Почва — уникальное природное богатство
Мы когда-нибудь задумываемся над тем, что в нашей жизни значит почва? Пожалуй, что очень редко. Ведь почва — это не цветок, не насекомое, не зверь. Что с ней может случиться? Так и будет
всегда лежать под ногами. А вместе с тем всемирно известный эколог Жан Пьер Дорста сказал: «Почва — наш самый драгоценный капитал. Жизнь и благополучие всего комплекса наземных
биоценозов, естественных и искусственных, зависит, в конечном счете, от тонкого слоя, образующего самый верхний покров Земли».
В чем же уникальность почвы на нашей планете?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
исследователькая работа учащегося | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почва – это уникальное природное богатство Автор: Кочетков Алексей Александрович, учащийся 7 класса «А» МБОУСОШ № 36 Руководитель: Курошина Елена Николаевна, учитель биологии Тула, 2014 Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды
Актуальность. В условиях научно-технического прогресса важнейшей задачей человечества является охрана важнейших элементов окружающей среды (воздух, вода, почва), которые из-за вредных промышленных выбросов и отходов подвергаются сильнейшему загрязнению. В ходе последних исследований установлено, что 40% смертей по всему миру связано с загрязнением воздуха, воды и почвы. Значимость. Мы когда-нибудь задумываемся над тем, что в нашей жизни значит почва? Пожалуй, что очень редко. Ведь почва — это не цветок, не насекомое, не зверь. А всемирно известный эколог Жан Пьер Дорста сказал: «Почва — наш самый драгоценный капитал. Жизнь и благополучие всего комплекса наземных биоценозов, естественных и искусственных зависит, в конечном счете, от тонкого слоя, образующего самый верхний покров Земли».
Тема исследования: «Почва – уникальное природное богатство нашей планеты». Цель исследования: доказать, что почва является уникальным природным богатством планеты Земля. Задачи: — провести теоретическое исследование данной проблемы; — изучить практическим путем состав почвы; — познакомиться с основными типами почв в Тульской области и опытным путем сравнить их основные свойства; — провести анализ экологического состояния почв Тульской области. Методы исследования: — анализ литературных источников; — изучение Интернет-ресурсов; — практический метод исследования.
Поверхностный слой земной коры, который возникает в результате воздействия биосферы и атмосферы на литосферу и обладает плодородием, называется почвой . Почему такое значение придаётся плодородию почвы? Предположим, что в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать, так ли это, изучим состав почвы.
Состав почвы Опыт 1. Бросим комочек сухой почвы в воду. Результат: из почвы выходят пузырьки воздуха. Вывод: в почве есть воздух. Опыт 2. Немного свежей почвы нагреваем на огне. Над почвой подержим холодный предмет. Результат: Вскоре холодный предмет станет влажным. Вывод: в почве есть вода.
Опыт 3. Продолжаем нагревать почву. Результат: видим дым, чувствуем неприятный запах. Вывод: это сгорает перегной почвы, который образовался из остатков растений и животных. Опыт 4. Почву насыплем в стакан с водой и размешаем. Результат: через некоторое время на дно стакана осядет песок, а поверх песка – глина. Вывод: в почве содержится песок и глина.
Опыт 5. Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на ложку. Подержим ложку над огнем. Результат: вода испарится, а на ложке останется белый налет. Это соли. Вывод: в почве содержатся соли, которые могут растворяться в воде.
Состав почвы воздух вода перегной соли песок глина живые организмы
. Исследование почвы школьного двора Результаты исследования почвы на плотность и влажность Номер участка (клумбы) Характеристика почвы участка 1 уплотнённая, влажная, сырая 2 уплотнённая, свежая, влажная 3 уплотнённая, влажная, сырая По результатам опытов я пришел к выводу, что исследуемые образцы почв на всех трёх клумбах школьного двора супесчаные легкосуглинистые. почвы всех трёх клумб имеют комковатую структуру. по результатам анализа (5 проб для каждого объекта) рН было установлено, что рН почвы клумб от 4,0 до 5,0 (от кислой до слабокислой), т.е почвы клумб имеют кислую среду.
Значение почв Почва – среда обитания для живых организмов Почва оказывает существенное влияние на состав и свойства поверхностных, подземных вод и всю гидросферу Земли. Почва является главным регулятором состава атмосферы Земли. Почву часто называют главным богатством любого государства в мире, поскольку на ней и в ней производится около 90 % продуктов питания человечества.
Типы почв Тульской области
№ п/п Типы почв Районы залегания Содержание гумуса Мощность гумусового слоя 1 Дерново-подзолистые Западные и северо-западные части области От 1,2 до 3,4 % 15-23 см 2 Серые лесные Центральные, северные, северо-восточные, юго-западные области От 2,3 до 6 % 25-45 см 3 Черноземы Юго-восточные, южные и частично центральные области До 7 % 60-80 см
Сравнительная характеристика основных свойств почв № Свойство почвы Суворовский р-н Воловский р-н 1. Какие почвы преобладают? Песчаные Черноземы 2. Рельеф местности Холмистый Холмистый 3. Преобладающий тип почвы Дерново-подзолистые Черноземы 4. Цвет Песочный Черный 5. Плотность Твердая, нелегко протыкается Твердая, нелегко протыкается 6. Структура Зернистая Комковато-зернистая 7. Преобладающие механические элементы Песок, растительные остатки Гумус, растит. остатки 8. Просачивание воды Быстрое Среднее 9. Притягивается ли магнитом? Нет Нет 10. Кислотность почвы Слабая кислотность Крайне незначительная кислотность
В Тульской области одними из главных проблем состояния почвы являются: Развитие водной эрозии. Заброшенность сельхозугодий. Радиоактивное загрязнение. Сокращение земельных ресурсов в результате добычи полезных ископаемых. Незаконный вывоз чернозема. Загрязнение почв бытовыми отходами.
Основными мероприятиями для охраны почв являются: Пахота поперек склона. Создание лесополос. Внесение минеральных и органических удобрений. Исключение бесхозяйственности использования сельскохозяйственных земель. Засыпание оврагов пустой породой, возникшей при добыче полезных ископаемых. Бережное отношение к экологии, земельным ресурсам и почвам своего региона.
Рекомендации для школьников Не загрязнять почву бытовым мусором. Соблюдать правила поведения в природе. Заниматься посадкой деревьев на склонах оврагов с целью укрепления склонов. Участвовать в мероприятиях по улучшению экологического состояния окрестностей школы.
Выводы: Учитывая результаты исследований почвы на школьных клумбах, я считаю, что для улучшения структуры и других свойств почвы пришкольной территории необходимо: 1. Чтобы выяснить причину плохого роста растений необходимо более подробно исследовать экологическое состояние почвы на всех газонах. 2. Для улучшения структуры и аэрации почвы необходимо проводить многократное рыхление. 3. Обязательно вносить на газоны органические удобрения: навоз, торф, компост. 5. Если почвах на цветниках кислая — провести известкование. 6. Выращивать на клумбах растения, не требующие особого ухода: календулу, бархатцы, лимонник, гвоздику турецкую, маргаритку и т.д. Соблюдение этих рекомендаций позволит повысить плодородие почвы, снизить её кислотность, и создать благоприятные условия для роста растений и тогда цветники в нашей школе станут ещё лучше.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящее время человечество все больше убеждается, что функции почвы не могут быть выполнены никакими другими компонентами биосферы, и это определяет огромную роль почвы в поддержании жизни на Земле. Будучи частью биосферы, почва в то же время является необходимым условием ее существования. Анализ научной литературы, проведенные опыты и наблюдения подтверждают, что почва действительно особый уникальный природный ресурс. Он и не возобновляемый, и в то же время при правильном использовании – неисчерпаемый. Все может родная земля: накормить душистым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. Вот только защитить сама себя она не может.
Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете!
Источник
Научная электронная библиотека
Почва
Почва представляет собой особое природное образование, сформированное в процессе и результате преобразований в поверхностном слое литосферы под воздействиями воздуха, воды, неорганических и органических веществ и живых организмов.
Образование почвы происходило миллионы лет. Первоначально горные породы подвергались действию атмосферы (с ее химическими веществами, ветрами, колебаниями температуры), влаги (особенно периодически замерзающей, а также вступающей в химические взаимодействия с веществами горных пород), в результате чего их поверхность дробилась на все более мелкие части. К ним вулканы своими извержениями добавляли пепел.
В этот и поныне продолжающийся разрушительный процесс со временем «подключились» микроорганизмы, которые питались не только атмосферным азотом и углеродом, но и минеральными соединениями, содержащимися в измельченных частицах горных пород, и своими выделениями изменяли химический состав последних.
Много позже на частицах горных пород стали обосновываться лишайники и мхи, останки которых после их разложения микроорганизмами давали исходный материал для гумуса.
Гумус — есть органические вещества почвы, образующиеся в результате преобразования, разложения отмерших растений, экскрементов и трупов животных при воздействии на них микроорганизмов, атмосферного кислорода и влаги. В нем сосредоточены элементы, необходимые для питания растений. Именно его наличие определяет уровень плодородия почв. При правильном использовании почв (внесении необходимых органических и неорганических удобрений, рациональных методах обработки почвы и севообороте, охране от вредных воздействий и т.д.) плодородие их воспроизводится или повышается, а при неправильных — падает, истощается.
Из сказанного понятно, что состав почвы весьма сложен и многообразен. В него непременно входят как неорганические твердая, жидкая и газообразная части, так и живая часть. Твердая часть включает в себя минеральную (песок, глина, илистые частицы, калий, фосфор, железо, сера и другие) и органическую составляющую. Жидкая часть, иначе говоря, почвенный раствор, — это вода с растворенными в ней минеральными и органическими веществами, являющаяся главным питанием растений. Газообразная часть, т.е. внутрипочвенный воздух, включает в себя углекислый газ, кислород, азот, метан и др. Он находится в порах почвы, которые не заполнены жидкой частью. Живая часть почвы — это целый «букет» разнотипных организмов: микроорганизмов, многообразных бактерий, актиномицетов, микроскопических грибов, простейших червей, насекомых и их личинок и т.д. Все они водятся либо на корнях, либо вблизи корней растений, добывая себе питание и помогая жить растениям.
Почва благодаря гумусу обладает благодатным свойством — плодородием. Известны такие типы почв как черноземы, сероземы, серые лесные, подзолистые. Они различаются количеством содержащегося в них гумуса и благоприятными возможностями жизни для тех или иных групп растений.
Почва — бесценное для человечества природное богатство, она обеспечивает растения необходимыми им питательными веществами, животных — кормами, человечество — продуктами питания, лекарственными средствами, промышленность — сырьем, а в сельском хозяйстве является основным средством производства.
По разным причинам (природным, а особенно техногенным) значительная и все возрастающая часть почв выходит из сельскохозяйственного обращения. К природным причинам относятся естественные (ветровая и водная) эрозии почв (в связи с торнадо, тайфунами, смерчами, пыльными бурями, наводнениями, ливнями, цунами и т.п.), а также загрязнения, попадающие в почву с атмосферными осадками, содержащими вредные вещества, с осаждением аэрозолей, пыли, с падающей поглотившей вредоносные соединения листвой и т.д.
Техногенные факторы, отрицательно влияющие на почву, несравненно более мощные и постоянно усиливающиеся. На протяжении всей истории человечество не столько восстанавливало, а тем более облагораживало почву, сколько наносило значительный невосполнимый урон почвенному покрову суши Земли: выжигало, выкорчевывало леса (в результате чего происходила ветровая и водная эрозия почвы, возникали и расширялись пустыни), неумело проводило мелиорацию (происходило заболачивание), агротехнику (получалось обеднение, ухудшение качества почвы), осуществляло строительство плотин (это приводило к затоплению значительных площадей) и т.п. Площади почв, пригодных для сельскохозяйственного производства, сокращались и сокращаются и в результате широкомасштабного строительства новых и расширения прежних населенных пунктов, промышленных предприятий, аэропортов, железных и автомобильных дорог, спортсооружений, роста численности и площадей кладбищ, карьеров и т.д. Кроме всего этого происходило и происходит загрязнение и отравление почвенного слоя Земли: как прямое, непосредственное (промышленными отходами, бытовым мусором, пестицидами, отвалами, терриконами, отстойными породами, тяжелыми металлами, радиоактивными веществами, нефтью в местах ее добычи, цементной пылью и т.п.), так и опосредованное (через отравление и загрязнение воздуха и воды). Эти действия все более приводят к различным отравлениям и болезням растений, животных, людей, а главное — к растущему сокращению площадей для возделывания культурных растений, используемых в производстве продуктов питания, лекарств, кормов, сырья для промышленности. А в итоге в последнее время ежегодно миллионы гектаров земель выводятся из севооборота, миллионы гектаров земель опустыниваются, миллионы гектаров лесов невосполнимо уничтожаются. В связи с этим для человечества обостряется ряд проблем. Конечно, на первом месте здесь — возрастающая нехватка продовольствия как одна из усугубляющихся глобальных проблем современности.
Источник
География
Почему почву называют бесценным природным богатством?
Почва бесценные дар природы, поскольку она обладает уникальным свойством – плодородием. Это свойство почвы дает жизнь растительности. Растительность – главный производитель энергии. Почва «кормит» все живые организмы. Она является средой обитания для некоторых.
Ещё по теме
Какие звезды являются навигационными и для чего они служат?
Как растения и животные приспособлены к условиям обитания в тропическом поясе?
Как вы можете помочь охране животных и растений?
Используя рисунок, назовите типичных животных североамериканских прерий.
Назовите страны с большой долей охраняемых территорий.
На карте какого масштаба – 1: 20 000, 1: 50 000 или 1: 100 000 – территорию можно показать с наибольшей детальностью?
Земная поверхность на плане и карте (1). Переведите численный масштаб 1 : 30 000 в именованный.
Географическая карта. а) придумайте яркое название; б) составьте план; в) подберите литературу.
Назовите виды озерных котловин.
Оцените силу землетрясений, описания которых приводятся ниже.
Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!
О сайте
На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.
Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.
calcsbox.com
На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.
© 2021 Все калькуляторы online
Копирование материалов запрещено
Источник