Грунт для растений: виды грунта, выбор подходящей почвы
Занимаясь выращиванием цветов дома и на домашних участках, садовод воссоздает условия, максимально приближенные к естественной среде обитания растения. Сложно найти однозначный ответ, какой грунт лучше всего, покупной или приготовленный по собственному рецепту, лучше, когда есть торф в грунте или такой элемент негативно влияет на рост растений, почему одни культуры хорошо растут на определённой почве, а другие на ней же плохо уживаются? В этой статье постараемся разобраться, какие виды грунтов для растений бывают, и научимся правильно подбирать их для своих цветов и растений.
Виды грунтов, преимущества и недостатки
Для чего вообще требуется грунт? Он помогает растениям перемещать к корням питательные элементы и воздух. Основные виды грунтов, встречаемые в нашем регионе: песчаная, супесчаная, черноземная, болотистая, глинистая, суглинистая, а также известковая. Каждый вид имеет ряд достоинств и недостатков. Кроме того, редко встретишь чистый состав, зачастую почвы смешиваются, но с превосходством в значительной степени одного из видов. Разберём каждый тип грунта по отдельности, рассмотрим их преимущества и недостатки, а также выявим возможные проблемы каждого грунта, и способы улучшения почвенных участков.
Вам могут пригодиться
Песчаная почва
Песчаная почва очень легко узнаваема, так как она сыпучая и запросто пропускает через себя воду, в руках горсть такой земли легко рассыпается. Все ее свойства одновременно и преимущества, и недостатки. Она быстро нагревается, и также быстро остывает. Очень слабо удерживает влагу, в связи с чем такая почва в скором времени остается без воды, а минеральные вещества, предназначенные для растений, стремительно смываются. Малопригодна для выращивания большинства культур без добавления других почв. Чтобы поднять эффективность такого типа земли, требуется регулярно улучшать ее уплотняющие свойства. Частые добавления торфа и перегноя, применение сидератов, хорошее мульчирование уже через несколько лет обеспечивают видимый эффект.
Супесчаная почва
Супесчаная почва напоминает по своим признакам песчаную, она схожа с песчаными почвами, но в ней уже содержится достаточное количество глины, чтобы она обладала уплотняющим эффектом и тем самым задерживала в себе минералы и разные полезные вещества. Ее свойства помогают ей быстро согреваться и уже на более долгий срок сохранять воду и тепло. В руках горсть такой земли слипается, но не держит форму. Произрастать на таком грунте может все, что угодно. Это хороший вариант для дачных участков, и даже комнатного садоводства. Но и здесь не будет лишним вносить удобрения.
Глинистая почва
Грунт в соотношении 20% песка и 80% глины называют глинистым. Почва глинистого типа также просто определяется, достаточно взять горсть земли в руки, немного добавив воды: если она принимает форму, легко прилипая к рукам, сомнений не останется. По своим плодородным свойствам она плохо впитывает воду, медленно прогревается, через нее практически не проходит воздух. Выращивать культуры в таком грунте является проблематичным. Но если заняться преобразованием земли, выровнять рельеф, периодически добавлять речной песок, известковые примеси, посадить зеленые удобрения сидераты, а также внести органические добавки и обогатить черноземом, она тоже сможет плодоносить.
Суглинистая почва
Неплохой вариант для дачных участков – суглинистая почва. Преимуществом грунта является хорошая проводимость воды и воздуха, а также распределение их в слоях почвы, удержание тепла.В руках такая земля собирается в форму, но при попытке изменить форму, она разваливается. Такой грунт не требует особого ухода или удобрений, так как содержит много элементов в себе, за исключением известковых примесей. Мульчирование грунта поможет длительно сохранять влагу под землей, а регулярное рыхление грунта обеспечит максимальную проходимость воздуху и быстрый прогрев весной.
Черноземная почва
Содержит в своем составе от 6-9% основного органического вещества почвы, гумуса. Остальные виды грунтов имеют гумуса в своем содержании не более 4,5%. Чем больше его содержание, тем чернее грунт, откуда и берет свое название и отличительную особенность черноземная почва. Отлично поглощает и удерживает воду. Является лучшим видом грунта для прорастания различных растений, что на дачных участках, что в комнатных условиях. Недостаток чернозема – только его высокая цена.
Известковая почва
Следующий тип грунта имеет в себе регулярный недостаток полезных веществ. Известковый грунт имеет светло-коричневый цвет, легко и быстро греется, а также быстро пересыхает, образуя на поверхности твердую корку, мешающую свободному проходу к корням воздуха. А полезные вещества уходят из верхних слоев грунта по причине быстрой проходимости воды через нее, что отрицательно влияет на плодородие. Плохо позволяет растениям брать с нее некоторые вещества. Если на таком грунте попытаться выращивать прихотливые культуры, листья будут желтеть, а рост останавливаться. Реанимировать такой грунт нужно еще постараться, проблемы известковой почвы плохо поддаются коррекции. Необходимо использование суглинистых почв вместе с органическими и калийными удобрениями. Также на такой земле рекомендуется сеять сидераты и применять мульчирующий слой, так как он является наиболее эффективным методом сохранения влаги в известковых почвах.
Торфяная почва
Торфяную, или по-другому болотистую, почву, сложно назвать продуктивной, воду она впитывает также быстро, как и отдает, сложно греется, и зачастую имеет повышенный коэффициент кислотности, питательные вещества в них плохо доступны для растений. Отличительной особенностью такого грунта является эффективная задержка минералов в себе. Повысить плодородие грунта можно за счет добавления песка, глубокого взрыхления, а также на особо закисленных областях вносить известковые примеси в землю. Можно создать дренажные системы или канавы, которые будут отводить воду.
Как выбрать подходящий грунт
А теперь перейдём к рассмотрению самого главного вопроса, как же выбрать правильный грунт. Решающую роль играют растения. Если у вас целый сад растений, то универсальный грунт будет более или менее подходящим выбором. Но помните, что подбор почвы индивидуально, эффективнее сказывается на росте и здоровье культур.
Почва для комнатных растений
Разберем на примере популярных видов комнатных цветов.
- Кактусам и суккулентам будет достаточно почвы, в которой малое количество полезных веществ, и хорошая проходимость воды. Половина такого грунта состоит из песка, остальная часть – верховой торф.
- Орхидеи предпочитают в основном земли, где содержатся уголь, мох, а иногда кора и торф. Такая «орхидейная» земля при добавке верхового торфа также подойдет для семейств типа филодендронов, антуриумов и бромелиевых. Грунт под семейство бромелиевые полностью из верхового торфа с добавками земли с листьями и песка.
- Земля под пальмы должна легко пропускать воздух, в основе лежит тоже верховой торф с большими примесями песка и земли с листьями.
- Папоротникам нравится почва, которая хорошо пропускает воздух и богата органическими удобрениями. Для создания такого типа земли можно к грунту для кактусов добавить землю, насыщенную органическими удобрениями.
- Грунт для геснериевых – это кислая среда, за основу которой взят верховой торф. Добавьте немного разрыхлителей, песка или вермикулита, а, чтобы лучше держать воду, в почву вносят мох сфагнум.
- Земля, предназначенная для гардений, должна состоять из песка и верхового торфа с добавлениями земли с листьями или хвоей. При удобрении земли зачастую необходимо применять исключительно кислые смеси.
- Азалии любят кислую почву, важно, чтобы воздух и влага легко проникали и циркулировали в слоях ее почвы. Создается такой грунт на основе опять же верхового торфа с примесью к нему земли с хвоей.
Почва для садовых растений
Теперь перейдем к выбору грунта для дачного участка. Плодородной землей, в особенности для садовых участков является соотношении 50/30/20, где 50% составляет торфяная основа, 30% чернозём и 20% песка. Песок легко пропускает влагу и воздух, а торф задерживает в себе питательные элементы и не даёт уходить влаге. Чернозёмная же земля имеет нейтральную кислотность, в ней большое содержание гумуса, поэтому она выступает как источник полезных элементов для растений. Такая плодородная смесь делает грунт идеальным для роста и развития культур на садовых участках и огородах.
В заключение можно сказать, что на территории нашей страны большое многообразие различных почвенных вариантов. Но с каким бы видом грунта и сложностью вам не пришлось столкнуться на своих участках и в комнатных условиях, помните, что любой грунт можно доработать и усовершенствовать под конкретную культуру вашего сада.
Источник
Исследовательский проект по биологии «Для чего растениям почва?» 6 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Выступление Ушаковой Е..docx
В окружающем нас мире много замечательных явлений. Некоторые из них привлекают наше внимание своей необычностью. Другие кажутся нам настолько обычными, что не вызывают ни удивления, ни особого интереса. А между тем стоит лишь внимательно присмотреться к ним, как они поразят наше воображение и заставят глубоко задуматься.
Вот к таким необычным, но замечательным природным образованиям и относится почва. С древних времен человеческая мысль пыталась познать развитие почвенного покрова, найти объяснить законы плодородия почвы.
Не осталась в стороне и я.
Слайд 1. Тема моей работы: «Для чего растениям почва?»
Слайд 2. Цель работы : выяснить, зачем растениям почва?
Изучить информацию и определить понятие «почва», используя литературные и интернет-ресурсы
Экспериментальным путем выявить состав почвы.
Установить пути образования и значение почвы для растений.
Зафиксировать результаты исследований и сформулировать выводы.
Проблема сохранения почвенного покрова очень актуальна в наши дни, так как сохранение почв и окультуривание позволяет получать стабильно высокие урожаи, обеспечивать полноценное питание человеку.
Слайд 3. В народе очень уважительно относятся к почве и с почтением о ней говорят: «Труд – отец богатства, земля – его мать», «Мать-кормилица».
Многие ученые занимались изучением почвы и давали свои понятия. Первое научное определение почвы принадлежит Василию Васильевичу Докучаеву: «Это такое естественно-историческое, вполне самостоятельное тело, которое, одевая, зеленую поверхность сплошной пеленой, является продуктом совокупной деятельности сложных почвообразований»
Более поэтичное понятие дал Михаил Иванович Афонин: « Почва – это особое царство природы»
А с этим понятием мы познакомились на уроке биологии:
Слайд 4. «Почва – верхний слой земной коры, обладающий плодородием. Она способна обеспечивать растения водой, воздухом, теплом и необходимыми веществами»
Почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать так ли это, я экспериментальным путем изучила состав почвы. Вот результаты моих исследований.
Слайд 5. Предметом исследования стал образец почвы, взятый в пришкольной лесополосе.
Слайд 6. Эксперимент 1. Определение содержания воды в образце почвы .
Цель: определить содержит ли почва воду.
Оборудование: образец почвы, целлофановый пакет.
Ход работы: Взяла образец почвы, насыпала его в чашку, накрыла образец целлофановой пленкой и поставила на подоконник на несколько часов.
Через некоторое время на пакете появились капельки воды, испарившиеся из почвы.
Вывод: В почве есть вода.
Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.
Слайд 7. Эксперимент 2. Определение содержания воздуха в образце.
Цель: определить содержит ли образец воздух.
Оборудование: стакан с водой, комочек почвы.
Ход работы: взяла стакан с водой, опустила в стакан образец почвы, размешала. Из воды выходят пузырьки воздуха.
Вывод: в состав почвы входит воздух, это подтверждают пузырьки воздуха, выходящие из воды.
Слайд 8. Эксперимент 3 . Определение содержания состава почвы в образце.
Взяла стакан с водой, опустила в него образец почвы, размешала и дала время отстояться.
через некоторое время увидела, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной. Слайды 9,10
Слайд 11. Вывод: в состав почвы входят: песок, глина, перегной.
Слайд 12. Эксперимент № 4 .Влияние состава почвы на жизнь растений.
Взяла 2 чашки: с песком и почвой. Посадка в каждую растения и наблюдала в течение недели. Через неделю, растение в песке погибло, а в почве продолжало расти.
Вывод: в почве растение растет быстрее, т.к. в ней содержатся необходимые для роста вода, воздух и питательные вещества , а в песке их нет.
Как растения создают плоды питания для человека и чем питаются сами — эти вопросы занимали умы людей с древнейших времен. Этот вопрос заинтересовал и меня: Чем же питаются растения? СЛАЙД 14. Изучив литературу по этому вопросу я пришла к выводу, что растениям необходимы такие химические элементы, как углерод, водород, кислород, азот, фосфор, калий, кальций, магний, сера и железо. Кроме них нужны, правда в незначительных количествах, бор, марганец, молибден, медь, цинк, кобальт, ванадий. Также, нужны: свет, тепло, вода и воздух.
Солнечный свет дает растениям энергию, необходимую для образования органических веществ — продуктов для питания человека и кормления животных. Тепло необходимо для нормального хода биохимических процессов.
Воздух дает растению углекислый газ— источник углерода для образования органического вещества — и кислород, необходимый для дыхания и других биохимических процессов. Вода нужна растению для транспирации и как среда для растворения минеральных веществ, которые растения поглощают с помощью корней. Недостаток того или иного фактора вызывает недобор урожая, а полное исключение хотя бы одного из них — гибель растения.
Основным свойством почвы является плодородие — способность удовлетворять потребность растений в элементах питания, воде, обеспечивать их корневые системы достаточным количеством воздуха, тепла для нормальной деятельности и создания урожая.
Именно это качество почвы, по мнению многих ученых, отличает ее от горной породы.
Слайд 15. Как питаются растения?
Поступление минеральных питательных веществ в растение во многом зависит от внешних условий, концентрации солей в почвенном растворе, его реакции, а также от биологических особенностей того или иного растения, его химического состава, характера развития корневой системы и ее способности усваивать элементы питания. Этот процесс получил название «корневое питание».
Вода с растворенными в ней веществами передвигается от корней к листьям, где происходит образование органических соединений в процессе фотосинтеза, а затем эти соединения перемещаются с нисходящим током воды до корневой системы растения. Таким образом, осуществляется обмен веществ между надземной и подземной (корневой) частями растений, как и в любом другом едином организме.
Главная из функций почвы – обеспечение жизни на Земле. Именно в почве укореняются наземные растения, в ней обитают мелкие животные, огромная масса микроорганизмов. Таким образом, почва – условие существования жизни.
Слайд 15. Почве принадлежит важная роль и в природной среде обитания человека. Прежде всего, потому, что почва – основное средство сельскохозяйственного производства. Отсутствие тех или иных минеральных веществ в почве обязательно сказывается на нормальном росте и развитии растений, отрицательно сказывается и на урожае.
Это достаточно легко восполняется внесением в почву удобрений, устраняется различными агрохимическими методами, в том числе мелиорацией (комплекс мер для повышения плодородия или оздоровления почвы).
Слайд 16. Подводя итог своей исследовательской работы хочу отметить, что:
1. Почва – это верхний плодородный слой земли.
2. В состав почвы входят: песок, глина и перегной.
3. Чем больше в почве перегноя, тем она плодородней.
4. В почве имеются: вода, воздух и питательные вещества, которые обеспечивают жизнь растениям.
5. Почва удерживает растение, обеспечивает им опору.
6. Почва необходима растениям для того, чтобы переждать в ней неблагоприятные условия.
7. В почве сохраняются семена.
Слайд 17. Почва — является всеобщим достоянием человечества,
рационально использовать и охранять которое должны все люди Земли.
Спасибо за внимание.
Выбранный для просмотра документ Проект Ушаковой Е.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛОЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ВЕРХНЕМАМОНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«Для чего растениям почва?»
Ирина Анатольевна, учитель биологии
Введение. Методологические характеристики исследования 3
Глава I. Что такое почва? 5
Глава II. Экспериментальная часть. Изучение состава почвы 6
Глава III . Чем питаются растения? 7
Глава IV . Как питаются растения? 9
Глава V . Роль почвы в природе 10
Выводы и заключения 11
Список использованной литературы 12
В окружающем нас мире много замечательных явлений. Некоторые из них привлекают наше внимание своей необычностью. Другие кажутся нам настолько обычными, что не вызывают ни удивления, ни особого интереса. А между тем стоит лишь внимательно присмотреться к ним, как они поразят наше воображение и заставят глубоко задуматься.
Вот к таким обычным, но замечательным природным образованиям и относится почва. В самом деле, разве не удивительно, что именно этот, невзрачный на первый взгляд, сероватый поверхностный слой земли, каким обычно кажется почва, является важнейшим и незаменимым условием жизни всех растений, животных и микроорганизмов, обитающих на суше земного шара. Разве не удивительно, что именно этот очень тонкий поверхностный слой земной суши является главным источником и основой производства почти всех продуктов питания и сырья для многих отраслей промышленности?[2]
Почва — незаменимое достояние и источник богатства человечества. Только при поверхностном взгляде она кажется однообразным малоинтересным объектом. В действительности ее мир не менее разнообразен и удивителен, чем мир растений, животных, минералов и горных пород[1].
С древних времен человеческая мысль пыталась познать развитие почвенного покрова, найти объяснить законы плодородия почвы.
Не осталась в стороне и я.
Цель работы : выяснить, зачем растениям почва?
Используя литературные и интернет-ресурсы изучить информацию и определить понятие «почва»
Экспериментальным путем выявить состав почвы.
Установить пути образования и значение почвы для растений.
Зафиксировать результаты исследований и сформулировать выводы.
Тип проекта: познавательно-исследовательский
По времени проведения: краткосрочный.
Почвенный покров нашей страны представлен множеством разных типов почв. При правильном севообороте, почвы приобретают лучшие свойства, исправляют свои природные недостатки и из года в год повышают свое плодородие. Но в последнее время приходиться говорить о том, что большинство почв уходят из севооборота. Лишь небольшая часть почв России (60 млн.га из 186 млн.га.) находятся в удовлетворительном состоянии [9].
Проблема эта очень актуальна в наши дни, так как сохранение почв и окультуривание позволяет получать стабильно высокие урожаи, обеспечивать полноценное питание человеку.
Предмет исследования: почва
Гипотеза исследования: Нужна ли растениям почва?
Практическое значение: познакомиться с технологией проведения экспериментов с почвой, обратить внимание на необходимость бережного отношения к почве родного края.
Глава I. Что такое почва?
Впрочем, давайте перейдем к делу и для начала разберемся, что же это такое — почва.
В народе очень уважительно относятся к почве и с почтением о ней говорят: «Труд – отец богатства, земля – его мать», «Мать-кормилица».
Многие ученые занимались изучением почвы и давали свои понятия. Первое научное определение почвы принадлежит Василию Васильевичу Докучаеву: «Это такое естественно-историческое, вполне самостоятельное тело, которое, одевая, зеленую поверхность сплошной пеленой, является продуктом совокупной деятельности сложных почвообразований» [1].
Над её созданием беспрерывно трудятся солнце и ветер, бактерии и лишайники превращают горные породы в песок и глину. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Теперь всё серьёзнее задумываемся мы, что важно беречь почву!
Удивительно, что для создания почвенного слоя толщиной 18 см природа затрачивает в среднем от 1400 до 7000 лет, разрушение же такого слоя вследствие эрозии может произойти за 20-30 лет, а иногда за один ливень или пыльную бурю.
Толщина слоя почвы бывает разной. В степях он около метра, на каменистых склонах гор – всего несколько сантиметров. В жарких пустынях и в холодных ледяных просторах Арктики почвенного слоя может вообще не быть. [2, 3].
Более поэтичное понятие дал Михаил Иванович Афонин: «Почва – это особое царство природы» [1].
А с этим понятием мы познакомились на уроке биологии:
«Почва – верхний слой земной коры, обладающий плодородием. Она способна обеспечивать растения водой, воздухом, теплом и необходимыми веществами» [6].
Почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать так ли это, я экспериментальным путем изучила состав почвы.
Глава II. Экспериментальная часть. Изучение состава почвы
Проведу ряд экспериментов по изучению образца почвы взятой с территории пришкольной лесополосы.
Эксперимент № 1. Определение содержания воды в образце почвы .
Цель: определить содержит ли почва воду.
Оборудование: образец почвы, целофановый пакет.
Беру образец почвы.
Накрываю образец целофановой пленкой.
Ставлю на подоконник.
Вывод: Через некоторое время на пакете появляются капельки воды, испарившиеся из почвы. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.
Эксперимент № 2 Определение содержания воздуха в образце.
Цель: определить содержит ли образец воздух.
Оборудование: стакан с водой, комочек почвы.
Беру стакан с водой.
Кладу в стакан образец почвы.
Вывод: в состав почвы входит воздух, это подтверждают пузырьки воздуха, выходящие из воды.
Определение содержания состава почвы в образце из пришкольной лесополосы.
Оборудование: стакан с водой, почва.
Беру стакан с водой.
Кладу в стакан образец почвы.
Размешиваю и даю время отстояться.
Вывод: через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.
Эксперимент № 4 .Влияние состава почвы на жизнь растений.
Оборудование: посуда с песком, посуда с почвой.
Посадка растений в посуду с песком и в посуду с почвой.
Наблюдение за ростом растений в течение 1 недели
Вывод: в почве растение растет быстрее, т.к. в ней содержатся необходимые для роста вода, воздух и питательные вещества [4].
Глава III . Чем питаются растения?
Как растения создают плоды питания для человека и чем питаются сами — эти вопросы занимали умы людей с древнейших времен. Одни философы говорили, что для жизни растений нужна земля, другие — вода, третьи — воздух. И только к шестидесятым годам XIX века было установлено, что растениям абсолютно необходимы такие химические элементы, как углерод, водород, кислород, азот, фосфор, калий, кальций, магний, сера и железо.
А позже было доказано, что кроме них нужны, правда в незначительных количествах, еще и бор, марганец, молибден, медь, цинк, кобальт, ванадий. Но питательные вещества — это лишь один из факторов жизни растений. Кроме них, нужны еще свет, тепло, вода и воздух. Солнечный свет дает растениям энергию, необходимую для образования органических веществ — продуктов для питания человека и кормления животных. Тепло необходимо для нормального хода биохимических процессов.
Воздух дает растению углекислый газ— источник углерода для образования органического вещества — и кислород, необходимый для дыхания и других биохимических процессов. Вода нужна растению для транспирации и как среда для растворения минеральных веществ, которые растения поглощают с помощью корней. Недостаток того или иного фактора вызывает недобор урожая, а полное исключение хотя бы одного из них — гибель растения.
Преобладающее количество воды и питательных элементов растения в естественных условиях получают из почвы. Известный русский ученый-почвовед П. А. Костычев (1845-1895) подчеркивал тесную связь образования почв с жизнью растений и определял почву как «верхний слой земли до той глубины, до которой доходит главная масса растительных корней».
А другой русский ученый — создатель науки о почве В. В. Докучаев (1846-1903) дал первое научное определение почвы: «Почвой следует называть «дневные» или наружные горизонты горных пород (все равно каких), естественно измененные совместным воздействием воды, воздуха и различного рода организмов, живых и мертвых».
Основным свойством почвы является плодородие — способность удовлетворять потребность растений в элементах питания, воде, обеспечивать их корневые системы достаточным количеством воздуха, тепла для нормальной деятельности и создания урожая.
Именно это качество почвы, отличающее ее от горной породы, подчеркивал крупнейший ученый-почвовед и агроном В. Р. Вильяме (1863-1939), определяя почву как «поверхностный горизонт суши земного шара, способный производить урожай растений» 8.
IV . Как питаются растения?
Поступление минеральных питательных веществ в растение во многом зависит от внешних условий (состава и концентрации солей в почвенном растворе, его реакции — рН и др.), а также от биологических особенностей того или иного растения, его химического состава, характера развития корневой системы и ее способности усваивать элементы питания. Этот сложный процесс в упрощенном виде можно представить следующим образом [8].
Вода с растворенными в ней веществами передвигается от корней к листьям, где происходит образование органических соединений в процессе фотосинтеза, а затем эти соединения перемещаются с нисходящим током воды до корневой системы растения. Таким образом, осуществляется обмен веществ между надземной и подземной (корневой) частями растений, как и в любом другом едином организме.
Питательный раствор должен содержать все необходимые для растений питательные вещества в благоприятных соотношениях. Недостаток или избыток в почве любого питательного элемента нарушает нормальный ход биохимических процессов в растениях, что отрицательно сказывается как на их внешнем облике, так и на урожае. Первое достаточно легко восполняется внесением в почву удобрений, второе устраняется различными агрохимическими методами, в том числе мелиорацией (комплекс мер для повышения плодородия или оздоровления почвы).
Почвенный раствор, или жидкая фаза почвы, — наиболее подвижная и активная часть почвы — является для растений источником воды и питательных веществ, значительная часть которых находится в виде солей. Слишком высокая концентрация солей (засоленные почвы) оказывается вредной для сельскохозяйственных растений, так как затрудняет поступление воды в клетки растительных корней.
Почва состоит из смеси органических и неорганических микроэлементов. Органические вещества – это живые организмы, а неорганические – это минералы, частички горных пород. Каждое растение нуждается в почве.
Почва растений содержит гумус (верхний плодородный слой земли), который стимулирует развитие и рост растения. Он насыщает пищей полезные микроорганизмы и бактерии, также гумус расщепляет мелкие комочки и снабжает почву кислородом, что немаловажно для растений. Почва также содержит полезные микроорганизмы, которые рыхлят землю.
Но, все же, в первую очередь, почва служит опорой для растения. Закрепляясь корнями в почве, растение получает необходимые минералы, удобрения, воду, воздух. Большинство сухопутных растений не выживет, если его корни не будут «дышать». Находясь в почве корни растения, защищены от резких перепадов температуры [5,6, 9].
Растениям нужны четыре фактора жизни: свет, вода, воздух, почва.
Отвечая на поставленный вопрос можно сказать, что почва нужна растениям для того, чтобы удерживаться в ней корнями и доставать из неё элементы питания.
V . Роль почвы в природе
Главная из функций почвы – обеспечение жизни на Земле. Именно в почве укореняются наземные растения, в ней обитают мелкие животные, огромная масса микроорганизмов. В результате почвообразования именно в почве концентрируются жизненно необходимые организмам вода и элементы минерального питания в доступных для них формах химических соединений.
Таким образом, почва – условие существования жизни, но одновременно почва — следствие жизни на Земле [3].
Почве принадлежит важная роль и в природной среде обитания человека. Прежде всего, потому, что почва – основное средство сельскохозяйственного производства, относящееся к категории невозобновимых природных ресурсов. Поэтому почва является всеобщим достоянием человечества, рационально использовать и охранять которое должны все люди Земли [5].
Выводы и заключения
В результате выполнения исследовательской работы выяснила, что:
1. Почва – это верхний плодородный слой земли.
2. Экспериментальным путем доказала, что почва состоит из песка, глины и перегноя.
3. В почве имеются: вода, воздух и питательные вещества.
4. Чем больше в почве перегноя, тем она плодородней.
5. Почва удерживает растение и обеспечивает его питательными веществами и водой.
6. Вода и воздух обеспечивают жизнь растениям.
Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают. Так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ. Этот круговорот веществ осуществляется в течение всей жизни растения.
Следовательно, растениям необходима почва. Плодородная почва для растений — источник жизни.
Источник