рассмотрим верхний слой – почву.

Почва – это плодородный слой земли, на котором растут растения. Русский учёный Василий Васильевич Докучаев создал науку почвоведение, которая изучает почву. Над созданием почвы беспрерывно трудятся солнце и ветер, бактерии и лишайники превращают горные породы в песок и глину. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Вот как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Чем больше перегноя, тем плодороднее почва.

Докажем, что в почве есть вода, воздух, остатки растений и животных. Провел опыты.

Я взял небольшой комок почвы и положил в стакан с водой. Понаблюдал. Из почвы выделяются пузырьки – это воздух. Он легче воды, поэтому они поднимаются на поверхность. Этот опыт доказывает, что в почве есть воздух.

Положил прокаленную почву в воду и размешал. Дал воде отстояться и увидел, на поверхность всплыли остатки иголок, листьев, мусора на дно осели мелкие частицы песка и глины. Сделал вывод, что в почве есть песок и глина, остатки растений

Положим немного почвы в железную банку и нагреем её на огне. Подержим над почвой небольшое стекло и увидим ,что стекло запотело. Это доказывает, в почве присутствует вода. Если продолжить нагревать, то почувствуется неприятный запах. Это сгорают остатки

Понаблюдал за почвой, которая находится в цветочных горшках. Если растение долго не пересаживали, то на почве наблюдается белый налет, это минеральные вещества, которые растворились при поливе почвы.

А сейчас расскажу о «жителях» почвы.

В почве обитают различные животные: мыши, суслики, кроты, хомяки, черви и другие многочисленные насекомые. Все они разрыхляют почву, выкапывая в ней ходы и норы. Огромную пользу приносят дождевые черви. Дождевые черви питаются гниющими растениями и затаскивают их с поверхности земли в свои норки. От этого увеличивается количество перегноя в почве, значит плодородие. По ходам червей к корням растений в почву просачивается дождевая вода и легко проникает воздух.

Все может родная земля: накормить душистым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. Вот только защитить сама себя она не может.

Большой проблемой является мусор. Папа мне рассказывал, что, когда были детьми, они играли в лесу, собирали цветы и грибы. Но сейчас, когда мы с семьей приходим в лес чтобы отдохнуть, то обнаруживаем огромную свежую свалку: большое количество пластиковых бутылок, пакетов, стаканчиков, старые вещи, бумаги валяются на поляне. Мусором засыпаны ручьи и берега рек. На все это невозможно смотреть без слез! Что же мы делаем? Ведь ядовитые отходы свалок не только обезображивают природу, но и уничтожают почву и все живое в ней. Не зря в народе говорят «Земля заботу любит», «Богатство соразмерно плодородию земли», «Цена земли — цена плодородия», «На необработанной земле лишь бурьян растёт».

Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бережном отношении. Под действием сильных ветров, потоков воды почва разрушается. Ливневые дожди или бурные потоки весенних вод иногда так размывают землю, что появляются овраги. Люди ведут постоянную борьбу с ними: высаживают деревья и кустарники, которые своими корнями укрепляют почву. Растения задерживают снег на полях, чтобы талая вода увлажняла почву, а не стекала быстро по склонам.

Можно подвести итоги экспериментов Результатом исследовательской работы считаю то, что были проведены наблюдения за свойствами почв. При изучении почвы с помощью наблюдений и опытов, я пришёл к следующим выводам:

— в состав почвы входят: воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина;

— Пришли к выводу, если мы сейчас не будем заботиться о природе, об охране почвы, может случиться непоправимая беда!

Призываю — не оставлять мусор после отдыха на природе.

Список источников информации:

  1. Большая детская энциклопедия: Химия / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.
  2. Ивченкова Г.Г.Окружающий мир. Учебник для 3 класса нач. школы. — М.: , 2013.

Источник

Почему почва плодородная

Основная функция земли – это плодородие. Благодаря этому из нее произрастают различные виды флоры, поскольку удовлетворяется питание, потребность в воздухе и влаге, обеспечивается нормальная жизнедеятельность. Плодородие появляется при взаимодействии некоторых компонентов почвы.

Компоненты почвы

  • вода;
  • гумус;
  • песок;
  • калийные соли;
  • глина;
  • азот;
  • фосфор.

В зависимости от химического состава можно оценить плодородие земли. Это же и определяет тип грунта. Далеко не все виды почвы имеют высокую плодородность, поэтому некоторые виды ценятся более других, например черноземы. В зависимости от того, где почва плодородная, там и селились люди еще с древности. Пожалуй, наличие поблизости водоема и плодородная земля, – это были основные условия образования поселений для людей.

Что влияет на плодородие земли

Грунт – это такая ложная система, которая развивается по собственным законом. Проблема заключается еще и в том, что истощается земля быстро, а вот восстанавливается и образовывается медленно. За год появляется 2 миллиметра почвы, поэтому она является особо ценным природным ресурсом.

Для того чтобы поддерживать плодородие, необходимо проводить такие действия:

  • обеспечивает оптимальный уровень воды (не приводит к засушливости, но и не заливать грунт);
  • рационально использовать удобрения и агрохимию;
  • при необходимости задействовать систему ирригации;
  • контролировать испарение влаги;
  • снизить уровень накопления натрия и различных солей.

Применяя все это на практике в сельском хозяйстве и других сферах, связанных с использованием земли, удастся поддерживать плодородие почвы. Также рекомендуется чередование посевов разных культур. Раз в несколько лет (в 3-4 год) нужно давать грунту «отдохнуть». В это время, например, можно засеять его однолетними травами и лекарственными растениями.

На плодородие оказывает влияние загрязнение. По возможности нужно исключить всевозможные источники загрязнения. Там, где территория ближе к дикой природе, плодородие на высоком уровне. Поля в пределах городов и вблизи от них, по соседству с промышленными предприятиями, автотрассами теряют свое плодородие.

Таким образом, плодородие – это способность земли давать жизнь растениям. Человечеством это используется для выращивания сельскохозяйственных культур. Землю нельзя интенсивно эксплуатировать, иначе плодородие снизится, а то и вовсе может исчезнуть.

Источник

Урок № 14. «Что такое почва». Раздел «Эта удивительная природа», 3 класс

Тип урока: комбинированный

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

что такое почва?

научить определять состав почвы практическим путём; формировать представление о значении плодородия почв для жизни растений, об образовании и разрушении почвы, об ее охране.

— определять состав почвы;

-обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве;

-характеризовать процессы образования и разрушения почвы, меры по ее охране

Универсально учебные действия (УУД)

преобразовывать практическую задачу в познавательную в ходе учебного эксперимента.

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Формирование целостного взгляда на мир. Развитие мотивов учебной деятельности

Основные понятия и определения

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека

Проверка готовности к усвоению нового материала

Вспомни свою работу в огороде, саду или на школьном участке. Какая там почва: какого цве­та, сухая или влажная, плотная или рыхлая?

Учиться выдвигать гипотезы и доказывать их, исследовать почву с помощью опытов, моделировать связи почвы и растений.

Рассмотри рисунок. Подумай, что такое поч­ва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в почве?

1. Медведка. 2. Личинка жука. 3. Сверчок. 4. Крот. 5. Мно­гоножка. 6. Жаба. 7. Лесная мышь. 8. Дождевой червь.

Изучение нового материала

Почваэто верхний плодородный слой земли.

Плодородие — главное свойство почвы.

Почему же почва плодородна? Выскажи гипоте­зу и обоснуй её. Для проверки гипотезы потре­буется исследование почвы.

Предположим, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать, так ли это, изучим состав почвы.

В состав почвы входят воздух, вода, пе­регной, песок, глина, минеральные соли.

Корни растений дышат воздухом, который со­держится в почве. Они всасывают из почвы воду. Вместе с водой растения всасывают растворён­ные минеральные соли. Соли — это питательные вещества, без которых растения не могут жить.

Мы видели, что солей в почве мало. Растения могли бы быстро их израсходовать, но этого не происходит. Запас солей в почве постоянно по­полняется. Как? Благодаря перегною.

Перегной под действием бактерий, которые живут в почве, медленно, постепенно превраща­ется в соли. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.

Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникают вода и воздух, пе­ремешивают почву, измельчают остатки растений. Так животные повышают плодородие почвы.

Осмысление и понимание полученных знаний

Определи цель каждого опыта, опиши его ход, сформулируй вывод.

Опыт 1. Бросим комочек сухой почвы в воду. Увидим, что из почвы выходят пузырьки возду­ха. Значит, в почве есть воздух.

\Опыт 2. Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре стекло станет влажным. Этот опыт пока­зывает, что в почве есть вода.

Опыт 3. Будем продолжать нагревать почву. Вскоре мы увидим дым, почувствуем неприят­ный запах. Это сгорает перегной почвы, кото­рый образовался из остатков растений и живот­ных. Перегной придаёт почве тёмный цвет.

Опыт 4. Прокалённую почву, в которой весь перегной уже сгорел (она серого цвета), на­сыплем в стакан с водой и размешаем. Через некоторое время на дно стакана осядет песок, а поверх песка — глина

Опыт 5. Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим его над огнём. Вода быстро испарится, а на стекле останется белый налёт. Это минеральные соли. Значит, в почве содержатся минеральные соли, которые раство­ряются в воде.

Вывод: и так, в состав почвы входят воздух, вода, пе­регной, песок, глина, минеральные соли.

1. Что такое почва? 2. Какой состав имеет поч­ва? 3. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли? 4. Какие живые существа обитают в почве? Как они влия­ют на её плодородие?

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик главное свойство почвы.

2.Дома рассмотри почву в цветочных горш­ках. Найди в ней отмершие остатки растений. Порыхли почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Не забывай поливать растения.

СТРАНИЧКИ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

Науку о почвах — почвоведение — создал за­мечательный русский учёный Василий Васильевич Докучаев (1846 — 1903). Он называл почву кор­милицей человека и считал, что она для нас дороже нефти, угля, золота.

В. В. Докучаев учил, как правильно обрабаты­вать почву, чтобы получать хорошие урожаи, как охранять её от разрушения. Например, он пре­дупреждал, что нельзя возделывать на одном и том же месте из года в год одни и те же культурные растения. Нужна смена растений, иначе почва истощается. Нельзя хищнически вы­рубать леса — из-за этого мелеют и высыхают реки, остаются без влаги целые районы. Нельзя распахивать почву на больших пространствах, потому что от этого бывают пыльные бури, смыв почвы, образование оврагов.

Исследования В. В. Докучаева имеют огромное значение для сельского хозяйства и охраны природы.

Источник

Читайте также:  Характеристика почв зоны тундры
Adblock
detector