Урок по окружающему миру для 3 класса по теме «Что такое почва»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок — исследование. Знакомство с понятием и составом почвы. Обучающиеся проводят опыты в парах, учитель демонстрирует более сложные эксперименты. В ходе исследований заполняется таблица в рабочей тетради.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru.zip | 974.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 «Б» КЛАСС
ТЕМА УРОКА «ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА».
Цель: познакомить с понятием «почва», создать условия для организации исследовательской работы при изучении состава почвы.
- Личностные УУД:
— формировать положительное и осознанное отношение к изучению окружающего мира,
— осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
- Познавательные УУД:
— формировать умение выполнять мыслительные операции анализа и синтеза изучаемых объектов,
— давать характеристики изучаемым природным объектам,
— работать с текстовым и иллюстративным материалом,
— заполнять таблицу по ходу урока,
— осуществлять обобщение, делать выводы.
- Коммуникативные УУД:
— совершенствовать умение работать в парах.
— понимать задаваемые вопросы, формулировать на них ответы, используя изученные термины и опираясь на свой опыт,
— выражать свою точку зрения. - Регулятивные УУД:
— формировать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя,
— формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, работать по заданному правилу,
— формировать умение оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.
- Расширить знания об окружающем мире,.
- Формировать умение исследовать с помощью опытов состав почвы.
- Анализировать взаимосвязи почвы и растений, животных, значение почвы для живой природы.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы работы учащихся : Учебный математический диалог, наблюдение, моделирование, фронтальная работа под руководством учителя, индивидуальная работа, практическая работа в парах, самоконтроль, взаимоконтроль, коррекция своей работы.
Оборудование для учителя: учебник «Окружающий мир» 3 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс (А.А. Плешаков), материал для опытов (сухая почва в лотках, бумажная салфетка, пластиковая ложка, стакан с чистой водой, стеклянная трубочка, воронка, фильтры, спиртовки, спички, предметные стекла, пипетки, держатели, лупа); карточки с терминами, презентация.
Оборудование для учащихся: учебник «Окружающий мир» 3 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс (А.А. Плешаков), материал для опытов 1 набор на парту (сухая почва в лотке, бумажная салфетка, пластиковая ложка, стакан с чистой водой, стеклянная трубочка, лупы).
План-конспект урока математики составлен по государственной программе А.А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс по УМК «Школа России».
Самоопределение к деятельности
– Ребята, отгадайте загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Знают все: и мал, и стар
Что она большущий шар.
– А, что вы представляете, когда слышите слово «земля»?
- Это и название планеты, на которой мы живём.
- Это и суша, как противоположность водному и воздушному пространству.
- Это и земля в понимании страна, государство (т.е. территория).
– Слово земля многозначное. Чтобы понять, о какой земле мы будем говорить, вспомните сказку “Репка” . Куда посадил дед репку? (В землю).
– Как по-научному называется земля, на которой растут растения? (Почва).
ДА, ВЕРНО. Главное слово на уроке – ПОЧВА (Прикрепить на доску карточку со словом «почва»)
– Сформулируйте тему урока.
–А теперь сформулируем вопросы, на которые будем отвечать на уроке (Вопросы записаны на доске. Учащиеся вставляют пропущенные в вопросах слова):
Слова для справок: Почва, состоит, свойство, обитает.
Итак, тема урока «Что такое почва».
Работа по теме урока
– Где мы можем найти ответ на первый вопрос? В учебнике.
– Найдите определение слова «почва» в учебнике. Прочитаем хором. На первый вопрос ответили.
– Теперь ответим на второй вопрос. Прочитаем его.
– Для этого выполним задание на стр.64. (возле синего кружка). РАБОТА В ПАРАХ
- Рассмотрите внимательно иллюстрацию.
- Обсудите друг с другом, какое значение имеет почва для растений? Кто ответит всем?
- Обсудите друг с другом, какие животные живут в почве? Назовем, в почве обитают … (по цепочке).
- И снова порассуждайте в парах, какое значение имеет почва для животных? Давайте озвучим ваши мысли?
– Сделаем вывод: почва – это верхний слой Земли, в котором живут животные, растут растения и даже обитают бактерии.
– Третий вопрос — узнать о главном свойстве почвы. Для этого расшифруем запись. (Плодородие). От каких 2 слов образовано это слово? (Плоды родить, т.е. почва дает плоды разным растениям)
– Почему в некоторых местах почва плодородна, а в некоторых нет? (Ответы учащихся)
– Предположим, что в ней есть то, что необходимо растениям.
– Сегодня мы, учёные – исследователи, будем искать ответ на четвертый вопрос, из чего состоит почва. Чтобы проводить опыты, надо помнить и соблюдать правила техники безопасности. Мы о них уже говорили, напомним их, вот подсказка.
Приступим к нашему научному исследованию. Любое исследование предполагает различные методы изучения.
– Начинаем метод исследования – НАБЛЮДЕНИЯ
– Вы работаете в парах, как обычно спокойно и вежливо.
– Вооружитесь лупой, рассмотрите почву. Ответьте на мои вопросы:
– Какого цвета у вас почва? (Коричневый, чёрный)
– Что вы видите в почве? (Остатки сухих листьев, палочки, траву)
– Как вы думаете, из верхнего или нижнего слоя взяли образец почвы? Докажите свой ответ.
– Можем ли мы определить состав почвы, просто внимательно рассмотрев ее? (Нет.)
– Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты.
– Следующий метод исследования – ЭКСПЕРИМЕНТ
Опыт 1. По ходу исследования будем заполнять таблицу в рабочей тетради с.37. Откройте тетради.
– Возьмем стакан с водой и опустим туда 1 комочек почвы.
– Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки).
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)
–Для чего нужен воздух в почве? (Воздух помогает корням растений дышать)
– Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте стакан.
– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть воздух».
– Возьмём бумажную салфетку и положим на неё немного почвы. Сильно сожмём и аккуратно стряхнём почву.
– Что осталось на салфетке? (Вода)
– Для чего нужна вода в почве? ( Вода необходима для жизни растений)
– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть вода».
– А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы.
– Какая стала вода? (Мутная).
– Это говорит о том, что некоторые вещества растворились, а некоторые нет?
– Что мы видим на поверхности воды? (Мусор, остатки листьев, насекомых)
– Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина). Песок хороший разрыхлитель. Глина хорошо удерживает воду.
– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть песок и глина».
– Следующий опыт вам продемонстрирую я.
– Нагреем немного почвы над огнем.
– Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и чувствуется неприятный запах).
– Это сгорает перегной – остатки растений и животных. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы. Как вы думаете, что означает слово «перегной»? (Перегнившие остатки живой природы)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит перегной).
– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть перегной». Пока вы записываете, я профильтрую раствор.
– Поместим несколько капель профильтрованной воды на стекло.
– Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарится.
– Что осталось на стекле? (На стекле остались небольшие белые пятна).
– Как вы думаете, что это? Это минеральные соли.
– Для чего они? (Мин.соли необходимы для жизни растений)
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде).
– Итак, наши исследования закончены. Подведем итоги. Наведем порядок на рабочем месте. С помощью таблицы из РТ продолжите мое высказывание: в состав почвы входят … (глина, песок, воздух, вода, остатки растений, перегной, соли).
Мы ответили на 4 вопрос. Вернемся к 3 вопросу. Главное свойство почвы – плодородие. Что из перечисленного увеличивает плодородие? Перегной. Откройте учебник с.66. найдите 4 абзац. Прочитайте.
Сообщение о Докучаеве
– Науку о почвах — почвоведение — создал русский ученый почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что в разных природных зонах разные виды почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв.
– Докучаев говорил, что почва дороже золота.
– Почему? (Без золота люди прожить могли бы, а без почвы – нет)
Самостоятельная работа РТ с. №4
Сделаем вывод: почва появляется под воздействием растений и живых организмов.Почва и растения – едины и взаимосвязаны. Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни.
– Давайте же и мы с вами ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
– Какую тему изучали?
– Какие проблемы рассматривали?
– Что нового узнали?
– Что понравилось на уроке?
– Оцените свою работу на уроке.
Д.з с.64 – 68, читать, ответ на вопросы, РТ с. 38 №5
Источник
Окружающий мир. «Перспектива». Почва. Состав почвы.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochva._sostav_pochvy._kolomoytseva_t._a._klaster.docx | 15.06 КБ |
pochva._sostav_pochvy._kolomoytseva_t._a._konspekt_uroka.docx | 73.75 КБ |
pochva._sostav_pochvy._kolomoytseva_t._a._pamyatka.docx | 20.38 КБ |
pochva._sostav_pochvy._kolomoytseva_t._a.ppt | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
И РАСТЕНИЙ — ПЕРЕГНОЙ
Предварительный просмотр:
Название темы : «Почва. Состав почвы»
Средства обучения (в том числе технические средства обучения)
Компьютер, интерактивная доска, почва на тарелках, прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки со словами.
1.Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс
2. Иллюстрации: «Метафайлы Windows»
3. Ресурсы Интернет:
Цель: создать условия для организации исследовательской работы при изучении понятия «почва»
Личностные : способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира; пониманию причин успеха в учёбе; ориентации на понимание предложений и оценок учителя и товарищей, ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.
Коммуникативные : создать условия для учебного взаимодействия учащихся.
Регулятивные: развивать способность ставить учебные цели и задачи, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою деятельность.
Познавательные: содействовать развитию умения анализировать изучаемый объект (почву) с выделением существенных признаков.
Предметные: содействовать развитию умений осуществлять запись информации, полученной в ходе исследования; планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение состава почвы, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний
Ход урока ——- Дети сидят группами по 4-6 человек
На доске Тема урока
Наши глаза внимательно смотрят и все . (видят).
Уши внимательно слушают и все . (слышат).
Голова хорошо . (думает).
Учитель: на прошлом уроке мы изучали тему «Водные богатства». Давайте вспомним что такое водоемы?
Ученик: Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом.
Учитель: Какие водоемы бывают?
Ученик: Реки, озера, водохранилища, моря.
Учитель: Назовите крупные водоёмы нашей области.
Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли? Обоснуйте свое мнение.
Ученик: Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.
Сегодня познакомимся с ещё одним природным богатством.
— Отгадайте загадку: Слайд
Самый верхний слой земельный,
В ней растут трава, деревья,
Как ее все называют?
Ученик: Почва ( Земля. У слова “земля” несколько значений. Назовите их. (Земля – планета, земля, по которой мы ходим, на которой выращиваем растения.)
Учитель: Какая тема сегодняшнего урока? (Почва)
Учитель: Что ещё узнаете о почве? (Чтение плана на доске)
- Что такое почва?
- Образование почвы.
- Состав почвы. Её основное свойство.
- Что должен предпринять человек, чтобы уберечь почву?
Учитель: У каждого на столе таблица для работы, которую мы будем заполнять по ходу урока.
-Земля – говорим в быту, научное название ПОЧВА
Учитель: Дайте определение слову ПОЧВА
1 Ученик Почва (академический словарь русского языка) Поверхностный слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь
2 Ученик Почва (энциклопедия «Биологи») — самый поверхностный слой суши земного шара, образовавшийся в результате разрушения горных пород под действием температур воздуха и атмосферных осадков, живых и мёртвых растений, животных и микроорганизмов.
Учитель: -Поищем информацию в справочном материале.
Почва – верхний плодородный слой земли (записываем в таблицу)
Учитель: Прежде чем повести рассказ о земле, давайте вспомним историю. Мы отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.
Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные.
— Почему изменился облик земли? (Появилась вода; вода и тепло создАли условия для появления жизни в океане, а потом на суше.)
Если вы в дождь пройдете по полю, это легко будет сделать?
Ученик: нет, на обувь сразу налипнет земля.
Учитель: Вам и в голову не приходит, что вы идете по настоящему чуду природы – почве. Не сразу люди осознали, что это одно из главных наших богатств. Изучению почвы посвятил свою жизнь русский ученый, профессор Василий Васильевич Докучаев. Все, что вы дальше узнаете о почвах, — во многом результат его исследований. Но сначала давайте сами познакомимся с составом почвы.
Для этого мы проведём опыты, но прежде ознакомимся с памяткой.
Перед работой познакомимся с правилами при проведении опытов. У каждого на столе памятка (прочитаем вслух)
- Необходимо бережно относится ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.
- Во время работы нельзя вставать с мест.
- Опыт проводит один ученик, остальные молча наблюдают. Только после этого обмениваетесь мнениями по результатам проведённого опыта.
- Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
- Подходить к столу и проводить замену оборудования можно только с разрешения учителя.
- После окончания работы необходимо вымыть руки.
Практическая работа. Состав почвы.
Учитель: Сейчас мы узнаем, из чего состоит почва.
Опыт № 1 учащиеся
Учитель: возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?
Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть воздух. (записали в таблицу)
Учитель: Размешиваем почву палочкой и отставлю стакан в сторону. учащиеся
Опыт № 2 учащиеся
Учитель: Кладем немного почвы в салфетку, сжимаем, выкладываем почву, ЧТО увидели? (салфетка влажная) . Что доказывает этот опыт?
Дети : В почве есть вода. (записали в таблицу)
Опыт № 3 учитель
Учитель : Нагреваю почву. Что вы видите и чувствуете?
Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.
Учитель: Это сгорают мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых перегной (образовался из остатков растений и животных). Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?
Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.
Учитель: Перегной определяет плодородие почвы. Чем его больше, тем плодороднее почва. Это основное (или главное) свойство почвы. (записали в таблицу) Почва, богатая перегноем, называется – чернозём.
Опыт № 4 учащиеся
Учитель: Посмотрим на стакан с водой и почвой. Что вы видите?
Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.
Учитель: Рассмотрите внимательно эту муть на дне стакана. Что вы видите?
Дети : Песок поверх, которого осела глина.
Учитель : Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть песок и глина . (записали в таблицу)
Опыт № 5 учитель
Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?
Дети: Это похоже на соль.
(Дети рассматривают налет на стекле)
Учитель: Правильно. Это соли. А для чего нужны соли в почве?
Дети: Соли – это вещества, необходимые для роста и развития растения.
Учитель: Верно. Образуются они из перегноя под действием микробов, которые живут в почве.
Какие выводы можно сделать?
Дети: В почве есть соли, которые могут растворяться в воде. (записали в таблицу)
Учитель: Пользуясь кластером, перечислите, из чего состоит почва.
Дети: Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей.
Все ответы детей учитель записывает на доске в виде Кластера «Состав почвы».
Состав почвы
Учитель: Какое основное свойство почвы?
Ученик: Плодородие (записали)
Учитель: Зачем нужно знать состав почвы, плодородна она или нет?
Задание. Прочитайте текст (про себя)
Учитель: Почему почва является важной частью жизни человека?
Учитель: Что является основным источником загрязнения?
Обобщение (по плану)
Учитель: Какие пословицы о почве, о земле вы подобрали?
Учитель: О чем говорят пословицы?
Ученик: наши предки называли землю матушкой, кормилицей. Оберегали её.
Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому.
Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами будем любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
Птице – воздух, рыбе – вода, а человеку – вся земля.
— Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось в уроке?
Слайд (полный ответ)
Рефлексия. Продолжите фразу
- Сегодня на уроке я узнал…
- На уроке интересным для меня было…
- На уроке новым для меня было…
Оценивание – устно с пояснением.
Д/З. А сейчас я вам предлагаю выбрать себе домашнее задание на следующий урок.
1. Составить кроссворд по теме “Почва”.
2. Подготовить сообщение о том, как повысить плодородность почвы.
3. Подготовить рисунок по теме “Берегите почву”.
Почва – верхний плодородный слой земли.
Основное свойство почвы – плодородие.
В почве есть всё необходимое для растений. Воздух – для дыхания, вода и соли – для питания, песок, чтобы почва была рыхлой, то есть каждый компонент имеет свой значение, но всё же главный-перегной. От его количества зависит основное свойство почвы – плодородие.
Загрязнение почвы в современном мире.
Пожалуй, не имеет смысла объяснять, насколько почва является важной частью жизни человека. Большую часть еды, которой питается человек, приносит почва: от злаковых культур до редких видов фруктов и овощей. Чтобы так продолжалось и дальше, необходимо поддерживать состояние грунта на должном уровне для нормального круговорота воды.
Загрязнение почвы — это попадание в нее токсичных химических веществ и мусора в высоких количествах, препятствующих нормальному протеканию круговорота грунтовых систем.
Основные источники загрязнения почвы:
- Человек загрязняет почву разного рода вредными веществами — от промышленных выбросов, от автомобилей, от мусора.
- Человек может загрязнить почву химическими и радиоактивными осадками.
- Изъятие земель под строительство городов, дорог и прочих объектов инфраструктуры.
- Распашка и неправильная агротехника приводит к обеднению почв, вымыванию плодородного слоя, использование удобрений нарушает баланс энергии и отравляет почву.
- Вырубка лесов позволяет дождям и талой воде смывать огромные участки почв, а в перспективе грозит опустыниванию почвы.
- Добыча полезных ископаемых как открытым (в карьерах), так и закрытым (в шахтах), способом уничтожает огромные участки плодородной почвы.
Вывод: Любая промышленная или иначе техногенная деятельность человека наносит вред почвам, нарушает сложившийся биологический баланс.
1. Составить кроссворд по теме “Почва”.
2. Подготовить сообщение о том, как повысить плодородность почвы.
3. Подготовить рисунок по теме “Берегите почву”.
Источник