Меню

Почва это 3 класс окружающий мир перспектива

Урок по окружающему миру для 3 класса по теме «Что такое почва»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок — исследование. Знакомство с понятием и составом почвы. Обучающиеся проводят опыты в парах, учитель демонстрирует более сложные эксперименты. В ходе исследований заполняется таблица в рабочей тетради.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru.zip 974.38 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 «Б» КЛАСС

ТЕМА УРОКА «ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА».

Цель: познакомить с понятием «почва», создать условия для организации исследовательской работы при изучении состава почвы.

  1. Личностные УУД:
    — формировать положительное и осознанное отношение к изучению окружающего мира,

— осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

  1. Познавательные УУД:
    — формировать умение выполнять мыслительные операции анализа и синтеза изучаемых объектов,
    — давать характеристики изучаемым природным объектам,

— работать с текстовым и иллюстративным материалом,

— заполнять таблицу по ходу урока,
— осуществлять обобщение, делать выводы.

  1. Коммуникативные УУД:
    — совершенствовать умение работать в парах.
    — понимать задаваемые вопросы, формулировать на них ответы, используя изученные термины и опираясь на свой опыт,
    — выражать свою точку зрения.
  2. Регулятивные УУД:
    — формировать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя,
    — формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, работать по заданному правилу,
    — формировать умение оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.
  1. Расширить знания об окружающем мире,.
  2. Формировать умение исследовать с помощью опытов состав почвы.
  3. Анализировать взаимосвязи почвы и растений, животных, значение почвы для живой природы.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся : Учебный математический диалог, наблюдение, моделирование, фронтальная работа под руководством учителя, индивидуальная работа, практическая работа в парах, самоконтроль, взаимоконтроль, коррекция своей работы.

Оборудование для учителя: учебник «Окружающий мир» 3 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс (А.А. Плешаков), материал для опытов (сухая почва в лотках, бумажная салфетка, пластиковая ложка, стакан с чистой водой, стеклянная трубочка, воронка, фильтры, спиртовки, спички, предметные стекла, пипетки, держатели, лупа); карточки с терминами, презентация.

Оборудование для учащихся: учебник «Окружающий мир» 3 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс (А.А. Плешаков), материал для опытов 1 набор на парту (сухая почва в лотке, бумажная салфетка, пластиковая ложка, стакан с чистой водой, стеклянная трубочка, лупы).

План-конспект урока математики составлен по государственной программе А.А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс по УМК «Школа России».

Самоопределение к деятельности

– Ребята, отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Знают все: и мал, и стар

Что она большущий шар.

– А, что вы представляете, когда слышите слово «земля»?

  • Это и название планеты, на которой мы живём.
  • Это и суша, как противоположность водному и воздушному пространству.
  • Это и земля в понимании страна, государство (т.е. территория).

– Слово земля многозначное. Чтобы понять, о какой земле мы будем говорить, вспомните сказку “Репка” . Куда посадил дед репку? (В землю).

– Как по-научному называется земля, на которой растут растения? (Почва).

ДА, ВЕРНО. Главное слово на уроке – ПОЧВА (Прикрепить на доску карточку со словом «почва»)

– Сформулируйте тему урока.

–А теперь сформулируем вопросы, на которые будем отвечать на уроке (Вопросы записаны на доске. Учащиеся вставляют пропущенные в вопросах слова):

Слова для справок: Почва, состоит, свойство, обитает.

Итак, тема урока «Что такое почва».

Работа по теме урока

– Где мы можем найти ответ на первый вопрос? В учебнике.

– Найдите определение слова «почва» в учебнике. Прочитаем хором. На первый вопрос ответили.

– Теперь ответим на второй вопрос. Прочитаем его.

– Для этого выполним задание на стр.64. (возле синего кружка). РАБОТА В ПАРАХ

  • Рассмотрите внимательно иллюстрацию.
  • Обсудите друг с другом, какое значение имеет почва для растений? Кто ответит всем?
  • Обсудите друг с другом, какие животные живут в почве? Назовем, в почве обитают … (по цепочке).
  • И снова порассуждайте в парах, какое значение имеет почва для животных? Давайте озвучим ваши мысли?

– Сделаем вывод: почва – это верхний слой Земли, в котором живут животные, растут растения и даже обитают бактерии.

– Третий вопрос — узнать о главном свойстве почвы. Для этого расшифруем запись. (Плодородие). От каких 2 слов образовано это слово? (Плоды родить, т.е. почва дает плоды разным растениям)

– Почему в некоторых местах почва плодородна, а в некоторых нет? (Ответы учащихся)

– Предположим, что в ней есть то, что необходимо растениям.

– Сегодня мы, учёные – исследователи, будем искать ответ на четвертый вопрос, из чего состоит почва. Чтобы проводить опыты, надо помнить и соблюдать правила техники безопасности. Мы о них уже говорили, напомним их, вот подсказка.

Приступим к нашему научному исследованию. Любое исследование предполагает различные методы изучения.

– Начинаем метод исследования – НАБЛЮДЕНИЯ

– Вы работаете в парах, как обычно спокойно и вежливо.

– Вооружитесь лупой, рассмотрите почву. Ответьте на мои вопросы:

– Какого цвета у вас почва? (Коричневый, чёрный)
– Что вы видите в почве? (Остатки сухих листьев, палочки, траву)
– Как вы думаете, из верхнего или нижнего слоя взяли образец почвы? Докажите свой ответ.

– Можем ли мы определить состав почвы, просто внимательно рассмотрев ее? (Нет.)
– Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты.

– Следующий метод исследования – ЭКСПЕРИМЕНТ

Опыт 1. По ходу исследования будем заполнять таблицу в рабочей тетради с.37. Откройте тетради.

– Возьмем стакан с водой и опустим туда 1 комочек почвы.
– Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки).
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)

–Для чего нужен воздух в почве? (Воздух помогает корням растений дышать)

– Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте стакан.

– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть воздух».

– Возьмём бумажную салфетку и положим на неё немного почвы. Сильно сожмём и аккуратно стряхнём почву.

– Что осталось на салфетке? (Вода)

– Для чего нужна вода в почве? ( Вода необходима для жизни растений)

– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть вода».

– А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы.
– Какая стала вода? (Мутная).
– Это говорит о том, что некоторые вещества растворились, а некоторые нет?

– Что мы видим на поверхности воды? (Мусор, остатки листьев, насекомых)
– Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина). Песок хороший разрыхлитель. Глина хорошо удерживает воду.

– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть песок и глина».

– Следующий опыт вам продемонстрирую я.
– Нагреем немного почвы над огнем.
– Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и чувствуется неприятный запах).
– Это сгорает перегной – остатки растений и животных. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы. Как вы думаете, что означает слово «перегной»? (Перегнившие остатки живой природы)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит перегной).

– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть перегной». Пока вы записываете, я профильтрую раствор.

– Поместим несколько капель профильтрованной воды на стекло.

– Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарится.

– Что осталось на стекле? (На стекле остались небольшие белые пятна).

– Как вы думаете, что это? Это минеральные соли.

– Для чего они? (Мин.соли необходимы для жизни растений)

– Какой вывод можно сделать? (В почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде).

– Итак, наши исследования закончены. Подведем итоги. Наведем порядок на рабочем месте. С помощью таблицы из РТ продолжите мое высказывание: в состав почвы входят … (глина, песок, воздух, вода, остатки растений, перегной, соли).

Мы ответили на 4 вопрос. Вернемся к 3 вопросу. Главное свойство почвы – плодородие. Что из перечисленного увеличивает плодородие? Перегной. Откройте учебник с.66. найдите 4 абзац. Прочитайте.

Сообщение о Докучаеве

– Науку о почвах — почвоведение — создал русский ученый почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что в разных природных зонах разные виды почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв.
– Докучаев говорил, что почва дороже золота.
– Почему? (Без золота люди прожить могли бы, а без почвы – нет)

Самостоятельная работа РТ с. №4

Сделаем вывод: почва появляется под воздействием растений и живых организмов.Почва и растения – едины и взаимосвязаны. Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни.
– Давайте же и мы с вами ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

– Какую тему изучали?

– Какие проблемы рассматривали?

– Что нового узнали?

– Что понравилось на уроке?

– Оцените свою работу на уроке.

Д.з с.64 – 68, читать, ответ на вопросы, РТ с. 38 №5

Источник

Окружающий мир. «Перспектива». Почва. Состав почвы.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Скачать:

Вложение Размер
pochva._sostav_pochvy._kolomoytseva_t._a._klaster.docx 15.06 КБ
pochva._sostav_pochvy._kolomoytseva_t._a._konspekt_uroka.docx 73.75 КБ
pochva._sostav_pochvy._kolomoytseva_t._a._pamyatka.docx 20.38 КБ
pochva._sostav_pochvy._kolomoytseva_t._a.ppt 1.86 МБ

Предварительный просмотр:

И РАСТЕНИЙ — ПЕРЕГНОЙ

Предварительный просмотр:

Название темы : «Почва. Состав почвы»

Средства обучения (в том числе технические средства обучения)

Компьютер, интерактивная доска, почва на тарелках, прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки со словами.

1.Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс

2. Иллюстрации: «Метафайлы Windows»

3. Ресурсы Интернет:

Цель: создать условия для организации исследовательской работы при изучении понятия «почва»

Личностные : способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира; пониманию причин успеха в учёбе; ориентации на понимание предложений и оценок учителя и товарищей, ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Коммуникативные : создать условия для учебного взаимодействия учащихся.

Регулятивные: развивать способность ставить учебные цели и задачи, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою деятельность.

Познавательные: содействовать развитию умения анализировать изучаемый объект (почву) с выделением существенных признаков.

Предметные: содействовать развитию умений осуществлять запись информации, полученной в ходе исследования; планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение состава почвы, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний

Ход урока ——- Дети сидят группами по 4-6 человек

На доске Тема урока

Наши глаза внимательно смотрят и все . (видят).

Уши внимательно слушают и все . (слышат).

Голова хорошо . (думает).

Учитель: на прошлом уроке мы изучали тему «Водные богатства». Давайте вспомним что такое водоемы?

Ученик: Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом.

Учитель: Какие водоемы бывают?

Ученик: Реки, озера, водохранилища, моря.

Учитель: Назовите крупные водоёмы нашей области.

Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли? Обоснуйте свое мнение.

Ученик: Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.

Сегодня познакомимся с ещё одним природным богатством.

— Отгадайте загадку: Слайд

Самый верхний слой земельный,

В ней растут трава, деревья,

Как ее все называют?

Ученик: Почва ( Земля. У слова “земля” несколько значений. Назовите их. (Земля – планета, земля, по которой мы ходим, на которой выращиваем растения.)

Учитель: Какая тема сегодняшнего урока? (Почва)

Учитель: Что ещё узнаете о почве? (Чтение плана на доске)

  1. Что такое почва?
  2. Образование почвы.
  3. Состав почвы. Её основное свойство.
  4. Что должен предпринять человек, чтобы уберечь почву?

Учитель: У каждого на столе таблица для работы, которую мы будем заполнять по ходу урока.

-Земля – говорим в быту, научное название ПОЧВА

Учитель: Дайте определение слову ПОЧВА

1 Ученик Почва (академический словарь русского языка) Поверхностный слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь
2 Ученик Почва (энциклопедия «Биологи») — самый поверхностный слой суши земного шара, образовавшийся в результате разрушения горных пород под действием температур воздуха и атмосферных осадков, живых и мёртвых растений, животных и микроорганизмов.

Учитель: -Поищем информацию в справочном материале.

Почва – верхний плодородный слой земли (записываем в таблицу)

Учитель: Прежде чем повести рассказ о земле, давайте вспомним историю. Мы отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.

Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные.

— Почему изменился облик земли? (Появилась вода; вода и тепло создАли условия для появления жизни в океане, а потом на суше.)

Если вы в дождь пройдете по полю, это легко будет сделать?

Ученик: нет, на обувь сразу налипнет земля.

Учитель: Вам и в голову не приходит, что вы идете по настоящему чуду природы – почве. Не сразу люди осознали, что это одно из главных наших богатств. Изучению почвы посвятил свою жизнь русский ученый, профессор Василий Васильевич Докучаев. Все, что вы дальше узнаете о почвах, — во многом результат его исследований. Но сначала давайте сами познакомимся с составом почвы.

Для этого мы проведём опыты, но прежде ознакомимся с памяткой.

Перед работой познакомимся с правилами при проведении опытов. У каждого на столе памятка (прочитаем вслух)

  1. Необходимо бережно относится ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.
  2. Во время работы нельзя вставать с мест.
  3. Опыт проводит один ученик, остальные молча наблюдают. Только после этого обмениваетесь мнениями по результатам проведённого опыта.
  4. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
  5. Подходить к столу и проводить замену оборудования можно только с разрешения учителя.
  6. После окончания работы необходимо вымыть руки.

Практическая работа. Состав почвы.

Учитель: Сейчас мы узнаем, из чего состоит почва.

Опыт № 1 учащиеся

Учитель: возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?

Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть воздух. (записали в таблицу)

Учитель: Размешиваем почву палочкой и отставлю стакан в сторону. учащиеся

Опыт № 2 учащиеся

Учитель: Кладем немного почвы в салфетку, сжимаем, выкладываем почву, ЧТО увидели? (салфетка влажная) . Что доказывает этот опыт?

Дети : В почве есть вода. (записали в таблицу)

Опыт № 3 учитель

Учитель : Нагреваю почву. Что вы видите и чувствуете?

Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.

Учитель: Это сгорают мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых перегной (образовался из остатков растений и животных). Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?

Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.

Учитель: Перегной определяет плодородие почвы. Чем его больше, тем плодороднее почва. Это основное (или главное) свойство почвы. (записали в таблицу) Почва, богатая перегноем, называется – чернозём.

Опыт № 4 учащиеся

Учитель: Посмотрим на стакан с водой и почвой. Что вы видите?

Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.

Учитель: Рассмотрите внимательно эту муть на дне стакана. Что вы видите?

Дети : Песок поверх, которого осела глина.

Учитель : Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть песок и глина . (записали в таблицу)

Опыт № 5 учитель

Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?

Дети: Это похоже на соль.

(Дети рассматривают налет на стекле)

Учитель: Правильно. Это соли. А для чего нужны соли в почве?

Дети: Соли – это вещества, необходимые для роста и развития растения.

Учитель: Верно. Образуются они из перегноя под действием микробов, которые живут в почве.

Какие выводы можно сделать?

Дети: В почве есть соли, которые могут растворяться в воде. (записали в таблицу)

Учитель: Пользуясь кластером, перечислите, из чего состоит почва.

Дети: Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей.

Все ответы детей учитель записывает на доске в виде Кластера «Состав почвы».

Состав почвы

Учитель: Какое основное свойство почвы?

Ученик: Плодородие (записали)

Учитель: Зачем нужно знать состав почвы, плодородна она или нет?

Задание. Прочитайте текст (про себя)

Учитель: Почему почва является важной частью жизни человека?

Учитель: Что является основным источником загрязнения?

Обобщение (по плану)

Учитель: Какие пословицы о почве, о земле вы подобрали?

Учитель: О чем говорят пословицы?

Ученик: наши предки называли землю матушкой, кормилицей. Оберегали её.

Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому.

Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами будем любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Птице – воздух, рыбе – вода, а человеку – вся земля.

— Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось в уроке?

Слайд (полный ответ)

Рефлексия. Продолжите фразу

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • На уроке интересным для меня было…
  • На уроке новым для меня было…

Оценивание – устно с пояснением.

Д/З. А сейчас я вам предлагаю выбрать себе домашнее задание на следующий урок.

1. Составить кроссворд по теме “Почва”.

2. Подготовить сообщение о том, как повысить плодородность почвы.

3. Подготовить рисунок по теме “Берегите почву”.

Почва – верхний плодородный слой земли.

Основное свойство почвы – плодородие.

В почве есть всё необходимое для растений. Воздух – для дыхания, вода и соли – для питания, песок, чтобы почва была рыхлой, то есть каждый компонент имеет свой значение, но всё же главный-перегной. От его количества зависит основное свойство почвы – плодородие.

Загрязнение почвы в современном мире.

Пожалуй, не имеет смысла объяснять, насколько почва является важной частью жизни человека. Большую часть еды, которой питается человек, приносит почва: от злаковых культур до редких видов фруктов и овощей. Чтобы так продолжалось и дальше, необходимо поддерживать состояние грунта на должном уровне для нормального круговорота воды.

Загрязнение почвы — это попадание в нее токсичных химических веществ и мусора в высоких количествах, препятствующих нормальному протеканию круговорота грунтовых систем.

Основные источники загрязнения почвы:

  1. Человек загрязняет почву разного рода вредными веществами — от промышленных выбросов, от автомобилей, от мусора.
  2. Человек может загрязнить почву химическими и радиоактивными осадками.
  3. Изъятие земель под строительство городов, дорог и прочих объектов инфраструктуры.
  4. Распашка и неправильная агротехника приводит к обеднению почв, вымыванию плодородного слоя, использование удобрений нарушает баланс энергии и отравляет почву.
  5. Вырубка лесов позволяет дождям и талой воде смывать огромные участки почв, а в перспективе грозит опустыниванию почвы.
  6. Добыча полезных ископаемых как открытым (в карьерах), так и закрытым (в шахтах), способом уничтожает огромные участки плодородной почвы.

Вывод: Любая промышленная или иначе техногенная деятельность человека наносит вред почвам, нарушает сложившийся биологический баланс.

1. Составить кроссворд по теме “Почва”.

2. Подготовить сообщение о том, как повысить плодородность почвы.

3. Подготовить рисунок по теме “Берегите почву”.

Источник

Читайте также:  Когда нужно удобрять малину навозом
Adblock
detector