Меню

Почва это полезные ископаемыми

Урок по окружающему миру в 1-м классе по теме «Поверхность Земли: почва, полезные ископаемые»

Цели:

образовательные:

  • Закрепить знания учащихся о том, что Земля имеет три основных значения: Земля — это планета, Земля — это суша, Земля — это почва
  • Способствовать становлению у учащихся первоначального представления о внутреннем содержании Земли — полезных ископаемых и их многообразии
  • Создать условия для поиска ответов на следующие вопросы:
    -что такое почва и какова ее польза?
    -что такое полезные ископаемые?

развивающие: Продолжить формирование навыков

  • коллективной работы и сотрудничества
  • самостоятельного оценивания ответов и высказываний других детей
  • самостоятельного поиска ответов на вопросы

воспитательные: Формирование бережного отношения к земле и полезным ископаемым

Оборудование:

  • разрезные карточки,
  • лоточки с образцами земли.
  • проектор, ноутбук
  • презентация « Земля»

Ход урока

1. Организация класса. Проверка рабочего места.

2. Выход на первую тему урока.

-Ребята, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить на уроке , надо из букв сложить слово.

Работа в группах

Дети работают в группах и выполняют задание самостоятельно.

— Какое слово вы получили?

После выполнения задания дети должны получить слово «земля».

-Но слово «земля» — многозначное слово.

— Давайте вспомним в каких случаях мы употребляем слово «земля».

По ходу ответов детей через проектор показываются иллюстрации.

  • Земля-планета, когда мы говорим о космосе (слайд)
  • Земля- суша, когда мы выходим или выплываем из воды( слайд)
  • Земля – почва, когда мы сажаем растения (слайд)

-У вас на столах стоят коробочки. Рассмотрите их содержимое. Уточните в каком значении мы сегодня будем говорить о земле.

-Представитель готовой к ответу группы поднимет руку.

(Спросить одного представителя.)

Итак, мы выяснили, что первая тема нашего урока «почва» (слайд)

— Возьмите полоску коричневого цвета и положите перед собой

-Мы знаем такие слова как «земля», «почва» (слайд)

— А что бы вы хотели узнать о почве? (Что такое почва? Значение почвы. Какая бывает почва? Как удобрять почву? Как ухаживать за почвой?)

— Мы вместе сформулировали первую цель нашего урока. Мы будем искать ответы на вопросы: «Что такое почва?» (то есть нам надо дать определение почве) «Какое значение имеет почва?» (слайд)

3. Работа по теме урока

-При обсуждении темы урока все группы выяснили, что говоря о почве мы подразумеваем землю. Используя это слово мы и начнем выстраивать наше определение.

Работа в группах

Возьмите полоски желтого цвета и, работая вместе, выберите понятие, которое высчитаете наиболее подходящим: — слой земли

(учитель проходит по классу и помогает, если необходимо, группам)

-Все группы готовы .Покажите мне карточку, которую вы выбрали.

-Какая группа хотела бы доказать свою точку зрения?

(Спросить представителя одной -двух групп)

-Мы определили, что это слой земли.(слайд)

Теперь необходимо определить какой он?

Работа в группах

-Для этого возьмите карточки зеленого цвета и попытайтесь найти самые главные, важные признаки этого слоя. На карточках следующие слова: верхний, полезный, светлый, черный, грязный, липкий.

Выслушать представителя от каждой группы.

-Вы все выбрали слова «верхний», «полезный».(слайд)

-Меня особенно заинтересовало слово « полезный»

-А для кого он полезен прежде всего? (для растений)

-А чем полезен?( из почвы они добывают полезные вещества)

-Тогда как нам закончить наше определение?

(учитель спрашивает детей по желанию)

— Переверните карточку розового цвета и закончите определение

— Представителю самой организованной группы я предлагаю прочитать определение, которое у нас получилось.

— Давайте сверим наше определение с определением ,которое дается в учебниках.(слайд)

Почва -верхний полезный (плодородный) слой земли ,на котором могут расти растения.

Как вы считаете, мы справились с поставленной нами целью? Докажите свою точку зрения.

Читайте также:  Осенняя подкормка смородины минеральными удобрениями

-Действительно мы нашли ответ на вопрос и доказали его.(слайд)

Физ. пауза

4. Выход на вторую тему урока

-Мы сегодня на уроке говорили о почве, как полезном слое земли.

-И сейчас на уроке мы еще раз будем использовать слово « полезный»

(Учитель раздает каждой группе коробочку, в которой лежат полезные ископаемые)

-Посмотрите на вещества, которые лежат в коробочке. Есть ли среди них знакомые вам?

-Эти вещества такие разные, а я сложила их вместе.

-Как вы думаете, почему я их объединила?

Работа в группах

-Обсудите данный вопрос в группе.

После обсуждения выслушать представителей групп.

-Действительно, все эти вещества полезные.

-Но прежде, чем оказаться в этой в этой коробочке они проделали очень долгий путь , их добывали в глубинах Земли, на поверхности Земли.

— Может кто -то знает как они называются?(полезные ископаемые)

На экране появляется слайд :Мы знаем слова :полезные ископаемые(слайд)

— Кто хочет попробовать сформулировать 2 цель нашего урока?

(учитель спрашивает одного -двух желающих)

На экране появляется слайд :мы хотим узнать «Что такое полезные ископаемые?»

«Какие бывают полезные ископаемые?»

Работа в группах

-В ходе обсуждения мы уже попытались дать определение полезным ископаемым.

Какая из групп даст более точное определение .

После обсуждения выслушать представителя каждой группы и затем сверить с аналогом.

Давайте сверим наши определения с определением , которое я взяла из учебника

Полезные ископаемые –природные богатства которые люди добывают из глубины земли и ее поверхности и приносят людям пользу.(слайд)

-Рассмотрите таблицу « Природные богатства Земли разнообразны» , найдите среди них полезные ископаемые и назовите.(если останется время найти исключения)

Дополниительный материал:

-Теперь я предлагаю каждой группе отгадать загадку про полезное ископаемое

1. Он на дорожках во дворе,
Он очень нужен детворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.(песок)

2. Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?

3. Белый камешек растаял,
На доске лишь след оставил(мел)

4. Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.(уголь)

5. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички.

— Из загадок мы поняли, что каждое полезное ископаемое приносит пользу по-своему и они все для нас важны.

Работа по учебнику

-Посмотрите на страницу и назовите добыча каких полезных ископаемых здесь изображена?

-Использование какого полезного ископаемого вас больше всего удивило?

-Мы с вами живем в удивительном краю , богатом самыми разнообразными полезными ископаемыми.

— Назовите полезные ископаемые, которые встречаются на территории нашего края.(слайд)

— Мы сегодня работали по таблице «Природные богатства Земли разнообразны»

-Давайте еще раз назовем эти богатства. Они разнообразны , но не бесконечны.

Что нам нужно сделать ,что бы эти богатства достались еще нашим потомкам.

(выслушать ответы одного -двух человек)

5. Итог урока. Рефлексия.

-Какое слово мы чаще всего сегодня употребляли?( полезный)

-А для кого сегодня и урок был полезен?

— А чем же он был для вас полезен?

-А за что вы можете сегодня себя похвалить?

Урок окончен. Спасибо всем за работу.

Источник

Состав почвы

Почва – это сложная динамическая система. Она состоит из минеральных и органических веществ. Минеральные компоненты поступают в почву, в первую очередь, из материнской породы , на которой она образовалась. Органические вещества появляются и развиваются благодаря живым организмам, населяющим почвенный покров. Взаимодействие минералов и органики создает сложный комплекс разных соединений.

В этом разделе мы расскажем, из чего состоит почва. Вы узнаете о ее фазах и их особенностях. Также вы прочитаете о минеральном и органическом составах покрова, их соотношении и характеристиках.

Читайте также:  Выращивание огурцов под пленку под пленкой

Фазы почвы

Прежде всего мы поговорим о фазах почвы.

Выделяют четыре основных части:

Все они взаимосвязаны и активно влияют друг на друга.

К твердой фазе относятся органические и минеральные вещества. Это частицы разного размера и формы, которые неплотно примыкают друг к другу (глыбы, обломочные породы, глина, песок, пыль и другие). Тем не менее, они создают твердый почвенный каркас, на котором размещаются другие части. Эта фаза определяет петрографический (гранулометрический) состав, структуру, сложение и пористость почвенного покрова.

Сама по себе тве р дая часть является малодинамичной системой. Она же самая объемная – занимает 45-60% покрова. С ней связаны многие физические, физико-химические и химические свойства материала.

Подробнее об этом читайте на нашей странице Твердая фаза почвы.

Жидкая часть – это вода и растворенные в ней соли. Данная фаза формируется из атмосферных осадков, грунтовых вод, конденсации водяных паров. Она составляет около 25% от всего объема почвенного покрова.

Эта фаза считается самой динамичной. Именно из нее растения усваивают питательные вещества. Ведь без достаточного количества влаги нормальное развитие флоры и почвенных микроорганизмов невозможно. Кроме того, жидкая фаза участвует в таких процессах как гумификация и минерализация органических остатков, выветривание, перемещение веществ внутри покрова и формирование почвенного профиля.

Вода является и терморегулирующим фактором. Она определяет расход тепла из почвы и растений вследствие испарения и транспирации. С влажностью покрова тесно связаны его физико-механические свойства (твердость , крошение, липкость и другие). Стоит отметить, что передвижение влаги в почве и по ее поверхности также влияет и на отрицательно сказывающиеся на плодородии процессы. Среди них эрозия и вынос из верхних слоев питательных элементов.

Подробнее об этом читайте на нашей странице Жидкая фаза почвы.

Газообразная часть – это почвенный воздух. Он занимает все поры в почве, не занятые водой.

Эта фаза, как и жидкая, является динамической. Она покрывает 20-25% от общего объема почвы. В отличие от атмосферного воздуха, почвенный беден на кислород. В нем много углекислот. Это объясняется деятельностью микроорганизмов и растений: чем их больше в почве, тем больше кислорода они потребляют и углекислого газа выделяют.

Также в составе почвенного воздуха постоянно присутствуют нелетучие органические соединения (углеводороды жирного и ароматического рядов, сложные альдегиды, спирты и другие). Они , пусть и в небольшом количестве, тоже образуются в процессе жизнедеятельности почвенных микроорганизмов. Эти вещества поглощаются корнями, способствуя росту растений и повышению их жизнедеятельности.

Подробнее об этом читайте на нашей странице Газообразная фаза почвы.

Все фазы взаимодействуют друг с другом, активно переходят из одной в другую. Это возможно благодаря деятельности живых организмов. Они являются четвертой, живой фазой почвенного покрова. К ней относятся растения, грибы, бактерии, простейшие, мелкие животные. Высокая активность этих организмов доказывает, что все естественные процессы, которые происходят в почве, прямо или косвенно являются биохимическими по своей природе.

Подробнее об этом читайте на нашей странице Живая фаза почвы.

Примерное соотношение всех фаз почвы показано на диаграмме ниже.

Следующее, о чем мы поговорим, – это химический состав почвенного покрова. Он представлен минеральными и органическими веществами. Они сконцентрированы в твердой и жидкой фазах. В синтезе химических соединений принимают активное участие живые организмы.

Минеральный состав почвы

Минеральные вещества составляют 80-90% от общего объема покрова. Они поступают в почву двумя путями – из материнской породы и при полном разложении живых организмов. Из горной по р оды в почву попадают первичные минералы. Они имеют кристаллическое строение и практически не усваиваются растениями. Вторичные минералы аморфные, способны набухать и задерживать воду. Именно они являются источником питательных элементов почвы.

Читайте также:  Чем сейчас можно подкормить помидоры

В составе почвы содержатся практически все известные химические элементы. Процентное содержание основных вы найдете в таблице ниже (средние значения).

Основные химические элементы почвы Процентное содержание (от общего числа всех химических элементов)
Кислород (O) 49%
Кремний (Si) 33%
Алюминий (Al) 7,13%
Железо (Fe) 3,8%
Углерод (C) 2%
Кальций (Ca) 1,37%
Калий (K) 1,36%
Натрий (Na) 0,63%
Магний (Mg) 0,6%

Кроме того, около 1-3% составляют фосфор, марганец, хлор, азот, сера и микроэлементы (кобальт, фтор, йод, медь, цинк, молибден). Все элементы входят в состав оксидов, гидроксидов, растворимых и нерастворимых солей. Для роста и развития флоры наибольшее значение имеют калий, фосфор, азот, в меньшей мере – кальций и магний. Но в небольших количествах растениям требуются и другие элементы.

Первоисточником всех минералов в почве являются магматические породы. Они составляют 95% от общей толщи литосферы. На долю осадочных пород приходятся оставшиеся 5%. Метаморфические же причисляются к тем материалам , из которых они образовались. Поэтому здесь они в расчет не принимаются.

Подробно о влиянии горных пород на почву и процессы формирования почвенного покрова вы сможете узнать в нашей статье Почвообразующая порода как фактор почвообразования.

Химический состав почв находится в состоянии постоянного изменения. Это связано с непрерывностью процессов выветривания и почвообразования.

Органический состав почвы

Органические вещества составляют от 1-2% до 10-15% почвы. Они образуются при частичном разложении растений, животных и микроорганизмов. В состав почвы входят белки, углеводы, смолы, воски, лигнин, липиды и продукты их распада (спирты, аминокислоты, пептиды, моносахариды). Эти вещества составляют около 10% от всей органики, являются источником минералов и питательной средой для почвенной фауны, бактерий, грибов.

Скорость разложения растительных остатков зависит от содержащихся в них веществ. Так, древесина и хвоя содержат много лигнина, смол и дубильных веществ, но мало белков. Их разложение идет медленно. Остатки же бобовых трав, богатые белками, разлагаются быстро.

Основную часть почвенной органики (80-90%) составляют гуминовые вещества. Они и определяют плодородие грунта.

В группу входят:

  • Гуминовые кислоты
    Это вещества темного цвета. Они образуют нерастворимые соли с железом и алюминием. Гуминовые кислоты способны поглощать и задерживать в верхних слоях почвы воду и питательные элементы , затем постепенно их высвобождать. Они участвуют в превращении химических соединений в доступную для растений форму. Эти кислоты играют главную роль в формировании структуры почвы и ее плодородия.
  • Фульвокислоты
    Это растворимые вещества желтого цвета. Они быстро вымываются в нижние горизонты, плохо задерживают влагу и минералы, подкисляют почву.
  • Гумины
    Это инертные вещества, связывающие минералы. Они не участвуют в почвообразовании.

Помимо соединений, органические остатки всегда содержат некоторый объем зольных элементов. Их количество и состав варьируются в зависимости от вида организмов и условий среды их обитания. В состав золы входят калий, кальций, магний, кремний, фосфор, сера, железо и многие другие элементы, содержащиеся в незначительных количествах. Очень низкая зольность характерна для древесины. Большое количество зольных элементов содержат остатки травянистой растительности.

Знание минерального и органического состава почвы и ее фаз помогает лучше разобраться в свойствах материала, его применении. Отсюда также становится понятно, какими способами можно улучшить плодородие почвенного покрова. Об этом мы у же писали в нашей статье Плодородность почвы: как ее сохранить и повысить. Возможно вам также будет полезна наша статья о кислотности почв. В ней подробно рассказано, как можно регулировать такой показатель как кислотность почвенного покрова, делать почву более кислой или щелочной.

Источник

Adblock
detector