Меню

Почему почву называют чудесной кладовой кратко

Исследовательский проект «Почва — чудесная кладовая»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель проекта: Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с почвой и ее значением для растительного и животного мира.

Задачи проекта:

1) Обогащать и систематизировать знания детей о почве и ее структуре.

2) Обогащать представления детей знаниями об особенностях почвы (водопроницаемость, плодородность, рыхлость, пластичность).

3) Расширять и закреплять знания детей о роли почвы в жизни человека, растений и животных.

4) Продолжать знакомить детей с подземной средой обитания животных (крота, полевой мыши, дождевого червя, медведки).

5) Развивать стремление к экспериментированию и интерес к результатам эксперимента, воспитывать желание работать с почвой.

6) Познакомить детей со свойствами песка и глины, формировать представление об использовании человеком песка (строительство, песочные часы) и глины (производство посуды, игрушек, строительство).

Скачать:

Вложение Размер
issledovatelskiy_proekt.docx 355.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Почва – чудесная кладовая»

Подготовила и провела воспитатель:

Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители.

Вид: познавательно-исследовательский, краткосрочный.

Срок реализации: 2 недели

Экологическое воспитание – относительно новая тенденция в дошкольной педагогике. Но уже с полной уверенностью можно сказать, что именно в дошкольном возрасте путём целенаправленного педагогического воздействия, при условии системного ознакомления дошкольника с разнообразием природы, а также вовлечения его в практическую деятельность, у ребенка можно заложить основы экологической культуры в целом.

Так как дошкольное детство в данном случае является самым благоприятным возрастом для решения задач экологического воспитания, необходимо, в первую очередь, организовать педагогический процесс в дошкольных учреждениях с опорой на основополагающие понятия о природе в целом, а также соответствующим образом организовать эколого-развивающую среду детей.

Одной из наиболее эффективных форм организации знакомства детей с окружающим миром является детское экспериментирование с компонентами неживой природы, так как именно эксперименты составляют основу всякого знания.

Экспериментирование в дошкольном возрасте является тем методом обучения, который позволяет малышу моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях при решении проблемных ситуаций; совершенствовать умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск их решения, делать выводы и аргументировать их, видеть и понимать взаимосвязи и взаимозависимости окружающего мира.

Цель проекта: Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с почвой и ее значением для растительного и животного мира.

1) Обогащать и систематизировать знания детей о почве и ее структуре.

2) Обогащать представления детей знаниями об особенностях почвы (водопроницаемость, плодородность, рыхлость, пластичность).

3) Расширять и закреплять знания детей о роли почвы в жизни человека, растений и животных.

4) Продолжать знакомить детей с подземной средой обитания животных (крота, полевой мыши, дождевого червя, медведки).

5) Развивать стремление к экспериментированию и интерес к результатам эксперимента, воспитывать желание работать с почвой.

6) Познакомить детей со свойствами песка и глины, формировать представление об использовании человеком песка (строительство, песочные часы) и глины (производство посуды, игрушек, строительство).

1) Дети узнают, что почва – верхний плодородный слой Земли; состав и свойства почвы; значение почвы для роста растений, для жизни людей.

2) Дети научатся определять проблему, которую необходимо разрешить; предполагать возможные решения; осуществлять эксперимент, опыт; делать выводы, обобщения; понимать необходимость бережного отношения к природе.

1 этап. Подготовительный

1.Составление плана работы

2.Подбор методической литературы

3.Изготовление наглядного и дидактического материала. Подбор художественной литературы.

2 этап. Содержательный.

1.Познавательная беседа «Кладовая Земли».

Цели: Познакомить детей с почвой. Пробудить интерес к окружающему миру.

2. Экспериментальная деятельность «Что у нас под ногами?»

Цель: Формировать у детей познавательный интерес к природе, учить видеть и понимать причинно-следственные связи в природе. Продолжать развивать у детей интерес к общению с взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое взаимодействие, развивать наблюдательность, мыслительную активность.

3. Экспериментальная деятельность «Влияние состава почвы на жизнь растений».

Цель: выяснить скорость прорастания семян и процент их всхожести в разных средах обитания, влияние света и влаги на прорастание семян и развитие проростков.

3 этап. Заключительный.

  1. Консультация для родителей «Проведите с детьми дома».
  2. Изготовления макета подземной жизни.

Познавательная беседа для детей старшей группы

Цели: Познакомить детей с почвой. Пробудить интерес к окружающему миру. Изготовление макета земли.

Задачи:
1. Обучающие: Дать детям понятие, что такое почва, слои земли.

2. Развивающие: Развивать у детей наблюдательность , смекалку, внимательность, коммуникативные качества.

3. Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к неживой природе, трудолюбие и аккуратность.

— Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна — а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как оно называется. ( Ответы детей)

-Сегодня мы будем говорить о земле! Нашу обычную землю называют волшебной. Как вы думаете почему? (Земля кормит и поит растения).

— Как она нас кормит? ( Выращиваем овощи, фрукты, хлеб)
— А как радует нас земля ? (Цветами, зеленой травой)
— Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Ребята, где мы встречаем почву? (Ответы детей.)

— А хотите узнать, как образовалась почва? (Ответы детей.)

— Когда-то давным-давно почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.

Ветер же приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, они разрастались, а отмирая, увеличивали слой чернозёма. Все опавшие листья также превращаются в почву. Она становится богатой, в ней появляется новая «пища» для растений. Так происходит всегда: земля-почва кормит растения, а потом они её.

Теперь вы знаете, как образовалась почва. На это ушло тысячи лет, но, к сожалению, разрушить это очень легко.

— Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Но вот почему в одних местах летом вырастает сочная ярко-зеленая трава до пояса, а в других – только редкие сероватые травинки? (Ответы детей.)

— Почва везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины. Как называется такая почва? ( Глинистая)

— Почву богатую на перегной называют чернозем, потому что она черного (темного) цвета. Торф тоже богат перегноем, его привозят на больших самосвалах и разбрасывают по огородам и клумбам, чтобы лучше росли растения.

— Посмотрим таблицу “Почва в разрезе”.

— Какого цвета верхний слой земли? ( Темного.)

— Это плодородный слой земли. Какого цвета следующий слой земли? ( Желтого.)

— Как вы думаете, что это? ( Песок .)

— Дальше мы видим изображение подземных вод. Каким цветом изображена вода? ( Голубым.)

— Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина? (Рыжим.)

-Ребята, предлагаю вам сделать макет земли. Для этого на дно стеклянной банки положим мелкие камешки, на них глину, сверху – песок. На самый верх – почву. Это она вместе с водой и воздухом обеспечивает нормальные условия для жизни растений. Попадая в нее, семена прорастают и становятся деревьями до самого синего неба, цветами, которые спорят красотой с бабочками, шелковистой травой… пищей для всего живущего на Земле.

Источник

Почему почву называют «чудесной кладовой»?

Каждый, кто хоть раз в жизни посадил семя и вырастил растение, не может не удивляться этому чуду. Велики дела твои, Господи! Бросаешь крохотное семечко, а получаешь цветок, или куст, или стебель. Это ли не чудо? Как будто под землей действительно кладовая, которая отпускает нам продукты на пропитание. А ведь это именно почва дает все необходимое для роста и развития растения.

В почве есть практически все минералы, необходимые для роста живых клеток, но, конечно, самым главным компонентом почвы является гумус. Гумус образуется из остатков органических веществ, поэтому он дает растению возможность получать уже готовые материалы для роста. Гумус состоит из высокомолекулярных соединений, поэтому растению не нужно тратить силы на синтез органического вещества из неорганического, оно получает уже готовые кирпичики для роста. Поэтому мы ходим не по мертвой, а по живой земле, которая и называется почвой.

Что мы делаем с кладовой? Кладем туда на хранение, например мешок с пшеницей, а спустя время забираем его оттуда. То есть, функция кладовой — сохранять то, что в ней находится. Совсем не то с почвой, поскольку мы можем разместить ту же пшеницу в ней, поскольку хранить ее долго нельзя. Если сделать это вовремя — весной (в случае яровой ее разновидности) или в конце лета (в случае озимой ее разновидности), то почва даст жизнь зернам, возможность развиваться и созревать. Что получается? При уборке урожая, вместо 1 посаженного мешка, можно получить их целых 20 штук! Вот такие «чудесные» свойства у нашей кладовой. Но, за «кладовой» нашей нужен уход — своевременное внесение органических/неорган­ ических удобрений, полив при необходимости, соблюдение всех правил очередности выращивания растений (севооборот). Раз в 7 лет хорошо бы дать почве «отдохнуть», сил набраться для более полноценного урожая в дальнейшем. И уж точно нельзя относится к «кладовой» бездумно, пытаясь из нее выжать все, что только возможно, захламляя ее мусором и загрязняя отходами. Только так почва будет не просто кладовой, а с чудесными свойствами.

дддддддддддддддддддд­ ддддддддддддддддддддд­ дддддаааааааааааааааа­ ааааааааааааааааааааа­ ааааааааааааааааааааа­ ааааааааааааааааааааа­ ааааааааааааааааааааа­ ааааааааааааааааааааа­ ааааааааааааааааааааа­ ааааааааааааааааааааа­ ааааааааааааааааааааа

Чистый бериллия применяют разве что в ядерной технике — как отражатель и змедлитель нейтронов. В рентгеновских приборах его используют в качестве выходного или входного окна — лёгкий (по своему атомному весу) бериллий прекрасно пропускает рентгеновские лучи.

Но основная часть бериллия применяется в сплавах или в виде соединений. Пружины делают не и чистого бериллия, а из легированной бериллием стали (0,5% бериллия): такие пружины сохраняют упругость до температур в 500-700 градусов. Берилливая бронза может раскатываться до микронной толщины, поэтому именно её применяли для заполнения зазора в дорогих магнитных головках (чем меньше зазор — тем выше качество головки, а этот зазор обязательно должен быть чем-то заполнен, чтоб плёнка не царапалась). Берилливые сплавы не искрят при ударе, поэтому их применяют в оборудовании для производств с повышенной пожароопасностью (мукомольное производство, например). Окись бериллия применяется как подложка некоторых полупроводниковых компонентов (например, бескорпусных транзисторов КТ607) — у такой бериллиевой керамики очень высокая теплопроводность. По той же причине — высокая теплопроводность — широкое применение нашлии бериллиевые пасты, которые испошльзуются при креплении радиаторов к мощным полупроводниковым приборам (например, к процессорам).

Источник

Урок-исследование на тему «Почва – чудесная кладовая»

Цели урока: учиться исследовательской деятельности; увеличить объём знаний о почве, о почве Башкортостана (в частности, Стерлибашевского района); продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве, как о верхнем плодородном слое земли; выяснить основные свойства почвы, узнать о преобладающих почвах родного края; развивать мышление, наблюдательность, любознательность; воспитывать чувство Родины.

Оборудование: Энциклопедия Башкортостана; цветок – радуга; тесты по теме; демонстрационный материал: виды почв; листочки со схемами.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня я к вам пришла, чтобы вместе с вами провести урок по окружающему Я очень надеюсь, что вы мне поможете в этом своей активной работой и хорошим поведением.

— Улыбнитесь друг другу. Приятного вам урока! А теперь повторяйте за мной.

—Всё будет хорошо!

—Мы успеем сделать всё! (Все повторяют эти строчки хором.)

2, Постановка цели урока.

— Когда я готовилась к уроку, то думала, какой урок вам предложить, поэтому принимая во внимание, что вы выпускной класс, предлагаю провести урок – исследование. Сегодня вы все станете научными сотрудниками наших маленьких научных лабораторий, которых всего 2 (по количеству рядов), выберем давайте научного руководителя для каждой лаборатории, отвечающего за работу группы.

—Исследование — один из видов профессиональной деятельности человека. Учёный и рабочий, преподаватель вуза и учитель—человек любой профессии при грамотном подходе к делу использует элементы исследовательской работы. Одна из задач этого урока — учиться исследовательской деятельности. Другая задача — увеличить объём ваших знаний о почве, т.е. ответить на вопросы, для чего она нужна, из чего состоит, в каком виде встречается в природе и что с ней делают. По ходу урока вместе будем заполнять схемы, которые вам будут помощниками.

Учитель: Ребята, как вы думаете, с чего начинается любое исследование?

Дети: Любое исследование начинается с постановки проблемы, с накопления информации.

Учитель: А проблема у нас уже есть — это тема нашего урока

Почва — чудесная кладовая”

Учитель: Почему её так называют, по ходу урока вы должны будете ответить на мой вопрос. Взяли схемы и начали работу. (Одновременно идёт работа по цветку – радуге)

Функции — то есть для чего нужна почва? (Снабжение растений питанием и водой; для выращивания овощей и фруктов.)

Структура — из чего состоит почва? (Песок, глина, гумус, воздух, вода, перегной, соли, микробы).

Проявления — какие виды почв бывают? (Чернозём и подзолистые).

Учитель: О чём говорят их названия?

—Теперь каждая лаборатория получает виды этих почв, рассматривает и даёт ответ. Какая из этих почв лучше? Почему? (Ответы учащихся). — Ребята, давайте обратим свой взор на нашу малую родину — на Стерлибашевский район — почвенный покров района представлен в основном, почвами чернозёмного типа. Структура почвенного покрова пашни района показывает, что она представлена различными подтипами чернозёмов и тёмно-серыми лесными почвами: чернозём (3 подтипов) — 104. 629 га чёрные лесные почвы— 1. 193 га овражно-балочный комплекс — 5. 018 га полностью смытые почвы — 7. 682 га.

Общая площадь земель подверженных эрозии — 30 тыс. га, из них водной эрозии — 10 тыс. га, ветровой эрозии — 20 тыс. га.

Учитель: Чернозёмные почвы бывают богаты перегноем. Он придаёт им очень тёмный цвет или даже совсем чёрный цвет. Эти почвы самые плодородные. Меньше перегноя в подзолистых почвах. Они сероватого цвета.

Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах, чернозёмы — в степях.

Существуют и другие типы почв: арктические, тундровые, серые лесные, луговые, болотные.

3. Физминутка: “Мороженое”, “Светофор”.

Учитель: Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 118. Рассмотрите рисунок и попробуйте объяснить, как происходит круговорот веществ в природе.

Работа по схеме: Растения—животные—остатки растений и животных—перегноймикробы—соли.

Учитель: Ребята, представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на земле и люди.

Вот почему замечательный русский учёный Василий Васильевич Докучаев (1846-1903) говорил, что почва дороже золота. Без золота люди смогли бы прожить, а без почвы — почему?

Операции. Ребята, для того, чтобы двигаться дальше отгадайте загадку. “Меня бьют, колотят, ворочают, режут, а я всё терплю и добром плачу. (Земля).

Учитель: Вы правильно отгадали мою загадку — это земля. — А что вы подразумеваете под словом земля?

Дети: Земля — это земной шар, Родина, суша, почва.

Учитель: Для чего нам с вами выше перечисленные предметы? Что они нам дают? (Ответы учащихся).

Учитель: Теперь поговорим непосредственно о почве.

  • Что люди делают с почвой?
  • Какие операции они проводят над ней?
  1. Вспахивают.
  2. Проводят боронование
  3. Удобряют.
  4. Проводят севооборот.
  5. Задерживают снег.
  6. Проводят операции по защите и охране.

Учитель: (При помощи бумаг для сравнения можно наглядно показать 1 см и 20 см).

1см почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см — за 5-6 тыс. лет.

Проблемный вопрос. Слой почвы толщиной в 18см вода может смыть в лесу за 500 тыс. лет, на лугу — за 3.225 лет, а там где нет растений — всего за 15 лет! О чём говорят эти расчёты учёных? (Ответы учащихся).

Учитель: После длительной работы нам необходим отдых, который я предлагаю провести с пользой. Ребята, объясните, пожалуйста, смысл пословиц:

  • Глубже пахать больше хлеба жевать.
  • Что посеешь, то и пожнёшь.
  • В апреле земля преет.
  • — А теперь игра “Верим, не верим”, которая предназначена для двух групп.

    (Каждой группе даётся утверждение, и если они согласны с ним, то говорят “верим”, а если нет, то “не верим”.

    • Микробы из солей получают перегной.
    • Растения разрушают почву.

    Учитель: Поиграли, теперь я вам хочу предложить развивающие задания для каждой маленькой научной лаборатории, итак, слушайте внимательно: “Почва”.

    Докажите, что камни и почва — родственники. Но почему тогда огурец не может вырасти на камне?

    Опишите эксперимент учёных, которые доказали, что в образовании перегноя (гумуса) большую роль играют насекомые. Предложите эксперимент, который доказывает роль дождевых червей в образовании почвы. (Обсуждение.

    Учитель: Вы поработали, теперь отдохните, а я вам сказку расскажу. “Сказка о чудесной кладовой”.

    Положишь в чудесную кладовую горстку зерна — в замен получишь 100 горстей. Спрячешь картофелину — вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. И зовётся она — земля. Да только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать. Да тут мигом опустеет любая кладовая. Издавна кормит людей земля – матушка. Но не всегда догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зерно и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлебов. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

    Задания. Ответьте на вопросы:

    1. Что называют чудесной кладовой? Почему?
    2. В каких случаях чудесная кладовая щедро одаривает человека?
    3. Чем одаривала земля – матушка человека, когда он не умел её обрабатывать?
    4. Какие изменения в мышлении человека произошли, приведшие его к земледелию?
    5. В какой последовательности осваивались приёмы возделывания зерновых культур? Почему?
    6. Почему землю назвали кладовой? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала к данным глаголам подберите соответствующие.
    Кладовка Кладовая
    Что делает человек? Что делает человек?
    Отпирает
    Кладёт
    Запирает
    Вспахивает
    Засевает
    Боронит

    Ребята, давайте ответим на вопросы, которые помогут вам запомнить лучше, то о чём мы сегодня говорили. А поможет нам в этом наша схема, которую мы заполнили на уроке.

    1. Что такое почва?
    2. Из чего состоит почва?
    3. Какое основное свойство почвы?
    4. Для чего надо удобрять почву?
    5. Как её нужно охранять?
    6. Как люди борются с оврагами?
    7. Как можно заставить работать почву работать круглый год?
    8. Что нового узнали для себя?
    9. Как с помощью материала сегодняшнего урока можно подтвердить, что биологические объекты работают?

    Работа по тестам.

    Учитель: Теперь, ребята, давайте подведём итоги нашего совместного урока – исследования:

    Тема исследования: Почва — чудесная кладовая.

    Цель исследования: Узнать больше о почве.

    Гипотеза: Чудесная кладовая.

    Подтверждение гипотезы: Схема.

    Вывод: Чудесную кладовую нужно беречь и пополнять, тогда она будет добра и щедра.

    Источник

    Читайте также:  Выращивание укропа открытом грунте
    Adblock
    detector