Урок окружающего мира в 3-м классе по теме «Почва»
Цель. Развитие научно-познавательных интересов учащихся.
- В процессе опытов познакомить учащихся с составом почвы.
- Развивать у учащихся умение работать в парах.
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
- Штатив.
- Сухое горючее.
- Спички.
- Банка с водой ( для учителя и учеников).
- Лупа (для учителя и учеников).
- Фильтр.
- Салфетки.
- Пакетик с почвой (для учителя и учеников).
- Стекло.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Текст-загадка (читает учитель).
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь – вместо одного мешка в кладовой уже двадцать мешков. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, моркови, редиски, свеклы. – Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. И вы, ребята, уже догадались, что эта кладовая. Земля.
– Ребята, у слова земля несколько значений. Земля, которая необходима Кто догадался? (Ответы детей) (Почва)
– У нас с вами сегодня необычный урок. Наш класс — это научно-исследовательская лаборатория, а мы с вами научные сотрудники. Объектом нашего исследования будет почва. В процессе опытов нам нужно выяснить состав почвы, что получают растения из почвы для жизни и роста.
– Вы готовы приступить к работе?
– Ребята, почва это живая или неживая природа? (Ответы детей).
3. Новый материал.
– Приступаем к проведению опытов. Предлагаю работать парами.. “Одна голова хорошо, а две лучше”. (Слайд 2)
Опыт 1. Возьмите кусочек почвы и положите в воду. Что вы заметили? (Пузырьки воздуха). Сделайте вывод. Вывод: В почве есть воздух. (Слайд 3)
Опыт № 2. Положите небольшое количество почвы на салфетку и плотно сожмите в кулак. Что вы чувствуете? (Салфетка стала влажной) Сделайте вывод.
Вывод: В почве есть вода. (Слайд 4)
Опыт № 3. Возьмите лупу и очень внимательно рассмотрите почву. Что вы видите? (Перегной.) Он образуется из остатков растений, животных и насекомых. Перегной придает почве темный цвет. Это самая главная, основная часть почвы. Количеством перегноя определяют плодородие почвы. Что еще есть в почве? Сделайте вывод. Вывод: В почве есть перегной. (Слайд 5)
Опыт 4. Насыпать в банку с водой почву, закрыть плотно крышкой и перемешать. Подождать немного. На дно банки осядут песок и глина. Вывод: В почве есть песок и глина. (Слайд 6)
Опыт 5. Профильтровать воду из банки с почвой. Несколько капель этой воды нанести на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода испарится, а на стекле останется белый налет. Это соли. Соли образуются благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Вывод: В почве есть соли. (Слайд 7)
– Ребята, что мы обнаружили в почве?
– Какой состав имеет почва?
– А что же растения получают из почвы? (Слайд 8)
Корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Они всасывают из почвы воду, а вместе с водой корни получают растворенные соли. Эти питательные вещества, без которых растения жить не могут.
6. Обобщение изученного.
Слайд 9. Круговорот веществ
– Научные сотрудники, вы выяснили, что главная часть почвы это? . (Перегной.) Из него под действием микробов образуются? . (Соли.) Их используют растения, растениями питаются животные. Когда животные умирают, их остатки превращаются в перегной. А из перегноя образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные. Так вещества путешествуют в природе: из почвы в растения, из растений в тела животных, а остатками растений и животных снова в почву. Ученые называют это круговоротом веществ.
Представьте себе, что почвы не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не сможем жить и мы с вами. “Почва дороже золота”. Почему так говорят? Ребята, давайте снова попробуем ответить на вопрос:
– К какой природе отнесете почву? (. )
– Ученые долго ломали голову над этим вопросом.
Изучению почвы всю свою жизнь посвятил русский ученый, естествоиспытатель, профессор В.Л. Докучаев. (Слайд 10)
Он назвал почву “Живое – мертвое тело”. – Почему? (. ) (Слайд 11)
Вывод: В почве соединяются и живая, и неживая природа. Без почв жизнь невозможна, да и сами почвы насыщены жизнью.
(Слайд 12. Карта почв Пермского края)
– Докучаев создал науку – почвоведение. Есть такая профессия – почвовед. Он впервые составил почвенные карты России. В нашем пермском крае 18 различных почв. В основном подзолистые почвы, В нашем районе почвы древесно-средне-подзолистые.
7.Сообщение ученика. (Слайд 13. Образование почвы)
– Ребята, что нового узнали на уроке?
– Где можно применить эти знания? (Приложение. Слайд 14. Тест)
Источник
Почва это живая или неживая природа?
Почва несомненно часть биосферы, а не литосферы, и с этой точки зрения относится к живой природе. Хотя также справедливо то, что в почве сочетаются черты и живой природы и неживой природы. Ведь что такое почва, а конкретно ее верхний слой, про который видимо и идет речь? Почва — это органические останки, которые перегнивают, которые используются в качестве пищи микроорганизмами, и это в то же время минеральные вещества, как продукт жизнедеятельности этих микроорганизмов.
В почве живет огромное количество живых существ, в основном очень маленьких, но есть и довольно крупные млекопитающие. Почва — источник питательных элементов для растений.
То есть почва исходный и конечный пункт круговорота веществ, часть пищевой цепочки.
Но живая это природа или нет все равно сказать сложно. Обычно почву выделяют как неживую природу, ведь сама по себе она все-таки не обладает признаками живого.
Живая почва, если не выжжена огнём и не протравлена, не умерщвлена химикатами — очень даже живая природа. В этом можно убедиться не только при помощи микроскопа, но и при помощи обыкновенной лупы — она просто кишмя кишит жучками-паучками-червячками и прочими -чками.
Процесс размножения почвы довольно мало изучен, поэтому назвать почву частью живой природы язык не поворачивается — приходится печатать пальцами, что почва, как и земля, — это неживая природа, несмотря на то, что компоненты почвы, такие как «перегной» и пр. дают жизнь многим растениям, являющимся частью живой природы и, в итоге, от растений же и происходят, имхо. Искусственно удобренная почва, например, вообще может рассматриваться как продукт, произведенный человеком, а значит, не относиться к естественной природе.
Живая, т.к. в почве содержатся много микро организмов которые благотворно влияют на структуру почвы. Вследствие чего мы можем наблюдать многообразие растений и плодов.
Почва -биокосное вещество ,значит в почве соединяются и живая и неживая природа .
Почва, на мой взгляд, двоякая субстанция, в ней можно выделить такие составляющие: вода и минералы, относящиеся к неживой природе; и живущие в почве микроорганизмы, которые перерабатывают все попадающие в нее органические останки, относящиеся к живой природе (я имею в виду не червей, личинок и прочих подобных почвенных жителей, а именно бактерии).
Почву нельзя однозначно отнести либо к живой либо к неживой природе. В почве живая и неживая природа объединяются. К неживой природе входящей структурно в состав почвы относится земля, песок, вода, газы, камни и т.п. Микроорганизмы, продукты их жизнедеятельности являются также составляющей частью почвы и относятся к живой природе.
Почва это живая природа, как и вся наша планета, потому что нечто не живое не может дать жизнь растениям и животным, которые однозначно относятся к живой природе,а почва именно что дает жизнь всем нам.
Официальная наука относит почву к неживой природе. Трудно с этим согласиться. Ведь вся наша планета Земля — живая, все на этой планете живое. Если бы почва была неживой, то и семена не смогли бы прорастать, не было бы растений, деревьев, пищи для людей и животных —
не было бы ничего живого. Следовательно, почва — живая и это невозможно никаким образом отрицать.
Это что-то между. Так как почва состоит из земли, песка и прочего, а также она состоит из бактерий, жучков и тд, а они живые. Соответственно здесь четкий ответ дать нельзя, мнения могут расходиться. Но я бы отнесла ее к живой природе, так как в ней живые организмы.
Почва остается живой, доколе в ней есть жизнь. Ведь в почве живет очень много микроорганизмов, мелких млекопитающих. Но стоит эту почву «умертвить» способом выжигания, отравления химией, она становится не живой, так как все живые организмы в ней погибают. Так что, почва является относительно живой и неживой природой.
Считается, что почва содержит в себе признаки как живой, так и неживой природы, а все потому что она является биокосным веществом.
Что такое биокосное вещество? Это такое вещество, которое появляется в результате деятельности живых организмов одновременно с косными процессами (т.е. без участия живых организмов). И та, и другая система динамически развиваются, но при этом они находятся в относительном равновесии.
Биокосное вещество — это выветривание, кора, ил, почва.
Но что касается почвы, то так уместно говорить лишь о верхнем ее слое, ведь именно там расположены и минеральные вещества, и органические остатки.
То есть получается что:
Ель растение тенелюбивое. Не даром у нее нижние, затененные ветви сильные и раскидистые, а верхние — слабее. Она не любит открытых солнечных мест, где ее летом будет палить солнце, а зимой обжигать ледяные ветра. Не растет ель на болотах и на сухих песках. В одном случае корням не хватает воздуха, в другом — питательных веществ и влаги, т.к. корневая система близко от поверхности.
Для выращивания драцены лучше использовать специальный грунт, который продается в цветочных магазинах. Также можно использовать любой универсальный грунт, но обязательно добавить разрыхлитель (перлит или крупный песок). Главное условие — грунт должен быть рыхлым и быстро просыхать между поливами.
Почва с огорода в чистом виде не подходит для выращивания драцены, но на ее основе можно приготовить подходящий субстрат, добавив в него разрыхлители. Если вы — обладатели глинистой почвы, то ее и вовсе нельзя использовать для выращивания драцены.
Стандартный состав субстрата для выращивания драцены: 1 часть дерновой земли + 1 часть песка + 1 часть перегноя, только не забудьте, что любую землю с огорода нужно обязательно пропарить.
Есть и еще один, очень важный момент. При посадке драцены не забудьте о хорошем дренаже на дне горшка. Слой дренажа должен составлять не менее 2 см, в идеале — 1/10 высоты горшка.
Растения, которые особенно требовательны к повышенному содержанию азота называются нитрофилами.
Многие из них нам знакомы, как злостные сорняки: борщевик, крапива, лебеда, мокрица, пастушья сумка, марь белая, подмаренник цепкий, полынь.
Когда-то читал, что в торфяных почвах мало азота, а они как раз кислые и требуют раскисления доломитом и т.п. Но нужно проверять. Могли появиться новые данные.
Источник
ГДЗ география 8 класс Алексеев, Низовцев Дрофа Задание: § 20 Почвы – «особое природное тело»
Вопросы и задания
1. Почему почвы относят и к живым, и к неживым, и к историческим природным телам?
Почвы относятся и к живым, и к неживым, и к историческим природным телам, так как на почвообразование влияют различные факторы: горные породы, вода, рельеф, растения, микроорганизмы, животные и климат. Почва содержит в себе и живое, и неживое вещество, без которых она теряет свое главное свойство – плодородие.
2. Что такое гумус? Какие свойства почв зависят от его количества?
Гумус – разложенные микроорганизмами и почвенными животными органические остатки. От количества гумуса зависит плодородие почвы.
3. Как образуется гумус?
Гумус образуется в ходе разложения мертвых органических остатков растений и животных микроорганизмами и почвенными животными в неорганические.
4. Назовите основные факторы почвообразования.
Основные факторы почвообразования: горные породы, вода, рельеф, растения, микроорганизмы, животные и климат.
5. Почвы – летопись и память природы. Подумайте и приведите пример, свидетельствующий о том, что почвы «помнят» о прошлом.
Почвы «помнят» о прошлом, так как формируются долгое время и накапливают последовательно органические и неорганические вещества по мере их поступления, таким образом, что в глубине почвенного профиля находятся частицы, попавшие на земную поверхность много лет назад.
6. Как вы думаете, чем можно объяснить, что на двух соседних участках строение и свойства почвенного покрова не обязательно совпадают?
На двух соседних участках строение почвенного профиля может быть различным, так как на участках может быть разное влияние почвообразующих факторов. Например, на участках могут разные материнские породы или водный режим (на одном участке высоко грунтовые воды, а на другом низко). Кроме того, на участках может быть разных состав растительности, что также определяет строение почвенного профиля за счет химических свойств опада растений и поглощаемых ими элементов.
Источник