Меню

Почва это живая часть экосистемы

Почвенная экосистема

На первый взгляд почва может показаться неживой, но если присмотреться, вы обнаружите, что она кишит жизнью. Некоторые животные, обитающие в почве, видны невооруженным глазом, например, дождевые черви и мелкие насекомые. Однако гораздо более многочисленны микроорганизмы, которые вы не видите, такие как бактерии, грибы и нематоды. Все организмы в почвенной экосистеме прямо или косвенно зависят от детрита, разлагающихся останков мертвых растений и животных.

Экосистема

Биологи определяют экосистему как набор организмов и среду, в которой они обитают. Питательные вещества, такие как азот, рециркулируются внутри экосистемы, передаются от одного организма к другому и в конечном итоге возвращаются в исходную точку. Энергия течет только в одном направлении, от источника, такого как разлагающееся растительное вещество, к организмам, которые могут использовать этот источник энергии, а затем, в свою очередь, стать пищей для других организмов. Ни один процесс преобразования энергии не является эффективным на 100 процентов, поэтому значительная часть энергии, которая поступает в почвенную экосистему, в конечном итоге расходуется в виде тепла.

Детрит

Остатки мертвых растений и животных, опавшие листья, навоз и другой органический мусор в совокупности называются детритом. Некоторые организмы, такие как дождевые черви и многоножки, измельчают детрит, что облегчает его переработку микроорганизмами. Бактерии и грибы в почве извлекают энергию и питательные вещества, необходимые им для роста из детрита, когда разлагают его. Конечным продуктом их работы является органическое вещество, называемое «гумусом». Бактерии и грибки могут стать пищей для крошечных нематод и насекомых, которые, в свою очередь, служат пищей для более крупных насекомых или животных, таких как птицы.

Энергия и питательные вещества

Основным источником энергии в этой пищевой сети, основанной на детрите, является солнце. Растения хранят солнечную энергию в виде химической энергии в своих листьях и тканях, и когда почвенные микроорганизмы переваривают разлагающийся растительный материал, они извлекают эту накопленную энергию. Как и в любой другой экосистеме, энергия проходит через пищевую цепочку в одном направлении – от детрита через микроорганизмы к нематодам, насекомым и более крупным животным. Однако питательные вещества циркулируют по экосистеме. Когда какой-либо из организмов в этой пищевой сети умирает, содержащиеся в них питательные вещества возвращаются в почву в виде детрита, чтобы снова пройти тот же путь.

Не все организмы, обитающие в почве, зависят от детрита. Некоторые виды бактерий поддерживают взаимовыгодные отношения с корнями растений в почве, обеспечивая ценные питательные вещества в обмен на пищу. Пищевая сеть на основе детрита имеет решающее значение для здоровья почвы, поскольку она возвращает питательные вещества от мертвых организмов в почву в виде гумуса, тем самым делая его доступным для растений.

Источник

Почва – важнейшая часть экосистемы

Презентация к уроку

  1. Сформировать представление учащихся о почве – как важнейшая часть экосистемы; выявить совместно с детьми основные свойства почвы, в процессе опытов установить состав почвы; узнать о преобладающих почвах родного края.
  2. Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности.
  3. Воспитывать умение работать в группе.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

На партах у учеников карточки с вопросами. А ответы находятся в классе. (Работа в парах.)

Читайте также:  Как подготовить грядку для посадки новой клубники

– У вас на партах карточки с вопросами. Ответы где-то в классе. Вы должны найти правильный ответ.

  1. Как называется воздушная оболочка Земли?
  2. Как называется водная оболочка Земли?
  3. Как называется твердая оболочка Земли?
  4. Что такое биосфера?
  5. Экосистема – это..
  6. Какие “профессии” имеют живые организмы в экосистеме?
  7. Какие живые организмы выполняют роль потребителей?
  8. Какие живые организмы относятся производителями?
  9. Какие живые организмы относятся к мусорщикам?
  10. Продолжите цепь питания: трава кузнечик ….
  11. Продолжите цепь питания: дуб сойка…..
  12. Что необходимо для поддержания порядка в экосистеме?
  13. Найдите лишнее слово в каждом столбике. (Слайд 2).
береза
дуб
ива
мухомор
волк
коза
окунь
жук-могильщик
кузнечик
бактерии
бабочка
пчела

– Как можно их одним словом назвать? (Разрушители.)
– Какова роль “разрушителей” в круговороте? (Они перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества, необходимые растениям)
– Могут ли “разрушители” напрямую передать растениям минеральные вещества? (Нет.)
– Где все это происходит? (Это происходит в почве, т.к. “разрушители” живут в почве.)
– О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О почве.)
– Сформулируйте тему урока. (Почва – важнейшая часть экосистемы.)

– Молодцы! Знания у вас есть. Представьте, что мы в учебной лаборатории. Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны. Не забывайте о технике безопасности.

III. Совместное открытие знаний.

1. Составление плана урока.

– Послушайте диалог Лены и Миши и попытайтесь самостоятельно вывести проблему к теме “Почва”. (Диалог инсценируют 2 ученика.)
– Куда нужно сажать растения?
– Почему растениям нужна именно почва?
– Какова проблема нашего урока? (Проблема: Какова роль почвы в экосистеме?) (Слайд 4).
– Мы с вами сегодня научные сотрудники. А научные сотрудники работают по плану. Я предлагаю вам составить план работы на уроке. С чего начнем?
– Знаете ли вы, что такое почва?
– Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (На доске появляется табличка «Что такое почва?)
– Что еще хотели бы узнать о почве?
– Как образуется почва? (На доске появляется табличка “Образование почвы”.)
– Еще что хотели бы узнать?
– Какими свойствами она обладает? (На доску вывешивается следующая табличка «Свойство почвы».)
– Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет.)
– Значит, с чем познакомимся?
– Кто догадался? (С видами почв.)
– Правильно.
– С видами почв. (Ниже вывешивается табличка «Виды почв».)

На экране появляется табличка:

«Что такое почва?»
“Образование почвы.”
«Свойства почвы.”
«Виды почв.»

2. Что такое почва? (Слайд 5).

– Приступим к работе, следуя составленному плану.
– Так, что же такое почва?

Дети внимательно рассматривают изображение почвы.

– Внимательно рассмотрите верхний слой. (Слайд 6).
– Какого он цвета.
– Сделайте вывод.
– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.
– Правильно. Почва – верхний, темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна: от 2см до 2м и больше.

(На доску вывешивается вывод, сделанный детьми «Почва – это верхний, темный, рыхлый слой земли».)

– Ответили на первый пункт плана? (Да.)
– Вы никогда не задумывались над тем, как возникает почва? Об этом нам расскажет Михайлова Дарья.

Читайте также:  Базаплант удобрение способ применения

3. Образование почвы.

Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.

Твердые горные породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под воздействием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя.

Так, медленно, камни, песок, глина под воздействием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные. Они повышают плодородие почвы. Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано.

– Почва возникает в результате разрушения горных пород под действием влаги, воздуха, тепла и холода и деятельности живых организмов. (Слайд 7).

4. Свойства почвы.

– Исследуем свойства почвы. Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.)
– По инструкциям на ваших партах я прошу провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.

а) Проведение опытов.

Опыт № 1 (группа 1).

  1. Возьми стакан с водой.
  2. Брось туда комочек почвы.
  3. Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________.

Опыт № 2 (группа 2).

  1. Возьми фильтровальную бумагу.
  2. Насыпь на нее немного почвы.
  3. Плотно придави её к бумаге вторым листом.
  4. Стряхни почву обратно в стакан.
  5. Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке _____________________

Опыт № 3 (группа 3).

  1. Возьмите горшок с почвой.
  2. Налейте туда немного воды.
  3. Держите горшок над пустым стаканом.
  4. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва_______________________________________________ воду.

Опыт № 4 (группа 4).

  1. Возьмите посуду с почвой.
  2. Рассмотрите почву через лупу
  3. Что вы увидели?
  4. Запишите.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.

Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели __________________________________________________________.

б) Знакомство с выводами учащихся.

Представители каждой группы знакомят учащихся с записанными выводами. (На экране открываются выводы по мере их озвучивания.) (Слайд 8).

  1. В почве есть воздух.
  2. В почве есть вода.
  3. Почва не удерживает воду.
  4. В почве есть песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых.

– Кто из вас знает, как это называется одним словом?
– Это перегной.

5. Работа с учебником.

Читайте также:  Какие грядки самые лучшие

–Прочитайте самостоятельно о перегное на с.45 и определите еще одно свойство почвы.
– Итак, что вы узнали из прочитанного? (Чем богаче земля перегноем, тем она плодороднее, тем лучше на ней растут любые растения.)
– Молодцы, правильно.
– Значит следующее свойство почвы – плодородие. (Рассказ Ивановой Анастасии о перегное.)

Плодородие почвы во многом зависит от наличия в ней перегноя. Плодородие можно улучшить, внося в почву удобрения. Самое лучшее удобрение – навоз. Навоз безвреден для растений и людей. Именно на такой почве хорошо растут овощи, фрукты и ягоды, которые являются одним из компонентов здорового питания. Люди используют и искусственные удобрения, но их нужно использовать очень осторожно, чтоб не навредить здоровье.

– Мы с вами ответили на второй пункт плана. Плодородие – основное свойство почвы. (Слайд 9).

Теперь познакомимся с видами почв.

– Рассмотрите образцы почв. (Слайд 10).
– Что вы заметили? (Они по цвету разные.)
– Правильно. Как вы считаете, одинаково ли эти почвы будут называться?
– Коля нам расскажет о видах почвы и почвах Чувашской республики. (Слайд 12).
– О каких видах почвы Коля нам рассказал?
– Разнообразны почвы нашей республики.

I V. Обобщение урока.

– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.
– Перед вами кроссворд. (Слайд 13).

  1. Основное свойство почвы. (Плодородие.)
  2. Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.)
  3. Наиболее плодородная почва, богатая перегноем и имеющая темную окраску. (Чернозем.)
  4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)
  5. Живые организмы, перерабатывающие остатки организмов в минеральные вещества. (Разрушители.)

Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА. – Давайте вернемся к нашей проблеме урока. Проблема нашего урока: Какова роль почвы в экосистеме? Итак, какую роль играет почва в экосистеме?

(Растения растут в почве. Почва для них является опорой. Еще в почве живут разрушители. Они перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества, необходимые растениям. В почве завершается круговорот веществ. Значит почва -важнейшая часть экосистемы.) (Слайд 14).

V. Творческая работа

– Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву? (Слайд 19).
– Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, двадцать сантиметров – за 5–6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.
– Почва по вине людей может очень быстро разрушаться. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода. Выдувает сильный ветер. Почва многого “боится”. Например, ядохимикатов. Если их берут больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносят слишком много удобрений, или ее слишком обильно поливают, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве. Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать на склонах, а зимой проводить снегозадержание.
– Почву надо оберегать от вымывания и выветривания, ведь она основа плодородия.

1. Работа в группах. (Каждая группа нарисует эскиз плаката, призывающего людей бережно относиться к почве.)
2. Защита работы.

Источник

Adblock
detector