Меню

Почва как особое природное тело обладающая плодородием

Почва как особое природное тело

Почва – это особое вещество с точки зрения естествознания. Почему его называют природным телом?

Дело в том, что ещё в 1735 г. Карл Линней классифицировал всю природу на три крупных царства: минеральное (то есть неживое), растительное и животное. Почву тогда относили к неживому царству, ее считали лишь верхним слоем земной коры. Однако в 1883 г. ученый Докучаев показал, что почва резко отличается от прочих минералов. Она формируется в результате деятельности живых существ, является местом для жизни многих существ и обладает особым свойством – плодородием. То есть почва отчасти связывает мир живого и неживого, и поэтому ее стали именовать особым природным телом.

Изучает почву наука почвоведение. В географии почву выделяют в отдельную оболочку Земли – педосферу.

Изначально на нашей планете никакой почвы не было. Она возникла и продолжает формироваться в результате процесса почвообразования, который определяет также и тип формирующейся почвы. Ключевую роль в процессе почвообразования играют 5 факторов:

  • исходный грунт, называемый материнским;
  • климат;
  • рельеф местности;
  • воздействие живых организмов;
  • время.

В среднем за 100 лет образуется примерно 0,5-2 см почвы. При этом во многих местах ее глубина измеряется несколькими метрами. Это значит, что на образование такой почвы ушли десятки тысяч лет.

Плодородие почвы – это ее способность давать произрастающим в ней растениям влагу и питание, обеспечивать их жизнедеятельность. На плодородие влияет содержание в почве гумуса. Он образуется бактериями при переработке останков живых существ. В наиболее плодородных почвах, называемых черноземами, доля гумуса достигает 15%. Однако в пустынных почвах его доля может быть меньше 1%. Важно понимать, что концентрация гумуса – это лишь один из множества факторов, определяющих плодородие почвы. Важно также содержание азота, фосфора и иных веществ. Внутри почвы находится вода и воздух, причем этот воздух несколько отличается от атмосферного.

Почва занимает лишь треть суши планеты, но именно в ней и на ней обитает большая часть биосферы планеты. Она имеет огромное значение и для человека, так как именно в ней выращиваются продукты питания человека. Важно правильно эксплуатировать почву, так как ее неправильное использование приводит к истощению (эрозии, деградации) почвы, то есть к потере ею плодородия. Необходимо периодически менять культуру, которой засеивают почвы, поддерживать правильное соотношение между территориями, отводимыми под леса, пашни и луга, грамотно удобрять почву. Эрозия почвы возникает не только из-за деятельности человека, но и из-за воздействия ветра, воды, а также из-за изменения климата.

Почва неоднородна по своей глубине, в ее составе различают различные почвенные горизонты, которые все вместе образуют почвенный профиль. Верхний слой почвы – это лесная подстилка. Под ним находится дернина, а ещё ниже – гумусовый горизонт. Чем он темнее, тем больше он содержит гумуса. Ещё глубже элювиальный горизонт, а под ним – иллювиальный горизонт. Наконец, ниже всего находится слой материнской породы.

Список использованных источников

Источник

География

Тема 4

Позволяют ли российские почвы обеспечивать страну собственным продовольствием?

Когда мы слышим выражение «национальное достояние», нам представляется что-то очень весомое, дорогостоящее и уникальное, то, что составляет основное богатство страны. А тут почва — то, что у нас под ногами. Потребляя пищу, вряд ли мы задумываемся, что почва — это важнейшее условие и средство ее получения. А можем ли мы существовать без пищи? Соответственно и без почвы? На заре своей юности человечество всецело зависело от того, что давала природа. Люди собирали плоды и коренья, охотились на животных и ловили рыбу. Человек находился в полной зависимости от стихийных сил природы. Недаром историки называют этот период взаимоотношений человека с природой присваивающим. Однако, чтобы выжить, этого было недостаточно. Необходимо было получить больше гарантий от голодной смерти, а для этого самим разводить животных и выращивать съедобные растения. Без обработки почвы культурные растения не вырастить. Так возникли земледелие и производящий тип хозяйства. Это произошло еще в неолите (новом каменном веке — около 8 тыс. лет назад).

Читайте также:  Многоуровневая грядка для клубники своими руками

Ученые подсчитали: до появления сельского хозяйства все наземные животные и растения могли прокормить в общей сложности около 10 млн человек, то есть население, примерно равное по численности населению современной Москвы. Для сравнения давайте вспомним, что сейчас на планете проживает более 6,5 млрд человек.

Что такое земельные ресурсы?

Возникновение земледелия — величайшее достижение человечества. Не зря этот период ученые назвали «неолитической революцией». Археологи установили, что на территории России земледелием начали заниматься около 5 тыс. лет назад.

И вот уже много веков почва в нашей стране не только кормилица, но и важнейшая забота крестьянина. От того, сколько было земли (почвы), пригодной для обработки, от урожая зависело благосостояние, а порой и сама жизнь людей. Во все времена крестьянин стремился увеличить площади обрабатываемых почв, улучшить их свойства.

Наша страна необычайно богата землей, территорией, или, как говорят, земельными ресурсами 1 .

1 Земельные ресурсы — один из важнейших видов природных ресурсов, под которыми понимается территория с определенным качеством почв, климатом, рельефом, растительностью и т. д. Земельные ресурсы — это основа размещения народнохозяйственных объектов, расселения населения и главное средство производства в сельском и лесном хозяйствах.

Подсчитайте, сколько земельных ресурсов приходится на одного россиянина. Но этот избыток земельных ресурсов лишь кажущийся. Одни пространства заболочены, другие засолены, на третьих так холодно или, наоборот, жарко, что впору искать другое место для жизни. Только 13% территории страны используется в сельском хозяйстве. Это так называемые сельско-хозяйственные угодья. Распахивается и того меньше — 8%, то есть на каждого жителя приходится менее 0,9 гектара 2 земли, обладающей плодородием. Плодородие — одно из важнейших и отличительных свойств почвы. Так что же такое почва?

2 1 гектар равен 10 тыс. м 2 ; 1 сотка равна 1/100 гектара.

Рис. 80. Земельный фонд России

Василий Васильевич Докучаев (1846—1903)

Общепризнанным основателем научного почвоведения, впервые объяснившим причины различия почв и пути их происхождения, является выдающийся русский ученый Василий Васильевич Докучаев (1846—1903).

Главным положением научного «докучаевского» почвоведения является признание почв самостоятельными природными телами, образующимися на поверхности Земли в результате взаимодействия явлений живой и неживой природы и требующими специальных методов изучения.

Докучаев создал учение о географических зонах и установил совпадение зональности почвенного покрова с зональностью климата, растительности и животного мира.

§ 18. Почвы — «особое природное тело»

Почему почвы называют «особым природным телом»?

Читайте также:  Водорастворимые удобрения для хвойных

Почва, по определению выдающегося русского ученого В. В. Докучаева, — это совершенно особое естественно-историческое тело. Такое же самостоятельное, как живые тела природы — растения, животные, микроорганизмы — или неживые (их еще называют косными) — горные породы, вода, воздух. При этом почва — не мертвое, но и не живое природное тело, она занимает промежуточное положение. Почва есть результат многовекового взаимодействия живой и неживой природы. Поэтому не случайно наш другой замечательный ученый-натуралист В. И. Вернадский назвал почву биокосным образованием, то есть состоящим из живого и неживого вещества.

Вспомним из курса природоведения, как образуется почва. Формирование почвы начинается с выветривания горных пород. Рыхлые продукты выветривания, на которых поселяются растительные и животные организмы, называются материнской или почвообразующей породой. Под воздействием климатических факторов (тепла и влаги), растений и животных материнская порода постепенно преобразуется в почву. После отмирания растения и животные под воздействием микроорганизмов и кислот разлагаются и превращаются в присущее только почве органическое вещество — гумус. Микроорганизмы преобразуют органические вещества в неорганические, которые растворяются в воде и служат основным источником питания растений. Процесс образования почв длится непрерывно. Для полного формирования почвы требуется несколько столетий и даже тысячелетий.

Рис. 81. Факторы почвообразования

В каждой местности складывается свое особое (неповторимое) сочетание факторов почвообразования: материнской горной породы (где-то пески, где-то глины, а где-то каменистые отложения), форм рельефа (то холм, то западина, а то и просто плоская, как школьная доска, равнина), климата (южные склоны прогреваются лучше северных, сухие взгорки чередуются с заболоченными понижениями и т. д.). А про разнообразие растительности и животного мира, являющихся важнейшими факторами почвообразования, и говорить не приходится. Поэтому в природе сложилось удивительное разнообразие почв, отличающихся по своим свойствам и образующих на земной поверхности необычайную пестроту почвенного покрова, что человек в своей практической деятельности должен обязательно учитывать.

Какое строение имеют почвы?

Под воздействием просачивающейся воды, потоков тепла, идущих как от поверхности вглубь, так и от земных недр к поверхности, и при активной почвообразующей деятельности растений и животных исходная материнская горная порода «расслаивается» на отличающиеся друг от друга горизонтальные слои, составляющие единое целое — почву. Каждый такой горизонтальный слой — почвенный горизонт — отличается по способу образования, цвету, составу, свойствам. Для каждой почвы характерен свой набор почвенных горизонтов, называемый почвенным профилем (рис. 82).

Рис. 82. Почвенный профиль

Сформировавшийся почвенный профиль и его горизонты могут служить своеобразной летописью и памятью природы. По особенностям почвенного профиля, свойствам и взаиморасположению почвенных горизонтов можно «прочитать» эту летопись, мысленно восстановить, какой климат был в то время, когда формировалась та или иная почва, какая растительность произрастала на ней. Все это возможно потому, что каждая почва со своим набором горизонтов обладает таким важным свойством, как соответствие определенным условиям образования. Ибо формирование каждого почвенного горизонта и собственно почвы происходит в конкретных местных условиях, при определенном климате, под определенной растительностью (рис. 83). Поэтому В. В. Докучаев и определил почву как «зеркало ландшафта».

Читайте также:  Кислотность почвы краснодарского края

Рис. 83. Основные типы почв России

A1 — гумусовый горизонт накопления. Гумус накапливается ежегодно; его количество зависит от количества и качества растительного опада, отмерших животных и от интенсивности их разложения. Чем больше гумуса, тем темнее цвет горизонта.

А2 — горизонт вымывания или подзолистый горизонт, имеет цвет золы. Беден минеральными и органическими соединениями, так как излишки почвенной влаги, просачиваясь, вымывают все, что может растворить вода.

В — горизонт вмывания, здесь накапливается все, что вымывается из верхних горизонтов, — соли, минеральные частицы. Обилие солей железа и алюминия придает горизонту бурый, нередко красноватый оттенок.

С — материнская порода.

ВЫВОДЫ

Итак, почвы, возникшие в процессе взаимодействия других природных тел, стали полноправным компонентом природы, играющим особую роль в жизни природы и человека, переоценить которую невозможно.

НОВЫЕ СЛОВА УРОКА:

присваивающий и производящий типы хозяйства;

почва — биокосное образование;

пестрота почвенного покрова;

почвы — зеркало ландшафта.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  • 1. Почему почвы относят и к живым, и к неживым, и к историческим природным телам?
  • 2. Что такое гумус? Какие свойства почв зависят от его количества?
  • 3. Как образуется гумус?
  • 4. Назовите основные факторы почвообразования.
  • 5. Почвы — летопись и память природы. Подумайте и приведите пример, свидетельствующий о том, что почвы «помнят» о прошлом.
  • 6. Как вы думаете, чем можно объяснить, что на двух соседних участках строение и свойства почвенного покрова не обязательно совпадают?



Источник

География. 6 класс

Почва как особое природное образование
Необходимо запомнить

Почва – это верхний плодородный слой земной коры, возникший в результате длительного взаимодействия живого и минерального вещества. Почва особое природное тело, основное качество которого – плодородие. Важная роль в почвообразовании принадлежит растениям. Верхний слой почвы состоит из особого органического вещества – гумуса. От содержания гумуса зависит плодородие почвы. На Земле существуют разные типы почв. Тип почвы зависит от растительного покрова, количества осадков и поступления в почву органических веществ. Под воздействием хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение и истощение почвы. Охрана почв – это целая система мер, направленных на осуществление определённых действий по защите, улучшению качества и рациональному использованию земельных ресурсов. Поддержание почвенного плодородия крайне важно для поддержания биологического равновесия на планете.

Строение почвенного профиля
Русский чернозём

Великий русский учёный Василий Васильевич Докучаев создал фундаментальную науку о почвах – почвоведение, раскрыл экологические функции почв, показал законы их формирования, свойства и огромную значимость в жизни земных цивилизаций как главного связующего звена между живой и неживой природой. Для Всемирной выставки 1889 года в Париже, приуроченной к 100-ю Великой французской революции В. В. Докучаев подготовил коллекцию русских почв, в том числе кубическую сажень прославленного воронежского чернозёма. Это была настоящая сенсация. Воображение посетителей поражал монолит чернозёма, взятый на территории Воронежской губернии, ныне это Панинский район Воронежской области. Коллекция почв была удостоена золотой медали, а чернозёмная почва признана эталоном плодородия – «царём почв».

Чернозёмы занимают около 7% территории нашей страны, на их долю приходится более половины пахотных земель.

НАШИ ПАРТНЁРЫ

© Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Источник

Adblock
detector