Конспект урока «Почва как среда жизни для растений»
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Урок был проведен в рамках районного методического объединения учителей естественно-научного цикла. Открытый урок был разработан как комбинированный и проводился совместно с учителями химии и биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_mo_v_6_klasse.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по биологии проведен в 6 «б» классе.
Митрохова Елена Владимировна – учитель биологии
Куликова Галина Ивановна – учитель химии
Тема урока: «Почва как среда жизни для растений».
Предметные: дать определение, что такое почва, выявить ее состав и свойства, дать понятие удобрения и познакомить с органическими и неорганическими (калийными, азотными и фосфорными) удобрениями.
Метапредметные : развивать научно-материалистическое мировоззрение о природе, продолжить формирование навыков выполнения практических заданий, показать взаимосвязь предметов химии и биологии при изучении природы, научить применять полученные знания в жизни.
Личностные : формировать у учащихся представления об ответственном отношении к окружающей среде, развивать экологическую культуру.
А) Формирование учебно-познавательных и ценностно-смысловых компетенций:
-определение ожидаемых результатов исходя из темы урока;
-определение, что такое почва;
-выявление ее состава и свойств;
-выявление влияния человека на плодородие почвы.
Б) Формирование информационной компетенции:
-организация работы с раздаточным материалом;
-организация работы с презентацией;
В) Формирование социально-трудовых компетенций:
-организация практической работы;
-получение знаний о необходимости мер по охране почвы и способах повышения ее плодородия;
-развивать научно-материалистическое представление о природе.
Изучив тему, учащиеся смогут:
-определять почву как среду обитания для растений, ее состав и свойства;
-объяснять плодородие почвы ее составом;
-на практике применять знания по повышению плодородия почвы с помощью удобрений.
Ресурсы: текстовые карточки, образцы почвы, набор удобрений, штативы, спиртовки, пробирки, проростки гороха, таблицы корней, лупы, видеоматериалы.
Проверка отсутствующих в классе. Приветствие.
Практическая работа по рассматриванию натуральных объектов. Учащимся предлагается с помощью ручной лупы рассмотреть корневые системы проростков гороха.
-Найдите главный и боковые корни.
-Какие корни вы знаете еще?
-Каково значение корней в жизни растений?
Заслушиваются предполагаемые ответы учащихся.
Беседа о строении и функциях корней.
-покажите на таблице различные виды корней и типы корневых систем;
-расскажите об особенностях клеточного строения корня;
-сделайте выводы о значении корня для растения.
Вывод: корни играют важнейшую роль в жизни растения; они удерживают растение в почве, всасывают из почвы воду и растворенные в ней минеральные вещества.
В класс вносят черный ящик. Загадка классу.
За все добром плачу».
Что же находится в черном ящике? Ответ учащихся — почва.
Средой обитания корней является почва.
Запись на доске и в тетради темы урока
«Почва как среда жизни для растений».
3)Изучение нового материала.
« Земля не признаёт шуток; она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей».
Формирование учащимися под руководством учителя целей урока.
Чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?
-Как по — вашему, что такое почва?
-Из чего состоит почва?
-Можно ли улучшить плодородие почвы?
Зачем нам нужны эти знания?
Выводы. Цели урока:
а) дать определение почвы;
б) познакомится с ее составом и секретами плодородия;
в) научиться беречь почву и улучшать ее плодородие.
Знания о почве всегда имели очень важное значение для человека.
Слайд на доске. (Высказывания о почве различных ученых).
Запись в тетрадь определения почвы.
Почва это верхний плодородный слой земли на котором растут растения.
А теперь нам предстоит познакомиться с составом почвы. Поможет нам в этом наука химия. Вы познакомитесь с ней в 8 классе. Поможет вам в этом учитель химии Галина Ивановна.
4)Практическая работа по определению состава почвы под руководством учителя химии.
Опыт №1. (Проводят учащиеся под руководством учителя).
Налить в стакан воды и положить в него кусочек почвы. Понаблюдать за происходящим. (Из этого кусочка начинают выделяться пузырьки воздуха).
Значит в почве есть воздух.
Опыт №2. (Проводят учащиеся под руководством учителя).
Проведем эксперимент. Поместим в пробирку немного почвы, заткнем ее тампоном ваты и будем нагревать ее на спиртовке. Через некоторое время на стенках пробирки увидим капельки воды.
Значит в почве содержится вода.
Опыт №3. (проводят учащиеся под руководством учителя).
Продолжаем нагревать почву в пробирке. Наблюдаем изменение цвета почвы. Что сгорело в почве? Сгорели остатки сгнивших растений и других живых организмов.
Значит в почве есть органические вещества.
Более светлые не сгоревшие остатки почвы это частицы песка, глины и других минеральных веществ.
А также в почве содержатся твердые частицы и минеральные вещества.
Мы благодарим Галину Иванову за полученные знания и запишем их кратко в тетрадь.
СОСТАВ ПОЧВЫ.
ВОДА ВОЗДУХ ПЕСОК И ГЛИНА ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА
5) Мы знаем теперь, как важна почва для жизни растений. Прослушайте сообщение, которое рассказывает нам о событиях произошедших много лет назад.
« Небывалая по силе засуха поразила одновременно многие страны мира. Тысячи людей погибли от голода и жажды. Особенно много умерло детей. Человек переоценил свои силы, неразумно использовал почву, от устойчивости которой зависит жизнь на земле, плодородие ее иссякло и она перестала давать урожай».
Как же сохранить и повысить плодородие почвы.
6)В класс вносят второй черный ящик.
Загадка. Чем больше в нее вложишь,
Тем больше она отдаст.
Что же нужно вложить в почву, чем ее подкормить, чтобы она рождала больше плодов?
7) С удобрениями вас будет знакомить учитель химии.
Учитель демонстрирует минеральные удобрения.
Рассказ учителя. Слайд на доске.
ОРГАНИЧЕСКИЕ – ТОРФ, НАВОЗ, ПЕРЕГНОЙ.
МИНЕРАЛЬНЫЕ – АЗОТНЫЕ, КАЛИЙФНЫЕ, ФОСФОРНЫЕ.
Органические удобрения очень полезны для почвы, потому что они образуются естественным путем, с помощью живых организмов и из живых организмов. В них содержатся все необходимые для растений вещества.
Рассмотрим минеральные удобрения.
Минеральное питание – это поглощение корнями растений необходимых элементов из почвы, их передвижение и усвоение растением. Большинство питательных веществ поступает в растение в виде минеральных растворов. Для нормального роста и развития растениям необходимы, прежде всего такие элементы как азот, фосфор и калий.
Азот необходим для нормального роста и развития растений. При его недостатке растение отстает в развитии, его листья желтеют, боковые побеги не развиваются.
Фосфор обеспечивает образование клеточной оболочки, способствует накоплению в плодах жиров и углеводов и ускоряет их созревание.
Калий обеспечивает нормальное развитие корней и корнеплодов, помогает отложению в запас питательных веществ.
Но с минеральными удобрениями нужно обращаться очень осторожно. Если внести их в почву очень много, то они, попадая в растения, делают их не пригодными для питания. Вносить их нужно строго в соответствии с установленными нормами.
8) Предлагаю вам решить задачи на расчет количества удобрений для внесения в почву.
Сколько граммов азотного удобрения мочевина нужно внести на грядку с луком площадью 10 кв.м. если норма расхода на 1 кв.м. 0,5 грамма.
Норма расхода фосфорного удобрения суперфосфат на 10 кв.м. – 5 граммов. Сколько нужно купить этого удобрения для картофельного поля площадью 100 кв.м.
а)Что мы узнали сегодня на уроке?
-Почва — среда обитания для растений.
-В почве содержатся вещества необходимые для жизни растений.
-Почву необходимо охранять и удобрять для повышения урожая.
Выставление оценок за работу на уроке (корни) и за решение задач.
б) Оцените сегодняшний урок.
Учащимся предлагаются смайлики, на которых они рисуют улыбку, уныние или равнодушие. Итоги.
10)Домашнее задание: повторить п.17-21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 5 класс «Среды жизни планеты Земля»
Конспект урокаТема урока: Среды жизни планеты Земля. Учитель: Виноградова Л.А.Место работы: ГБОУ СОШ № 455 Санкт- ПетербургаКласс: 5Тема и номер урока в теме: Разд.
конспект урока «Среды жизни на Земле»
Соответствует линии Пономаревой И.Н., проводится в 5 классе.
Почва, как среда жизни. Роль растений и животных в почвообразовании
Расширение представлений о почве.
Конспект урока «Среды жизни планеты Земля. «
Конспект урока в 5 классе.
План-конспект урока биологии в 5 классе: «Среды жизни на планете Земля»
Тема 3 «Жизнь организмов на планете Земля», урок№1Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Конспект урока «Влияние факторов среды на листья растений. Видоизменения листьев» (6 класс)
Урок по теме «Влияние факторов среды на листья растений. Видоизменения листьев» (6 класс) УМК В.В. Пасечника.
Конспект урока на тему «Роль комнатных растений в жизни человека» по сингапурской методике
Сингапурская методика обученияМетод кооперативного обучения (Сингапурская методика обучения) — это вариант обучения в сотрудничестве, связанный с большим разнообразием обучающих структур.Метод основан.
Источник
Биология. 6 класс
Конспект урока
Биология, 6 класс
Урок 2. Удобрения и почвенное питание растений
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Главными функциями корня являются всасывающая и опорная.
- Рост корня осуществляется благодаря делению клеток верхушечной образовательной ткани (меристемы).
- Мелкие и нежные, интенсивно делящиеся клетки меристемы прикрыты снаружи корневым чехликом.
- Выше находится зона роста, затем зона всасывания с корневыми волосками и еще выше – зона проведения.
- Поглощение воды и минеральных солей корнем происходит пассивно (по законам диффузии и осмоса) и активно (с затратами энергии).
Удобрения — вещества для питания растений и повышения плодородия почв.
Минеральные удобрения — это препараты, состоящие их полезных элементов, которые необходимы огородным культурам для нормального развития и созревания урожая.
Органические удобрения — удобрения, содержащие элементы питания растений преимущественно в форме органических соединений. К ним относят навоз, компосты, торф, солому, зелёное удобрение, ил (сапропель)
Корневое давление — давление в проводящих сосудах корней растений, которое образуется при всасывании корнями воды с растворенными в ней веществами.
Почвенное питание — процессы поступления в организм растения растворов минеральных веществ из почвы и усвоения их клетками.
Корневые волоски — выросты клеток поверхностной ткани в поглощающей зоне корня.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
- Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А.В. Торгалов.
- Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. Для уч-ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
- Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
- Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М: Баласс, 2014.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В этом уроке мы продолжим формирование понятия об обмене веществ, о питании организмов как одном из составляющих процессов обмена веществ, об особенностях почвенного питания растений, знания о почве как среде обитания растений, о составе и структуре почвы.
Любое растение – это настоящий живой организм, и для того, чтобы его развитие шло полноценно, требуются жизненно важные условия: свет, воздух, влага и питание. Все они равнозначны и недостаток одного пагубно сказывается на общем состоянии.
Особенности процесса питания Являющаяся основным источником энергии, без которой угасают все жизненные процессы, пища необходима каждому организму. Следовательно, питание – не просто важное, а одно из основных условий для качественного роста растения, и они добывают пищу, пуская в ход все надземные части и корневую систему. Посредством корней они извлекают из грунта воду и нужные минеральные соли, пополняющие необходимый запас веществ, осуществляя почвенное или минеральное питание растений.
Существенная роль в этом процессе отведена корневым волоскам, поэтому подобное питание носит еще одно название – корневое. С помощью этих нитевидных волосков растение вытягивает из земли водные растворы самых разных химических элементов. Работают они по принципу насоса и располагаются на корне в зоне всасывания. Растворы солей, поступающие в ткани волоска, перемещаются в проводящие клетки – трахеиды и сосуды. По ним вещества попадают в проводные зоны корня, далее по стеблям распространяются по всем надземным частям.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Как сказывается избыток удобрений на росте и развитии растений? Выберите несколько вариантов ответа.
1. Растение становится бледно — зеленым.
2. Растение сильно вытягивается в длину.
3. В клетках растений накапливаются нитраты.
4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.
5. Листья растения желтеют.
Правильный вариант ответа:
2. Растение сильно вытягивается в длину.
3. В клетках растений накапливаются нитраты.
4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.
Задание 2. Заполните пропуски в тексте.
Слизь, образующаяся на поверхности _______ волосков, растворяет ____ частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в ______ зону корня. Здесь по сосудам они поступают в стебель. Это давление называют _________. Наличие такого давления доказывает ______ растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит ______.
Слизь, образующаяся на поверхности корневых волосков, растворяет минеральные частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в проводящую зону корня. Здесь по сосудам они под давлением поступают в стебель. Это давление называют корневым. Наличие корневого давления доказывает «плач» растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит весной.
Источник