Меню

Почва как среда обитания живых организмов 5 класс

Урок по теме «Почва -среда обитания», 5 кл.
план-конспект урока по естествознанию (5 класс) по теме

Урок — проект «Почва — среда обитания». В ходе исследования учащиеся узнают состав почвы. Отвечают на вопрос: может ли почва быть средой обитания?

Скачать:

Вложение Размер
urok_v_5_klasse._pochva-sreda_obitaniya.doc 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Ромодановская средняя общеобразовательная школа №2»
Республика Мордовия

Урок-проект: «Почва-среда обитания» (5 кл.)

Подготовила учитель биологии:

Елизарова Лидия Николаевна,

первая квалификационная категория

Тема: Почва — как среда обитания.

  1. Образовательная: сформировать знания учащихся о почве как среде обитания живых организмов; выяснить черты приспособленности организмов к почвенной среде.
  2. Развивающая: формировать умение учащихся выполнять несложные практические задания.
  3. Воспитательная: воспитание бережного отношения к животным, растениям.

Оборудование : образец почвы, спиртовка, предметное стекло, стакан, вода, мультимедийное приложение к учебнику Плешакова А.А., Сонина Н. И. Природоведение. 5 кл.

Сегодня объектом нашего изучения будет почва, как среда обитания живых организмов.

Что мы должны знать о почве?

Вопрос урока: может ли почва быть средой обитания?

III. Изучение новой темы.

Чтобы ответить на вопрос: Что такое почва? Мы должны рассмотреть состав почвы.

Какие вещества входят в состав почвы? (ответы учащихся).

1 группа : опыт 1.Кусочек почвы прокаливается на огне спиртовой горелки. При этом идет дым, запах.

Вывод: Сгорают органические вещества и мельчайшие остатки организмов – гумус или перегной.

2 группа : опыт 2. Прокаленную почву смешивают с водой- вода мутнеет. Через некоторое время образуется 2 слоя- глины и песка.

Вывод: В состав почвы входят глина и песок.

3 группа : опыт 3. Слить воду из стакана. Налить на часовое стекло и выпарить над спиртовкой. Останется беловатый осадок. Вывод: В почве присутствуют минеральные соли.

4 группа : опыт 4. Кусочек почвы опускается в стакан с водой. Начинают выделяться пузырьки воздуха. Это воздух из почвы вытесняется водой. Проникающей между частицами почвы . Вывод: В почве присутствует воздух.

5 группа: опыт 5. Кусочек свежей почвы опускается в сухую пробирку и нагревается над пламенем спиртовки. На стенках пробирки появляются маленькие капельки воды.

Вывод: В почве присутствует вода.

Образование почвы началось с момента появления на Земле бактерий. Это произошло миллионы лет назад. Бактерии могли жить в измельченных горных породах. Они постоянно умирали и перегнивали. Минеральные частички перегноя склеивали песок и глину. На образованном тоненьком слое почвы могли жить растения. С этого момента процесс образования почвы пошел быстрее. Растения росли и отмирали. При помощи бактерий гниения они превращались в органические вещества, а потом в минеральные соли. Со временем почву заселили различные растения.

Вывод: Почва – это плодородный слой Земли, на котором растут растения . Основное свойство почвы –плодородие.

А теперь познакомимся с особенностями почвы.

Задание: В учебнике на стр.119 изучите текст «Почвенная среда» и назовите особенности. Заслушиваются ответы учащихся.

Вывод: В почве мало света, есть воздух, количество воды может быть разное, почва – это плотная среда в которой тяжело перемещаться. Температура почвы летом ниже, чем температура воздуха, а зимой выше, чем температура воздуха.

Вопрос: Кто обитатели почвы? (Демонстрация мультимедийного приложения)

В почве живет огромное количество разнообразных организмов: бактерии, одноклеточные грибы, животные. Также в почве находятся корни растений и грибницы многоклеточных грибов.

В почве обитают беспозвоночные – муравьи, личинки мух и жуков, дождевые черви, медведка; позвоночные млекопитающие – кроты.

Работа в группах : Выяснить, какие приспособления есть у крота (1 группа), дождевого червя( 2 группа), медведки (3 группа).

Заслушиваются ответы учащихся.

Вывод: Обитатели почвенной среды имеют следующие особенности:

  1. Наличие приспособлений для рытья нор, ходов и т.д.
  2. Маленькие глаза или отсутствие органов зрения.
  3. Наличие приспособлений для снижения силы трения при передвижении в почве: наличие слизи на теле (дождевой червь); шерсть короткая и густая (крот); обтекаемая форма тела.

Вопрос: Как к жизни в почве приспособлены растения? (Демонстрация мультимедийного приложения)

У растений обитающих в пустыне развит длинный корень; в луковицах, клубнях откладывается запас питательных веществ; у кактусов в стебле запасается вода.

Значение живых организмов для почвы (обсуждение).

IV. Закрепление знаний:

1. Почва – верхний плодородный слой земли.

2.В состав почвы входят: глина, песок, гумус, воздух

3. Кислорода в почве не меньше, чем в наземно-воздушной среде.

4.В почве обитают только мелкие животные

5. Почвенные животные слепы

6. Дождевые черви улучшают плодородие почвы, перемешивают её.

V. Подведение итогов урока: А теперь ответим на вопрос: может ли почва быть средой обитания? Ответы учащихся.

1.Почва является средой обитания для животных, растений, грибов, бактерий.

2. В почве имеются условия для жизни .

3. Живые организмы приспособились к жизни в почве.

Домашнее задание : выучить в учебнике стр.199, 121.

Источник

Почвенная среда обитания

Почвенная среда обитания – место, где обосновалось много живых, не похожих друг на друга организмов. Здесь и одноклеточные, и грибы, и растения, и даже млекопитающие животные.

Для жизни в почве эти организмы приобрели специальные приспособления, облегчающие выживание, и мешающие жить в другой среде.

↑ Характеристика

Условия существования образуют среду обитания: наземно-воздушную, водную, организменную или почвенную.

Почва состоит из слоёв гумуса (перегноя), подстилки (растительного опада), плотной материнской породы и с полостями, где скапливается вода или воздух.

Толщина почвенного слоя – до 1,5 м, где и обитают живые организмы.

Отличительные признаки почвенной среды:

  • Постоянные, мало изменяющиеся условия.
  • Затруднения при передвижении внутри из-за повышенной плотности.
  • Свет проникает только в верхние слои.
  • Температура изменяется мало.
  • Постоянно присутствует вода.
  • Углекислый газ в избытке, которым дышат корни, бактерии, грибы и некоторые животные.
  • Заселение многовидовыми сообществами.

↑ Организмы почвенной среды обитания

Формируют почву отмирающие и живые организмы. С помощью роющих животных почва рыхлится, и почвенные слои снабжаются кислородом. Минеральные элементы перерабатываются микроорганизмами, простейшими, одноклеточными грибами и водорослями. Эти же организмы разлагают органические остатки. В толще почвы это делается грибами, бактериями, коловратками, клещами, амёбами и другими организмами. На поверхности «работают» растения с лишайниками, цианобактериями и одноклеточными водорослями. Этим организмам требуется свет, чтобы фотосинтезировать.

↑ Приспособления

Сложно жить в плотной среде, где мало воздуха и света, но организмы приспособились жить в таких условиях:

  • Маленькие размеры разрешают помещаться в пространствах среди почвенных частиц.
  • С гибким червеобразным телом и сильной мускулатурой легче продвигаться.
  • Тело обтекаемое и плотное, если мех, то короткий и жёсткий, прилегающий к коже.
  • У одних – сильные конечности роющего типа, снабжёнными когтями, другие пропускают почву через себя.
  • Кутикула регулирует влажность внутри организма.
  • Дышат кислородом, растворённым в воде или используя поверхность тела.
  • Личинки способны развиваться без света, влаги и без питания.
  • Млекопитающие лишены зрительных органов или видят слабо, но пользуются развитым обонянием и осязанием.

↑ Примеры среды

Цокор и крот – обитатели почвенной среды. Это видно по обтекаемому сильному телу маленьких размеров (20-25 см). На передних лапах, приспособленных для рытья и похожих на лопаты, длинные пальцы с острыми когтями. Ушей не видно, глаза полуслепые. Короткая шея и хвост. Внешне похож на цокора слепыш, но это животное для рытья использует зубы, которые выдвинуты впереди губ.

барсуки в норе фото

Животные, приспособившиеся дышать поверхностью тела и, попадая в наземно-воздушную среду, погибают, потому что у них кожные покровы высыхают (черви). Пресноводные животные микроскопических размеров – жители рек, прудов и болот, представленные червями и одноклеточными простейшими, населяют здесь плёнку воды, которая покрывает частички грунта.

↑ Какие животные обитают

В почвенной среде обитает много беспозвоночных животных: маленьких рачков, нематод, кольчатых (дождевых) и круглых червей. Почва населена насекомыми с личинками и паукообразными животными. Нравятся такие условия жизни моллюскам, улиткам и слизням. Беспозвоночных поедают позвоночные животные этой среды. Из постоянных обитателей частые встречи со слепышами и кротами, землеройками и слепушонками, с цокорами и сумчатыми кротами. Временными обитателями считают тушканчиков, сусликов и барсуков, мышей, бурундуков и других грызунов. А так же жуков, уховёрток, тараканов и других насекомых.

↑ Любопытные факты

  • Дождевые черви, затаскивая в норки растительные остатки, помогают образовать перегной и возвращать микроэлементы, которые извлекли растения. Эти животные, перерабатывая половину опавшей листвы, образуют до 30 т на 1 гектар плодородной почвы. Получается слой в 50-80 см.
  • Некоторые дождевые черви вырастают длиной 2 м. Эти «землерои» роют ходы на глубину 1-4 м, а южные представители доходят до глубины 8 м. Передвигаются, опираясь на выросты-щетинки, которыми снабжены кольца тела.
  • Майский жук живёт в почве в личиночной стадии 4 года, подъедая корни травы, затем молодых деревцев. Выходит на поверхность после окукливания.

↑ Выводы

На формирование почвы влияют абиотические факторы, но главную роль играют почвенные живые организмы. Природа создала этим обитателям такие приспособления, с которыми растения и животные чувствуют здесь комфорт и безопасность.

Источник

ПОЧВЕННАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ ПОЧВЕННАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ Выполнил учащийся 5«б»класса Спицын Кирилл. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемАнтон Вистицкий

Похожие презентации

Презентация на тему: » ПОЧВЕННАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ ПОЧВЕННАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ Выполнил учащийся 5«б»класса Спицын Кирилл.» — Транскрипт:

1 ПОЧВЕННАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ ПОЧВЕННАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ Выполнил учащийся 5«б»класса Спицын Кирилл

2 Среда обитания Среда обитания –это место,где живет данный вид животного или растения.среда обитания обеспечивает этот вид всем необходимым для выживания, например пищей, водой, укрытием от хищников. В мире существует многие тысячи разных сред обитания, включая луга, болота, леса, пустыни, реки, озёра и океаны. Среда обитания –это место,где живет данный вид животного или растения.среда обитания обеспечивает этот вид всем необходимым для выживания, например пищей, водой, укрытием от хищников. В мире существует многие тысячи разных сред обитания, включая луга, болота, леса, пустыни, реки, озёра и океаны.

3 Почвенная среда Почвенная среда – дом для множества бактерий и простейших. Здесь же располагаются грибницы грибов, корни растений. Заселили почву и самые разные животные – черви, насекомые приспособленные к рытью звери, например кроты. Обитатели почвы находят в этой среде необходимые для них условия. Почвенная среда – дом для множества бактерий и простейших. Здесь же располагаются грибницы грибов, корни растений. Заселили почву и самые разные животные – черви, насекомые приспособленные к рытью звери, например кроты. Обитатели почвы находят в этой среде необходимые для них условия.

4 Характеристика почвенной среды Высокая плотность; Температура без резких колебаний; Воздуха мало; Постоянное поступление органического вещества.

5 Почвенная среда Это дом для множества бактерий и простейших. Здесь же располагается грибница грибов,

7 Обитатели почвенной среды крот слепыш землеройка бактерии черви насекомые

8 Обитание в почвенной среде приводит к тому, что у разных живых организмов возникают сходные приспособления. Конечности приспособлены к рытью (плоские с большими когтями). Мощные передние зубы (для рытья и перекусывания корней). Слаборазвитые глаза и ушные раковины. Тело овальное с короткой шеей и коротким хвостом (для удобного передвижения по подземным ходам). Короткий мех (для меньшего трения с почвой). Особое строение рта (чтобы не попадала земля). Членистое тело (способствует передвижению в почве). Выделение слизи (способствует передвижению в почве).

14 Какие животные полезны почвенной среде Животные которые полезны для почвенное среды, например : ногохвостки, дождевые черви. Животные которые полезны для почвенное среды, например : ногохвостки, дождевые черви. Ногохвостки делают важную работу. Поедают и прирабатывают мёртвые растения и, таким образом, участвуют в образовании почвы. Ногохвостки делают важную работу. Поедают и прирабатывают мёртвые растения и, таким образом, участвуют в образовании почвы. Слизь, которую выделяют черви, содержит азот. Азот является важным питательным элементом для растений. Липкая слизь помогает удерживать частички почвы вместе, что способствует хорошей ее структурированности. Слизь, которую выделяют черви, содержит азот. Азот является важным питательным элементом для растений. Липкая слизь помогает удерживать частички почвы вместе, что способствует хорошей ее структурированности.

Источник

Читайте также:  Листовая подкормка льна масличного карбамидом
Adblock
detector