Меню

Почва египта 5 класс история древнего мира 5 класс

Разработка урока для 5-го класса по теме «Местоположение и природные условия Древнего Египта»

Цели: формирование представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий; формировать умение находить причинно-следственные связи; развивать интерес к истории.

Оборудование: настенная карта «Древние государства мира»; презентация «Древний Египет».

I. Оргмомент

II. Тема урока

Учитель: Сегодня ребята, мы с вами отправимся в одно из древних государств. Сейчас мы с вами посмотрим фильм, а вы по просмотренным слайдам попробуйте догадаться о каком государстве мы будем сегодня вести речь.

Учитель включает фильм. После просмотра фильма или во время учащиеся высказывают свои предположения, последний слайд подтверждает их или опровергает.

– Итак, сегодня мы начнем изучать «Древний Египет».

Тему урока учитель записывает на доске, а учащиеся в тетрадь.

III. Изучение нового материала

1. Географическое положение (15 мин.)

При объяснении первого вопроса учитель сначала использует настенную карту «Древние государства мира»
С помощью карты учитель показывает Древние государства и задерживает внимание учащихся на Африке, затем учитель показывает части света и, показывая на Египет, просит учащихся назвать положение государства относительно сторон света.
Выслушав учащихся, учитель подводит их к правильному ответу:

Словарная работа:

ЕГИПЕТ – страна, расположенная на северо-востоке Африки. (Учащиеся записывают определение в тетрадь)

– Сейчас мы с вами в ходе моего объяснения встретимся с ещё одним новым словом, но запишем его сейчас.

ДЕЛЬТА – равнина, на которой река делится на несколько рукавов. (Учащиеся записывают определение в тетрадь)

Учитель включает слайд с изображением Египта (на 2 слайде нажать СТОП)

Объяснение учителя:

С юга на север течёт река – Нил. Она берёт своё начало из больших озёр в Центральной Африке и, минуя пороги (пороги учитель показывает на настенной карте), течёт 700 км. в глубокой долине, затем впадает в Средиземное море (показать на карте), делясь на рукава образуя дельту (обратить внимание учащихся на слайд на котором дельта видна очень хорошо)
В долине и дельте Нила от порогов до моря и возникло государство – Древний Египет (учитель показывает на карте). К востоку и западу расположены пустыни (учитель включает следующий слайд). Жить в пустыне было невозможно – палящее солнце, воды нет, а вокруг одни пески. Поэтому люди жили только в долине, ширина которой составляла примерно 12-15 км.

Далее учащиеся открывают контурную карту и под руководством учителя обозначают Нил (синим), дельту и долину (закрасить зеленым). Работа учащихся осуществляется под руководством учителя. Учитель на экране открывает контурную карту и показывает последовательность действий учащихся.

2. Климатические условия (15 мин.)

Объяснение учителя: Климат в Египте очень жаркий. В июне здесь стоит страшная жара. Небо ясное, беспощадно палит солнце. От жары и отсутствия влаги почва покрывается глубокими трещинами. В таких условиях реки обычно пересыхают или мелеют, но с Нилом происходят странные вещи: вода в нём начинает прибывать, река выходит из берегов, затапливая долину. Египтяне это объясняли так: «Далеко-далеко на юге за нильскими порогами есть пещера, в которой сидит бог реки – Хапи. В руках у него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее наклоняет сосуды и Нил выходит из берегов… А на полях после разлива остаётся плодородный слой. Поэтому мы поём богу благодарственные песни».
Но настоящей причиной являлось следующее. Дело в том, что египтяне никогда не бывали в Центральной Африке, где берёт своё начало Нил. В начале лета там идут проливные дожди, и тает снег на вершинах гор. Большие потоки воды устремляются в Нил, подмывая почву и неся с собой плодородный ил. Вода стоит до середины ноября, затем Нил входит в свои берега, а плодородная почва остается на берегах. Поэтому в Египте земля была очень плодородная.

Далее учитель предлагает учащимся работу с таблицей. Сначала учитель предлагает заполнить по своему рассказу первый столбик.
– Те климатические условия, которые вы выделили и записали в тетрадь, непосредственно влияли на занятия древних египтян. С помощью учебника попробуйте самостоятельно заполнить второй столбик. (Учащимся можно предложить работу в парах)

Занятия египтян

Климатические условия
1. Солнечное тепло круглый год.
2. Отсутствие влаги в июне в пустыне.
3. Разливы Нила приносили влагу.
Возделывание земли – стало основным занятием египтян.

3. Занятия египтян (8 мин.)

– Нужно отметить, что земледелие стало главным занятием в Египте гораздо раньше, чем в большинстве стран мира. Землю легко было обрабатывать при помощи мотыги, но при этом, возделывание земли влекло за собой следующие последствия. Какие?
1. Нил при разливах давал много влаги, а это способствовало тому, что почва очень быстро зарастала дикими растениями и превращалась в джунгли. В джунглях водилось очень много хищников, ядовитых насекомых, змей которые представляли угрозу для жизни человека.
2. Для преодоления трудностей египтяне стали объединяться в соседские общины. Дело в том, что Нил орошал почву неравномерно – некоторые участки затапливало, так что там образовывались болота, а на некоторые участки вода не попадала и почва при жарком климате пересыхала. Объединяясь люди стали строить дамбы и каналы и регулировать распределение воды искусственно.

Новые слова учащиеся записывают в тетрадь:

ДАМБА – укрепления из насыпей глины и тростника для защиты низменностей от затопления.
КАНАЛЫ – углубления в земле, подводившие воду к участкам.

3. В итоге на берегах Нила образовалось около 40 государств, которые постоянно воевали между собой. В итоге завоеваний образовалось 2 государства – Северный и Южный Египет, которые воевали между собой. В 3-м тысячелетии до нашей эры царь Южного Египта завоевал Северный, и было образовано единое государство.

Для закрепления материала учитель предлагает учащимся следующие вопросы. Учитель, раздав учащимся тест-полоски, называет вопросы, на которые нужно ответить «да» (закрашивают красным цветом) или «нет» (закрашивают синим цветом). (3-4 минуты)

1. Государство Египет возникло на берегах Нила?
2. Египтяне в возделывании земли не испытывали никаких трудностей?
3. Люди селились только по берегам реки?
4. Трудности объединяли людей в соседские общины?

Домашнее задание (3 мин.)

1. Параграф 6 читать и ответить на вопросы в конце параграфа.
2. Выучить определение слов записанных в тетради.

Источник

§ 9. Природа и население Древнего Египта

1. Выделите ключевые слова (слова, которые передают главные мысли) в пункте 1. Составьте с помощью карты и ключевых слов рассказ о положении Египта и его природе.

Нил, Африка, море, дельта, папирус, пустыня, камень, медь, золото.

Цивилизация Древнего Египта зародилась на берегах реки Нил, в северо-восточной части Африки. Нил начинает свой путь в Центральной Африке и впадает в Средиземное море. Перед впадением в море Нил образует широкую дельту — плодородную долину, напоминающую треугольник. В древности берега Нила зарастали высокой травой — папирусом. Из папируса вязали плоты и строили лодки, получали специальный материал для письма. К долине Нила прилегала пустыня и невысокие горы, богатые камнем. К востоку от дельты находились залежи медной руды, а на юге Древнего Египта — золота.

2. Сравните природу Египта и нашей страны. В чем вы видите различия?

Природа Египта Природа Беларуси
Есть пустыня Нет пустыни
Растут папирус, финиковые пальмы Не растут папирус, финиковые пальмы
Есть горы Нет гор
Дожди выпадают редко, зато
часто бывают засушливые ветры-суховеи
Дожди выпадают часто

3. Прав ли был древнегреческий историк Геродот, называя Египет «даром Нила»? Докажите свою точку зрения.

Да, Геродот был прав, потому что только благодаря Нилу в Египте была возможна жизнь, земледелие.

4. Какие трудности преодолевали люди, осваивая долину Нила?

Египет — страна с жарким и засушливым климатом. Дожди здесь выпадают редко, зато часто бывают ветры-суховеи. В апреле — мае они дуют на протяжении 40—50 дней. Растения увядают, сухая земля трескается. В июне в местах, откуда течет Нил, начинается сезон дождей и таяние снегов в горах. Уровень воды в Ниле резко поднимается. Река выходит из берегов — разливается, затапливая прибрежные земли и почти всю дельту. Разлив
длится 2 месяца — с середины июля до середины сентября.

5. Как вы думаете, зачем древние египтяне строили оросительные сооружения, если жили рядом с рекой?

В июне уровень воды в Ниле резко поднимается, река выходит из берегов — разливается, затапливая прибрежные земли и почти всю дельту. Разлив длится 2 месяца — с середины июля до середины сентября.

С помощью оросительных сооружений воду подавали на возвышенности и орошали поля во время засухи.

6. На примере Древнего Египта объясните связь между природными условиями страны и занятиями ее жителей.

Основным занятием населения было земледелие. Сельскохозяйственные работы всецело зависели от разливов Нила.

Со временем египтяне научились строить специальные подъемные устройства — шадуфы. С их помощью воду подавали на возвышенности и орошали поля во время засухи. Так в Древнем Египте возникло орошаемое земледелие.

К востоку от дельты Нила находились залежи медной руды. Ремесленники научились выплавлять медь, а в середине второго тысячелетия до н. э. — бронзу.

Источник

урок истории в 5 классе «Древний Египет»
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Разработка урока с использованием технологии развития критического мышления

Скачать:

Вложение Размер
dr.egipet._1_urok.doc 70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Древний Египет»

Урок № 1 »Египет – дар Нила» .

Цели и задачи урока:

— способствовать воспитанию уважения к труду земледельцев, создание на уроке творческой атмосферы;

  • познакомить учащихся с географическим положением, природно-климатическими условиями Древнего Египта, показать трудности жизни простого народа;
  • продолжить развитие умений учащихся анализировать факты, дифференцировать их, выделять главное, самостоятельно делать выводы.

Тип урока – урок изучения нового материала

Оборудование – презентация, источник, коллаж

II.Изучение нового материала

Работа с учебником стр. 31, 1абзац

Работа с источником «Хвалебные песни Нилу»

Работа с учебником

Возвращение к проблемному вопросу

Ответ на проблемный вопрос

Открывается коллаж и предлагаю вопросы

-В какой стране побывали туристы,

кто знает ее название?

о чем пойдет речь на уроке? (учащиеся высказывают предположения).

Заполнение маркировочной таблицы ЗУХ

Откройте оглавление учебника и найдите необходимую главу. Как она называется? Как называется параграф учебника? А какое государство располагалось по берегам Нила? «Дар Нила» – так назвал Египет древнегреческий историк Геродот. Справедливо ли это высказывание? Нам предстоит всем вместе выяснить это и правильно расставить знаки препинания в названии темы и ответить на вопрос,

Является ли Египет даром Нила?

  1. Географическое положение Египта .

В какой стране находится Египет?

Какая река протекает?

Какими морями омывается?

Каким цветом покрашена карта? Что это означает? Какова здесь поверхность?

Древний Египет занимал выгодное географическое положение. Средиземное море соединяло его с Передней Азией, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важной судоходной артерией, связывавшей Верхний и Нижний Египет. В самой стране было много полезных ископаемых, металл добывали в прилегающих областях.

Какие животные были в Древнем Египте?

Что такое папирус?

Оазисы – островки зелени

Нил впадает в море несколькими рукавами. Ту низменность, где Нил делится на рукава, древние греки называли дельтой. Она и в самом деле похожа на греческую букву дельта, но только в перевёрнутом виде. Нилу преграждают путь пороги. Пороги — опасные каменистые преграды

Севернее порогов расположен Египет. Река здесь спокойно течёт по глубокой долине, окаймлённой высокими каменистыми обрывами. К востоку и западу от нильской долины расположены пустыни. Горе египтянину, если он заблудится в раскалённой пустыне! Его ждёт неминуемая смерть от зноя и жажды. Беспощадно палит солнце, вокруг, насколько видит глаз раскалённые пески и помощи ждать неоткуда. Жизни возможна только в долине. Ширина её составляла всего 10-12 километров. (это расстояние от Борисовки до Пласта)

  1. Природные условия и разливы Нила

Одна из древнейших цивилизаций на земле зародилась в Африке, в долине реки Нил. Единственным источником жизни были воды Нила.

Как выдумаете, какое занятие было главным в Древнем Египте?

Что необходимо цветку для успешного роста (плодородная почва, свет, тепло, вода). Нам предстоит выяснить, существовали ли эти условия в Нильской долине.

Мысленно перенесёмся на берега Нила. Климат здесь был сухим и жарким, дожди были очень редкими. Вокруг был безжизненная пустыня, беспощадный суховей почти в течение 2-х месяцев превратил землю в камень, почва потрескалась, пыль проникает в складки одежды, забиваются поры кожи, воспаляются глаза. Раскаленный песок, палящее солнце, небо ясное. В Египте дожди почти не выпадают. И поэтому кажется, что еще немного – и вымрет все живое. Но происходит чудо. В июле Нил начинает разливаться, и вода заливает всю долину и стоит до ноября. Земля пропитывается влагой… Во время разливов Нил заливал обширные площади. После спада воды оставался толстый слой ила. Именно он и делал землю плодородной.

Древние египтяне дали реке имя бога Хапи, свою землю они считали даром этого бога.

В ноябре Нил постепенно входит в свои берега, оставляя толстый слой жирного чернозема, который легко обрабатывался даже с помощью деревянной лопаты.

— Какие чувства испытывали египтяне, когда Нил нес свою влагу в иссушенную, измученную суховеями землю, когда люди страдали от невыносимого зноя?

Чтение с пометками на полях (инсерт).

Задание: отметьте знаком ! в учебнике на стр. 34 то, что приносил египтянам радостного и полезного Нил в период своего разлива. Знаком + отметьте то, что для вас новое

Выводы : учащиеся обращаются к вопросу: — Существовали ли в Нильской долине условия для земледелия?

Вопрос : — Если люди радуются при каких-то обстоятельствах, и свои чувства в это время хотят записать, то какой знак они ставят в конце предложения (внимание: обращаться к документу на стр. 34 – Слава тебе, Нил!) – восклицательный знак. (Чтение вывода в учебнике стр. 34)

Вопрос: — Не кажется ли вам, что мы недооценили роль Нила в жизни египтян, когда записывали тему урока и в конце предложения поставили точку? Ведь при разливе Нила народ ликовал! Имеем ли мы право теперь, когда об этом узнали из документов, поставить в конце предложения восклицательный знак?

(Проставляет восклицательный знак тот же ученик, который записывал тему).

3. Занятия населения

Работа с документом »Поучение знатного египтянина своему сыну» в хрестоматии на стр. 16 (8-ой абзац). Учащиеся находят текст о тяжелой жизни и болезнях земледельца.

Вопрос: — Как вы думаете, почему так уставал крестьянин и так тяжело ему жилось? (…догадки).

Земледелие не сразу стало главным занятием египтян. В долине Нила «готовых полей» не было. Непроходимые топи покрывали большую часть страны. Застоявшаяся вода в болотах загнивала, они превращались в болота. Болота приносили огромный вред, над ними вились тучи насекомых, укусы, которых вызывали лихорадку. От болот шли зловонные испарения, они кишели ядовитыми змеями, трясина засасывала людей и скот. Берега Нила покрывали непроходимые заросли тростника, который назывался папирус. Тростник достигал высоты в два-три человеческих роста. Это выше, чем от пола до потолка в нашем классе. Заросли тростника занимали в нильской долине слишком много места. В них прятались львы и леопарды, нападавшие на людей и на скот. Поэтому египтяне вырубали прибрежные тростники, освобождая землю под посев. Напряжённый труд многих поколений египтян привёл к тому, что на месте болот и зарослей папируса стали зеленеть всходы ячменя, пастись стада коров и быков.

Разлив Нила неравномерно орошал долину (орошать – значит, пропитывать водой)

Одни участки заливало водой в таком количестве, что растения гнили. Другие участки, расположенные высоко, получали слишком мало воды – растения здесь засыхали. Как быть? Ведь надеяться на дождь нельзя.

Стр. 36. Как преодолевали трудности древние египтяне? Какие оросительные сооружения они создавали?

Составление кластера »орошаемое земледелие» и предлагается вокруг него прописать в названном порядке личностное представление. Проявляется »паучок» имеющегося знания, которое можно дополнять новыми знаниями, утверждениями, исправлениями.

Новое обращение детей к теме урока »Египет – дар Нила».

Вопрос: — Как вы думаете, легко ли земледельцам жилось в таких условиях, ведь рыхлая земля легко обрабатывалась. Какой вывод вы можете сделать? (Упорный труд заставлял отступать пески, болота, заросли). При таких условиях жизни (»как кому-нибудь подо львом») много ли радости и ликования было у земледельцев? Какой знак в таком случае можно поставить в конце предложения »Египет – дар Нила»?

Учащиеся приходят в замешательство, но им можно подсказать, что в таком случае – знак вопроса.

Итак, справедливо ли высказывание «Египет – дар Нила?» что здесь правильно , а что нет?

-какую роль играл Нил в жизни древних Египтян? (Давал жизнь, воду)

-Можно ли считать, что цветущая земля была подарком Нила? (долина Нила преобразована трудом многих поколений)

-Вспомните, как египтяне боролись с болотами и зарослями тростников?

Какую работу по орошению проводили?

В IV тысячелетии до нашей эры возникли первые города-государства – номы. Общее их число достигало 40. Главным городом на Севере стал Мемфис, а на Юге – Фивы. Образовались северное царство – Нижний Египет и южное царство – Верхний Египет.

Около 3000 года до нашей эры правитель Верхнего Египта Мина объединил под своей властью оба царства. Он был провозглашен фараоном . Столицей был объявлен Мемфис. Были введены знаки царской власти, ритуалы, законы, письменность. Была проведена перепись населения, установлены налоги.

1.Древний Египет называли »даром Нила» потому, что:

а) по Нилу в Древний Египет приплывали послы с »дарами» из других стран;

б) Древний Египет располагался в долине Нила;

в) разливы Нила позволяли собирать высокие урожаи;

г) Нил был ничей, им пользовались бесплатно, даром;

д) Нил приносил (дарил) влагу и плодородный ил египтянам, поэтому они на земле трудились мало, высокие урожаи вырастали сами.

Ребус (папирус, фараон)

3 задание- творческое

1.Любимые — черный и зеленый — это цвета плодородной земли и оазиса: нелюбимый цвет — желтый — это цвет пустыни, песка.

2. Речь идет о фараоне (по имени Мина) с чьим именем связано объединение Северного и Южного Египта и создание двойной короны.

Дети оценивают свою работу по 10-бальной системе, используя заготовку их трех векторов на полях или в конце тетради (сделана заранее дома).

Я

По итогам урока они оценивают:

— »Я»: как работал? Допускал ли ошибки?

— »Мы»: насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я – им?

— »Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше

Источник

Читайте также:  Удобрения при посадке жимолости весной
Adblock
detector