Конспект урока-исследования по окружающему миру «Почва и ее состав»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок-исследование «Почва и ее состав» для учащихся 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._pochva.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – исследование по теме «Почва и ее состав». 3-й класс
Цель: Создать условия для формирования у учащихся умения изучить состав почвы при помощи постановки опытов.
1. Формирование общеучебных умений и навыков – работа с учебными текстами, участие в диалоге, овладение первоначальными умениями постановки опытов, изучение состава почвы.
2. Формирование умений учебного сотрудничества – умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
3. Воспитание внимательного отношения к слову, бережного отношения к окружающему миру.
Методы обучения: наглядный (использование ИКТ), практический (самостоятельное выполнение опытов обучающимися), объяснительно-иллюстративный (демонстрация опытов учителем), репродуктивный (выполнение обучающимися опытов по изучению состава почвы с использованием алгоритма), частично-поисковый (изучение состава почвы опытным путём).
Формы организации учебной деятельности: фронтальная (словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем обучающимся), групповая (самостоятельная, практическая деятельность обучающихся, направленная на изучение состава почвы), индивидуальная (устные ответы у доски консультантов, доклады обучающихся), групповая.
Оборудование и наглядные пособия: м/медиа, учебник, блюдечки с почвой, стеклянные палочки, ручные лупы, стаканчики с водой, стеклянный стакан, воронка, пипетка, предметное стекло, держатель
-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки.
Навстречу солнцу и ветрам
Путешествуя по природному храму можно узнать много нового и интересного. Сегодня мы отправимся в Чудесную кладовую храма.
Актуализация опорных знаний
Ребята, у вас на партах текст. Прочитайте и подумайте, есть ли такая кладовая в природе? “Чудесная кладовая” (М.Ильин, Е Сегал)
Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее горстку зерна- получишь взамен сто горстей( слайд 4- по щелчку).
Спрячешь картофелину- вытащишь много ( слайд 5).
Крошечное семечко превращается в огромный арбуз ( слайд 6).
Тоненький росток превращается а прекрасный цветок ( слайд 7).
Горстка семян делается большой грудой огурцов, морковок, помидоров, сладких ароматных фруктов и ягод.
Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.
Как она называется? (Земля).
— Есть ли такая кладовая в природе? Слайд
-Что это за кладовая? (земля)
— А как по-другому можно назвать землю?
Слово “земля”имеет несколько значений. Слайд
Одно из них “Почва”.
Сообщение темы урока
Вы сейчас сами определили тему урока. Почва . Слайд
-Как вы думаете, что такое почва? (верхний слой земли). Слайд
Сегодня на уроке мы будем исследовать почву. Для этого у вас на столах оборудование и лист исследователя, как у настоящих ученых. В нем вы будете фиксировать всю информацию по ходу работы. У каждой группы свое задание.
Внимательно их прочитайте, сделайте вывод запишите в дневник исследований. Будьте внимательны! Выводы, которые мы с вами сделаем, помогут вам справиться с заданиями в конце урока. Итак, приступаем к исследованию. Ребята, если вы подготовились, поднимите сигнальную карточку.
1) Возьмите стакан воды и бросьте туда кусочек сухой почвы.
Что увидели? (Из почвы выходят пузырьки воздуха.)
2) Какой вывод можно сделать? (В почве содержится воздух .)
3) Запишите вывод в листок исследователя.
1) Возьмите промокательную бумагу и насыпьте на нее немного почвы.
2) Прижмите почву плотно к бумаге.
3) Стряхните почву в стакан с водой. Что видите на бумаге? (Небольшое влажное пятно.)
4) Что доказывает этот опыт? (В почве содержится вода .)
5) Запишите вывод в дневник исследователя.
1) Через лупу рассмотрите почву.
Какие частицы вы увидели? (Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)
2) Подумайте, что происходит в почве с остатками листьев, корешков, частей насекомых?
Это и есть перегной.
3)Запишите свои наблюдения в дневник.
Опыт 4. (Заранее подготовленная почва.)
1)У вас на столе прокаленная почва. Прокаленную почву, в которой сгорел перегной, насыпьте в стакан с водой.
Что наблюдаете? (На дно осели глина и песок .)
2) Запишите свои наблюдения в дневник.
Я, вижу, что все исследователи уже готовы поделиться с нами своими наблюдениями. А мы слушаем внимательно и выводы записываем в дневник.
Ребята, а еще одно свойство продемонстрирую вам я. Я буду работать с горячими предметами. Поэтому буду соблюдать правила Т/Б.
Возьму несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва.
Помещу их на стекло. Подержу стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остался белый налет. Это соли.
О роли минеральных солей прочитайте на карточке №1.
Вывод: соли — это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.
-Запишите вывод в дневник..
Еще раз подведем итог.
-Что входит в состав почвы?
Ребята, посмотрите на слайд. Сравните растения. Слайд
Почему так произошло? Одинакова ли по цвету почва? Почему в темной почве растут крепкие растения, а в светлой чахлые?
Цвет почвы зависит от количества перегноя. Чем больше в почве перегноя, тем она темнее. Чем темнее почва, тем плодороднее. Плодородие — главное свойство почвы. Слово состоит из 2 корней. ( Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.)
Запишите это свойство почвы в дневник.
Посмотрите на слайд. Существуют разные виды почв. Слайд
-Какая почва самая плодородная? Почему вы так решили?
-Какая почва самая плодородная? Почему вы так решили?
— Как вы думаете, а в нашей Тамбовской области какие почвы преобладают?
Черноземные почвы- главное богатство нашей Тамбовской области. У чернозема мощный верхний плодородный слой, богатый перегноем. Черноземные почвы самые плодородные в мире. Во время Великой Отечественной войны фашисты сгоняли на поля мирное население и заставляли снимать около полуметра чернозема. Затем они грузили эту землю на платформы и вывозили в Германию.
Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
Сейчас мы узнаем сколько лет потребуется, чтобы образовался слой почвы.
Я предлагаю вам каждому подумать над задачей. Слайд
За 100 лет слой почвы увеличивается на 1см. Сколько лет потребуется, чтобы образовалось 3 см почвы?
-У кого другой ответ поднимите сигнальную карточку.
Видите, как медленно образуется почва. Поэтому ее надо сохранять. Слад
А как можно сохранить почву вы мне скажите позже.
Я предлагаю вам поработать по учебнику . Для этого вам необходимо выбрать пару.
Откройте учебник на с.71. На этой странице у вас лежит карточка.
Внимательно прочитайте 2,3, 4 абзацы учебника и выберите необходимую информацию, чтобы заполнить карточку.
Чтобы почва не истощалась, нужно вносить________________________ .
Чтобы защитить почву от размыва, человек сажает__________________ .
Беречь почву от ________________________ .
Посмотрите, какие еще проводятся работы для сохранения почвы. Слайд
А теперь давайте проверим успешность работы на уроке по тестовым заданиям. Слайд
Ребята, перед вами тест 5 вопросов. Прочитайте их внимательно и постарайтесь выбрать правильный ответ.
1) Как называется верхний плодородный слой земли?
2)Какие вещества входят в состав почвы?
3) Назови основное свойство почвы
4) Что повышает плодородие почвы ?
5) Самая плодородная почва
Поменяйтесь тестами по часовой стрелке. Взаимопроверка . Слайд
Оцените работу товарища.
Подошла пора подвести итог.
-Что было важным для вас сегодня на уроке?
— За что можете себя похвалить?
-Где вам пригодятся полученные знания?
-Ребята, вы довольны своей работой на уроке? Оцените свою работу, согласно шкале. Слайд
Ребята, вы молодцы! Спасибо вам за вашу исследовательскую работу на уроке. Вы мне очень понравились. На память о нашем уроке я хочу подарить вам значок «Юного исследователя». Если вы хотите больше узнать по данной теме, вы можете обратиться к информационным источникам или сделать проекты по этой теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру на тему «Воздух. Его свойства и состав».
Разработка урока по окружающему миру для 3 класса, с презентацией, на тему: «Воздух. Его свойства и состав».
Урок окружающего мира по теме «Состав пищи»
На уроке организована групповая работа, в процессе которой школьники знакомятся с составом пищи и её необходимостью для жизнедеятельности организма человека. Учителем созданы условия для формирования .
Урок окружающего мира «Атмосфера земли. Состав и значение воздуха» во 2 классе по системе Л.В.Занкова
Урок проведен с использованием ЭОР «Модель загрязнения воздуха» сайта «Единая коллекция ЦОР», в технологии развития критического мышления в рамках системно-деятельностного подхода. На уроке прос.
Конспект урока по окружающему миру по теме «Почва. Состав почвы».
Класс: 3УМК: Развивающая система Л.В. Занкова.Тема: Почва. Состав почвы.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель: познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли; выяснить основной со.
Конспект урока по окружающему миру по теме: «Почва, её состав и свойства», 3класс, УМК «Гармония»
Конспект урока разработан в соответствии требованиями ФГОС.
Конспект урока по окружающему миру «Почва и ее состав. Зачем и как люди заботятся о почве»
Предмет: Окружающий мирДата: 09.03Класс: 3-7Тема: «Почва и ее состав. Зачем и как люди заботятся о почве»Цель: сформировать представление об образовании почвыПланируемые результаты:предмет.
Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Почва и ее состав»
Предмет: Окружающий мирКласс: 3-2Тема: «Почва и ее состав»Цель: сформировать представление об образовании почвыПланируемые результаты:предметные: — формирование понятий: почва как единство.
Источник
Конспект урока по окружающему миру по теме «Почва. Состав почвы».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Класс: 3
УМК: Развивающая система Л.В. Занкова.
Тема: Почва. Состав почвы.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли; выяснить основной состав почвы.
Задачи: формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах; развивать умения работы с научным текстом; выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой; делать выводы на основе проведенных опытов; развивать познавательный интерес; воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.
Формирование УУД.
Познавательные УУД. Осуществлять запись информации; использовать модели и схемы для решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать.
Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения; способность к самооценке.
Регулятивные УУД. Умение планировать деятельность; оценивать правильность выполнения действия; проявлять познавательную инициативу.
Оборудование: почва на тарелках, прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель. Компьютер, проектор, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kovaleva_l.f._urok_okruzhayushchego_mira_3_kl._pochva._sostav_pochvy.docx | 43.44 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК: Развивающая система Л.В. Занкова.
Тема: Почва. Состав почвы.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли; выяснить основной состав почвы.
Задачи: формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах; развивать умения работы с научным текстом; выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой; делать выводы на основе проведенных опытов; развивать познавательный интерес; воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.
Познавательные УУД. Осуществлять запись информации; использовать модели и схемы для решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать.
Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения; способность к самооценке.
Регулятивные УУД . Умение планировать деятельность; оценивать правильность выполнения действия; проявлять познавательную инициативу.
Оборудование: почва на тарелках, прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель. Компьютер, проектор, презентация.
I. Организационный момент. Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать.
Зрительный тренажёр. Дети становятся напротив зрительного тренажёра на расстоянии не менее 2 м. По команде взгляд движется: влево – вправо, вверх-вниз, по и против часовой стрелки, по «восьмерке».
Схема-тренажер находится на стене. Незамысловатые круги и «восьмерка» используются для разминки и снятия напряжения с глазных мышц. Глаза учеников отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Одновременно ребята делают непроизвольно движения головой, шеей, туловищем, разминают затекшие от статического напряжения мышцы. Упражнения выполняются только стоя, при выключенном электрическом освещении.
Работа с мешочками. Дети положите мешочки на голову, расслабляем мышцы спины и шеи, корректируем осанку.
Для правильной осанки, расслабления мышц спины и шеи используем «шапочки-мешочки», наполненные морской солью. Морская соль благотворно влияет на нервную систему.
II. Проверка домашнего задания.
-На прошлом уроке мы познакомились с образованием почвы. Расскажите, как она образовалась.
-Какое участие в образовании почв принимают растения и животные? (Растения перегнивают, а животные рыхлят)
-Есть ли связь между ними? (Существует пищевая зависимость)
-Чем питаются животные почвы? (Корнями растений и другими животными)
III. Введение в тему.
Земля — чтобы рыть.
Земля — чтоб ходить.
Земля — чтобы жить.
-О какой земле идёт речь? (О почве)
-Как вы понимаете такие слова: «Земля — чтобы жить».
-Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?
Верно! Сегодня наш урок мы посвятим почве, узнаем её состав и свойства.
Итак, тема нашего урока: «Почва. Состав почвы»
IV. Изучение нового.
1. — Ребята, а вы знаете, что землю еще называют кладовой? Послушайте рассказ.
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, томатов, моркови.
Видел ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадёт такое семечко в чудесную кладовую, полежит – глянешь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь.
— Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже догадались, как она называется?
— Приведите свои примеры из жизни (Весной одно ведро картофеля сажаем, а 20 собираем)
2. Работа с толковым словарем С.И.Ожегова.
Посмотрите в толковый словарь. Что такое почва?
— Действительно, тёмный рыхлый плодородный слой земли называется почвой. В нём находятся корни растений, живут черви, насекомые и их личинки. В почве непрерывно происходит гниение различных организмов. При гниении образуются вещества, от наличия которых зависит плодородие почвы, т.е. способность давать хороший урожай. Чем больше сгнивших остатков в почве, тем она плодороднее. Поэтому плодородие считается главным свойством почвы.
— Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай.
— Даже самому неприхотливому растению для развития нужен рыхлый слой, в котором есть всё необходимое для его жизни. Твёрдые горные породы бесплодны – в них никто не живёт…
— Так что же содержится в почве, что обеспечивает в ней жизнь животных и растений? (Проделаем опыты, чтобы ответить на этот вопрос)
Режим динамической смены поз. По сигналу колокольчика — кто стоял за конторкой – садится, кто сидел за партой – становится за конторку.
Режим «динамической смены поз» укрепляет позвоночник — основу энергетики человеческого организма, повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно — сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.
2. Практическая работа (в группах)
-Что будем проверять в результате опыта? (Состав почвы.)
Оборудование: стакан, вода, комочек почвы.
— Положи в стакан с водой комочек почвы.
— Чем объясняется появление пузырьков воздуха?
Вывод: в почве есть воздух.
Запишите вывод на экологическом панно.
— Для чего нужен воздух в почве?
Оборудование: комочек почвы, лупа
— Возьмите почву и рассмотрите ее под лупой. Что вы наблюдаете? (Есть остатки корешков, листьев растений, части тел насекомых и других мелких животных).
— Какой цвет почвы?
Вывод: в почве есть остатки корешков, листьев растений, части тел насекомых и других мелких животных.
Запишите вывод на экологическом панно.
Опыт 3. (Проводит учитель)
Оборудование: баночка, спиртовка, стекло
— Нагреем на огне баночку с почвой. Подержим над почвой холодное стекло. Что наблюдаете? (на стекле появились капельки воды).
Вывод: в почве есть вода.
Запишите вывод на экологическом панно.
Опыт 4 (продолжение опыта 3).
— Продолжаем нагревать почву (Появляется дым, значит, в почве что – то горит)
— Что может гореть в почве?
Вывод: в почве горят еще не успевшие сгнить до конца остатки растений и животных, то есть в почве есть перегной.
Запишите вывод на экологическом панно.
— Обратите внимание на прокаленную почву. Как изменился ее цвет? (Она стала светлая)
Режим динамической смены поз. По сигналу колокольчика — кто стоял за конторкой – садится, кто сидел за партой – становится за конторку.
Цель: увидеть наличие солей.
— Профильтруем воду, в которой находилась почва, и несколько капель этой воды поместим на чистое стекло. Подержим стекло над огнем. Что вы наблюдаете? (После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет).
Вывод: это минеральные соли, которые находятся в почве и могут растворяться в воде.
Запишите вывод на экологическом панно.
Найдите в учебнике, что такое соли? (Соли — это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде).
Оборудование: стакан с водой, прокаленная почва, стеклянная палочка.
— Насыплем в стакан с водой прокаленную почву и размешаем ее. Пусть отстоится. Что вы наблюдаете? (на дно стакана осел песок, а поверх песка – глина.)
Вывод: в почве содержится глина и песок.
Запишите вывод на экологическом панно.
— Мы только что перечислили продукты, которые необходимы для жизни растений.
Работа у экологического панно.
— Скажите, что же содержится в почве, что обеспечивает в ней жизнь животных и растений? (Общий вывод)
Сенсорно-дидактический крест №2.
Дидактический материал подвешивается на сенсорно-дидактическом кресте к потолку, чем обеспечиваются колебательные движения наглядности, что создает повышенную эффективность зрительного восприятия. На класс необходимо минимум 4 штуки.
Таблички с названиями: ПЕРЕГНОЙ, ВОЗДУХ, ПЕСОК И ГЛИНА, ВОДА, МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА).
-Посмотрите на сенсорно-дидактический крест №2.
-Что у нас получилось?
-Попробуйте обобщить понятия. Части чего, какого целого мы назвали? (Состав почвы)
-Что такое почва?
-Что же делает почву плодородной?
— Прочитайте в учебнике на с. 21.
Выделите основные мысли. Подведите итог.
-Итак, что же растения получают из почвы?
Вывод: 1. Во-первых, воздух. Корни растений дышат воздухом, который находится в почве.
2. Во-вторых, воду. Вместе с водой растения поглощают питательные вещества.
3. Остатки погибших растений, животных, перерабатывают бактерии и насекомые, и почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Следовательно, в почве имеются все вещества, необходимые для роста и развития растений.
-Есть такая наука – почвоведение (табличка на метке)
-Как вы думаете, что это за наука? (Это наука о почвах)
-Ее основоположником, создателем был русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота.
-Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи, песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда и она будет нас радовать богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
VII. Домашнее задание.
С.18-21 прочитать, ответить на вопросы, составить план.
Если урок был плодотворный — покажите плод яблока.
Если вам на уроке было комфортно — покажите цветок яблони.
Если вам на уроке было неуютно — покажите листок яблони.
Источник