«Что такое почва»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок по окружающему миру в начальной школе «Что такое почва».Урок знакомит детей с новым материалом — «почва»; даёт представление учащимся о почве как верхнем плодородном слое земли; помогает учащимся выделить свойства почвы и самое главное из них плодородие; в процессе экспериментальной работы помогает ученикам установить состав почвы; знакомит детей с природными процессами образования почв. Урок расширяет знания детей о почве и приводит их в систему, развивает умения делать выводы, обобщения. Урок раскрывает роль почвы в жизни растений; помогает доказать учащимся необходимость охраны почв, как одной из главных задач человечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок «Что такое почва» | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №76» Ленинского района г. Саратова
Урок по теме «Что такое почва»
учитель начальных классов
Тема урока: Что такое почва.
1.Познакомить детей с новым материалом — «почва»; дать представление учащимся о почве как верхнем плодородном слое земли; выделить свойства почвы и самое главное из них плодородие; в процессе экспериментальной работы установить состав почвы; познакомить детей с природными процессами образования почв.
2.Расширить знания детей о почве и привести их в систему; развивать умения делать выводы, обобщения.
3.Раскрыть роль почвы в жизни растений; доказать необходимость охраны почв, как одной из главных задач человечества.
Учитель читает стихотворение Сергея Викулова «Монолог Природы».
Я — Природа. Я — великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебя за соучастье надарить-
в моей всё это власти!-
гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час
восхода и захода, иву над рекой…
И, наконец, солнцем прокалённый, рыжеватый
Хлебный колос! Как всему венец…
Только ты мой дар, моё ученье
не прими за дань: я не раба.
Не забудь, ты сам — моё творенье!
И у нас с тобой одна судьба.
Да, ты вырос. Ты простился с детством.
Шире — что ни год — твои шаги…
Но не занимайся самоедством!
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, береги!
Даже волка — вдруг да он последний…
Уничтожишь (зверь не карандаш)-
С помощью сложнейших вычислений
и машин новейших — не создашь.
Мы с тобой дорогою одною
Катимся — ни часу врозь, ни дня…
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня.
2.Постановка цели занятия.
Учитель. Сегодня на уроке мы узнаем, чем великий мастер-Природа одарила всё человечество. Природа, мир, тайник Вселенной. Сегодня мы совершим наше путешествие в этот мир, чтобы раскрыть еще один тайник. (На столе учителя стоит сундучок, в котором лежит «святая» земля). Раскрыть этот сундучок мы сможем, если будем правильно отвечать на вопросы и соберём как можно больше даров Великому мастеру-Природе! (Учитель даёт детям за правильные ответы карточки, на которых нарисованы овощи, фрукты, одежда, растения…)
3.Организация восприятия и осмысления новой информации.
-Почему нашу планету мы считаем красивой?
(Дети рассматривают слайды с красивыми пейзажами.)
-Что помогает ей быть такой красивой?
-А что такое почва?
-Почва-это верхний плодородный слой земли. Плодородие-главное свойство почвы. Это главное свойство почвы заложено в определяющее понятие — что же такое почва? Попробуем объяснить понятие плодородный (слой земли).
-Из каких слов оно состоит?
-Плодо — родный. Плоды, родить (рождать).
-Правильно. Слой земли способный плоды родить (рождать). Посмотрите на образцы почвы, какого она цвета?
-Рассмотрите почву. Вы хотите узнать, из чего она состоит? Давайте проделаем несколько опытов и выясним состав почвы.
-Возьмем стакан с водой и бросим туда комочек почвы. Что вы увидите?
-Из почвы выходят пузырьки воздуха.
-Какой вывод можно сделать?
-В почве есть воздух.
-Возьмём промокательную бумагу и насыплем на неё немного почвы. Прижмём её плотно к бумаге. Стряхнём почву в стакан с водой. Что вы увидели на бумаге?
-На бумаге осталось небольшое влажное пятно.
-Что доказывает этот опыт?
-В почве есть вода.
-Будем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?
-Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.
-Это сгорает перегной – гумус — перегнившие остатки растений и животных. Именно перегной придаёт почве тёмный цвет. Чем больше в почве перегноя, тем почва плодороднее. Самая плодородная почва – чернозёмы. Слой чернозёмов может достигать двух метров — рост человека меньше. Во время Великой Отечественной войны фашисты вывозили наш чернозём в Германию, потому что у них почва хуже.
-Возьмём стакан с водой и почвой. Что вы видите? Сделайте вывод.
-На поверхности воды плавают останки насекомых, мусор, иголки, остатки листьев. На дне стакана осадок.
-Что это за осадок? Давайте рассмотрим внимательно?
-В почве есть песок и глина.
-Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налёт. Это соли. Соли — это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Перегной как бы склад, откуда в почву постоянно поступают соли.
4.Первичная проверка понимания.
-Давайте составим схему «Состав почвы»
Дети в классе занимаются хоровым пением. Ребята исполняют песню «Песенка защитников природа».
6.Решение проблемной задачи.
Три ученика выходят к доске и рассказывают сказку.
«Давным-давно, когда на земле не было людей, недалеко от моря жила Гора.
Долгое время она жила спокойно, никто не нарушал её покой. Её ласково согревало Солнышко, обнимал Ветер и обмывал Дождик. Но вот пришла Осень. Днем Гору ещё согревало Солнышко, а ночью прилетал злой холодный Ветер и приносил с собой Дожди, леденящие Гору. А дальше — Зима с морозами и метелями. И снова Весна – с весёлыми ручейками, ласковым Солнышком, но холодными ночами. А, как не нравились Горе эти перемены. Ночью приходилось съёживаться от холода, а днём было так приятно греться на Солнышке. Всё это не прошло даром, у Горы появились морщины-трещины. Она очень сокрушалась и плакала, а трещины становились всё глубже.
Ветер часто проносил кучи песка над Горой. Многие песчинки прятались от Ветра в морщинках Горы. Однажды там спряталось и Зёрнышко травы. Вскоре Дождик полил его, и выросла травка. Осенью она пожелтела, а потом и совсем упала. Под снегом высеялись новые Зёрна, а стебель перегнил. Так повторялось тысячи лет. Из перегнившей травки, мхов, лишайников образовалась Земля. Она всё больше укреплялась, выращивала больше травы, цветов, ведь была молодая и сильная. А Гора, старая и добрая, уступала ей место. Вскоре на Земле выросли и молодые сосенки. От Горы не осталось ничего, кроме маленьких камешков на щедрой почве, среди густых трав и молодых сосен».
-Что интересного вы узнали из этой сказки? Сколько лет потребовалось для образования почвы? Какая проблема стоит перед всем человечеством?
-Почва образуется очень медленно. Тысячи лет. Её защита — одна из главных задач человечества.
-О чём говорят подсчёты учёных? (Дети выступают с сообщениями)
а) По подсчётам учёных, требуется 2 тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5см.
б) Сильные ветры могут унести слой почвы толщиной до 25 см. После такой работы ветра на этом участке долгие годы не растут растения.
в) Несколько граммов вредных веществ, попав в почву, вызывают уничтожение растений в радиусе 5 м.
г) Брошенная бумага может лежать в почве до полного разложения более 2 лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – более 1000 лет.
д) Там, где не ведут борьбу с оврагами, длина оврага после дождя может увеличиться на 15 – 20 см.
е) Слой почвы толщиной 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу – за 3 тыс. 225 лет, а там, где нет растений – за 15 лет.
-Какой вывод можно сделать из этих сообщений? Как мы можем помочь в решении этой проблемы?
7.Обобщение изучаемого на уроке.
-Теперь мы можем открыть наш тайник. (Учитель открывает сундучок и достаёт оттуда «святую» землю и карточку, на которой написано «Почва – мать и дочь жизни».)
-Почему почва – мать жизни?
-Она даёт растениям всё необходимое для их роста. Растениями питаются животные и люди, значит почва – наша кормилица.
-А почему почва – дочь жизни?
-Почва своим рождением обязана живым существам. Остатки отмерших растений и животных создают перегной – а значит и почву.
-Почва рождается жизнью и порождает жизнь. С давних времён люди поклонялись земле и считали её «святой». Они приписывали ей невидимую силу и способность исцелять от разных болезней. Эта земля привезена из монастыря «Серафима Саровского». Если приложить эту землю к больному месту – человек выздоравливает.
-А теперь давайте выставим на наборное полотно все карточки, которые вы заработали на уроке. (Дети выставляют карточки с изображением растений, овощей, одежды и т. д.)
-Кто даёт нам это?
8.Контроль за результатами учебной деятельности.
-А теперь каждый из вас сам оценит свою деятельность на уроке. Ответьте на вопросы и выпишите буквы правильных ответов.
(Дети выполняют тест)
-Какое слово получилось? (отлично)
-На следующем уроке мы продолжим наш разговор о почве.
1. Придумать и нарисовать знак «Охраняй почву».
2. В рабочей тетради нарисовать плакат «Защитим землю – матушку».
10.Подведение итогов урока.
- Выбери правильное определение почвы
я) верхний слой земли, где есть песок и глина
е) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух, вода
о) верхний плодородный слой земли
2.Какая главная часть почвы?
3. Что образуется из перегноя под действием микробов?
4. Что используют растения для питания?
5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?
6. Выбери правильный ответ. Почву можно отнести:
м) к живой природе
н) к живой и неживой природе одновременно
л) к неживой природе
7.Какое утверждение верно?
а) Там, где нет растений, ветер и вода не могут развеять и смыть всю почву или её часть
о) Если употреблять ядохимикатов больше нормы, почва потеряет своё плодородие
я) При внесении большого количества удобрений в почву, в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности
Источник
Открытый урок по окружающему миру для 2 класса «Почва. Охрана почв».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учитель: Затирченко О. В.
Формировать понятие о почве как верхнем плодородном слое земли, выявить основные свойства почвы; с помощью опытов установить её состав, рассказать, как образуется почва, рассказать о почве родного края, причинах её разрушения и охране почв;
развивать умение наблюдать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;развивать речь, мышление икругозор учащихся;
воспитывать интерес к предмету, наблюдательность, любознательность, воспитывать бережное отношение к природе родного края.
стаканы с водой
рисунок почвенного разреза
схема «Состав почвы»
картинки по теме урока.
1. Организационный момент.
— Сегодня на уроке мы будем снова наблюдать и рассуждать, открывать новые знания и делать выводы. Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу хорошего настроения.
2. Проверка домашнего задания. Тема «Вода» (фронтальный опрос) .
Вода – это жидкость.
— Какую часть земного шара занимает вода?
Вода занимает 2/3 земного шара.
— В каких состояниях бывает вода в природе?
Вода в природе бывает в трёх состояниях:
в твёрдом (лёд и снег)
в газообразном (пар).
— При каких условиях вода переходит из жидкого состояния в твёрдое и газообразное?
Вода переходит из жидкого состояния в твёрдое при понижении температуры до 0 градусов и ниже.
Вода переходит в газообразное состояние при нагревании.
— Перечислите свойства воды.
Свойства воды: без формы, без цвета, без вкуса, без запаха, текуча, растворитель.
— Как можно определить цвет, вкус, запах, прозрачность воды?
Цвет. Сравним воду с цветными полосками и увидим, что вода прозрачна.
Вкус. Попробуем на вкус воду и не почувствуем вкуса.
Запах. Понюхав воду, мы не почувствуем запаха.
Прозрачность. В воде хорошо виден любой предмет.
— Докажи, что вода текуча.
Воду можно перелить из одного стакана в другой.
— Какие вещества растворяются в воде?
В воде растворяется соль и сахар.
— Какая вода встречается в природе?
В природе встречается пресная и солёная вода.
— Какую воду используют люди?
Люди используют пресную воду.
— Какие экологические правила должны соблюдать люди?
Воду надо беречь. На фабриках и заводах нужно ставить очистительные сооружения.
В сельской местности нужно не допустить, чтобы в водоёмы попадали отходы от животноводческих ферм. Не засорять воду мусором.
3. Создание проблемной ситуации.
Учитель: Посадил дед репку.Росла-росла репка и выросла большая-пребольшая. Такая большая, что дед не смог ее вытащить. Картинка 1.
— Как называется эта сказка? Русская народная сказка «Репка».
— И как она заканчивается.
-Мы знаем, что все растут, потому что принимают пищу. Разве дед возил для репки на тележке булочки, пирожные, чтобы она выросла? Чем же кормил дед репку, что выросла она такая огромная?
— Что же помогло репке вырасти?
-У всех ли садоводов вырастают крупные овощи?
(нет, разные по размеру).
(это зависит от разных факторов (уход, плодородие почвы, …..)
— Хотите ли вы узнать о причинах, которые влияют на богатый урожай?
— Как вы думаете, что означает понятие Земля?
(Предположения детей: земля-это земной шар, Родина, суша, почва.) Картинка 2.
« Ее называют кормилицей, потому что без нее не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов».
— Ещё в старину наши предки брали её с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
— Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.
Итак, тема нашего урока… ПОЧВА. ОХРАНА ПОЧВ.
— Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай? (Нет.)
— В каких местах нет почвы? Картинка3.
— Представьте, что вы работаете в школьной учебной лаборатории. И сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники.
— Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.
4. Планирование. Целепологание.
— Научные сотрудники работают по плану.
— Я предлагаю и Вам составить план работы на уроке.
1. Почва. Свойства почвы.
3. Образование почв.
3. Разрушение почв.
5. Охрана почв. Картинка 4.
1).Почва. Свойства почвы.
— Приступим к работе, следуя составленному плану.
— Какого цвета верхний рыхлый слой земли? Чёрный.
— Что на нём растёт? Растения.
— Верхний, темный, рыхлый слой земли, на котором растут растения, называют почвой.
(На доску вывешивается вывод, сделанный детьми «Почва — это верхний, темный, рыхлый слой земли».
— Рассмотрите почву в разрезе (презентация).
— Что увидели? (траву, растения, листочки, останки насекомых)
— Что вызревает осенью на деревьях? (Плоды)
– Вы не раз могли наблюдать, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Они извлекают оттуда питательные вещества, необходимые для роста и развития. Картинка 5.
— Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва?
— Это — плодородие. Картинка6 .
— Как Вы понимаете смысл этого слова?
— Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? Перегной.
— Перегной – это остатки перегнивших растений и животных.
— Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее. Самая плодородная почва – чернозёмная.
— Как вы думаете, в нашей Костанайской области плодородная почва или нет?
ПочвыКазахстана.
За исключением северных районов, почвы в Казахстане бедные и засоленные. В целом для страны характерна широтная зональность почв: на севере — черноземы, далее на юге — каштановые, бурые полупустынные почвы, такыры и пески пустынь. В горах развиты каштановые, серые лесные и горно-луговые черноземные почвы.
— По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять?
— Как сохранить плодородие почвы?
(Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)
Учитель: Что вы знаете об этих животных? Картинка 7, 8.
Сообщение о кротах и дождевых червях.
Кроты приносят пользу, уничтожая личинки вредных насекомых. Но они наносят и вред , когда прокладывают свои подземные ходы недалеко от поверхности и выбрасывают молодые ростки растений.
Дождевые черви – ночные животные. По ночам они выползают из земли в поисках пищи, а днём уползают в землю. Черви рыхлят почву. Через ходы в почве, которые делают черви, воздух и вода поступают к корням растений. Черви, пропуская землю через свой кишечник, удобряют её.
В се мелкие животные роют ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
Молодцы, а теперь пришло время производственной гимнастики.
А теперь все тихо встали
Руки к солнышку подняли,
Потянулись выше, выше,
Ростом стали выше крыши,
А потом все повернулись
И соседу улыбнулись,
Влево, вправо наклонились
И по — русски поклонились.
2) Состав почвы. Проведение опытов.
— Сейчас мы выполним очень важную исследовательскую работу, результаты которой вы будите записывать в таблицу(У каждого ученика на парте лежит таблица).
Опыт 1 . Возьми стакан с водой и брось туда комочек почвы. Что ты наблюдаешь?
Из почвывыходят__ пузырьки _ .
Вывод. В почве есть _ воздух _.
Опыт 2 . Возьми фильтровальную бумагу, насыпь на неё немного почвы. Плотно придави её к бумаге. Стряхни почву назад в стакан. На бумаге осталось влажное пятно.
Откуда взялась вода на бумаге? Из _почвы _ .
Вывод. Значит, в почве есть_ вода_.
Опыт 3 . Немного почвы нагревают на огне. Над почвой держат холодное стекло, на котором конденсируется пар, выделяющийся при нагреве почвы.
Вывод. В почве есть _ вода _.
Опыт 4. Будем продолжать нагревать почву. Вскоре мы увидим дым и почувствуем неприятный запах. Это сгорает перегной почвы, который образовался из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет.
Вывод. В почве есть_ перегной __ .
Опыт 5. В стакан с водой добавь почвы и размешай стеклянной палочкой. Через некоторое время на поверхность воды всплывут остатки листьев, мусора. На дно осядет песок. Вода станет мутной. Постепенно поверх песка будет оседать глина.
Вывод. В почве содержатся_песок_, _глина__.
3) Образование почв. Картинка 9
Почвы Земли начали образовываться тогда, когда первые растительные организмы вышли из океана на сушу и поселились в рыхлых горных породах. Отмирающие корни и стебли растений обогащали поверхностные слои почвы перегноем. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы.
Первыми на планете образовывались почвы под влажными тропическими лесами, в более поздний период в сухом климате пустынь — пустынные почвы.
По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.
— С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.
4) Разрушение почв (сообщение). Картинка 10.
Враги почвы — ветер и вода: они разрушают ее верхние, наиболее плодородные слои. Большой вред наносит почве неразумная деятельность человека: строительство, уничтожение парков и скверов, непродуманный выпас скота и вырубка леса. Даже посещение людьми лесов, полей, лугов приводит к уплотнению и ухудшению почвы.
5) Охрана почв (сообщение). Картинка 11.
1. — Давайте подведём итог.
— Что такое почва?
— Назовите основное свойство почвы.
— Перед вами 5 вопросов.
Вы читаете их и на листочках записываете ответ.
Затем поменяйтесь листочками мы все ваши ответы проверим.
1) Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. ( почва , болото, глина)
2) Какие вещества не входят в состав почвы, выбери и подчеркни:
Песок, глина, вода, воздух, стекло , перегной, соли.
3) Основное свойство почвы. (плодогрызие, плодородие , плодовымывание)
4) Самая богатая перегноем почва. (ч……..м)
5) Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (пере….)
Взаимопроверка теста по экрану, выставление оценок.
За каждый правильный ответ выставляется знак +
– Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Что тогда произойдет?
+ Исчезнут растения и животные. Не смогут жить на Земле и люди.
– Вот почему замечательный русский ученый В.В.Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет. Почва – это богатство Земли, созданное природой. Почва образуется очень медленно. 1 см почвы образуется в природе за 200 – 300 лет, 20 см – за 5 – 6 тысяч лет.Картинка 12.
– Слой почвы толщиной 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу – 3225 лет, а там, где нет растений – всего за 15 лет!
— Что узнали о почве. Сделайте вывод.
— Почва — это верхний, темный, рыхлый слой земли. Состав почвы: перегной, воздух, вода, минеральные соли. Основное свойство почвы — плодородие. — Теперь вернемся к сказке?
-Что помогло вырасти репке?
(У деда была почва плодороднее).
Решение экологической проблемы.
Ребята посадили небольшой еловый лес. Они тщательно за ним ухаживали: все дорожки в лесу заасфальтировали, каждую травинку выпалывали, выгребали и убирали опавшую хвою. С течением времени все елочки перестали расти, и постепенно лес погиб. Почему?
— Наш урок подошел к концу.
Спасибо всем за активное участие на уроке. Молодцы!
Источник