Меню

Почва это живое или мертвое тело

Правильно ли утверждение, что почва — «живое-мёртвое тело»? Почему?

Ученые долгое время не могли прийти к единому мнению о том, к какой природе отнести почву. Спорили о том, живая или мертвая её природа.

А вот учёный Василий Васильевич Докучаев, решил их спор. Он посвятил большую часть своих исследований почве, в результате дал определение почве «живое-мёртвое тело.»

И это верно, ведь почва состоит, как из живой среды, так и из мертвой.

Первое, что бросается в глаза при наступлении весны — это с каждым днём убывающий снег. Он тает прямо на глазах. День-другой и уже повсюду журчат весёлые ручьи. Не отстают и сосульки: звенит капель, сверкает на солнце хрустальная бахрома крыш.

Дни становятся длиннее и теплее — ведь Солнце поднимается всё выше над горизонтом.

Ночью слышен гул — это лёд на реке оседает, начинается ледоход. Реки от избытка воды выходят из берегов, затапливая низины — половодье. Тут уж не до игр возле реки: того и гляди, оторвётся льдина от берега — быть беде.

От земли идёт пар, почва оттаивает, наполняется влагой. Высокое голубое небо иногда затягивается тучами, вот-вот сверкнёт молния, прогрохочет гром — это первая гроза и из туч на землю хлынет дождь, а не снег, как было зимой.

Весенние ночи темны, всего три ярких звезды льют свой призрачный свет на Землю. Наиболее приметное созвездие весеннего неба — Лев.

Красавец Дон удивляет людей разнообразием — здесь и равнинные участки, и перекаты, и многочисленные ерики (рукава), и притоки. Но Дон уже давно нуждается в защите, поскольку прежде всего деятельность человека приносит реке большой вред.

Самое главное отрицательное влияние оказывает судоходство.Суда поднимают сильную волну (волнобой), которые разрушают дно и берега реки. Основной вред заключается в заиливании нерестилищ, размыванию устья протоков, рукавов, небольших речушек; рыба не может спокойно пройти на нерест к своим излюбленным местам. Более того, судоходство приводит к гибели икры и мальков таких пород рыб, как сельдь и чехонь.

Суда являются источниками загрязнений — с них в воду сбрасываются фекальные, балластовые воды, попадают в воду нефтепродукты. Всё это снижает способность реки к самоочищению.

Иногда бывает сброс канализационных вод в Дон, как это было в 2010-ом году при аварии на канализационной сети.

С целью охраны экологии Дона в верхнем течении реки все-таки запретили судоходство для мощных судов, которые плохо влияли на состояние дна и берегов. Люди разводят рыбу и выпускают в Дон мальков, восстанавливая ценные породы.

Проводят мероприятия по укреплению береговой линии. Чистят русло реки, удаляя лишний ил и заросли камыша. Созданы заповедники на некоторый участках по берегам реки, где разводят животных и птиц, которые очищают водоем.

Разработаны правила для судов, запрещающие сброс неочищенных сточных вод, утечку нефтепродуктов. Но этого все равно недостаточно.

О вкусах спорить не принято даже среди людей, что же говорить о животных. Впрочем, осиновая кора не только горькая, но и необычайно полезная. Даже люди с давних пор использовали осиновую кору в народной медицине для лечения цинги, что говорит о том, что в коре осины содержится большое количество витаминов. А кроме того осиновая кора содержит сахарозу и фруктозу, то есть не такая уж она и горькая.

Горечь осиновой коре придают дубильные вещества, но они же могут быть прекрасным глистогонным средством для животных.

Впрочем, считается, что заяц гложет зимой осину из-за высокого содержания в ней жира, более 10%, а жир зимой — это и сытость и тепло. В коре осины очень много жирных кислот, которые необходимы животному.

Мой второй внук учится в четвёртом классе и поэтому я совершенно случайно знаю варианты, из которых надо выбрать это изделие:

1) железнодорожный мост

2) Останкинская башня

3) глиняный цветочный горшок

Если выбирать из этого, то, конечно же, это — глиняный цветочный горшок, так как ещё во втором классе дети узнали, что всё, что не растёт и находится в одном и том же состоянии относится к объектам неживой природы. А глина изначально природный материал.

Повзрослев, они узнают о других признаках и свойствах природных объектов, а пока для прохождения итогового теста им достаточно и этих познаний.

Если же варианты были не такие, то вот ещё изделия из объектов неживой природы: ледяная скульптура, тротуарная плитка из природного камня, скульптура из песка, каменная ваза, кирпич.

Одна из уникальнейших рек Сибири река Лена имеет протяженность более четырех тысяч километров. Она занимает восьмое место по полноводности и десятое место по протяженности в мире! Эту реку питают воды осадков — талые и дождевые, а также грунтовые. То, что река протекает по суровым краям, спасает ее от многих неприятностей, которые может доставить хозяйственная деятельность человека, например, использование в сельском хозяйстве пестицидов, которые с полей могли бы смываться в реку. Тем не менее, человек создает неблагоприятную экологическую обстановку. Как следствие этого, можно рассказать об удивительно вкусной и, к сожалению, редкой сейчас рыбе осетре, который раньше вырастал до двух метров в длину, а сейчас сильно измельчал.

Читайте также:  Компосты торфонавозные процент действующего вещества

Лена используется, как источник питьевой воды, для судоходства и для рыбалки. На дне Лены очень много затонувших судов. Появляются нефтяные пятна в период судоходства.

Природоохранные меры заключаются в том, чтобы:

  • прекратить сброс в воду промышленных и бытовых отходов, отходов с транспортных и пассажирских судов. Обязательно должны быть очистные сооружения. Потому государство финансово поддерживает те предприятия, которые их обустраивают.
  • В том, чтобы не загрязнять берега реки и пойму, потому что местами Лена широко разливается и затапливает большие площади, а потом может смыть весь хлам в свое русло.
  • на берегах реки расположены девяносто населенных пунктов, а очистных сооружений всего одиннадцать — этого очень мало, нужно строить еще и еще.
  • принимаются жесткие меры к нарушителям:

  • в 2013-ом году построена сливная станция.

Эту удивительную реку нужно обязательно сберечь, восстановить экологию!

Источник

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме «Почва»

Цель. Развитие научно-познавательных интересов учащихся.

  1. В процессе опытов познакомить учащихся с составом почвы.
  2. Развивать у учащихся умение работать в парах.
  3. Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
  1. Штатив.
  2. Сухое горючее.
  3. Спички.
  4. Банка с водой ( для учителя и учеников).
  5. Лупа (для учителя и учеников).
  6. Фильтр.
  7. Салфетки.
  8. Пакетик с почвой (для учителя и учеников).
  9. Стекло.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Текст-загадка (читает учитель).

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь – вместо одного мешка в кладовой уже двадцать мешков. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, моркови, редиски, свеклы. – Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. И вы, ребята, уже догадались, что эта кладовая. Земля.

– Ребята, у слова земля несколько значений. Земля, которая необходима Кто догадался? (Ответы детей) (Почва)

– У нас с вами сегодня необычный урок. Наш класс — это научно-исследовательская лаборатория, а мы с вами научные сотрудники. Объектом нашего исследования будет почва. В процессе опытов нам нужно выяснить состав почвы, что получают растения из почвы для жизни и роста.

– Вы готовы приступить к работе?

– Ребята, почва это живая или неживая природа? (Ответы детей).

3. Новый материал.

– Приступаем к проведению опытов. Предлагаю работать парами.. “Одна голова хорошо, а две лучше”. (Слайд 2)

Опыт 1. Возьмите кусочек почвы и положите в воду. Что вы заметили? (Пузырьки воздуха). Сделайте вывод. Вывод: В почве есть воздух. (Слайд 3)

Опыт № 2. Положите небольшое количество почвы на салфетку и плотно сожмите в кулак. Что вы чувствуете? (Салфетка стала влажной) Сделайте вывод.

Вывод: В почве есть вода. (Слайд 4)

Опыт № 3. Возьмите лупу и очень внимательно рассмотрите почву. Что вы видите? (Перегной.) Он образуется из остатков растений, животных и насекомых. Перегной придает почве темный цвет. Это самая главная, основная часть почвы. Количеством перегноя определяют плодородие почвы. Что еще есть в почве? Сделайте вывод. Вывод: В почве есть перегной. (Слайд 5)

Опыт 4. Насыпать в банку с водой почву, закрыть плотно крышкой и перемешать. Подождать немного. На дно банки осядут песок и глина. Вывод: В почве есть песок и глина. (Слайд 6)

Опыт 5. Профильтровать воду из банки с почвой. Несколько капель этой воды нанести на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода испарится, а на стекле останется белый налет. Это соли. Соли образуются благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Вывод: В почве есть соли. (Слайд 7)

– Ребята, что мы обнаружили в почве?

– Какой состав имеет почва?

– А что же растения получают из почвы? (Слайд 8)

Корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Они всасывают из почвы воду, а вместе с водой корни получают растворенные соли. Эти питательные вещества, без которых растения жить не могут.

6. Обобщение изученного.

Слайд 9. Круговорот веществ

– Научные сотрудники, вы выяснили, что главная часть почвы это? . (Перегной.) Из него под действием микробов образуются? . (Соли.) Их используют растения, растениями питаются животные. Когда животные умирают, их остатки превращаются в перегной. А из перегноя образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные. Так вещества путешествуют в природе: из почвы в растения, из растений в тела животных, а остатками растений и животных снова в почву. Ученые называют это круговоротом веществ.

Представьте себе, что почвы не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не сможем жить и мы с вами. “Почва дороже золота”. Почему так говорят? Ребята, давайте снова попробуем ответить на вопрос:

Читайте также:  Участок маленький как разместить грядки

– К какой природе отнесете почву? (. )

– Ученые долго ломали голову над этим вопросом.

Изучению почвы всю свою жизнь посвятил русский ученый, естествоиспытатель, профессор В.Л. Докучаев. (Слайд 10)

Он назвал почву “Живое – мертвое тело”. – Почему? (. ) (Слайд 11)

Вывод: В почве соединяются и живая, и неживая природа. Без почв жизнь невозможна, да и сами почвы насыщены жизнью.

(Слайд 12. Карта почв Пермского края)

– Докучаев создал науку – почвоведение. Есть такая профессия – почвовед. Он впервые составил почвенные карты России. В нашем пермском крае 18 различных почв. В основном подзолистые почвы, В нашем районе почвы древесно-средне-подзолистые.

7.Сообщение ученика. (Слайд 13. Образование почвы)

– Ребята, что нового узнали на уроке?

– Где можно применить эти знания? (Приложение. Слайд 14. Тест)

Источник

Живая и мёртвая почва — влияние земляных червей на состав и плодородие почвы

Процесс образование почвы

Без почвы невозможна жизнь на суше. Почва – это верхний, рыхлый, плодородный слой земли. Её изучению посвятил свою жизнь русский учёный, профессор Василий Васильевич Докучаев.

В начале существования Земли на безжизненной суше почвы не было. Были скалы, которые под воздействием Солнца, воды и ветра непрерывно разрушались. Под воздействием внешних сил горные породы, скалы постепенно превращались в гравий, песок, глину. Этот рыхлый поверхностный слой Земли называется грунтом, он является как бы основой всех почв.

Почвы стали образовываться тогда, когда мельчайшие живые организмы (бактерии, водоросли, грибы) переселились из океана на сушу. Выделяя особые вещества, они разрушали грунт, получая из него питательные вещества. Со временем эти живые организмы умирали. Перегнившие остатки живых организмов образовали питательное вещество – перегной. Под воздействием бактерий перегной (органическое вещество) разложился на минеральные вещества (минеральные соли), которые, растворяясь в воде, впитывались новыми живыми организмами. И все начиналось снова. Так мельчайшие живые организмы начали создавать первый тончайший слой почвы.

Процесс образования почв ускорился с появлением и развитием зеленых растений, которые ежегодно сбрасывали листья, побеги. Когда появились животные, они тоже стали вносить свой «вклад» в образование почв. Перегнившие остатки растений и животных образовали все больше и больше перегноя. Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие.

Многие миллионы лет шёл процесс образования почв. Продолжается он и сейчас. В настоящее время почвенный слой Земли составляет от нескольких сантиметров до 1 – 3 метров. Один сантиметр почвы образуется приблизительно за 300 лет! А разрушить этот сантиметр можно в мгновение.

Злейшими врагами почв являются овраги – глубокие длинные впадины на земле. Их образуют дождевые и талые воды, которые размывают почву и уносят верхний, самый плодородный ее слой.

Чтобы увеличить плодородие почвы, люди «подкармливают» её органическими и минеральными удобрениями (калий, магний и др. ). И почва щедро отвечает людям на их заботу. На хороших плодородных почвах урожаи всегда высокие.

Без почв невозможна жизнь на суше. Но и сами почвы невероятно насыщены жизнью. Учёные подсчитали, что в одном кубическом сантиметре лесной почвы обитает 10 миллионов бактерий, 200 тысяч простейших живых организмов. Чем больше микроорганизмов, тем плодороднее почва.

Человек должен защитить почву. Ведь с ней связано всё живое на Земле.

Ученые долго думали над вопросом, относится почва к живой или неживой природе. В. В. Докучаев так и назвал её: «живое – мертвое» тело.

Определить живая почва или мертвая.

1) изучить литературу по теме «Почва»;

2) провести практическое исследование и наблюдение за воздействием живых организмов на формирование почвы.

Ученые подсчитали, что в одном кубическом сантиметре лесной почвы обитает 10 миллионов бактерий, 200 тысяч простейших живых организмов. Чем больше микроорганизмов, тем плодороднее почва.

Следовательно, почва состоит не только из неживых частей (песок, глина, камушки, вода, воздух), а содержит в себе перегной (остатки растений, червей, жучков) и много различных живых организмов, в том числе земляных червей.

Для определения зависимости изменений состава и структуры почвы от деятельности живых организмов я изучила влияние земляных червей на формирование почвы.

Дождевые черви – представители класса малощетинковых

Существует целый ряд помощников, облагораживающих почву. Наиболее распространенными полезными представителями почвенной макрофауны являются земляные (дождевые) черви. Большинство людей уверены, что черви достойны лишь презрения – их можно давить, уничтожать, травить. Земляных червей видели все. Но все ли знают, что это гаранты нашего благополучия и здоровья?

Земляные черви – одни из самых незаметных тружеников земли. Это крупные беспозвоночные почвенные животные, питающиеся растительными остатками. В почвах нашей страны насчитывается около 97 видов земляных червей.

Чарльз Дарвин один из первых оценил великое значение непривлекательного дождевого червя в жизни человечества. Несколько лет упорных трудов он посвятил исследованию этих животных. Его труд о дождевых червях – одна из интереснейших книг по естествознанию.

Читайте также:  Чем раскислить почву осенью под чеснок

Тело земляного червя состоит из колец. Все кольца, кроме переднего, несут по 8 (у некоторых тропических видов – по несколько десятков) коротких щетинок, служащих опорой при ползании. Органы чувств отсутствуют, но кожа богата чувствительными клетками. У земляного червя сильно развита способность к восстановлению. Живут они в почве, где продвигаются, расталкивая частицы ее головой или заглатывая их

Пропуская через свой кишечник массу отмерших растительных тканей, черви их разрушают и перемешивают с землей. Им же принадлежит заслуга в переработке компостов, которые через некоторое время превращается в сыпучий, рыхлый, ценный по химическому составу материал.

Дело в том, что в кишечнике червей развиваются процессы, в результате которых экскременты земляных червей образуют уникальные соединения с компонентами почвы – гуматы кальция. А они, как известно, делают почву структурной, предупреждая ветровое и водное истощение почвы. Установлено, что земляной червь за сутки пропускает через пищеварительный канал количество земли, равное весу своего тела. Экскременты, выбрасываемые червями на поверхность почвы в большом количестве, имеют вид характерных кучек земли.

Земляные черви поглощают не только перегной, но и бактерии, водоросли, грибы и их споры. В этом случае земляные черви выступают как регуляторы деятельности микроорганизмов, как санитары почвы, которая обогащается азотом, фосфором, калием.

Земляные черви ведут ночной образ жизни, днем выходят на поверхность только после сильных дождей, когда начинают задыхаться из-за недостатка кислорода в насыщенной водой почве. Поэтому очень часто земляных червей называют дождевыми. В древние времена люди наделяли дождевых червей особыми свойствами и придумывали о них сказки.

Наблюдения и опыты, проведённые учеными, показывают, что черви обогащают свежим перегноем истощенные земли, рыхлят их, создают прочную комковатую структуру почвы, благодаря чему воздух и влага лучше проникают в глубину.

Исследование влияния земляных червей на формирование почвы

Изучить влияние дождевых червей на формирование почвы.

Оборудование: 1. Емкость или коробка – 2 шт.

2. Лесная почва с дождевыми червями – 400 г.

3. Песок речной – 200 г.

Материалы: 1. Капустный лист – 5 г.

2. Мясной фарш – 5 г.

3. Печенье, конфеты – 5 г.

4. Гниющие стебли травы – 3 г.

Дата Условия Гипотезы Наблюдения

28. 09. В коробку насыпала лесную землю (200 г) с № 1. Черви в неволе —

2007 дождевыми червями есть не будут,

(4-5 червей). Сверху положила капустный лист,состав почвы мясной фарш, гниющие стебли травы, печенье, не изменится.

конфеты. № 2. Черви съедят капустный лист и гниющие остатки травы.

29. 09. — — Ничего не съедено.

03. 10. — — С поверхности почвы исчезли капустный

2007 лист, мясной фарш гниющие стебли травы.

На поверхности почвы остались печенье и конфеты

14. 10. — — На поверхности почвы можно рассмотреть

2007 г. небольшие комочки – это почва, переработанная червями

Вывод: Земляные черви съели капустные листья, гниющие стебли травы, мясной фарш, утащив их в свои норки.

Дата Условия Гипотезы Наблюдения

28. 09. В коробку насыпала лесную землю (200 г) с № 1. С почвой ничего не произойдет. —

2007 г. дождевыми червями № 2. Почва и песок окажутся перемешанными.

1 слой — положила капустный лист, мясной фарш, гниющие стебли травы, печенье, конфеты.

2 слой – добавила слой песка.

29. 09. — — Изменений нет

03. 10. — — На поверхности песка появились

2007 г. комочки почвы.

14. 10. — — Песок и почва перемешаны, на

2007 г. поверхности – большое количество комочков.

Вывод: Земляные черви перемешали почву. Пронзили почву норками, а значит, улучшили увлажнение почвы и обеспечили доступ кислорода в почву. Кроме того, земляные черви ускорили разложение растительных остатков в почве.

Проведенные мной опыты показывают, что в почве много живых организмов, в том числе – земляные черви. Они влияют на состав и плодородие почвы, помогают воздуху и влаге лучше проникать в глубину.

В результате изучения литературы и проведенных исследований я выяснила, что почва – живая.

Я считаю, что самый простой способ улучшения почвы – сохранение и размножение земляных червей, растений, животных и даже микроорганизмов. Поэтому осенью не нужно сжигать листву и ботву картофеля, а активно удобрять ими почву. В старину существовал строжайший запрет плевать на землю, бросать на землю мусор, выливать горячую воду.

Почва – сложнейший своеобразный организм. Она постоянно изменяется, развивается, живёт. Почва обладает бесценным свойством – плодородием, т. е. чудодейственной способностью обеспечивать растения влагой, питательными веществами и воздухом. И пока ни один искусственный субстрат по плодородию не может сравниться с почвой.

Мои слова подтверждают слова В. В. Докучаева: «Чернозём для России дороже всякой нефти, всякого каменного угля, дороже золотых и железных руд, в нём вековечное, неистощимое русское богатство».

Землю всегда называли кормилицей. Нам необходимо её беречь, сохранять и удобрять!

Источник

Adblock
detector