Меню

Почва это 3 класс окружающий мир урок

Урок «Что такое почва»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
tema.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Что такое почва.

Продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли;

выявить основные свойства почвы;

в процессе опытов установить состав почвы;

развивать мышление, наблюдательность, любознательность.

ОБОРУДОВАНИЕ: Карточки – опоры; прозрачные стаканы с водой,

палочки, промокательная бумага; лабораторное стекло,

спиртовка, штатив, держатель.

Содержательная деятельность учителя

Актуализация знаний. Постановка цели урока.

— Тему сегодняшнего урока вы узнаете отгадав загадку:

Бьют меня ногами,

Режут грудь ножами.

Каждый хочет растоптать.

А я с подарками опять. ( Земля)

— Что такое земля?

Есть на земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой двадцать.

Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, помидоров , редисок.

— Сказка это или не сказка?

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется? (Правильно, Земля).

У слова « земля» несколько значений.

Одно из них – «почва», верхний слой земли нашей планеты, поверхность. Сегодня объектом нашего изучения будет почва.

— Что бы вы хотели об этом узнать?

Вы узнаете состав почвы её свойства.

Поиск способа решения учебной задачи.

Почва – это верхний плодородный слой земли.

Основное свойство почвы – это плодородие.

Толщина почвенного слоя бывает различна.

— Как вы думаете какой может быть эта толщина? ( от 2-3 см до 150-200см и больше)

— Посмотрите на образцы почвы, какого она цвета?

— Рассмотрите почву. Давайте проделаем несколько опытов и выясним состав почвы.

— Как лучше провести эту работу?

— Повторим алгоритм работы в группе.

1.Выбор организатора. ( Он направляет деятельность , устанавливает очерёдность отвечающего).

В группе работаем по плану:

— Общаемся по адресам;

Возьмём стакан с водой и бросим туда комочек почвы. Что вы увидите?

— Какой вывод можно сделать?

На доске появляется карточка со словом ВОЗДУХ.

Размешаем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.

Возьмите промокательную бумагу и нанесите на неё намного почвы. Прижмите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой.

— Что вы увидели на бумаге?

— О чём это говорит? Приготовьте ответ.

Итак что же есть в почве?

Сейчас я нагрею немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло становится влажным.

— Что доказывает этот опыт? ( в почве есть вода).

На доске карточка ВОДА.

— Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? (Над почвой появляется дым. В классе распространяется неприятный запах.

— От чего это происходит?

Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений или животных. Именно перегной придаёт тёмный цвет почве. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя.

— Что можно увидеть в почве?

В почве есть мелкие корешки, стебельки , остатки листьев, встречаются части насекомых, червей – это перегной или гумус.

На доске карточка ПЕРЕГНОЙ.

— Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите? ( На поверхности воды плавают остатки насекомых, мусор, иголки, остатки листьев. На дне стакана осадок.)

— Рассмотрите внимательно этот осадок. Что вы видите? ( Песок, поверх которого осела глина.)

— Сделайте вывод. ( В почве есть песок и глина)

— А что ещё? ( Перегной) Молодцы!

На доске карточки ГЛИНА ПЕСОК.

Этот опыт выполню я , а вы внимательно

Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налёт. Это соли.

Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.

— Сделайте вывод. ( В почве находятся соли которые могут растворятся в воде)

На доске карточки СОЛИ МИКРОБЫ.

Мы исследовали почву.

Попробуйте теперь составить схему, используя карточки на доске. У вас на местах есть такие же. Составьте схему.

Группы готовы. Послушаем ответы.

— Давайте убедимся, что наши исследования верны.

— как это можно сделать?

Из почвы выходят пузырьки воздуха.

В почве есть воздух.

На бумаге осталось небольшое влажное пятно.

Работа в группе.

Работа в группе.

Работа в группе.

Дети рассматривают сои.

Работа в группах.

Дети показывают схемы и комментируют их.

Что растения получают из почвы?

Почему почву называют «чудесной кладовой»?

Об этом мы узнаем прочитав статью

« Что растения получают из почвы?»

Итак из чего состоит почва?

Работа по учебнику.

— А как образуется почва?

— Что для этого нужно?

Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течении миллионов лет идёт непрерывный процесс образования почвы. По подсчётам учёных, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.

Твёрдые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нём почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но всё же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной.

— Составьте схему. Кто участвует в образовании почвы.( РАСТЕНИЯ , ЛИШАЙНИКИ, МИКРООРГАНИЗМЫ)

Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают ещё больше перегноя.

Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, кроты и др. Они повышают плодородие почвы.

— Посмотрите , что вы ещё можете добавить в эту схему? ( ЖИВОТНЫЕ, ЧЕРВИ, КРОТЫ и др)

— Так без чего не может появиться почва?

— А могу ли живые существа жить без почвы?

— Чем почва может помочь в существовании живым организмам?

Источник

Почва, её состав
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Конспект урока по окружающему миру

Скачать:

Вложение Размер
okr_mir_pochva_3_klass.docx 27.92 КБ
pochva_3_klass.pptx 1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Почва, её состав (изучение нового материала).

Цель: сформировать знания об образовании и составе почвы.

Способствовать формированию понятия «почва», представление о ее образовании, составе;

Содействовать развитию познавательного интереса, умения работы с научным текстом и схемами; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;

Создать условия для воспитания бережного отношения к национальному достоянию – почве, интерес к самостоятельной экспериментальной работе.

  1. Содействовать пониманию учебной задачи урока, и осуществлять ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий;
  2. Формировать умение оценивать результат своей учебной деятельности;
  3. Формировать умение вносить необходимые коррективы и действуют на основе результатов обсуждения.
  1. Способствовать овладению логическим действиям сравнения, анализа, строить рассуждения.
  2. Способствовать осуществлению самостоятельного поиска информации.

3. Расширить сведения о почве.

  1. Способствовать готовности слушанию собеседника;
  2. Содействовать пониманию существования различных точек зрения учащихся.
  3. Развитию умения задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
  1. Способствовать формированию положительного отношения к школе и учебной деятельности;
  2. Способствовать проявлению интереса к новому учебному материалу;
  3. Принимать и осваивать социальную роль учащегося;
  1. Познакомить с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав
  1. Учить бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям

I. Самоопределение к деятельности урока.

-Начинаем наш урок .

Психологическая установка на работу.

Орешек знаний тверд, но все же.
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет.
Стремленье вечно познавать.

II. Постановка проблемной учебной задачи.

-Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?

Это Земля. Это слово имеет несколько лексических значений. Назовите мне их. ( слайд 1)

Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова

-Что мы должны сегодня узнать?

Мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит.

III. Открытие нового знания.

— Я сегодня на уроке вам предлагаю стать научными сотрудниками, которые изучают состав и свойства почвы . Хотите? Тогда начнём работу в научной лаборатории.

– Научные сотрудники работают по плану.

– Я предлагаю план работы на уроке . Изучите его.

1. Что такое почва и как она образуется?

2. Из чего состоит почва ?

3. Свойства почвы ?

– Согласны? Ну что ж, начнем?

Приступим к работе, следуя плану. Так, что же такое почва ?(слайд 2)

Дети внимательно рассматривают изображение почвы .

– Внимательно рассмотрите верхний слой.

– Какого он цвета.

– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой .

– Правильно. Почва – верхний , темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна : от 2см до 2м и больше.

Слайд » Почва – это верхний , темный, рыхлый слой земли».)

– Ответили на первый пункт плана? (Да.)

– А вы знаете, как образуется почва ? /если дети ответят, то можно дополнить их ответ…/

Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.

В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва .

V. Продолжение работы по теме урока.

Перейдём ко 2 пункту плана.

— Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, приступим к исследованию.

– Исследуем состав почвы . Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.)

– Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.

а) Проведение опытов.

Опыт № 1 (группа 1) .

1. Возьмите стакан с водой.

2. Бросьте туда комочек почвы .

3. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы . Мы заметили, что из почвы выходят . Значит в почве есть воздух . (слайд 3)

Опыт № 2 (группа 2) .

1. Возьмите фильтровальную бумагу.

2. Насыпьте на нее немного почвы .

3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.

4. Стряхните почву обратно в стакан .

5. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ : Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке осталось мокрое пятно, значит в почве есть вода. (слайд 4)

Опыт № 3 (группа 3) .

1. Возьмите горшок с почвой .

2. Налейте туда немного воды.

3. Держите горшок над пустым стаканом.

4. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан. Мы сделали вывод, что почва___ воду .(слайд 5)

Опыт № 4 (группа 4) .

1. Возьмите посуду с почвой .

2. Рассмотрите почву через лупу

3. Что вы увидели?

Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.

Ответ : Мы рассмотрели почву через лупу и увидели. (слайд 6)

Ребята, вам понравилось быть сотрудниками научной лаборатории?

— Итак, подведём итоги : заслушаем ответы каждой группы. / если две группы, то выслушать ответы двух одинаковых групп/

После заслушивания всех групп на экране -(слайд 7)

1. В почве есть воздух .

2. В почве есть вода .

3. Почва не удерживает воду .

4 . В почве есть песок , глина, остатки растений, корешки, части насекомых.

– Песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых, кто из вас знает, как это называется одним словом? /Это перегной/

Главная часть почвы – перегной . Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной.

— Чем больше в почве перегноя , тем выше её плодородие.

– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит ? Плодородие – способность почвы “рождать плоды” , производить богатую растительность, давать обильный урожай.)

В плодородной почве лучше растут растения.

— Это главное свойство почвы .

— А какие же животные обитают в почве ? Обратимся к учебнику на стр. 33. Расскажите какие животные изображены на иллюстрации?

-Животные, обитающие в почве , делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви . Передвигаясь в почве , они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем . В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.

VI. Первичное закрепление.

– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.

– А вы любите кроссворды?

Перед вами кроссворд. ( слайд 8)

1. Вещество, повышающее плодородие почвы . (Перегной.)

2. Основное свойство почвы . (Плодородие.)

3. Животные, которые рыхлят почву ? /Черви/

4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)

5. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина.)

п е р е г н о й

п л о д о р о д и е

Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА .

Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву ?

А вы хотите узнать как люди заботятся о почве ? Об этом вы можете прочитать в своем учебнике на страницах 39-42. Это и будет ваше домашнее задание. А желающим заработать дополнительную оценку можно подготовить сообщение об одном из животных, живущих в почве .

Давайте вспомним, какие цели и задачи вы ставили перед собой в начале урока .

Источник

Читайте также:  Чем подкормить герань домашнюю чтобы цвела
Adblock
detector