Почва-кормилица
презентация к уроку по окружающему миру
Богаты недра нашей Родины. В подземных кладовых хранятся почти все полезные ископаемые, необходимые для народного хозяйства. И всё-таки самым удивительным творением природы, поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств является земля.
Земля! Какое это ёмкое слово!
Земля-кормилица, Земля-поилица. Родная мать-земля. Так исстари уважительно и ласково зовём мы нашу родную землю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochva-kormilitsa.pptx | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почва. Почва – кормилица. Лещинская Мария Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ школа №118 Выборгского района Санкт-Петербурга
Отгадайте загадку. Бьют её ногами, Режут грудь ножами. Каждый хочет растоптать, А она с подарками опять.
Земля – кормилица. Богаты недра нашей Родины. В подземных кладовых хранятся почти все полезные ископаемые, необходимые для народного хозяйства. И всё-таки самым удивительным творением природы, поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств является земля. Земля! Какое это ёмкое слово! Земля-кормилица, Земля-поилица. Родная мать-земля. Так исстари уважительно и ласково зовём мы нашу родную землю.
Тема урока: «Почва-кормилица». Как обрабатывали почву наши предки. Что разрушает почву.
В какое время суток можно наблюдать первые заморозки?
Снег покрыл поля и луга. Снег почти стаял.
Всякие есть цветы на лугу: белые, красные, жёлтые лиловые. А над ними крутятся такие же разноцветные бабочки…
«Земля заботу любит.» «Без хозяина земля – круглая сирота.» Пословицы о почве.
Проблемная ситуация: «Представь, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прерывается. Каковы последствия?»
Проблемная ситуация: «Представь, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прерывается. Каковы последствия?» Исчезнут растения и животные.
Проблемная ситуация: «Представь, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прерывается. Каковы последствия?» Исчезнут растения и животные. Не сможет жить человек.
Проблемная ситуация: «Представь, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прерывается. Каковы последствия?» Исчезнут растения и животные. Не сможет жить человек. Планета станет безжизненной.
« Почва -дороже золота. Без золота люди проживут, а без почвы – нет.» В.В.Докучаев
Как обрабатывали почву наши предки. Как вы понимаете старинное слово земледелие? Как возделывали поле наши предки? Какие орудия труда использовали? Какие из них сохранились до наших дней? Чем отличаются современные сельскохозяйственные машины?
соха мотыга борона
Как обрабатывали почву наши предки. Как вы понимаете старинное слово земледелие? Как возделывали поле наши предки? Какие орудия труда использовали? Какие из них сохранились до наших дней? Чем отличаются современные сельскохозяйственные машины?
Что может разрушать почву? Выдувание ветрами, смывание ливневыми дождями плодородного слоя почвы.
Что может разрушать почву? Выдувание ветрами, смывание ливневыми дождями плодородного слоя почвы. Может случаться засуха, ветры-суховеи.
Что может разрушать почву? Выдувание ветрами, смывание ливневыми дождями плодородного слоя почвы. Может случаться засуха, ветры-суховеи. Неправильная обработка почвы, неправильный уход за растениями, засорение отходами, излишнее удобрение, применение ядохимикатов.
Давайте бороться с засорением почвы.
Запомни! 1 см почвы образуется в природе за 250-300 лет 20 см – за 5-6 тысяч лет 18 см почвы вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет На лугу — за 3225 лет Где нет растений – за 15 лет О чём говорят расчёты ученых?
Найди соответствия. Защита почвы от ветра. Защита почвы от размыва. Защита почвы от истощения. Посадка лесополос. Внесение навоза. Высеивание луговых трав
Игра «Полезно – вредно»
Посадка растений Образование оврагов Выветривание Снегозадержание Внесение удобрений в больших дозах Закапывание мусора Использование ядохимикатов Размывание водой Загрязнение промышленными отходами Сжигание опавших листьев Уничтожение насекомых и других обитателей почвы
Верны ли высказывания Растения способствуют разрушению почвы Деятельность дождевых червей разрушает верхний слой плодородной почвы Зимой на полях нельзя поводить снегозадержание Пахотные поля, имеющие даже небольшой наклон, необходимо распахивать поперёк Нельзя вносить в почву в больших количествах химические удобрения Осенью следует сжигать опавшие листья Вокруг полей нельзя сажать лесные полосы Во время прогулок нельзя разрушать слой нападавших листьев, уничтожать насекомых, рвать охапками цветы
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почва-кормилица
Материал можно использовать на уроке окружающего мира в 3 классе по теме «Почва -кормилица». Учитель рассказывает «Сказку о волшебной кладовой».Дети делают вывод, что это волшебная кладова.
Почва — кормилица.
Презентация к уроку.
Презентация окружающий мир 3 класс «Почва — кормилица»
Презентация «Почва — кормилица» к уроку окружающего мира, 3 класс, по программе «Гармония», учебник автор: Поглазова О.Т.
методическая разработка урока окружающего мира «Почва-кормилица» 3 класс, УМК «Гармония»
Разработка урока по теме «Почва — кормилица» с национально-региональным компонентом. тип урока: изучение нового материала, оборудование — презентация, учебник — тетрадь О.Т.Поглазовой «Окружающий мир».
Конспект урока Почва — кормилица
конспект по окружающему миру в 3 классе по программе УМК Гармония ФГОС.
презентация почва — кормилица
конспект по окружающему миру в 3 классе по программе УМК Гармония ФГОС.
Урок окружающего мира «Почва-кормилица»
Урок подготовила учитель начальных классов МБОУ «СШ № 6» г.Смоленска Зенина Гульнара Розыкулыевна Предмет – Окружающий мирКласс – 3УМК ГармонияТема: «Почва — кормилица»Цели: сфо.
Источник
Щедрая и безмерная в любви кормилица — это все наша планета
Почему землю называют кормилицей? Понятия «земля-кормилица», «земля-матушка» испокон веков впечатаны в архетип сознания русского человека. В пословицах и поговорках о «матери-сырой земле» отразилась вековая любовь наших предков к своей Родине, их уважительное и почтительное отношение к земле, а также к тем дарам, которые дает она людям.
Истоки почтения
Почему земля — кормилица? Ответ на этот вопрос лежит на самой поверхности.
Издревле люди питались плодами, которые давала им почва. Поначалу древние люди занимались собирательством: они отыскивали съедобные травы, коренья, собирали ягоды и фрукты с дикорастущих деревьев и кустарников.
Некоторое время спустя (находя проросшие зерна, уцелевшие от трапезы) человек догадался, что можно выращивать полезные растения в непосредственной близости от своего жилища. Человечество научилось обрабатывать землю и собирать урожай. Так зародилось земледелие.
Одновременно с развитием земледелия люди приручили диких животных и стали разводить домашний скот, который также кормился плодами щедрой земли: сеном, зерном и овощами. С каждым годом увеличивалось количество видов животных, прирученных человеком. Так возникло животноводство.
Чем больше осваивался человек на своей планете, тем больше помощников появлялось у него: и среди насекомых нашел он полезных и верных друзей. Обнаружив, что мед диких пчел не только вкусен, но и чрезвычайно полезен, человек научился разводить пчел. Стал устраивать пасеки. Так появилось пчеловодство.
Одним из самых древних занятий человека, помогавшим ему выжить, была охота: человек добывал крупного зверя, мясо которого он употреблял в пищу, а шкуры шли на изготовление одежды. Большим подспорьем была охота на дичь. Нередко охотники подбирали не убитую, а лишь подраненную птицу. Если охота была удачной, подранков оставляли жить и даже подкармливали. В какой-то момент люди поняли, что птиц также можно разводить дома. Это стало началом развития птицеводства.
Рыбалка была еще одним способом пополнить запасы пищи. Люди с успехом научились ловить рыбу: били ее острогой, загоняли в ловушки, забрасывали невода и сети. Через некоторое время в подсобном хозяйстве человека появились и рыбные садки, в которых люди выращивали рыбу к своему столу.
А фрукты? Эти изумительно вкусные плоды, вобравшие в себя соки земли и животворный солнечный свет? Человек научился ухаживать за фруктовыми кустарниками и деревьями, стал разбивать фруктовые сады, вывел множество сортов вкуснейших садовых культур.
А ягоды? Ароматные полезнейшие дикоросы: земляника, черника, жимолость, малина и смородина, которые человек поначалу собирал в лесу, а затем научился выращивать в своем саду? Нет ничего полезнее и вкуснее мисочки свежих ягод, заправленных молоком или сливками.
А грибы? Мы и до сих пор с удовольствием собираем их в лесу, а для тех, у кого нет возможности выбраться на лоно природы, созданы специальные хозяйства, с успехом выращивающие вешенки и шампиньоны.
Овощи и фрукты, злаки и зелень, мясо домашних животных и птиц, молоко, рыбу, мед – все эти чудесные и питательные дары дает нам земля. Как же не называть ее кормилицей? Ведь она кормит не только человека, но и диких животных: травоядные животные с удовольствием питаются сочной травой, растущей на земле.
Насекомые, опыляющие цветы, растущие на лугах, питаются их сладким нектаром. Птицы также с удовольствием лакомятся плодами земли: травами, орехами, шишками, ягодами, хвоей. Водоплавающие птицы поедают ряску, в изобилии покрывающую поверхность водоемов. Рыбы, обитающие в водоемах, питаются водорослями и насекомыми.
Воистину нет предела щедротам земли, кормящей и питающей всех, кто живет на ней. Не менее богаты и полезны для людей ее недра, которые сравнивают с волшебной кладовой.
Волшебная кладовая
В глубинах Земли за миллионы и миллиарды лет ее существования скопилось огромное количество полезных ископаемых, идущих на благо человеку.
Уголь – самое первое топливо, которое научился добывать человек из лона земли. Сначала люди обогревали им свои жилища, а затем с его помощью совершили настоящую промышленную революцию, используя в топках промышленных котлов.
Торф , первоначально использовавшийся для отопления индивидуального жилья, впоследствии стал энергетическим ресурсом, обеспечивавшим работу тепловых электростанций, котельных, торфобрикетных заводов. Теплом этих предприятий отапливаются небольшие города и поселки. В сельском хозяйстве его используют как мульчирующий материал, в качестве удобрения для обогащения истощенных почв, для выращивания тепличных овощей и цветов.
Природный газ – еще один бесценный вид топлива, используемый человеком в промышленных и бытовых целях. На нем готовят пищу, им обогревают помещения. В химической промышленности из него получают пластмассы, органические кислоты, каучук и спирт. Метан незаменим при производстве аммиака и ацетатного шелка.
Нефть – одно из самых ценных полезных ископаемых, без которого немыслима жизнь современного человека. Нефть нашла свое применение практически в каждой сфере жизнедеятельности человека: в промышленности, медицине, фармакологии, косметологии, производстве товаров народного потребления.
Она используется в качестве сырья для производства нефтехимических продуктов: бензина, дизельного топлива, авиакеросина. Из продуктов ее перегонки делают пластмассы, синтетический каучук, резину, полимерные пленки и синтетические ткани. Производство растворителей, красок, лаков, удобрений, восков, моющих средств было бы невозможно без нефти.
Песок, глина и камень – ресурсы, которые человек использует в строительстве жилья и в дорожном строительстве (а известно ли вам, почему клетки — кирпичики организма?). Из глины делают кирпичи, черепицу, керамическую посуду. Песок используется для изготовления стекла. Отшлифованный камень (мрамор, гранит) применяется для облицовки фасадов, памятников, станций метрополитена.
Мы перечислили всего лишь несколько наиболее востребованных природных ресурсов, которые сосредоточены в недрах нашей замечательной кормилицы, матушки-земли. На самом же деле одно только перечисление названий добываемых человеком ресурсов займет не один десяток страниц.
Если бы все ископаемые, добываемые людьми в течение года, были погружены в товарный состав, получился бы поезд, который можно было бы 17 раз обернуть вокруг экватора. Это ли не аргумент в пользу того, что земля – наша кормилица? Но долго ли будет продолжаться это благоденствие человека на земле? Поистине ли неистощимы ресурсы земли-матушки?
Необходимая забота
Ученые всего мира уже давно бьют тревогу, говоря о том, что человечество, не по-хозяйски относящееся к земле и ее ресурсам, встало на путь самоуничтожения. В первую очередь это касается истощения самого плодородного слоя земли – почвы.
Почему это стало объектом повышенного внимания и тревоги ученых? Дело в том, что процесс почвообразования крайне сложен и длителен. Для того чтобы образовался всего лишь один сантиметр почвы, природе необходимо 250-300 лет, а на образование 20-сантиметрового слоя должно уйти не менее 5-6 тысяч лет.
Люди же, не понимая этого, зачастую губят то, что было создано веками: истощают почву неумелой агротехникой и чрезмерным употреблением ядохимикатов, допускают эрозию почвы, не защищая ее от образования оврагов и промоин.
Как помочь землице–матушке?
В сознании человека есть потребность защищать родную землю, заботиться о ней: если не с оружием в руках (как в годы военного лихолетья), то хотя бы в плане защиты ее плодородия. Итак, какие же действия необходимы для этого?
Грамотная агротехника , учитывающая почвенно-климатические условия того региона, где она осуществляется.
Снегонакопление , способствующее насыщению почвы влагой и препятствующее процессу ее выветривания.
Разумное использование удобрений : регулярное внесение органики и известкование почвы способствует накоплению основного органического вещества почвы – гумуса, что значительно увеличивает ее плодородие, химические и физические показатели.
Разумное вложение капитала
Нельзя обойти стороной и вопрос о том, что земля (как объект недвижимости) всегда была в цене. С каждым годом цены на землю растут и человек, вложивший деньги в приобретение участка земли, может быть уверен, что сделал хорошее приобретение, и вот почему:
- Землю, в случае острой необходимости, можно продать, причем с большой выгодой для себя.
- Человек, владеющий землей, всегда может прокормить себя и своих близких, если будет разумно и бережно относиться к своей земле-кормилице.
Ни за какие сокровища в мире не было таких кровопролитных сражений, как за землю. Эта черта также заложена в сознании каждого человека: до последней капли крови отстаивать свою родную землю-матушку.
Источник