Урок по природоведению 5 класс на тему » Почва. Состав почвы».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Почва. Состав почвы.
Образовательные : сформировать представление о почве, ее составе и свойствах.
Развивающие : выявлять причинно-следственные связи между живой и не живой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес.
Воспитательные : прививать интерес к предмету, прививать навыки природоохранной деятельности и бережного отношения к почве.
Базовые понятия : почва, плодородие, гумус, чернозем.
1 Организационный момент
2 Новая тема с элементами беседы.
Домашнее задание у вас было опережающее и касающееся нашего сегодняшнего урока, поэтому заслушивать мы его будем по ходу данного урока.
А начнем мы наш урок такой загадкой, которая и расскажет нам о чем мы сегодня будем говорить!
— Есть на свете чудесная кладовая
Положишь в нее весной мешок зерна,
А осенью смотришь, вместо одного мешка
В кладовой уже двадцать.
Ведро картошки в чудесной кладовой
Превращается в мешок картофеля.
Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, моркови!
Сказка это или не сказка?
Чудесная кладовая есть на самом деле!
Как она называется?
Сегодня мы узнаем, что такое почва, из чего она состоит, кто обитает в почве и как сделать так чтобы почва сохранилась на много лет.
По ходу моего рассказа мы с вами работаем в тетрадях, куда будем записывать новые для вас термины и понятия. ( Записывают число и тему урока)
Итак, что же такое почва?
Почва-это верхний, рыхлый слой земной коры, обладающий плодородием.
Образование почв это очень сложный процесс. Для формирования 1-2 см почвы необходимо около 500 лет.
В состав почв входят различные компоненты, а какие именно мы с вами сейчас узнаем разгадав загадки :
— Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Он не видимый и все же, без него мы жить не сможем. ( воздух)
— Мною можно умываться, я умею проливаться.
В кране я живу всегда, ну конечно я …( вода)
— Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе
Он и на стройке и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже! (песок)
— Если встретишь на дороге, то увязнут сразу ноги.
А сделать миску или вазу
Она понадобится сразу! (глина)
Помимо названых вами компонентов есть еще такие как : минеральные соли, перегной или гумус, горные породы.
Что же такое гумус?
Гумус –это органическое вещество, которое образуется из растительных и животных остатков на протяжении тысячелетий.
Гумус очень богат веществами, в которых нуждаются растения.
Почвы содержащие достаточное количество гумуса называются плодородными.
Плодородие – высокое содержание гумуса в почве.
Прежде чем мы с вами узнаем о том какие почвы наиболее плодородны и где они распространены давайте проведем несколько опытов и убедимся, что в почве действительно есть компоненты, о которых мы с вами узнали.
Опыт № 1 В стакан с водой помещаем комочек почвы. Вы заметили, как на поверхность поднимаются пузырьки. Это вода вытеснила из почвы воздух.
Опыт № 2 Положим кусочек почвы на салфетку и сожмем ее. На салфетке остался мокрый след. Это говорит о том, что в почве содержится вода, которая необходима растениям, которые на ней произрастают.
Опыт № 3 В воде оставшейся у нас после первого опыта мы можем наблюдать разделение на компоненты. Как называется метод при помощи которого мы разделяем вещества на компоненты (метод отстаивания).
Таким образом мы с вами убедились, что в почве действительно содержатся все перечисленные нами компоненты.
Образование почвы мы можем записать в виде формулы :
(горные породы + вода + воздух + тепло + гумус) · время = почва
Физминутка ( садим огород)
Почвы Земли разнообразны. Главная причина их различий – климатические условия.
Сегодня мы познакомимся с почвами, которые сформировались на территории Украины.
Сообщения о них нам подготовили …( ученики рассказывают о почвах Украины).
О следующих почвах замечательный писатель Антон Павлович Чехов шутливо заметил : « Почва такая хорошая, что если посадить оглоблю в землю, то через год вырастет тарантас. ( оглобля-одна из двух жердей, надетых одним концом на ось повозки, служащих для запряжки лошадей ; тарантас-четырехколесная конная повозка).
О каких почвах идет речь? ( о черноземах)
И о них нам расскажет…
Итак мы с вами познакомились с типами почв сформировавшимися на территории Украины.
Мы с вами сказали, что почвы образуются очень медленно. Но в отличии от формирования, разрушаются они очень быстро. На это оказывает свое влияние очень много факторов.
Беспрерывное перепахивание приводит к разрушению комочков почвы, что понижает ее плодородие, повысить же его можно, внося органические и минеральные удобрения. Но делать это надо всегда в пределах разумного, по рекомендациям агрономов и почвоведов, т. к. чрезмерное внесение этих веществ может нанести вред, как растению, так и нам приего употреблении.
Почва может разрушаться и под действием природных факторов. Например под действием ветра ( ветровая эрозия, пыльные бури). Для сохранения почв от воздействия ветра необходимо высаживать лесополосы, которые будут защищать от воздействия ветра.
Также влияние оказывает и вода (водная эрозия, образование оврагов). Для предотвращения появления оврагов необходимо высаживать зеленые насаждения на месте появившейся промоины, которая может превратится в балку, а затем в овраг.
Таким образом лучшие защитники почвы при этом различные растения.
Человек должен заботливо относится к почвам защищая их от истощения и загрязнения.
Но не только человек оказывает влияние на почву. Существуют организмы населяющие почву, которые разрыхляют ее и улучшают проникновение в нее воды и воздуха.
Это муравьи, жуки, кроты, микроорганизмы-разлагающие остатки растений и которые образуют перегной (гумус), а так же дождевые черви.
В почве сада на каждом гектаре живет до 100 тысяч земляных червей. За год эта армия подземных «копателей» переворачивает до 30 тонн земли. Питаясь, дождевые черви вместе с разлагающимися органическими веществами пропускает сквозь кишечник несколько сотен тонн почвенной массы. Таким образом дождевые черви ускоряют разложение органических веществ и влияют на урожайность растений.
Итог : Таким образом мы с вами изучили почвы, узнали о их составе, о том что влияет на их образование, какие почвы сформировались на территории Украины и какие из них наиболее плодородные. А так же узнали какие организмы заселяют почву и какое влияние они оказывают. ( по ходу итога задаются вопросы)
Источник
План-конспект урока биологии «Почва как среда жизни» (5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок № 10 16.11.2015 Биология, 5 класс
Тема урока: Почва как среда жизни
Цель урока – создать условия для формирования у учащихся представлений о почве как среде обитания животных.
1) познакомить учащихся с животным миром почвы, приспособлениями животных к жизни в почве;
2) показать значение животных для почвы и наоборот;
3) конкретизировать знания о почве как среде обитания
Развивающие : способствовать развитию
1) мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;
2) общеучебных умений: пользоваться текстом учебника, учебного фильма, составлять схемы, таблицы
3) коммуникативных умений: устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога / полилога (при обсуждении вопроса в группе).
Воспитательные : способствовать формированию
1) адекватной самооценки учащихся (путем создания ситуации успеха);
2) обще учебной и предметной мотивации (зачем мне нужно изучать эту тему?);
3) позитивного отношения к ситуации проверки знаний (возможность совместного решения проблемы, посильность задания), чтобы понизить тревожность учащихся на уроке
Планируемые результаты изучения темы обучающимися
Предметные (через предметные учебные действия: Анализируют и сравнивают внешнее строение животных, обитающих в почве. Объясняют роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия. Прогнозируют последствия нарушения почвенного покрова. Выявляют связь между урожайностью сельскохозяйственных растений и плодородием почв
Метапредметные (через ПУУД, КУУД, РУУД): Формирование обобщённых способов деятельности практического и интеллектуального характера: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать, конкретизировать общие положения примерами, объяснять (устанавливать взаимосвязи). Раскрывать значение экологических понятий как ценностно-нормативных, приобщающих к ценностям экологической культуры и регулирующих отношения человека с природой
Личностные (через ЛУУД): Развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной траектории образования. Вовлекать в экологическую и природоохранную деятельность, ориентировать на выбор целевых и смысловых установок, направленных на этическое эстетическое отношение к объектам живой природы.
Метод обучения — частично поисковый, проблемный, репродуктивный.
Форма организации урока : беседа, работа с текстом учебника
Средства обучения : познавательные задачи, тесты
учебник Биология Живой организм 5 класс
Формы организации деятельности учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая, парная
Технологии обучения: элементы проблемного обучения, элементы критического мышления, системно — деятельностный подход.
I. Организационный этап.
II Актуализация знаний
Сказала лопата:
Земля — чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля — чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля — чтобы жить. А. Тетивкин
— О какой земле идёт речь? (о почве)
— Как вы думаете, какая тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?
Сегодня объектом нашего изучения будет почва, как среда обитания животных.
Давайте сформулируем цель урока, используя вопросы-
Что такое почва?
Какой состав почвы?
Какие организмы обитают в данной среде?
Как они приспособлены к данной среде обитания?
Составляем кластер по поставленным вопросам на доске.
V. Открытие нового знания.
Что такое почва? Какое бы вы дали определение ?
Почва — самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Это важный и сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими ее частями.
Если почву разрезать, как пирог, она состоит из слоёв.
Посмотрите на рисунок учебника 1.11 и назовите эти слои.
Почвообразующая горная порода.
Глубина почвенного слоя различна. В одних местах он тонкий, всего 3-4 см, в других — достигает несколько метров. Почвенный слой словно чехол одевает сушу нашей планеты. Там же, где на поверхность нашей планеты выходят горные породы, этого чехла вообще нет.
Самостоятельная работа с учебником.
Посмотрите на рисунок 1.11 (б). Назовите состав почвы?
Прочитайте подзаголовок учебника «Состав почвы» страница 26 и
попробуйте составить схему
Состав почвы
твердые жидкие газообразные
глина минеральные вода воздух
Давайте сравним состав почвенного и атмосферного воздуха. ( рисунок учебника 1.12)
Количество организмов в почве огромно. В почве средней полосы России на 1 м 2 можно встретить до 1 тыс. сильно различающихся по численности видов почвенных оби-тателей: до 1 млн клещей и ногохвосток, сотни многоножек, личинки насекомых, дожде-вых червей, около 50 млн круглых червей, количество же простейших даже трудно оце-нить.
Каковы особенности почвы, как среды обитания?
Самостоятельная работа с учебником страница 27 по вариантам, заполняют таблицу.
1 ряд – кислород, влажность
2 ряд – плотность
3 ряд — температура
Как животные приспособились к условиям обитания в почве?
используют для ориентации другие органы чувств
мало, зависит от погодных условий
в дождливую погоду выползают на поверхность
прячутся от палящих лучей
спасаются в глубоких норах от мороза
неблагоприятный период пе-реносят в виде спор или цист
естественные пустоты между комочками почвы
необходимо прокладывать ходы
малые размеры позволяют свободно передвигаться
клещи, ногохвостки, круглые черви, жуки, многоножки, личинки насекомых
уплощенная передняя часть головы, покрытая крепкими щитками
задние лапы с лопатообразными выростами
Самостоятельная работа. Задание.
1 вариант – значение почвы для животных
2 вариант – значение животных для почвы
Значение животных для почвы
1. жилище 1. круговорот веществ
2. укрытие от врагов 2. перемешивают
3. питание 3. вентиляция
VI. Отработка учебных действий
Почва – верхний плодородный слой земли.
В состав почвы входят: глина, песок, гумус, воздух
Кислорода в почве не меньше, чем в наземно-воздушной среде.
Глинистые почвы содержат меньше воздуха.
Гумус необходим для питания растений.
4.В почве обитают только мелкие животные
Почвенные животные слепы
Дождевые черви улучшают плодородие почвы, перемешивают её.
Животные – землерои не могут передвигаться по естественным пустотам между почвенными комочками.
Летом в почве прохладнее, а зимой теплее.
Возвращаемся к кластеру.
Что нового узнали на уроке?
Кто лучше всех работал на уроке?
VIII. Домашнее задание. 1. §8 вопросы на стр. 27
Творческое задание: Составить кроссворд « Животный мир почвы»
Источник