На нашем сайте вы найдете полезные советы о том, как повысить плодородие почвы на вашем участке.
Меню
Почва это плодородный слой земной коры
Почвы
Что такое почва. Какие бывают почвы.
Что такое почва
Почва — это верхний плодородный слой земной коры, возникший в результате длительного взаимодействия живого и минерального вещества. Почва — особое природное тело, основное качество которого — плодородие. Это означает, что почва снабжает растения питательными веществами, а растения развиваются и дают урожай. Основу почвы составляют горные породы (их называют материнскими породами). Важная роль в почвообразовании принадлежит растениям. Чтобы образовалась почва, необходима работа микроорганизмов и обитающих в почве мелких животных (особенно червей). С их помощью накапливающиеся остатки отмерших растений и животных разлагаются и постепенно превращаются в своеобразное органическое вещество — перегной (гумус), от которого и зависит почвенное плодородие.
Помимо гумуса, в почве обязательно должна быть вода для растений и воздух, без которого не может развиваться их корневая система. Поэтому лучшей почвой считается рыхлая, куда легко проникают и влага, и воздух.
Почва — тонкий (обычно от 2—3 см до 2 м) поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием.
Плодородие — главное качество, отличающее почву от горной породы.
На Земле существуют разные типы почв (рис. 108). Это зависит прежде всего от растительности и климата местности, а также от её рельефа, состава горных пород и деятельности человека. Плодородная почва образуется там, где в неё больше всего поступает органических веществ (отмерших растений и останков животных). Например, в степях России в растительном покрове преобладают однолетние травы. В самых плодородных почвах степей — чернозёмах — содержание гумуса доходит до 10— 14% и гумусовый слой достигает толщины 1 — 1,5 м.
Под хвойными лесами образуется совсем другой тип почвы. Там количество растительной массы больше, чем в степях. Но, в отличие от трав, дере&ья не отмирают каждый год. Ежегодно (и очень постепенно) в почву поступает только хвоя (которая содержит мало питательных веществ) да ещё немного травы, растущей под пологом леса. Кроме того, хвойные леса растут в достаточно холодном климате, где больше осадков. Поэтому часть органических веществ вместе с влагой просачивается с поверхности вглубь, а наверху остаётся белёсый слой, почти лишённый гумуса, похожий на золу. Эти почвы получили название подзолистых. Их плодородие невысоко.
Ещё менее плодородны почвы в северных безлесных областях, где растительность представлена низкорослыми травами и кустарниками, мхами и лишайниками.
Тип почвы зависит в первую очередь от растительного покрова, количества осадков и поступления в почву органических веществ.
2. Какова роль живых организмов в образовании почвы?
3. Почву называют особым природным телом, потому что: а) её образуют обломочные горные породы; б) благодаря гумусу она обладает плодородием; в) в ней обитают различные животные.
Перегной – составная часть почвы из перегнивших растительных и животных остатков.
Удобрение – вещество, которым удобряют почву для питания растений.
Торф – полезное ископаемое, плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 3 кл.: В 2 ч. /А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – с.64-68.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – c. 36-38.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На Земле есть чудо-кладовая. Стоит положить в неё мешок зерна весной, а осенью: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Одно ведро картошки в этой кладовой превращается в двадцать. Несколько семян чудом превращаются в большую груду огурцов, редисок, помидоров, морковок. И эта кладовая называется землёй! Слово «земля» можно истолковать по-разному. Одно из них «почва» – это верхний плодородный слой земли.
Именно на нём растёт большое количество разных растений, чаще всего, их корни могут переплетаться в почве и образовывать густую сеть.
Существует наука о почве, созданная Василием Васильевичем Докучаевым. Называется она почвоведением.
Цвет почвы — довольно тёмный, но если мы рассмотрим её через микроскоп, нашему взору откроются частички листочков и корней погибших растений. Также, мы можем заметить части тел мелких насекомых, червячков и жучков.
Состоит почва из минеральной соли, песка, воздуха, глины и перегноя. В почве, также, имеются живые организмы. К ним относятся: корешки различных растений, бактерии, черви, муравьи, медведки, жуки и другие мелкие животные. Они постоянно переносят частички почвы, измельчают или собирают её.
Какие полезные вещества получают растения от почвы? Первое, что они получают – это воздух. Корни всех растений поглощают воздух, который, имеется в почве. Следующее – вода. Из почвы растения поглощают воду и растворённые в ней полезные вещества.
А знаете ли вы, откуда в воде появляются полезные вещества? Живущие в почве насекомые и бактерии перерабатывают частички корней и остатки мелких животных. Таким образом, остатки, проходя через их организмы, распадаются на минеральные соли и обогащают почву. Почва является сбором всех полезных веществ, необходимых растениям. Более того, живущие в почве черви, бактерии и жучки разрыхляют её, и в почву лучше проникают воздух и вода.
В свою очередь, растениями питаются многие животные. Зерноядные птицы лакомятся плодами. Гусеницы, саранча и другие насекомые, питаются листочками деревьев. Лоси, овцы, лошади и коровы – поедают растительный корм, а затем сами превращаются в добычу для хищников. Это означает, что даже хищные животные зависят от плодородности почвы.
Выращивают на земле множество различных культур — зерновых, бобовых, плодово-ягодных, овощных, декоративных. Выращивают и растения, из которых делают одежду – лён, хлопок.
Домашних животных мы кормим сеном, овсом и другими растениями. Домашние животные нам дают мясо, яйца, молоко, шерсть, мёд и многое другое!
Одним из главных богатств нашей страны является почва! Поэтому, земледельцы трудятся, оберегая и заботясь о её плодородности. Водные потоки размывают почву, если поля распаханы вдоль склона. Поэтому поля распахивают поперёк склона, чтобы вода лучше впитывалась в почву.
Лучше всего, семена прорастают в разрыхлённой почве, росткам легче пробиться наружу и корни хорошо развиваются. Если выращивать на одном месте одни и те же растения, то урожай становится плохим, потому что почва истощается.
Систематически требуется пополнять количество растворённых солей в почве, так как их в ней очень мало. Поэтому есть специальные заводы, которые производят удобрения, содержащие соли, полезные для роста растений. Лучше всего использовать природные удобрения, такие как торф и навоз. В почву их следует вносить весной.
Почва становится плодороднее в том случае, если она богата перегноем. Он образуется очень медленно. На то, чтобы произвести один сантиметр почвы, потребуется двести пятьдесят – триста лет, двадцать сантиметров – за пять – шесть тысяч лет. Поэтому нельзя допускать, уничтожения и разрушения почвы.
Существует много факторов, причиняющих вред почве. Например, вода размывает её во время сильных дождей и половодья. Ветер переносит верхнюю часть почвы. Ещё больший вред приносят овраги. С этой проблемой люди уже справляются. Для этого, нужно высаживать деревья и кустарники на склонах и вершинах оврагов.
Примеры и разбор решения заданий
1. Вставьте нужную картинку в ячейки таблицы. В строках и столбцах одна и та же картинка не должна встречаться дважды.
2. Соедините изображения и названия животных.
Источник
География. 6 класс
Конспект урока
География, 6 класс
Урок 14. Почва как особое природное образование
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Урок посвящён изучению почвы как особого природного образования.
В ходе урока школьники познакомятся с понятием «почва».
Узнают об особенностях формирования и типах почв, плодородии разных типов почв.
Почва – верхний плодородный слой земной коры, возникший в результате длительного взаимодействия живого и минерального вещества.
Гумус– основное органическое вещество почвы, содержащее питательные вещества, необходимые высшим растениям.
Плодородие – способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности.
Охрана почв – система мер, направленных на осуществление определённых действий по защите, улучшению качества и рациональному использованию земельных ресурсов.
Основная и дополнительная литература по теме
География. 5 – 6 класс / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. – М.: Просвещение, 2019.
Сайт: География. https://geographyofrussia.com/mirovoj-okean-i-ego-chasti/.
Сайт: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru.
Сайт: Издательство «Просвещение» www.prosv.ru.
Сайт: Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей www.it-n.ru.
Сайт: Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru.
Сайт: Федерация Интернет — образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru.
Сайт: WWF (Всемирный фонд дикой природы). http://www.wwf.ru.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На прошлом уроке мы узнали, что живое вещество в биосфере распределено крайне неравномерно. В его распространении есть закономерности. Какие это закономерности, мы узнаем сегодня. Задумывались ли Вы когда-нибудь, почему на одном огороде можно собирать большой урожай, а на другом – практически ничего не растёт? Одна из причин в почве, а точнее в её плодородии.
Почва – это верхний плодородный слой земной коры, возникший в результате длительного взаимодействия живого и минерального вещества. Почва особое природное тело, основное качество которого – плодородие. Важная роль в почвообразовании принадлежит растениям. Верхний слой почвы состоит из особого органического вещества – гумуса. От содержания гумуса зависит плодородие почвы. На Земле существуют разные тины почв. Тип почвы зависит от растительного покрова, количества осадков и поступления в почву органических веществ. Под воздействием хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение и истощение почвы. Охрана почв – это целая система мер, направленных на осуществление определённых действий по защите, улучшению качества и рациональному использованию земельных ресурсов. Поддержание почвенного плодородия крайне важно для поддержания биологического равновесия на планете.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Что такое почва?
Земная оболочка, в которой существуют живые организмы и продукты их жизнедеятельности.