Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме «Почва», УМК «Планета знаний»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Данный урок проводится по предмету Окружающий мир 3 класс УМК » Планета знаний». Тема урока : «Почва её состав и свойства». На уроке поствлены задачи:
- Формировать понятие «почва», представление о ее образовании, составе и свойствах;
- Развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;
- Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества, сотрудничество; организованность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по теме «Почва-важнейшая часть экосистемы.»
з классрабочая программа «Школа 2100″урок изучения нового материала.
Конспект урока окружающего мира по теме «В мире звука» УМК «Планета знаний» 2 класс.
Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука.
Конспект урока 1 класс по теме «Здания» УМК «Планета знаний»
Конспект урока ИЗО УМК «Планета знаний», на котором дети помогают сказочным героям Фруктикам и Овощикам построить новые дома, вместо разрушенныхзлым волшебником Гусеняком.
Конспект урока окружающего мира в 3-м классе по теме «Почва» (УМК «Планета знаний»)
Задачи:Формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе и свойствах;Развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный.
Конспект урока окружающего мира «Скелет», 3 класс, УМК «Планета знаний»
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Конспект урока окружающего мира «Дыхание», 3 класс, УМК «Планета знаний»
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Конспект урока окружающего мира «Питание», 3 класс, УМК «Планета знаний»
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Источник
Почва.Её состав и свойства.
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме
Презентация к уроку окружающего мира «Почва. Её состав и свойства» 3 класс «Планета знаний».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochva._eyo_sostav_i_svoystva._gornostaeva_i.n.pptx | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выполнила : Горностаева Ирина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №20 г.Донецка Ростовской области Презентация к уроку окружающего мира по теме «Почва. Её состав и свойства» 3 класс УМК «Планета знаний».
Бьют меня ногами, Режут грудь ножами. Каждый хочет растоптать. А я с подарками опять. Загадка земля
Земля – планета земля – почва Земля земля-суша
Телеграмма Учащимся 3 «В» класса МБОУ СОШ№ 20 Лаборатория НИИ Что это?
Почва. Её состав и свойства Тема урока :
Вопросы: Что такое почва ? Как образуется почва?
Словарь русского языка: П О Ч В А – поверхностный слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь. Найди и сравни определение «почва» в учебнике. Почва –это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения
скалистые породы лишайники
почва климат воды рельеф человек растения животные горные породы
Везде ли на земле есть почва?
Учебная лаборатория Правила работы: Внимательно слушать инструкцию. Четко выполнять указания. Быть наблюдательными.
Возьмите стакан с водой и бросьте в него комочек почвы. Что вы увидели? Какой вывод можно сделать? Исследуем состав почвы Опыт №1 В почве есть воздух.
Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидели на бумаге? Какой вывод можно сделать? Исследуем состав почвы Опыт №2 В почве в есть вода
Будем нагревать почву Что вы видите и чувствуете? Исследуем состав почвы Опыт №3 Появился лёгкий дымок. Мы почувствовали неприятный запах !
Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных. Именно перегной придаёт почве тёмный цвет. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя Вывод:
ПЛОДОРОДИЕ необходимо сохранять
Если мы возьмём стакан с водой и почвой, который оставляли после первого опыта , что вы увидите? Исследуем состав почвы Опыт №4
Вывод : Можно рассмотреть различные слои почвы. На дне видны песчинки песка и частицы глины . Сверху – перегной . песок глина перегной
Испарение нескольких капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Вода быстро испарилась. А на стекле остались белые пятна. Налёты. Сделайте вывод , что это за пятна? Исследуем состав почвы Опыт №5
Вывод: В почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде
состав почвы песок, глина остатки растений и животных живые организмы вода минеральные соли воздух
Свойства почвы : Сыпучая Почва пропускает воду — водопроницаемость Почва нагревается и охлаждается -теплопроводность Плодородие
Это интересно! 1см почвы за 250 – 300 лет 20см за 5 – 6 тысяч лет
Это интересно! На 1 м² живет приблизительно 80 дождевых червей
Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
Отчего почва разрушается? Неразумная деятельность человека: строительство; уничтожение парков и скверов; непродуманный выпас скота; вырубка леса; Почву размывает вода; Выдувает сильный ветер;
Способы защиты почв от разрушения. Для накопления влаги в почве применяется снегозадержание; Нельзя вырубать леса , лишать на больших пространствах землю естественного растительного покрова; Как заграждение от ветра в засушливых районах надо сажать полезащитные полосы. Эти насаждения также будут задерживать влагу и насыщать ею воздух; Сохраняет почву от разрушения посев многолетних трав; Вспашка поперек склонов: вода при этом не сбегает, а впитывается в почву.
объясни высказывание: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете» МОЛОДЦЫ!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почва. Ее состав и свойство.
Проблемный урок по предмету «Окружающий мир» для 3-го класса на котором дети узнают что такое почва, как она образовалась, ее состав, свойства. На уроке дается классификация видов почвы по территориал.
Почва. Ее состав и свойство. 2 часть
Конспект урока по окружающему миру по теме: «Почва, её состав и свойства», 3класс, УМК «Гармония»
Конспект урока разработан в соответствии требованиями ФГОС.
Почва, ее состав и свойства
Цели: Образовательная:формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах.Развивающая:развивать умения работы с научным текстом и схемами,выявлять причинно-следственные связи ме.
Почва. Ее состав и свойства.
Почва. Ее состав и свойства.
«Почва, ее состав и свойства»
Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе.
Презентация «Почва, ее состав и свойства»
презентация к открытому уроку окружающего мира в 3 классе.
Источник
Урок окружающего мира «Почва.Состав почвы.» 3 класс УМК «Планета знаний»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Занимательный и содержательный урок с мини-исследованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_okruzhayushchego_mira_v_3_klasse.docx | 28.59 КБ |
prezentatsiya_na_urok.ppt | 2.95 МБ |
na_dosku.docx | 66.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе
на тему «Почва. Состав почвы»
Цель: знакомство с почвой – верхним плодородным слоем земли.
предметные: иметь представление о почве как о верхнем плодородном слое земли; знать состав почвы; характеризовать процессы образования почвы, иметь представление о вредных веществах для почвы, меры по охране почвы;
метапредметные: понимать учебную задачу, стремиться ее выполнить; уметь делать выводы, анализировать схемы, моделировать связи почвы и растений;
личностные: иметь представление о целостности окружающего мира; испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Оборудование: презентация, учебник, карточки – распечатки, образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло (лабораторное), колба, спиртовка, штатив, держатель, толковый словарь русского языка, электронная презентация.
(м/ф «Маша и медведь») (слайд 2)
— Охарактеризуйте Машу, скажите, какая Маша в этом фрагменте?
— А вам, ребята, интересно узнавать что — то новое?
-Я думаю, что сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного. Того нового, которое вам обязательно пригодится в жизни. Ведь урок окружающего мира, это урок знаний жизни вокруг нас.
Любопытная, ей интересно всё знать.
Самоопределение к деятельности
(приём «Корзинка идей»)
(в дверь стучат и приносят письмо)
— Ребята, что это такое? Письмо от Маши. Давайте его откроем.
« Здравствуйте, ребята. Вы уже знаете, что мне всегда всё очень-очень интересно. И вам я советую узнать сегодня кое-что новое. Догадайтесь, о чём это я. Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Видали ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадает такое семечко в чудесную кладовую, полежит — глядишь: где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь.
И это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется. Узнайте про это как можно больше. А поможет вам ваш учитель, учебник и много интересных заданий, которые я для вас приготовила. Удачи, ребята. »
-О чём же говорит Маша?
-И первое задание – собрать корзинку определений слова «земля». Определить несколько значений слова. (Слайд 3)
— Что дальше нам пишет Маша? «Разгадайте кроссворд, чтобы узнать тему урока» (Слайд 4-5).
Источник
Конспект урока окружающего мира в 3-м классе по теме «Почва» (УМК «Планета знаний»)
- Формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе и свойствах;
- Развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;
- Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность.
- рабочий лист (13 шт.);
- лабораторные ящики(13 шт.);
- чашка фарфоровая (13 шт.);
- образцы почв (раздаточный материал 13 шт.);
- стеклянные палочки (13 шт.);
- (13стеклянные стаканы (13 шт.);
- стеклянная воронка (4 шт.);
- колба (4 шт.);
- бумажный фильтр (4 шт.);
- лупы (13);
- демонстрационный столик;
- штатив;
- сухое горючее или спиртовка;
- стекло;
- держатель;
- толковый словарь;
- презентация;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- учебник “Окружающий мир” 3 класс,
- Рабочая тетрадь (3 класс)
1 слайд
I. Оргмомент.
Вот звонок нам дал сигнал –
Поработать час настал.
II. Эмоциональный настрой. Актуализация знаний учащихся.
2 слайд
Есть просто храм,
Есть храм науки.
3 слайд
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым.
– Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не возможна? (Без земли.)
– Еще эту святыню называют кладовой природы. Послушайте рассказ “Чудесная кладовая” (М.Ильин, Е Сегал)
4 слайд
Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.
– Сказка это или не сказка?
Нет, это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется?
– Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:
Бьют меня ногами,
Режут ножами.
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять.
– Интересно, не правда ли, какая же это святыня, если ее бьют, колотят, ворочают и режут?
– Да. Это земля. Слово “земля” имеет много значений, Марина нашла в словаре толкование этого слова, послушайте ее:
5 слайд
- это и название нашей планеты, на которой мы живем;
- это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;
- это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.
6 слайд
– К нам в школу по электронной почте из научно-исследовательского института почвоведения пришло сообщение с просьбой изучить объект, изображенный на этой фотографии. Как вы думаете, что же это такое? (Фотография среза земли, взятого с обрыва)
– Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице или . о чем? Каково ее научное название?
– Почва.
– Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?
III. Сообщение темы и цели урока.
7 слайд
– Действительно, тема урока – “Почва. Ее состав и свойства”
– Сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники, которые изучают состав, свойства и виды почвы.
8 слайд
Правила работы в учебной лаборатории
– Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.
– Научные сотрудники работают по плану.
– Я предлагаю и нам составить план работы на уроке.
– Согласны? С чего начнем?
– Знаете ли вы, что такое почва?
– Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве.
9 слайд
(На слайде появляется «Что такое почва?»)
– Что еще хотели бы узнать о почве?
– И чего состоит почва?
(На слайде появляется “Состав почвы”)
– Какими свойствами она обладает? (На слайде –“Свойства почвы”)
– А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует?
– Только ли человеку нужна почва?(Выслушиваются ответы детей, и в результате на слайде появляется “Кому нужна почва”)
– Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются ответы детей)
– Обо всем этом мы будем изучать в научной лаборатории. Там работают ученые, а помогают им младшие научные сотрудники и лаборанты. Приступим к работе, следуя составленному плану. Так, что же такое почва?
10 слайд
IV. Изучение новой темы.
Чтобы это узнать это отправимся в далекое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Получался рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям.
11 слайд
Но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Из их остатков образовался перегной. В почве смогли поселиться неприхотливые растения. Они дают еще больше перегноя и повышают плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Теперь могут селиться и более прихотливые и крупные растения. Вслед за растениями селятся и животные.
12 слайд
Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано. – Что такое почва? (Верхний темный, рыхлый плодородный слой земли.) (Записать в таблицу) – (Приложение 5)
13 слайд
– Какие факторы влияют на образование почвы?
14 слайд
– Переходим ко 2 пункту нашего плана
15 слайд
– Через лупу рассмотрите почву.
– Какие частицы вы увидели? (Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)
– Запишите свои наблюдения в таблицу.
– Кто знает, как называются одним словом остатки листьев, корешки, части насекомых)?
16 слайд
Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. (Дети записывают в таблицу «перегной»)
17 слайд
– Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней.
– В почве есть воздух.
– Впишите в таблицу.
18 слайд
3-й опыт. Нагревание почвы.
При выполнении этого опыта учителю следует помнить о правилах техники безопасности, работая со спиртовкой и огнем. Опыт проводит учитель на демонстрационном столике. Влажную почву нагреть, над ней подержать стекло. Дети внимательно наблюдают. Вода из почвы испаряется, образуя на стекле капли. Стекло перевернуть и нагреть на огне. Вода испарится, а на стекле остаются белые налеты.
На стекле появляются капли воды и белый налет. –
– Что же это такое?
– Вода и минеральные соли.
– О роли минеральных солей для растений прочитайте на карточке.(Приложение 2)
– Сделайте вывод, что входит в состав почвы.
V. Промежуточная рефлексия.
– Давайте вспомним состав почвы с помощью загадок. По ходу заполните схему в рабочем листе. (Приложение 3)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух.)
Мною можно умываться,
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я . (вода
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Они понадобятся сразу. (Глина.)
– Какие еще важные компоненты почвы мы не назвали. (Минеральные соли, перегной)
VI. Продолжение новой темы.
21 слайд
– Переходим к выполнению следующего пункта плана.
22 слайд
4-й опыт. Возьмите в руки почву. Что можно с ней сделать? Размять, пересыпать. Значит, она какая? (Рыхлая – запишите это свойство в таблицу)
23 слайд
Возьмите колбу с воронкой, в которой лежит фильтр. Насыпьте туда немного почвы и налейте воды. Что произошло? О чем это говорит. Какой вывод делаем?
– Способность почвы пропускать воду называется – водопроницаемость.
24 слайд
– Чтобы определить следующее свойство почвы, привлечем ваш жизненный опыт.
– Вспомните, что происходит с почвой в жаркий летний день? (Она нагревается)
– А зимой? (Охлаждается)
– Способность почвы нагреваться и охлаждаться называется – теплопроводность.
25 слайд
– Вспомните начало урока. Рассказ “Кладовая природы”.
– Почему мешок зерна превращается в 20, а ведро картошки в 20 ведер?
– Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва?
26 слайд
– Как вы можете прокомментировать этот рисунок?
(В темной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.) – Как вы думаете, почему так происходит? В темной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы ее и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.
– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит? Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.)
– Что поможет узнать точное определение слова «плодородие»?
– Прочитаем значение этого слова в толковом словаре.
– Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие)
– Какие еще свойства есть у почвы? (Теплопроводность, водопроницаемость, сыпучесть– в таблицу)
27 слайд
– Как вы думаете, в нашей местности плодородная почва или нет?
– По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)
Игра на внимание. Сейчас я проверю насколько вы внимательны.
Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.
Осина, апельсин, ель, береза, банан, дуб, эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клен, персик, яблоня, груша, лиана.
– Какими свойствами обладает почва?
– Какое свойство главное?
– Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей. Перегной)
– Перейдем к последнему пункту нашего плана. Кому нужна почва?
30 слайд
Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества “путешествуют” в природе как бы по кругу. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе.
Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди.
Вот почему замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить могли бы, без почвы – нет.
Рассмотрите рис. в учебнике на с. 90.
- что изображено?
- где расположен плодородный слой?
- как вы догадались?
- далее идет переходный слой – менее плодородный, нижний слой – это горная порода.
- в каких слоях почвы располагаются корни растений? Почему?
– Давайте подведем итог.
- что такое почва?
- какая почва называется плодородной?
- чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)
Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
VIII. Обучающий тест. Вид работы – фронтальная. Взаимопроверка.
31 слайд
– Вы читаете их и на листочках записываете ответ.
– Затем поменяйтесь листочками и мы все ваши ответы проверим.
32 слайд
– Работа в научной лаборатории подходит к концу. Какие выводы мы сделаем?
Вывод: Почва – это верхний плодородный слой земли. Она возникает и развивается под воздействием климата и живых организмов очень медленно. За 100 лет ее слой увеличивается в среднем на 1 см. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – почва переходное звено от неживого к живому. Почва состоит из песка, глины, перегноя, воды, воздуха, микроорганизмов. Имеет свойства – водопроницаемость, теплопроводность, плодородие.
33 слайд
IX. Домашнее задание.
Учебник с. 68–69 прочитать, ответить на вопросы, подготовить рассказ о почве. Тетрадь. с. 27 з. 64, 65.
Дополнительно, по желанию: Рассказ, книжку –малышку, презентацию, буклет об охране почв.
34 слайд
– Спасибо за урок!
– Пока мы с вами работали, у меня на столе образовался плодородный слой земли и выросли красивые цветы. Вам можно сорвать один цветок: если вы считаете, что работали хорошо, в полную силу, то красный; если недостаточно прилагали усилий, то желтый; а если чуточку поленились, тогда рвите – синий.
– Лучшие научные сотрудники награждаются благодарственным письмом от Министерства охраны окружающий среды и премией в виде оценки 5.
Источник