НОД по формированию основы экологического мировоззрения дошкольников старшей группы «Земля — наша кормилица»
Татьяна Пискунова
НОД по формированию основы экологического мировоззрения дошкольников старшей группы «Земля — наша кормилица»
Воспитатель МАДОУ детский сад №47 «Лесовичок» Пискунова Татьяна Георгиевна
Закрепить знания детей о почве, взаимосвязи живого на земле, способствовать развитию у детей бережного отношения к земле.
— развивать умение самостоятельно проводить опыты с почвой, формулировать и обобщать результаты;
— закрепить знания об обитателях почвы;
— систематизировать знания о взаимосвязи живого на земле, о том, что растительный мир зависит от количества плодородного слоя;
— закреплять умение делать выводы по предложенным ситуациям;
— прививать бережное отношение к природе.
схема-картинка «состав почвы»,для опытов: почва, стакан с водой, бумажная салфетка, картинки с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь, медведка) кроссворд с использованием загадок о почвенных обитателях, иллюстрации с ситуациями «Что будет, если…».
Ребята, к нам в детский сад пришла посылка от Всезнайки, который живет в городе Москве и работает в институте по изучению земли. В посылке письмо.
«Дорогие ребята, я давно наблюдаю за вашими играми и опытно-экспериментальной деятельностью с почвой. Пришло время проверить, чему вы научились и что узнали нового. Поэтому я высылаю для вас ряд заданий.
Если справитесь с ними, то вас ждет приз, который лежит на дне посылки».
— Что такое почва? (Почва – это верхний слой земли).
— Из чего она состоит? (Из песка, камешек, глины).
— Как называется плодородный слой почвы? (Перегной)
— Из чего он получился? (Из перегнивших растений).
— Есть ли в почве воздух? Покажите это на опыте.
Дети сами берут все необходимое, опускают комочек сухой землив стакан с водой и делают вывод: «На поверхности воды появились пузырьки — значит в земле есть воздух».
— Есть ли в почве вода? Показать на опыте.
Дети вместе с педагогом проводят опыт.Нагревают комочек почвы на огне и держат над ним холодное стекло и делают вывод: «Стекло покрылось капельками воды — значит, в почве есть вода».
— Как вы думаете, кто-нибудь живет в почве?
Дети: В почве есть воздух, вода, поэтому там можно жить.
Педагог. Расскажите, кто живет под землей.
Дети: Крот-это небольшой зверек, прорывает себе подземные ходы, чтобы охотиться на насекомых.
Дождевой червь — всю жизнь проводит в почве, на поверхности его можно увидеть во время дождя. Его поверхность покрыта слизью, чтобы легче было двигаться в почве.
Муравьи — живут семьями, большая часть находится под землей.
Медведка — это насекомое, немного похоже на сверчка, но очень крупного. Часто селится на огородных участках и роет там ходы.
Выложите правильно «пищевую цепочку».
Дети выкладывают картинки с изображением червей, личинок, жуков, мышей, рыб, лягушек, птиц, медведя, человека в следующей последовательности «Кто кого ест».
— Какие пословицы и поговорки вы знаете о земле?
В землю не положишь — и с земли не возьмешь.
Где нет земли, там нет травы.
Земелька черная, а хлебец белый родит.
Земля всех питает, а сама всех поглощает.
Земля зимой силу копит, а летом отдыхает.
Земля кормит людей, как мать детей
Землю уважай, она дает урожай.
Крестьянин без земли, как дерево без корня.
На необработанной земле лишь бурьян растет.
Нет плохой земли, есть плохие хозяева.
Рыбам — вода, птицам — воздух, а человеку — вся земля.
Человек живет землей, а земля красна человеком.
Чужой земли не хотим и своей не отдадим.
Рассмотрите иллюстрации и объясните что на них изображено.
Дети рассматривают,иллюстрации и делают выводы:
— людям почва нужна для выращивания: овощей, фруктов, злаков;
— для многих животных почва – это их дом;
— в почве прячутся жучки, червячки, которые служат питанием другим животным;
— почву нельзя загрязнять;
— нельзя разводить костры на земле;
— не вытаптывать растения;
— не убивать подземных жителей, ведь они нужны почве.
Педагог читает письмо Всезнайки.
«Это было последнее задание, и я уверен, что вы с ним успешно справились.
А сейчас вы можете смело доставать приз, который лежит на дне посылки.
(Достают из посылки микроскоп).
Педагог: «Ребята, теперь мы с вами можем более тщательно рассмотреть почву через микроскоп. Микроскоп нам понадобиться и для других наблюдений, мы с вами обязательно напишем письмо Всезнайки и поблагодарим его за этот замечательный подарок».
Беседа с детьми старшего возраста по теме:
«История образования почвы».
Экспериментирование: «Состав почвы».
Цели: дать представления о том, что почва верхний слой земли; познакомить с составом почвы.
Материал: земля, вода.
Оборудование: макет «Горы», тазик, бумага, цветные карандаши,
дневники наблюдений, стаканчики с водой по количеству детей, пластмассовые ложки.
1. Постановка исследовательской задачи.
Дети стоят возле макета «Горы».
Воспитатель. Вот так выглядела наша Земля много-много веков назад. На суше не было ни растений, ни животных – только горы, скалы, реки, озера и моря. От жаркого солнца, сильного ветра, частых дождей горы постепенно разрушались, и их обломки скатывались вниз. Там они перетирались друг от друга (демонстрирует) и превращались в песок и глину. Первые растения животные появились в воде, а когда животные выползали на сушу, то тащили за собой растения.
Оказавшись на суше, растения перегнивали, смешивались с песком, глиной и камешками – образовывали почву, на которой могли развиваться другие растения. Некоторые растения росли наполовину в воде, а их цветы как будто плавали на ее поверхности (рассматривание иллюстраций). Когда у них появлялись семена, ветер подхватывал их и разбрасывал по суше. Семена, попадавшие на камни, погибали, а те, что перемешивались с остатками перегнивших растений, песком, глиной и камнями, прорастали, потому что это была уже почва. Затем на почве появились другие растения, из которых через некоторое время образовался перегной, Так слой почвы увеличивался, становился толще, Что же такое почва? Это плодородный слой земли.
Вот вы и узнали, как на нашей планете появился плодородный слой земли. На его образование ушли тысячи лет. Почва образуется очень медленно, а вот разрушиться она может быстро. Там, где люди уничтожают растения, почву размывает вода, выдувает ветер. Почему? Потому что растения укрепляют почву своими корнями, защищают от потоков воды, а листвой защищают от сильного ветра. Вот почему для сохранения почвы очень важно беречь растения там, где они есть, и сажать там, где их нет.
— Что находится в горшочках? (Почва)
— Как называется слой земли, на котором растут растения? (Плодородный)
2. Прогнозирование результата.
Детям предлагается обследовать почву, проверить действительно в ней есть песок, камни, глина, перегной.
3. Выполнение эксперимента.
Дети насыпают пластмассовой ложкой в стакан с водой землю.
Воспитатель. Что появилось на ее поверхности? (Пузырьки воздуха)
Значит, в земле есть воздух. А что упало на дно тазика вместе с водой? (Камешки) Значит, в земле есть маленькие камешки.
4. Фиксирование результата эксперимента.
Предложить детям в дневниках наблюдений и экспериментирования зарисовать стаканчики с водой и результаты опыта.
Дети рисуют двумя линиями слой почвы.Между этими линиями изображают составляющие почвы: песок (точками, глину (коричневым цветом, камешки (овалами, перегной (черточками).
Вывод. Почва находится на поверхности земли. Состоит из воздуха, песка, глины, камешков, перегноя.
Беседа с детьми старшего возраста по теме:
«Что необходимо растениям в почве для их роста и развития».
Экспериментирование: «Взаимосвязь живого на земле».
.Цели: закрепить знания о составе почвы, показать взаимосвязь живого на земле.
Оборудование: макет «Слои земли», схема «Пищевая цепочка».
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель. Из чего состоит почва? (Из песка, камешек, глины)
— Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве, всасывают из нее воду и перегной. Почва, как мы уже знаем, — это верхний плодородный слой земли. А под ним — слой песка, глины и камней (показывает макет «слои земли», затем слой глины.
2. Выполнение эксперимента.
Воспитатель. Что лежит под слоем глины на Севере, там,, где всегда стоят холода? (Вечная мерзлота)
— На Севере под вечной мерзлотой давно обнаружили и добывают уголь. Как вы думаете — чем раньше был уголь? (Деревом)
Воспитатель демонстрирует картину с изображением древнего леса.
— Недаром в угле шахтеры находят куски породы с отпечатками папоротника. На Севере плодородный слой почвы маленький, он равен высоте спичечного коробка, анна юге, где мы с вами живем, он гораздо больше – толщиной около метра. Как вы думаете, почему на Севере не растет лес? (Предположения детей)
— У деревьев огромные корни, и они уходят глубоко в почву. На Севере проникнуть вглубь, им мешает вечная мерзлота.
— Какие самые высокие растения в тундре? (Карликовая береза, северная ива).
— А самые низкие? (Мхи, лишайники.)
— Что вы знаете о мхе? (Если наступить на него ногой — следов не останется, нога проваливается в мох, а он снова примет свою первоначальную форму.Ведь он: не мнется, не притаптывается,очень похож на губку.)
Дети манипулируют с губкой: прижимают рукой, затем руку убирают – следов на губке не остается.
– У какого животного любимое лакомство — лишайник – ягель? (У оленя.)
— Каких подземных жителей вы знаете? (Червей, жуков, личинок, мышей, кротов.) Можно ли их увидеть в нашей области? (Ответы детей.)
— Как вы думаете, чем питаются дождевые черви? (Останками гниющих листьев, растений, заглатывают комочки земли, песчинки.)
— Кто питается червями? (Рыбы.)
— Чем питаются рыбы еще? (Мухами, водорослями.)
— Кто охотится на рыб? (Птицы, медведи, человек.)
Воспитатель показывает схему «Пищевая цепочка».
— Как вы думаете — что будет, если исчезнет плодородный слой земли? (Ответы.)
– Значит, червям нечем будет питаться. Что произойдет потом? (Они погибнут.)
— А если исчезнут черви, что случится с рыбами? А что тогда произойдет с птицами, медведями, которые питаются червями? (Все они тоже погибнут.)
3. Фиксирование результатов эксперимента.
Воспитатель. Плодородный слой почвы кормит человека, и животных. Можно ли сказать, что Земля – наша кормилица? (Ответы детей)
Детям предлагается коллективная работа по оформлению газеты «Кто кого кормит».
Вывод. В природе все взаимосвязано.
Газета старшей группы. Мини-проекты детей и родителей «Экология души» МБДОУ детский сад № 3 «Кораблик» г. Белово Газета старшей группы №1 мини-проекты детей и родителей «Экология души» Журналисты: Мельниковы.
Занятие по экологии на тему «Почва». Занятие по экологии «Путешествие в подземном царстве» Цель: Создать условия для формирования практических навыков в обращении с почвой..
Источник
Почва-кормилица
презентация к уроку по окружающему миру
Богаты недра нашей Родины. В подземных кладовых хранятся почти все полезные ископаемые, необходимые для народного хозяйства. И всё-таки самым удивительным творением природы, поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств является земля.
Земля! Какое это ёмкое слово!
Земля-кормилица, Земля-поилица. Родная мать-земля. Так исстари уважительно и ласково зовём мы нашу родную землю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochva-kormilitsa.pptx | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почва. Почва – кормилица. Лещинская Мария Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ школа №118 Выборгского района Санкт-Петербурга
Отгадайте загадку. Бьют её ногами, Режут грудь ножами. Каждый хочет растоптать, А она с подарками опять.
Земля – кормилица. Богаты недра нашей Родины. В подземных кладовых хранятся почти все полезные ископаемые, необходимые для народного хозяйства. И всё-таки самым удивительным творением природы, поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств является земля. Земля! Какое это ёмкое слово! Земля-кормилица, Земля-поилица. Родная мать-земля. Так исстари уважительно и ласково зовём мы нашу родную землю.
Тема урока: «Почва-кормилица». Как обрабатывали почву наши предки. Что разрушает почву.
В какое время суток можно наблюдать первые заморозки?
Снег покрыл поля и луга. Снег почти стаял.
Всякие есть цветы на лугу: белые, красные, жёлтые лиловые. А над ними крутятся такие же разноцветные бабочки…
«Земля заботу любит.» «Без хозяина земля – круглая сирота.» Пословицы о почве.
Проблемная ситуация: «Представь, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прерывается. Каковы последствия?»
Проблемная ситуация: «Представь, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прерывается. Каковы последствия?» Исчезнут растения и животные.
Проблемная ситуация: «Представь, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прерывается. Каковы последствия?» Исчезнут растения и животные. Не сможет жить человек.
Проблемная ситуация: «Представь, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прерывается. Каковы последствия?» Исчезнут растения и животные. Не сможет жить человек. Планета станет безжизненной.
« Почва -дороже золота. Без золота люди проживут, а без почвы – нет.» В.В.Докучаев
Как обрабатывали почву наши предки. Как вы понимаете старинное слово земледелие? Как возделывали поле наши предки? Какие орудия труда использовали? Какие из них сохранились до наших дней? Чем отличаются современные сельскохозяйственные машины?
соха мотыга борона
Как обрабатывали почву наши предки. Как вы понимаете старинное слово земледелие? Как возделывали поле наши предки? Какие орудия труда использовали? Какие из них сохранились до наших дней? Чем отличаются современные сельскохозяйственные машины?
Что может разрушать почву? Выдувание ветрами, смывание ливневыми дождями плодородного слоя почвы.
Что может разрушать почву? Выдувание ветрами, смывание ливневыми дождями плодородного слоя почвы. Может случаться засуха, ветры-суховеи.
Что может разрушать почву? Выдувание ветрами, смывание ливневыми дождями плодородного слоя почвы. Может случаться засуха, ветры-суховеи. Неправильная обработка почвы, неправильный уход за растениями, засорение отходами, излишнее удобрение, применение ядохимикатов.
Давайте бороться с засорением почвы.
Запомни! 1 см почвы образуется в природе за 250-300 лет 20 см – за 5-6 тысяч лет 18 см почвы вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет На лугу — за 3225 лет Где нет растений – за 15 лет О чём говорят расчёты ученых?
Найди соответствия. Защита почвы от ветра. Защита почвы от размыва. Защита почвы от истощения. Посадка лесополос. Внесение навоза. Высеивание луговых трав
Игра «Полезно – вредно»
Посадка растений Образование оврагов Выветривание Снегозадержание Внесение удобрений в больших дозах Закапывание мусора Использование ядохимикатов Размывание водой Загрязнение промышленными отходами Сжигание опавших листьев Уничтожение насекомых и других обитателей почвы
Верны ли высказывания Растения способствуют разрушению почвы Деятельность дождевых червей разрушает верхний слой плодородной почвы Зимой на полях нельзя поводить снегозадержание Пахотные поля, имеющие даже небольшой наклон, необходимо распахивать поперёк Нельзя вносить в почву в больших количествах химические удобрения Осенью следует сжигать опавшие листья Вокруг полей нельзя сажать лесные полосы Во время прогулок нельзя разрушать слой нападавших листьев, уничтожать насекомых, рвать охапками цветы
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почва-кормилица
Материал можно использовать на уроке окружающего мира в 3 классе по теме «Почва -кормилица». Учитель рассказывает «Сказку о волшебной кладовой».Дети делают вывод, что это волшебная кладова.
Почва — кормилица.
Презентация к уроку.
Презентация окружающий мир 3 класс «Почва — кормилица»
Презентация «Почва — кормилица» к уроку окружающего мира, 3 класс, по программе «Гармония», учебник автор: Поглазова О.Т.
методическая разработка урока окружающего мира «Почва-кормилица» 3 класс, УМК «Гармония»
Разработка урока по теме «Почва — кормилица» с национально-региональным компонентом. тип урока: изучение нового материала, оборудование — презентация, учебник — тетрадь О.Т.Поглазовой «Окружающий мир».
Конспект урока Почва — кормилица
конспект по окружающему миру в 3 классе по программе УМК Гармония ФГОС.
презентация почва — кормилица
конспект по окружающему миру в 3 классе по программе УМК Гармония ФГОС.
Урок окружающего мира «Почва-кормилица»
Урок подготовила учитель начальных классов МБОУ «СШ № 6» г.Смоленска Зенина Гульнара Розыкулыевна Предмет – Окружающий мирКласс – 3УМК ГармонияТема: «Почва — кормилица»Цели: сфо.
Источник