Почвенная среда обитания ее особенности (Таблица)
Почва — это природное тело, формирующееся в результате преобразования поверхностных слоёв суши Земли при совместном воздействии факторов почвообразования.
Основоположником современного почвоведения является русский почвовед Докучаев Василий Васильевич (1846-1903гг.). В своей работе «Картография русских почв» он дал наиболее полное определение понятию «почва»:
«Это суть поверхностно лежащие минерально-органические образования, которые всегда более или менее окрашены гумусом; эти тела имеют свое собственное происхождение; они всегда и всюду являются результатом совокупной деятельности материнской горной породы, живых и отживших организмов (как растений, так и животных), климата, возраста страны и рельефа местности; почва, как и всякий другой организм, всегда имеет известное строение, нормальную толщину и нормальное положение. »
Почвенная среда обитания ее особенности и характеристика таблица
Обшая характеристика и особенности
Почвенная среда обитания обладает специфическими физическими свойствами. Для нее характерна более или менее рыхлая структура, определенная водопроницаемость аэрируемость. В верхних слоях почвы концентрируются вещества, необходимые для питания растений — фосфор, азот, кальций, калий и много других. Почва обладает также своеобразными биологическими особенностями, поскольку тесно связана с жизнедеятельностью организмов. Верхние слои ее содержат массу корней растений. В процессе роста, отмирания и разложения они разрыхляют почву и создают определенную структуру ее, а вместе с тем и условия для жизни других организмов. Роющие животные перемешивают почвенную массу, а после смерти становятся источником органического вещества для микроорганизмов.
Большую роль в формировании почвы играет рельеф. На одинаковых и одновозрастных формах рельефа образуются близкие и даже однотипные почвы. Свойства почвы в своей совокупности создают ее определенный экологический режим, основными показателями которого служат гидротермические факторы и аэрация.
Экологические группы почвенных организмов
Количество организмов в почве огромно. Они по степени связи со средой обитания могут быть сгруппированы в три основные экологические группы.
Геобионты — это постоянные обитатели почвы. Весь цикл их развития протекает в почвенной сфере. Типичными представителями являются дождевые черви, многие первично-бескрылые насекомые.
Геофилы — это животные, часть цикла развития которых, чаще одна из фаз, обязательно проходит в почве. К ним принадлежит большинство насекомых: саранчовые, ряд жуков, комары -долгоножки.
Гексены — это животные, иногда псещаеющие почву для временного укрытия или убежища. Из насекомых к геоксенам относятся таракановые, многие полужесткокрылые, некоторые развивающиеся вне почвы жуки, а также грызуны и другие млекопитающие, живущие в норах.
По размерам и степени подвижности обитатели почвенной среды делятся на группы:
Микробиота — это почвенные микроорганизмы, составляющие основное звено детритной пищевой цепи (зеленые и синезеленые водоросли, бактерии, грибы, простейшие).
Мезобиота — это сравнительно мелкие подвижные животные (почвенные нематоды, мелкие личинки насекомых, клещи, ногохвостки).
Макробиота — это крупные относительно подвижные насекомые, дождевые черви и другие животные вплоть до роющих позвоночных.
_______________
Источник информации:
1. ЭКОЛОГИЯ / С.В.Алексеев, Спб. — 1997.
2. Общая экология (в схемах и в таблицах)/ Бексеитов Т.К., Павлодар — 2004.
Источник
Почвенная среда обитания: характеристика, особенности
Почвенная среда обитания, характеристика которой будет рассмотрена в нашей статье, является основой жизни для многих организмов. Как можно существовать в условиях отсутствия света и большого количества углекислого газа? Давайте разбираться вместе.
Экологические факторы
В окружающей среде на любой живой организм неминуемо действует целый ряд условий. Их называют экологическими факторами. Среди них особую группу составляют компоненты неживой природы. Это абиотические факторы. К ним относятся показатели температуры воды и воздуха, давления, химического состава атмосферы, тип почвы.
Биотические факторы объединяют разные формы взаимоотношений организмов. Они могут быть нейтральными, взаимовыгодными или антагонистическими. На современном этапе особое значение приобрели антропогенные факторы. Это все формы хозяйственной деятельности человека.
Среды обитания организмов
Каждый вид приспособлен к определенным условиям существования. Их совокупность называется средой обитания. Всего их четыре. Это наземно-воздушная, водная, почвенная и другие организмы. Каждая из них имеет свои особенности. К примеру, высокая удельная теплоемкость, незначительные колебания температуры – это характеристики водной среды. Для почвенной характерны совсем другие показатели.
Что такое почва?
Начнем с определения понятия. Почвой называют верхний рыхлый плодородный слой земли. Ее структура представлена частицами глины, песчинками и органическими веществами – гумусом. Между ними находятся полости, которые заполнены водой или воздухом. Глубина почвенной среды обитания, характеристику которой мы рассматриваем, составляет несколько метров.
Главной характеристикой почвы является плодородие. Оно определяется количеством гумуса. Самая плодородная почва – черноземы. В этом показателе им значительно уступают суглинистые, супесчаные и глинистые почвы.
Характеристика почвенной среды обитания: таблица
Слой | Состав и свойства |
Гумусный (перегнойный) | Имеет темный цвет, обусловленный содержанием большого количества гумусных кислот. Способен склеивать мелкие частицы почвы в более крупные, что увеличивает пористость и повышает количество кислорода. Этот слой определяет плодородие почвы и составляет основу минерального питания растений. |
Подстилка | Образована растительным опадом. Под воздействием живых организмов здесь происходят химические процессы, в результате которых образуется перегной и гумусные кислоты. |
Материнская порода | Имеет высокую плотность, является основой минеральных составляющих почвы – песка и глины. |
Как видите, почва представляет собой достаточно динамичную систему. С течением времени слои взаимопревращаются и сменяют друг друга.
Почвенная среда обитания: характеристика
Верхний слой литосферы имеет ряд уникальных особенностей. Почвенной среде обитания, характер условий которой отличается относительным постоянством, присущи следующие признаки:
- Высокая плотность, которая затрудняет движение организмов.
- Наличие света только в верхних слоях, что делает возможным существование там некоторых видов водорослей.
- Незначительные перепады температуры.
- Повышенное содержание углекислого газа, который является продуктом дыхания корней растений, почвенных бактерий, грибов и животных.
- Постоянное наличие воды, уровень которой определяется климатическими условиями и количеством обитателей.
- Наличие многовидовых сообществ организмов и их остатков.
Местные жители
Кто же способен обитать в таких условиях? В верхнем слое почвы расположены корневые системы и видоизмененные побеги растений. Встречаются здесь лишайники, цианобактерии, зеленые и диатомовые водоросли. Особенно много их на поверхности почвы, где наиболее благоприятные условия для осуществления фотосинтеза.
А вот грибы и бактерии населяют всю толщу почвы. Среди животных встречаются простейшие, кольчатые и круглые черви, брюхоногие моллюски. Почвенными позвоночными являются слепыши, кроты, землеройки.
Некоторые животные проводят в этой среде обитания только определенный этап своей жизни. К примеру, жуки откладывают в почву свои личинки. А по мере развития они переходят к наземно-воздушной среде. Грызуны переносят здесь неблагоприятные условия – засуху или холода.
Пути адаптации
Характеристика почвенной среды обитания включает и особенности организмов, которые ее населяют. Каждый вид по-своему приспособился к ней. Поскольку движение в почве затруднено, ее жители имеют червеобразную или округлую форму тела. Передвигаться в почве можно двумя способами. Так, дождевые черви пропускают ее через пищеварительную трубку. А вот млекопитающие имеют конечности роющего типа. У слепышей и кротов органы зрения недоразвиты, а у некоторых видов полностью зарастают. В своих многочисленных ходах такие животные ориентируются с помощью других органов чувств – осязания и обоняния.
Поскольку при движении животные постоянно подвергаются трению о твердые частицы, их покровы отличаются прочностью и гибкостью. Вместе с этим через кутикулу почвенных насекомых испаряется вода, что очень важно в условиях повышенной влажности. Молекулы кислорода располагаются между твердыми частицами, поэтому большинство почвенных животных дышит всей поверхностью тела.
Подземные жители очень разнообразны по способу питания. Среди них встречаются хищники, паразиты, фитофаги. Но большинство из них является сапротрофами. Это организмы, которые потребляют мертвую органику. Представителями этой группы являются бактерии и грибы. Они имеют большое значение для процессов почвообразования, улучшения структуры, перемешивания и аэрации почвы.
Итак, характеристика почвенной среды обитания кратко представлена следующими особенностями:
- Является верхним слоем литосферы, который обладает плодородием.
- Состоит из твердых частиц и гумуса, между которыми находятся молекулы воды и воздуха.
- Отличается постоянством условий.
- Главными абиотическими факторами для этой среды являются отсутствие света, повышенное содержание углекислого газа, большая плотность.
Источник
План-конспект урока биологии «Почва как среда жизни» (5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок № 10 16.11.2015 Биология, 5 класс
Тема урока: Почва как среда жизни
Цель урока – создать условия для формирования у учащихся представлений о почве как среде обитания животных.
1) познакомить учащихся с животным миром почвы, приспособлениями животных к жизни в почве;
2) показать значение животных для почвы и наоборот;
3) конкретизировать знания о почве как среде обитания
Развивающие : способствовать развитию
1) мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;
2) общеучебных умений: пользоваться текстом учебника, учебного фильма, составлять схемы, таблицы
3) коммуникативных умений: устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога / полилога (при обсуждении вопроса в группе).
Воспитательные : способствовать формированию
1) адекватной самооценки учащихся (путем создания ситуации успеха);
2) обще учебной и предметной мотивации (зачем мне нужно изучать эту тему?);
3) позитивного отношения к ситуации проверки знаний (возможность совместного решения проблемы, посильность задания), чтобы понизить тревожность учащихся на уроке
Планируемые результаты изучения темы обучающимися
Предметные (через предметные учебные действия: Анализируют и сравнивают внешнее строение животных, обитающих в почве. Объясняют роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия. Прогнозируют последствия нарушения почвенного покрова. Выявляют связь между урожайностью сельскохозяйственных растений и плодородием почв
Метапредметные (через ПУУД, КУУД, РУУД): Формирование обобщённых способов деятельности практического и интеллектуального характера: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать, конкретизировать общие положения примерами, объяснять (устанавливать взаимосвязи). Раскрывать значение экологических понятий как ценностно-нормативных, приобщающих к ценностям экологической культуры и регулирующих отношения человека с природой
Личностные (через ЛУУД): Развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной траектории образования. Вовлекать в экологическую и природоохранную деятельность, ориентировать на выбор целевых и смысловых установок, направленных на этическое эстетическое отношение к объектам живой природы.
Метод обучения — частично поисковый, проблемный, репродуктивный.
Форма организации урока : беседа, работа с текстом учебника
Средства обучения : познавательные задачи, тесты
учебник Биология Живой организм 5 класс
Формы организации деятельности учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая, парная
Технологии обучения: элементы проблемного обучения, элементы критического мышления, системно — деятельностный подход.
I. Организационный этап.
II Актуализация знаний
Сказала лопата:
Земля — чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля — чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля — чтобы жить. А. Тетивкин
— О какой земле идёт речь? (о почве)
— Как вы думаете, какая тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?
Сегодня объектом нашего изучения будет почва, как среда обитания животных.
Давайте сформулируем цель урока, используя вопросы-
Что такое почва?
Какой состав почвы?
Какие организмы обитают в данной среде?
Как они приспособлены к данной среде обитания?
Составляем кластер по поставленным вопросам на доске.
V. Открытие нового знания.
Что такое почва? Какое бы вы дали определение ?
Почва — самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Это важный и сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими ее частями.
Если почву разрезать, как пирог, она состоит из слоёв.
Посмотрите на рисунок учебника 1.11 и назовите эти слои.
Почвообразующая горная порода.
Глубина почвенного слоя различна. В одних местах он тонкий, всего 3-4 см, в других — достигает несколько метров. Почвенный слой словно чехол одевает сушу нашей планеты. Там же, где на поверхность нашей планеты выходят горные породы, этого чехла вообще нет.
Самостоятельная работа с учебником.
Посмотрите на рисунок 1.11 (б). Назовите состав почвы?
Прочитайте подзаголовок учебника «Состав почвы» страница 26 и
попробуйте составить схему
Состав почвы
твердые жидкие газообразные
глина минеральные вода воздух
Давайте сравним состав почвенного и атмосферного воздуха. ( рисунок учебника 1.12)
Количество организмов в почве огромно. В почве средней полосы России на 1 м 2 можно встретить до 1 тыс. сильно различающихся по численности видов почвенных оби-тателей: до 1 млн клещей и ногохвосток, сотни многоножек, личинки насекомых, дожде-вых червей, около 50 млн круглых червей, количество же простейших даже трудно оце-нить.
Каковы особенности почвы, как среды обитания?
Самостоятельная работа с учебником страница 27 по вариантам, заполняют таблицу.
1 ряд – кислород, влажность
2 ряд – плотность
3 ряд — температура
Как животные приспособились к условиям обитания в почве?
используют для ориентации другие органы чувств
мало, зависит от погодных условий
в дождливую погоду выползают на поверхность
прячутся от палящих лучей
спасаются в глубоких норах от мороза
неблагоприятный период пе-реносят в виде спор или цист
естественные пустоты между комочками почвы
необходимо прокладывать ходы
малые размеры позволяют свободно передвигаться
клещи, ногохвостки, круглые черви, жуки, многоножки, личинки насекомых
уплощенная передняя часть головы, покрытая крепкими щитками
задние лапы с лопатообразными выростами
Самостоятельная работа. Задание.
1 вариант – значение почвы для животных
2 вариант – значение животных для почвы
Значение животных для почвы
1. жилище 1. круговорот веществ
2. укрытие от врагов 2. перемешивают
3. питание 3. вентиляция
VI. Отработка учебных действий
Почва – верхний плодородный слой земли.
В состав почвы входят: глина, песок, гумус, воздух
Кислорода в почве не меньше, чем в наземно-воздушной среде.
Глинистые почвы содержат меньше воздуха.
Гумус необходим для питания растений.
4.В почве обитают только мелкие животные
Почвенные животные слепы
Дождевые черви улучшают плодородие почвы, перемешивают её.
Животные – землерои не могут передвигаться по естественным пустотам между почвенными комочками.
Летом в почве прохладнее, а зимой теплее.
Возвращаемся к кластеру.
Что нового узнали на уроке?
Кто лучше всех работал на уроке?
VIII. Домашнее задание. 1. §8 вопросы на стр. 27
Творческое задание: Составить кроссворд « Животный мир почвы»
Источник