Меню

Почва образуется очень медленно как медленно

Как образуется почва и сколько в ней слоев?

Почва формируется комбинацией таких факторов, как климат, выветривание материнских пород и живых организмов в течение определенного периода времени. Почва состоит из шести слоев.

Хотя в наше время многие из нас живут в бетонных джунглях, мы все еще не достигли поколения, которое не знало бы, что такое почва! Это хорошо, потому что почва так же необходима для жизни, как солнечный свет и вода. Подобно тому, как атмосферу можно сравнить с одеялом, обернутым вокруг земли, почва — это одеяло для поверхности земли. Конечно, грязь может испачкать вашу одежду, но она также необходима для поддержания жизни на Земле.

Если бы не было почвы, как бы росло большинство сельскохозяйственных культур? Если бы не было сельскохозяйственных культур, что бы ели люди и травоядные? Если бы не было травоядных, что бы ели хищники?

Что такое почва?

Почва — это естественная смесь минералов, органических веществ, жидкостей и газов. Почва имеет определенную форму, состав и структуру, но этот состав варьируется от места к месту. Как и наша флора и фауна, почва также невероятно разнообразна. Более того, почва не имеет одинаковой глубины во всем мире. В областях, где обнажена коренная порода, почвы нет, но в других областях почва может уходить на глубину до 10 метров от поверхности.

Средний состав почвенных ингредиентов (в процентах)

  • 45% Минералы: минералы включают глину, песок, ил, гравий и камни. Эти минералы придают текстуру почве.
  • 25% Вода: количество воды варьируется в зависимости от удерживающей способности почвы и осадков.
  • 25% Воздуха: воздух и вода занимают поры почвы. Это важно для роста растений и выживания других живых организмов в почве.
  • 5% Органическое вещество гумуса: гумус состоит из мертвых растений и животных, а также миллиардов микроорганизмов.

Как образуется почва?

Почва — это результат взаимодействия многих факторов в течение длительного периода времени. Эти факторы — климат, живые организмы, ландшафтное положение и материнская порода.

1. Климат

Климат — главный фактор, определяющий состав почвы. Климат определяет, какие виды растений и животных могут существовать в данной экосистеме почвы. Климат влияет на температуру почвы, химическое выветривание и осадки. Теплый и влажный климат, например, в тропиках, ускоряет рост растений и производство органических веществ, по сравнению с холодным климатом, где рост идет медленно и осторожно. Дождь вызывает вымывание или осушение минералов, тем самым унося их глубоко в почву. Климатические условия, такие как дождь, замерзание и таяние, приводят к разрушению материала материнской породы.

2. Материнская порода

Материнская порода состоит из минералов, таких как вулканический пепел, выветрившиеся породы и отложения, которые осаждаются воздухом и водой, которые разрушаются, образуя почву. Этим и объясняется название «родитель», поскольку эти материалы порождают свое потомство — почву. Почва развивается быстро, если породы более проницаемы для воды, по сравнению с глинистыми породами.

3. Живые организмы

Когда листья, ветки, кора или плоды падают с растения, они превращаются в перегной в результате естественного разложения. Они разлагаются микроорганизмами, грибами, бактериями и дождевыми червями, которые выделяют азот и серу, которые могут использоваться растениями. Это делает почву богатой питательными веществами. Гумус и корни растений помогают удерживать частицы почвы вместе, предотвращая эрозию.

4. Ландшафтные позиции

От крутизны, формы и длины склонов зависит, как вода поступает в почву или выходит из нее. Если уклон слишком крутой, вода начинает стекать с почвы, размывая верхний слой гумуса и делая почву менее питательной для роста растений. На больших высотах почва может быть слишком сухой, а в более влажных местах может не быть надлежащего баланса почвенного кислорода, питательных веществ и воды.

Читайте также:  Пробоотборник почвы wintex 1000

5. Время

Время отвечает за формирование горизонта. Чем дольше почва подвергается действию упомянутых выше почвообразующих факторов, тем больше будет развитие и состав почвы. Почвам на крутых склонах и в ветреных районах требуется больше времени для формирования из-за непрерывной эрозии по сравнению с более старыми и физически стабильными территориями.

Слои почвы или почвенные горизонты

Если вы посмотрите на яму с грунтом, вы заметите различные слои грунта разного цвета и текстуры. Эти слои известны как почвенные горизонты. Эти разделения слоев называются профилем почвы. Эти слои можно определить по разнице в цвете, текстуре, толщине и структуре. Слои классифицируются заглавными буквами — A0, Ad, А1, А2, В и С. Вместе они называются главными горизонтами.

A0: лесная подстилка, в травянистых сообществах очёс. «Органогенный горизонт», сложенный из неразложившегося полностью опада.

Ad: дернина густо пронизан живыми корнями растений, если потянуть руками за стебли травянистых растений, то её слой отделяется от остальной части почвы.

А1: перегнойный, или гумусовый горизонт, образуется при накоплении остатков растений и животных и преобразовании их в гумус.

А2: известный как недра, это область, где накапливаются выщелоченные минералы. Обычно он плотный, светлый и с низким содержанием органических веществ.

В: субстрат, состоящий из дезинтегрированного материнского материала, с меньшим количеством глины и других отложений.

С: последний слой почвы — это коренная порода. Коренная порода — самый глубокий и твердый слой, и вообще не считается почвой!

Кто бы мог подумать, что в почве может быть столько слоев! Помогать растениям расти — важнейшая обязанность, поэтому вполне логично, что в «грязи» мира есть некоторые нюансы и сложности. Как и вино, почва требует времени, чтобы сформироваться и достичь своего пика. В конце концов, это нелегкая работа — буквально держать все вместе!

Источник

Разработка урока по окружающему миру. Что такое почва. Практическая работа № 2

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Поурочный план по

Дата проведения урока

Что такое почва. Практическая работа № 2

Планируемые результаты урока:

Предметные: способствовать формированию у учащихся понятия «почва»; развитию умений выделять существенные признаки предметов (почвы), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений; создать условия для ознакомления с составом почвы, ее свойствами.

Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

Оборудование : тетрадь; образцы почвы; прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло, Толковый словарь русского языка, электронное приложение к учебнику, презентация, проектор.

I Организация начала урока. Проверка готовности учащихся к року.

П. Проверка домашнего задания.

Викторина «Удивительное вещество» предполагает ответы «Да» или «Нет». «Да» — хлопок, «Нет» — без хлопка.

Может ли вода двигаться вверх? (Да. Круговорот воды в природе.)

Можно ли принести воды в решете? (Да. Когда она замёрзнет.)

Вода в морях и океанах пресная? (Нет. Солёная.)

Может ли вода стать товаром?

Главная причина нехватки пресной воды на Земле — это ее загрязнение? (Да.)

— Что нужно делать, чтобы запасы воды не уменьшались? (Строить очистные сооружения. Не загрязнять открытые водоёмы . Беречь воду.)

Вывод: бережно относиться к воде.

Читайте также:  Семена для выращивания стевии

III. Введение в тему.

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер . Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит — глядишь, где стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется.

Какое чудо происходит в кладовой?

2. Определение темы урока. Постановка задач урока.

Загадка на слайде Слайд 2

«Земля» -многозначное слово. Слайд 3 Как называется кладовая? (Почва.)

Наша исследовательская лаборатория вновь приступает к работе. Сегодня объектом нашего изучения будет почва. Мы продолжим работу по изучению почвы, выявим её основные свойства, в процессе опытов установим её состав, познакомимся с мерами по её охране.

Запись тетрадь. Число, тема.

IV. Изучение нового материала.

1.Что такое почва?

Что такое почва? (Высказывания учащихся.)

Работа по учебнику стр.64 Слайд 4

Почва — верхний плодородный слой земли, на котором растут или могут расти растения. Главный секрет (свойство) этой кладовой — плодородие, так как в почве есть необходимые для растений вещества. Толщина почвенного покрова различна: от 2-3 сантиметров до 1,5-3 метров. Что можно наблюдать в почве? (Остатки сухих листьев, палочки, веточки, насекомых) Слайд 5

Работа со словарём. Один ученик зачитывает определение «Почва»

Вы хорошо знаете, что многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Сделаем и мы несколько опытов, чтобы выяснить состав почвы.

В ходе практической работы на доске заполняется схема «Состав почвы».

Работа по учебнику стр.65 Слайд 6

Практическая работа «Состав почвы»: Слайд 7

Опыт 1. Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели? Какой вывод можно сделать?

Опыт 2. Описание опыта по иллюстрации в учебнике (слайду).

Взять промокательную бумагу, насыпать на неё немного почвы. Прижать её плотно к бумаге. Стряхнуть почву в стакан с водой. Что вы увидите на бумаге?

А если нагреем почву.

Что вы видите? Что доказывают эти опыты?

Опыт 3. Описание опыта по иллюстрации в учебнике (слайду).

Если будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? Сделайте вывод.

Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придаёт почве тёмный цвет. Плодородие почвы определяется количеством перегноя в ней.

Вывод: в состав почвы входит перегной.

Опыт 4. Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите на поверхности воды? (Плавают остатки насекомых, листья, мусор, хвоинки.)

Рассмотрите внимательно муть, осевшую на дне стакана. Что вы видите? Сделайте вывод из этого опыта.

Опыт 5 . Описание опыта по иллюстрации в учебнике (слайду).

Если профильтровать воду, в которой находилась почва. Несколько капель поместить на стекло. Подержать стекло над огнём. Что происходит? (Образовался белый налет – минеральные соли. Слайд 8

Вывод: в почве есть минеральные соли.

Вывод: соли — это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.

Кроме того, в почве есть живые существа: бактерии (микробы), различные животные, корни

Сделаем вывод по результатам практической работы. (В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.)

3. Что полезно и вредно для почвы.

Экологическая минутка. (Чтение учителем статьи) — Дополнительно

Вред или пользу принесём мы, если сожжём осенью опавшие листья в парке?

— Вам, наверное, случалось видеть, как на огородах, дачных участках, полях, прежде чем сеять, люди сжигают сухую траву, листья, ветки. Можно это делать? (Этого делать нельзя.).

Читайте также:  Коллоидная сера обработка почвы

— Почему? (Вредный дым.)

— Что нужно сделать с сухой травой, листьями, ветками, чтобы принести пользу почвенному покрову ? (Нужно закопать их в землю, чтобы вернуть те соли, которые растения поглотили из почвы.) Слайд 9

— Как же они там образуются? Как вы думаете? (Предположения учащихся.)

Если бы мы могли заглянуть внутрь почвы, то увидели бы сказочную картинку. Оказывается, что в почве есть микроорганизмы, то есть очень маленькие живые существа, которые видны только в микроскоп. Они делятся на две группы: 1-я группа — заготовители пищи. Они разрушают растительные и животные остатки. 2-я группа — «повара», которые день и ночь готовят пищу растениям из сложных веществ, превращая их в минеральные соли. Учёные установили, что одном квадратном метре почвы находится 50 кг микроорганизмов. Слайд 10

Пользуясь записями в тетрадях, перечислите, из чего состоит почва. (Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей.)

Наука установила, что миллионы лет назад Земля была безжизненна. Почвы не было. Её образование идёт очень медленно. Так, в разных условиях слой почвы в 1 сантиметр в природе образуется за 100, а иногда 300 лет. Значит, всеми мерами нужно беречь почву.

Викторина «Польза. Вред»

Давайте определим, что для почвы полезно, а что нет: бумага, стекло, дождевой червь, крот. Полезное отодвинем налево, а вредное — направо. Давайте предоставим им самим слово.

Выходят четверо учеников. По очереди произносят:

-Я- бумага. Полностью разлагаюсь в почве только в течение 100 лет.

Я — стекло. Не разлагаюсь вовсе. А если меня хорошенько пригреет солнышко, то могу я и загореться и устроить пожар.

Я — крот. Рою длинные туннели под землёй. В рыхлую почву лучше поступают вода и воздух.

-Я- дождевой червь. Затаскиваю в свои норки остатки растений, они там потом перегнивают.

Правильно ли мы распределили? (Да)

Рассказ учителя с элементами беседы.

Почва образуется очень медленно: для этого нужны сотни, тысячи лет (1 см за 250-300 лет). А вот разрушаться по вине людей она может очень быстро.

Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода, выдувает сильный ветер. Этот процесс называется эрозией (разрушением) почвы.

Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, а зимой проводить снегозадержание.

Почва боится ядохимикатов. Если их взять больше нормы, и загрязнять её. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие.

Предположите, что произойдёт, если на Земле исчезнет почва!

Это ещё раз доказывает необходимость охраны почвы и её восстановления.

Закрепление изученного материала.

Работа с карточками. (Один ученик работает за компьютером, остальные работают на месте). Взаимопроверка.

1. Что растени я получают из почвы?

в) растворимые соли;

2.Отметь то, из чего образуются минеральны е соли.

А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы ( песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, целлофановые пакеты, перегной)

Учащиеся не хлопают в ладоши, когда учитель называет: стекло, бумагу, целлофановые пакеты.

Что полезно и что вредно для почвы?

Наша работа по исследованию почвы подходит к концу. Мы должны подвести итоги.

На какие вопросы мы смогли сегодня ответить? Сделал ли кто-нибудь для себя открытие? Какое?

Что такое почва? Назовите её главное свойство. Из чего она состоит?

Домашнее задание: учебник, с. 64-67 (читать), ответить на вопросы 1-3;

— группа. Сделать рисунок «Береги почву».

2 – группа. Подготовить сообщение о почвоведе В. В. Докучаеве

Источник

Adblock
detector