Урок окружающего мира в 3-м классе по теме «Почва»
Цель. Развитие научно-познавательных интересов учащихся.
- В процессе опытов познакомить учащихся с составом почвы.
- Развивать у учащихся умение работать в парах.
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
- Штатив.
- Сухое горючее.
- Спички.
- Банка с водой ( для учителя и учеников).
- Лупа (для учителя и учеников).
- Фильтр.
- Салфетки.
- Пакетик с почвой (для учителя и учеников).
- Стекло.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Текст-загадка (читает учитель).
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь – вместо одного мешка в кладовой уже двадцать мешков. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, моркови, редиски, свеклы. – Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. И вы, ребята, уже догадались, что эта кладовая. Земля.
– Ребята, у слова земля несколько значений. Земля, которая необходима Кто догадался? (Ответы детей) (Почва)
– У нас с вами сегодня необычный урок. Наш класс — это научно-исследовательская лаборатория, а мы с вами научные сотрудники. Объектом нашего исследования будет почва. В процессе опытов нам нужно выяснить состав почвы, что получают растения из почвы для жизни и роста.
– Вы готовы приступить к работе?
– Ребята, почва это живая или неживая природа? (Ответы детей).
3. Новый материал.
– Приступаем к проведению опытов. Предлагаю работать парами.. “Одна голова хорошо, а две лучше”. (Слайд 2)
Опыт 1. Возьмите кусочек почвы и положите в воду. Что вы заметили? (Пузырьки воздуха). Сделайте вывод. Вывод: В почве есть воздух. (Слайд 3)
Опыт № 2. Положите небольшое количество почвы на салфетку и плотно сожмите в кулак. Что вы чувствуете? (Салфетка стала влажной) Сделайте вывод.
Вывод: В почве есть вода. (Слайд 4)
Опыт № 3. Возьмите лупу и очень внимательно рассмотрите почву. Что вы видите? (Перегной.) Он образуется из остатков растений, животных и насекомых. Перегной придает почве темный цвет. Это самая главная, основная часть почвы. Количеством перегноя определяют плодородие почвы. Что еще есть в почве? Сделайте вывод. Вывод: В почве есть перегной. (Слайд 5)
Опыт 4. Насыпать в банку с водой почву, закрыть плотно крышкой и перемешать. Подождать немного. На дно банки осядут песок и глина. Вывод: В почве есть песок и глина. (Слайд 6)
Опыт 5. Профильтровать воду из банки с почвой. Несколько капель этой воды нанести на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода испарится, а на стекле останется белый налет. Это соли. Соли образуются благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Вывод: В почве есть соли. (Слайд 7)
– Ребята, что мы обнаружили в почве?
– Какой состав имеет почва?
– А что же растения получают из почвы? (Слайд 8)
Корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Они всасывают из почвы воду, а вместе с водой корни получают растворенные соли. Эти питательные вещества, без которых растения жить не могут.
6. Обобщение изученного.
Слайд 9. Круговорот веществ
– Научные сотрудники, вы выяснили, что главная часть почвы это? . (Перегной.) Из него под действием микробов образуются? . (Соли.) Их используют растения, растениями питаются животные. Когда животные умирают, их остатки превращаются в перегной. А из перегноя образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные. Так вещества путешествуют в природе: из почвы в растения, из растений в тела животных, а остатками растений и животных снова в почву. Ученые называют это круговоротом веществ.
Представьте себе, что почвы не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не сможем жить и мы с вами. “Почва дороже золота”. Почему так говорят? Ребята, давайте снова попробуем ответить на вопрос:
– К какой природе отнесете почву? (. )
– Ученые долго ломали голову над этим вопросом.
Изучению почвы всю свою жизнь посвятил русский ученый, естествоиспытатель, профессор В.Л. Докучаев. (Слайд 10)
Он назвал почву “Живое – мертвое тело”. – Почему? (. ) (Слайд 11)
Вывод: В почве соединяются и живая, и неживая природа. Без почв жизнь невозможна, да и сами почвы насыщены жизнью.
(Слайд 12. Карта почв Пермского края)
– Докучаев создал науку – почвоведение. Есть такая профессия – почвовед. Он впервые составил почвенные карты России. В нашем пермском крае 18 различных почв. В основном подзолистые почвы, В нашем районе почвы древесно-средне-подзолистые.
7.Сообщение ученика. (Слайд 13. Образование почвы)
– Ребята, что нового узнали на уроке?
– Где можно применить эти знания? (Приложение. Слайд 14. Тест)
Источник
Урок по окружающему миру для 3 класса «Почва»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока : Как образуется почва. 3 класс
Цель : создать условия для изучения процесса почвообразования, формирования понятий: «почва как единство живой и неживой природы», «цепи питания».
Задачи : способствовать изучению процесса почвообразования (разрушение горных пород, взаимодействие всех компонентов природы – солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов);
формированию понятий: «почва как единство живой и неживой природы», «цепи питания»;
умений работать с учебным текстом;
развитию познавательных интересов к предмету, критического мышления, коммуникативных навыков;
воспитанию бережного отношения к природному богатству – почве.
Оборудование: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, Л.А.Царева, учебник «Окружающий мир» для 3 класса, тетрадь для самостоятельной работы, проектор, компьютер, диск «Уроки Кирилла и Мефодия» по окружающему миру, 3 класс, цветные карандаши, баночка с почвой, таблицы,
1. Организационный момент.
— Добрый день, ребята!
— Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?
— Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь, пожелайте своим одноклассникам удачи.
— Что еще потребуется от вас для успешной работы?
— Пусть урок принесет вам новые знания и хорошие отметки.
2. Целеполагание. Планирование .
— Мы отправляемся в загадочный мир природы, продолжаем разгадывать её тайны.
— Послушайте рассказ М.Ильина и Е.Сегала «Чудесная кладовая».
Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой — двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.
Сказка это или не сказка?
Нет, это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. И у меня есть небольшая частичка этой кладовой. (Показать коробку.)
— Вы догадались, как она называется?
Бьют меня ногами,
Каждый хочет растоптать,
А я с подарками опять.
— Послушаем . Она нашла в Толковом словаре значения этого слова.
Слово земля в русском языке имеет несколько значений: 1) название планеты; 2) суша; 3) почва, верхний слой коры нашей планеты; 4) страна, государство; 5) территория.
— Как вы думаете, какое значение этого слова будет нас интересовать?
— Раскройте учебники на с. 31.
— Прочитайте название новой главы. (Почва)
— Какова тема урока? (Как образуется почва)
( Открыть на доске запись: Почва
— Что вам известно о почве? Как образуется почва
(На доске таблица «ЗХУ»)
— Запишем это в первую колонку таблицы.
— Что вы хотите узнать о почве? (Дети говорят, учитель помогает сформулировать вопросы и прикрепляет листы с вопросами во вторую графу таблицы.)
2. Из чего образуется почва?
Как образуется почва?
Быстро ли образуется почва?
5. К живой или неживой природе относится
6. Какова роль животных в образовании почвы?
— Кроме этого мы выясним, чем питаются животные почвы, что такое «цепь питания», из каких звеньев она состоит.
(Дописать во вторую графу.)
— У нас получился план работы.
3. Открытие новых знаний.
1. Работа с учебником. С. 31-32.
— Прочитаем задание на с. 31. (Прочитай первые четыре абзаца нового параграфа. Есть ли в них новые для тебя сведения? Какие?)
— Отмечаем карандашом на полях страницы: ˅ — знаю, + — новое, ? – непонятно.
2. Обсуждение прочитанного.
— Что нового узнали из текста?
— Мы нашли ответы на некоторые вопросы нашего плана. Заполним таблицу.
(Запись в третью графу таблицы ответов на 1 — 4 и 6 вопросы.
2. Из чего образуется почва?
3.Как образуется почва?
4.Быстро ли образуется почва?
5.К живой или неживой природе относится
6.Какова роль животных в образовании почвы?
7.Чем питаются животные почвы?
Почва – самый верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.
Почва образуется из горных пород.
В результате разрушения горных пород под воздействием солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов.
Почва образуется долго.
6. Животные рыхлят и перемешивают породу.
3. Диск, урок 3, задание 10.
— Послушаем объяснение Космика, как образуется почва.
— Что ещё нового узнали из рассказа Космика?
4. – Подумаем над вопросом: к живой или неживой природе относится почва?
— Вспомним прогулку в осенний лес. Под ногами шуршит опавшая листва. А что под ней можно увидеть?
(Песок, глину, мелкие камешки, остатки растений, животных, корни растений.)
— А можно ли увидеть в почве животных?
— Так к какой же природе отнесём почву: к живой или неживой?
— Почва тесно связывает в одно целое живую и неживую природу. (Вывод прикрепить в графу таблицы.)
— Прочитаем об этом в учебнике на с. 32-33. (1 ученик читает вслух.)
5. –Рассмотрим, какие организмы обитают в почве.
Работа в парах. Задание на с. 33.
— Назовите животных почвы.
— Какие из них вы видели?
6. – Космик познакомит нас с ними поближе.
— Что интересного узнали?
— Если я называю животных, обитающих в почве, вы приседаете. Если не живут в почве, вы поднимаете руки вверх.
Муравей, жаба, заяц, синица, крот, дождевой червь, рак, улитка, белка, землеройка, стрекоза, хомяк.
7. – Чем питаются животные почвы?
Животные почвы питаются остатками живых организмов, корнями растений или другими животными. (Прикрепить в таблицу.)
— Между растениями и животными почвы существует пищевая зависимость:
корень одуванчика – личинка – крот. (На доске схема.)
— Не будет одуванчиков – погибнут личинки. Не будет личинок – крот будет голодать.
Вот учёные и считают, что живые существа связаны между собой цепями питания.
— Посмотрим значение этого выражения в словаре на с. 143.
— Пищевая цепь показывает, кто кого или что ест. (Прикрепить в таблицу.)
— Цепей питания, связывающих обитателей почвы, очень много. Но в каждой цепи первое звено — всегда растения. Почему? Только они способны производить питательные вещества. Второе звено – растительноядные животные, треть – хищные или всеядные животные. Когда они погибнут, их останки станут пищей бактерий, которые живут в почве.
8. – Выполним задания Космика.
Диск, задание 3. Восстанови цепь питания. (Бактерии — червь – крот.)
Задание 9. Какие животные больше всего влияют на образование почвы? (Справка, значок внизу.)
9. Работа в тетрадях.
— Вспомним тему урока.
— Посмотрим на нашу таблицу.
2. Из чего образуется почва?
3.Как образуется почва?
4.Быстро ли образуется почва?
5.К живой или неживой природе относится
6.Какова роль животных в образовании почвы?
7. Чем питаются животные почвы?
1.Почва – самый верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.
2.Почва образуется из горных пород.
3.В результате разрушения горных пород под воздействием солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов.
4.Почва образуется долго.
5.Почва тесно связывает в одно целое живую и неживую природу.
6. Животные рыхлят и перемешивают породу.
7.Животные почвы питаются остатками живых организмов, корнями растений или другими животными.
8.Цепи питания показывают, кто кого или что ест.
— Что такое почва?
— Как образуется почва?
— К живой или неживой природе относится почва?
— Чем связаны между собой животные почвы?
— Назовите звенья в цепи питания.
— Как вы оцениваете свою работу на уроке? Выберите одну из формулировок (на доске):
— Я отлично работал на уроке и получил от него удовольствие.
— Я хорошо поработал, но в следующий раз буду активнее.
— Я недоволен своей работой на этом уроке, но в следующий раз обязательно добьюсь успеха.
— Как вы думаете, все ли мы узнали о почве?
— Надо ли продолжить работу?
5. Домашнее задание .
Учебник с. 31-34, т. №12,13, Хрестоматия с. 88 – 90.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 982 человека из 81 региона
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
- Сейчас обучается 881 человек из 79 регионов
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 308 человек из 65 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-104866
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник