Меню

Почва для младших классов

Урок по окружающему миру на тему: «Почва»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: «Почва. Состав почвы.»

Образовательная программа: Школа России.

1). Познакомить учащихся с понятиями «почва», с её составом, почвообразующими факторами, со значением и охраной почв.

2). Продолжить формирование интеллектуально – познавательных УУД: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, классифицировать; регулятивных: анализировать собственную работу, оценивать результаты деятельности; предметных: работать с иллюстративным материалом, решать задачи.

3). Продолжить формирование целостного взгляда на о. м. на основе становления причинно – следственных связей между компонентами природы в природной зоне; становление основ экокультуры на базе природоохранного, социально- экономического, этического аспектов эко — воспитания. Воспитывать интерес к курсу «Окружающий мир».

Методы по источникам знаний:

1). Словесные (беседа, рассказ, дискуссия)

2). Наглядные (иллюстративный, демонстрационный)

3). Практические (практические работы с почвой, текстом)

Плоскостные: таблицы, иллюстрации учебника, карточки.

Натуральные: препараты для практической работы.

Вербальные: текст учебника.

Тип урока по дидактическим целям: изучение нового материала.

Этапы и методические особенности урока (формы, методы, приёмы)

Предметные учебные действия

1. Организационно – мотивационный момент

Встаньте, поздоровайтесь, у всех хорошее настроение, улыбнитесь пожалуйста друг другу, начинаем урок окружающего мира. Учимся быть внимательными, наблюдательными, сообразительными, активными и дружными.

-Посмотрите на доску, рассмотрите иллюстрации, предложите задание для одноклассников. (сравнить)

-Какую бы из них во временной последовательности вы поставили бы на 1 место? Почему?

-Благодаря чему на земле появилась такая пышная растительность? (вода, воздух, ) А ещё? (Земля)

-Как по-другому можно назвать слово «земля» (Почва).

Итак, тема нашего урока: «Почва» (выставить на доску карточку).

-А что вы знаете о почве?

— А что ещё хотите узнать? (Из чего она состоит)

— Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

— Что для этого нам надо сделать?

Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя; волевая саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу на уроке.

Дети отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Отвечают на вопросы, рассуждают.

2. Изучение нового материала

Беседа с элементами практической деятельности

Практическая работа с элементами дискуссии

— Ребята, я предлагаю вам закончить фразу на листочках, как вы понимаете:

— спросите у своего соседа, обменяйтесь информацией с товарищем по парте.

-Если вы считаете информацию правильной, допишите её в свой листочек. Обсудите в четвёрках, повернитесь. Можете дополнить в свои листочки.

— Кто желает поделиться тем, что у вас получилось?

— Как узнать правильность определения? (Обратиться к учебнику).

-Откройте учебник на с.18, найдите определение, что такое почва. У кого был верный вариант или был похож на вариант в учебнике?

Почва – это верхний, рыхлый, плодородный слой земли, на котором растут растения.

— Что, по вашему мнению, делает почву плодородной?

Проверить ваши предположения нам помогут опыты.

Сейчас вы будете выполнять очень важную исследовательскую работу, а результат запишите в таблицу.

Через лупу рассмотрим почву.

— Какие частицы вы увидели?

( песок, глину, остатки листьев, корешки, частицы насекомых).

— Кто знает, как называются остатки листьев, корешки, частицы насекомых?

Читайте также:  Беспахотная обработка почвы это

(Это перегной. Результат запишем в таблицу)

Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее.

Возьмем стакан с водой и бросим туда комочек почвы.

-Какой вывод можно сделать?

Запишите состав почвы в таблицу.

Размешаем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.

Прокаленную почву высыпаем в стакан с водой и размешиваем.

— Что наблюдаем? ( Видим песок и глину).

Профильтруем воду, в которой находится почва. Несколько капель поместим в пробирку и нагреем. Что наблюдается? ( Белый налёт)

Это соли. Соли — это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною, под действием микробов, которые живут в почве.

( запишем результат в таблицу)

Итак, ребята, скажите мне, мы исследовали «что»?

Посмотрим еще раз рисунок почвы.

А теперь составим схему «состав почвы»

Интеллектуально – познавательные: делать выводы, устанавливать взаимосвязь

Коммуникативные: умение слушать и понимать, воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи.

Интеллектуально – познавательные: делать выводы, устанавливать взаимосвязь

Коммуникативные — умение оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи

Интеллектуально – познавательные – делать выводы, приводить примеры в качестве доказательств

Рассуждают и отвечают на поставленные вопросы.

Выполняют задание в группах.

Результаты записывают в таблицу.

Отвечают на вопросы.

Высказывают предположения, рассуждают, делают вывод.

Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

3. Закрепление нового материала

Итак, продолжаем работу.

— Ребята, как вы думаете, все ли почвы одинаковые?

— чем они различаются?

Русский естествоиспытатель, Василий Васильевич Докучаев, создал науку о почвах — почвоведение.

Он первым составил почвенные карты России, создал научную классификацию почв, принятую во всем мире.

( презентация «виды почв»)

После просмотра работа в таблице.

Один см почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см, за 5-6 тысяч лет.

— О чем это говорит?

Почву необходимо беречь, не допускать разрушение, уничтожение.

Давайте сделаем вывод, что входит в состав почвы.

ВЫВОД : В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли и микробы.

Предлагаю проверить свои знания. Перед вами карточка. Выберите себе задание из левого или правого столбика, может кто-то сделает оба задания.

Задание 1 уровня

Вставь подходящие слова

Задание 2 уровня

Вставь подходящие слова

1.Чем _____________в почве перегноя, тем она плодороднее.

2.Русский учёный, изучающий почву-…

2.Основой почвы являются ____________и _______________.

3.В составе почвы есть:

3.Для хорошего развития растений необходимы ___________________________, содержащиеся в почве.

Давайте проверим свою работу, посмотрите на экран, оцените себя.

Формирование интеллектуально – познавательных УУД: выделять главную мысль, формировать культуру общения.

Интеллектуально – познавательные – делать выводы, приводить примеры в качестве доказательств.

Коммуникативные: умение слушать и понимать, воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи.

Отвечают на вопросы, рассуждают.

Рассматривают изображения на слайдах и отвечают на вопросы.

Обобщают и делают вывод.

Выполняют самостоятельную работу.

4. Оценка работы детей

Учитель с комментариями оценивает работу детей.

Становление экологической культуры

Регулятивные: самооценка деятельности на уроке

Читайте также:  Рассада комплексное водорастворимое минеральное удобрение ортон

Оценивают собственную работу на уроке

5. Задавание домашнего задания

Прочитать учебник на с.18-20 и найти информацию о почвах Ростовской области.

Осознают приёмы выполнения домашнего задания

6. Логическая завершённость урока

Что нового мы узнали, чему научились?

Какой вид работы понравился больше всего?

Оценивают значимость изученной темы

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 973 человека из 81 региона

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Сейчас обучается 882 человека из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 303 человека из 64 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДВ-291863

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей

Время чтения: 1 минута

Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе

Время чтения: 1 минута

До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ

Время чтения: 1 минута

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация для начальных классов «Почва»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Человек и мир ПОЧВА По учебнику Г.В.Трофимовой, С.А.Трофимова для 2-го класса

Вы знаете, что вокруг нас находится воздух. А что у нас под ногами? В парке, во дворе, в лесу, на огороде мы ходим по земной поверхности.

Верхний плодородный слой земли, на котором растут растения, называют почвой. Когда говорят «земля-кормилица», то имеют в виду почву. Плодородие — главное её свойство. Песчаные пространства, каменистые россыпи в горах внешне напоминают почву. Но они не обладают плодородием.

Почва плодородна потому, что в ней содержатся вещества, необходимые для роста и развития растений. Чем их больше, тем почва плодороднее. Значит, в ней лучше растут растения и дают хороший урожай.

Всему живому для дыхания нужен воздух. ОПЫТ №1. Если бросить в воду комочек почвы, выделяются пузырьки. Это происходит потому, что в почве есть воздух.

ОПЫТ № 2 В ёмкость поместим почву. Над ней разместим стеклянную пластину. Ёмкость с почвой будет разогревать над спиртовкой. Через некоторое время нижняя поверхность пластины станет влажной. Это говорит о том, что в почве есть вода.

Читайте также:  Что дает фацелия для почвы

ОПЫТ № 3 Уберём стеклянную пластину, а ёмкость с почвой продолжим нагревать. Мы вскоре увидим дым и почувствуем неприятный запах. Это сгорал перегной. Он состоит из перегнивающих остатков отмерших растений и животных. Обратите внимание, что прокалённая земля имеет серый цвет. Тёмный цвет почве придаёт перегной. Чем больше перегноя, тем темнее почва, тем она плодороднее.

ОПЫТ № 4 Прокалённую почву высыпаем в воду и размешаем? После отстаивания на дне стакана увидим слой песка. Над ним заметим слой глины. Песок и глина — это тоже части почвы. Итак, в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина.

В почве находятся воздух, вода, песок, глина. Всё это относится к неживой природе. Но в почве есть ещё и перегной. Он образуется из остатков живых существ. В почве также находятся корни растений, черви, насекомые и другие животные. Так почва тесно связывает живую и неживую природу.

Проверьте себя Что такое почва? Почему почву называют плодородным слоем земли? Из чего состоит почва? Почему она тёмного цвета? Докажите, что почва тесно связывает живую и неживую природу.

Вопросы юным знатокам Всякую ли землю можно назвать почвой? Почему? Как вы думаете, чем отличаются песчаная и глинистая почвы?

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 973 человека из 81 региона

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Сейчас обучается 882 человека из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 303 человека из 64 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1146861

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации

Время чтения: 4 минуты

Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям

Время чтения: 2 минуты

Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки

Время чтения: 1 минута

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector