Меню

Почва окружающий мир 3 класс дмитриева казаков

урок окружающего мира по теме «Почва. Состав почвы» в 3 классе.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Урок окружающего мира по теме «Почва. Состав почвы» был проведён как открытый для учителей, работающих в 3 классе по системе Л.В.Занкова.

Скачать:

Вложение Размер
urok_okruzhayushchego_mira_v_3_klasse_pochva.docx 27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Тема: Почва. Состав почвы.

Цель: создать условия для организации исследовательской работы при изучении понятия «почва»

Личностные : способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира; пониманию причин успеха в учёбе; ориентации на понимание предложений и оценок учителя и товарищей, ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Коммуникативные : создать условия для учебного взаимодействия учащихся.

Регулятивные: развивать способность ставить учебные цели и задачи, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою деятельность.

Познавательные: содействовать развитию умения анализировать изучаемый объект (почву) с выделением существенных признаков.

Предметные: содействовать развитию умений осуществлять запись информации, полученной в ходе исследования; планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение состава почвы, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний

Оборудование : учебник Н.Я Дмитриева, А.Н. Казаков, окружающий мир, 3 класс, рабочая тетрадь к учебнику, препараты для практической работы, лист самооценки, карточки для самостоятельной работы, компьютер, проектор, экран.

2.Актуализация опорных знаний.

-Посмотрите на доску, рассмотрите иллюстрации, предложите задание для одноклассников. (сравнить)

-Какую бы из них во временной последовательности вы поставили бы на 1 место? Почему?

-Благодаря чему на земле появилась такая пышная растительность? (вода, воздух, ) А ещё? (Земля)

-Как по-другому можно назвать слово «земля» (Почва).

Итак, тема нашего урока: «Почва» (выставить на доску карточку).

-А что вы знаете о почве? (Немного)

— А что ещё хотите узнать? (Из чего она состоит)

— Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

— Что для этого нам надо сделать?

3.Подготовка к работе на основном этапе.

— Ребята, я предлагаю вам закончить фразу на листочках, как вы понимаете:

— спросите у своего соседа, обменяйтесь информацией с товарищем по парте. -Если вы считаете информацию правильной, допишите её в свой листочек. Обсудите в четвёрках, повернитесь. Можете дополнить в свои листочки.

— Кто желает поделиться тем, что у вас получилось?

— Как узнать правильность определения? (Обратиться к учебнику).

-Откройте учебник на с.18, найдите определение, что такое почва. У кого был верный вариант или был похож на вариант в учебнике? Молодцы!

— Давайте запишем определение в словарь на с.50 (Почва — верхний плодородный слой земли.

— Какую информацию вы прочитали в учебнике об этом человеке? (Василий Васильевич Докучаев – русский учёный, всю свою жизнь посвятил изучению почвы).- слайд

— Да , В.В.Докучаев изучал почву и сделал много открытий. Тогда почему авторы учебника не дают нам полную информацию о почве? (Чтобы мы сами делали открытия).

-Что они нам предлагают сделать? (провести исследование)

— Что в ходе исследования предлагают авторы нам узнать? ( В учебнике: Состав почвы).

-Какова цель исследования? (В учебнике: определить состав почвы)

— Итак, ребята, наш класс — небольшая лаборатория, а вам я предлагаю побывать в роли исследователей.

— Я приготовила почву с нашего пришкольного участка. Что можно узнать о почве с помощью органов чувств?( цвет, запах, структуру почвы).

— Предлагаю вернуться к учебнику на с. 19.Посмотрите на картинки.

-Какие опыты вы можете сделать сами, а какие, наблюдая за учителем?

-Почему (в целях безопасности).

— Куда будем записывать наблюдения и выводы, посмотрите на значок? (в печатной тетради).

— Откройте тетрадь на стр.13. Эту таблицу будем заполнять поэтапно.

— Предлагаю выполнить 1 опыт в парах. Прочитайте его описание.

— Выполняем. Что вы увидели? Запишите свои наблюдения и вывод.

— А теперь смотрим на экран, сравните свои результаты с эталоном. Оцените себя. (лист самооценки.) Слайд Воздух

— Прочитайте 2-ой опыт . Сделали, записали, сверили , оценили. Слайд Вода

-Предлагаю понаблюдать за следующим опытом, который сделаю сама .(3)

— Ребята, следующий я проделаю сама, а вы внимательно наблюдайте и выводы записывайте в таблицу.

— Высушенный комочек почвы кладу в керамическую чашку, грею на спиртовке. Что вы чувствуете? (Появление дыма с запахом)

-Что может гореть? (остатки насекомых, листьев)

— Как вы думаете, что происходит с ними, когда они находятся в почве? (сгниют) Предположите, что же содержится в почве?

-Свои наблюдения и вывод запишите в тетрадь. Проверим себя, лист самооценки. Слайд- Перегной

— Теперь остаток почвы сильно прокаливаю, высыпаю в стакан с водой, размешиваю и даю отстояться. Что вы заметили?(на поверхности воды плавает мусор, а на дне стакана грязь- муть.

-Как вы думаете, что получится в результате, когда вода отстоится?

— Этот опыт, ребята, требует большего времени, поэтому я сделала его до урока, а вы можете проделать это дома вместе с родителями.

— Посмотрите, что получилось. Как вы думаете, что оказалось на дне стакана? -Какой вывод сделаем? Запишите в тетрадь. Слайд — Песок и глина

— А где можно увидеть песок и глину? Обратите внимание, когда роют котлован, эти слои могут быть хорошо заметны и выделяться.

-Насыпаем остатки прокаленной почвы в стакан с водой и пробуем растворить ее. Профильтруем воду, нальем несколько капель на стекло и нагреем.

-Что вы видите на стекле после нагревания воды? На что похож этот белый налёт? Попробуйте предположить, что это. Сделайте выводы. Слайд 10- соли

Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений.

6. Первичное закрепление с комментарием во внешней речи.

— Мы завершили наше исследование. Какова была цель нашего исследования?(учебник с.19). Что мы хотели узнать? (Из чего состоит почва и что входит в её состав)

-Мы исследовали почву и заполнили таблицу «Состав почвы». Что нам стало ясно из этих опытов?

-Какой вывод мы сделаем?(Дети называют)

ВЫВОД : В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли и микробы. Слайд состав почвы

7.Первичная проверка усвоения новых знаний.

— Предлагаю проверить свои знания. Перед вами карточка. Выберите себе задание из левого или правого столбика, может кто-то сделает оба задания.

Задание 1 уровня

Вставь подходящие слова

Задание 2 уровня

Вставь подходящие слова

1.Чем _____________в почве перегноя, тем она плодороднее.

2.Русский учёный, изучающий почву-…

2.Основой почвы являются ____________и _______________.

3.В составе почвы есть:

3.Для хорошего развития растений необходимы ___________________________, содержащиеся в почве.

— Давайте проверим свою работу, посмотрите на экран, оцените себя.

8.Итог урока. Рефлексия.

— Какова была цель нашего урока?

-Какой вид деятельности наиболее полезен на уроке?(на доске карточка со словом полезно)

-Какие факты оказались для вас удивительными?(карточка со словом удивительно)

Источник

ГДЗ рабочая тетрадь по окружающему миру 3 класс Дмитриева, Казаков Федоров

Вот и настал третий год обучения в школе. Ученикам нужно усвоить больше учебного материала, задания становятся все более сложными, а перед их родителями чаще и чаще становится вопрос о необходимости поиска репетитора для своих отпрысков. Теперь уже далеко не каждая мать или отец смогут помочь своему чаду в успешном написании домашних заданий или сдаче самостоятельных работ. Поэтому для более оперативного и успешного изучения нового и закрепления пройденного учебного материала подготовлены гдз по окружающему миру рабочая тетрадь за 3 класс Дмитриева, которые способствуют расширению, дополнению и систематизации полученных ранее знаний и навыков.

Кому могут быть полезны ответы к рабочей тетради?

В общем, решебники такого типа могут использоваться всеми третьеклассниками, независимо от уровня знаний. Однако особенную важность сборник ответов к рабочей тетради по окружающему миру 3 класс Дмитриева, Казаков, имеют для таких категорий:

  • школьников, которые часто пропускают занятия в школе по причине частых болезней или из-за необходимости совершать поездки в другие населенные пункты (например, на спортивные соревнования или конкурсы художественной самодеятельности);
  • учеников, находящихся на дистанционной форме обучения (из-за карантинных ограничений или согласно рекомендации врачей), а также тех, кто получает семейное образование;
  • детей, которые интересуются особенностями взаимоотношений между человеком и природой.
  • третьеклассников, которые хотят получить хорошие и отличные оценки по предмету «Окружающий мир»;
  • родителей школьников, которые считают нужным осуществлять контроль над процессом обучения своих детей и уровнем приобретенных им знаний уровень знаний;
  • школьных учителей, стремящихся получить новую информацию, которую можно будет использовать в процессе профессиональной деятельности.

Какие плюсы имеет решебник к рабочей тетради по окружающему миру (авторов Дмитриевой, Казакова)

Готовые домашние задания, по своей сути, являются универсальным помощником для всех без исключения участников образовательного процесса (учеников, их родителей и педагогических работников). Поэтому указанный онлайн-помощник имеет следующие положительные характеристики:

  • использование электронного формата подачи информации (даже еще в относительно юном возрасте дети предпочитают выполнять задания с использованием информационных технологий, а не традиционных учебников и пособий в бумажном виде);
  • подача материала в виде картинок, рисунков и схем, что способствует лучшему визуальному восприятию и систематизации полученных знаний;
  • наличие творческих заданий, позволяющих осмысливать теоретические основы предмета самостоятельно;
  • полное соответствие информации требованиям действующих Федеральных государственных образовательных стандартов.

В целом, образовательный портал еуроки ГДЗ предоставляет возможность быстро и эффективно развивать творческие и познавательные навыки учеников младшей начальной школы, а также их способности к инициативе и самостоятельной работе.

Источник

Окружающий мир Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков 3 класс проверочная работа к разделу «Природные условия Земли»

Автор презентации: Болотникова Елена Витальевна

Проверочная работа № 2 по разделу «Природные условия Земли»

Фамилия, имя ученика: _______________________________

Макс. кол. баллов

а) движение воздушных масс;

б) состояние воздушных масс;

в) состояние воздушных масс в определенном месте в определённое время.

а) мгновенное состояние погоды;

б) многолетний режим погоды, характерный для данной местности;

в) состояние атмосферы в определенном месте в определённое время.

Восстановите пропущенное слово: Основных климатических поясов семь: экваториальный, два ________________, два умеренных, два полярных.

Природные зоны – это

а) большие территории Земли с близкими климатическими условиями и почвами, со сходным животным и растительным миром;

б) широтные полосы Земли с близкими показателями климата.

Восстановите пропущенное слово: Основных природных зон четыре: тундра, лес, степь, ____________________.

Закончите предложение: Большая часть территории России находится в ___________________ климатическом поясе и в природной зоне — _______________________.

Если после захода солнца в низинах или над водоёмом есть туман, то …

а) будет хорошая погода;

б) будет плохая погода.

Если дым от из труб и от костра стелется низко над землёй, то …

а) будет хорошая погода;

б) будет плохая погода.

Если днём жарко, душно и быстро увеличиваются кучевые облака, то …

а) будет жаркая погода;

б) будет сильный ветер;

Если днём тёплый ветер дует с большого водоёма на сушу, то …

а) будет хорошая погода;

б) будет плохая погода.

а) всё, что у нас под ногами;

б) верхний плодородный слой земли

в) перегнившие остатки растений и животных.

Из перегнивших остатков растений и животных, ставших питательным органическим веществом образуется .

Цвет почвы зависит от

а) растений, которые на ней растут;

б) количества в ней перегноя, песка и глины;

в) солнечного света, падающего в данный момент на почву.

Основное свойство почвы — давать растениям необходимое количество воды, воздуха, питательных веществ — это

Почва плодороднее, если в ней много .

Природные явления, которые разрушают почву:

г) потоки дождевых и талых вод.

Какие живые существа обитают в почве?

а) бабочки, жуки, мыши;

б) муравьи, мухи, тараканы;

в) дождевые черви, кроты, бактерии.

Чем почва плодороднее, тем она .

Чтобы доказать наличие в почве воздуха, надо .

а) положить в стакан с водой комочек почвы

б) положить в пробирку комочек почвы и нагреть

в) положить комочек почвы между слоями бумажной салфетки и сжать.

Чтобы доказать наличие в почве воды, надо .

а) положить в стакан с водой комочек почвы

б) положить в пробирку комочек почвы и нагреть

в) положить комочек почвы между слоями бумажной салфетки и сжать.

Источник

Урок окружающего мира на тему «Почва: состав и свойства». 3-й класс

Класс: 3

Презентация к уроку

Цель урока: изучить состав и свойства почвы.

Образовательные:

  • формировать представления о почве, ее составе и свойствах. Познакомить учащихся с понятием “почва”, с составом почвы и ее главным отличием от горных пород – плодородием.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление учащихся через установление причинно-следственных связей между живой и неживой природой, сравнение, познавательную активность, навыки практической деятельности (опыты), умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

Воспитательные:

  • прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы и интерес к учебному предмету;
  • воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе.

Познавательные:

  • развивать умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, разрабатывать план ее решения;
  • извлекать информацию из учебного текста, перерабатывать ее, самостоятельно делать выводы и обобщения и представлять их в виде текста и иллюстрации.

Регулятивные:

  • создавать условия для самостоятельного определения целей и задач урока;
  • продолжить развивать умение определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцами, представленными на слайдах презентации;
  • корректировать выполнение задания в соответствии с представленной инструкцией.

Коммуникативные:

  • развивать умение участвовать в диалоге, слушать и слышать своих партнеров в ходе групповой, парной и фронтальной работ;
  • формировать умение доказывать свою точку зрения, объяснять свой выбор, строить высказывания, задавать вопросы и отвечать на поставленные.

Личностные:

  • прививать детям общечеловеческие нравственные ценности и чувства взаимопомощи.

Оборудование: ноутбук, оборудование AFS TM , образцы почв (горшок с почвой комнатной температуры и почвой, взятой из-под снега), стаканы с водой, бумажные салфетки; спиртовка, металлическая пластина, стебельки растений, листы бумаги для теста, цветные карточки для рефлексии.

1. Практическая работа “Изучаем состав и свойства почвы, минералов”.

Оборудование: компьютер с установленной на нем программой; цифровой USB-микроскоп; BasicProSkope HR Kit (BD-HRB); образцы твердых веществ: глина, песок, гранит, известняк (горные породы); каменная соль крупного помола.

Содержание работы: при помощи цифрового микроскопа школьники изучают строение и состав твердых веществ, сравнивают их; делают выводы о составе почвы и высказывают предположение о ее свойствах на основе изученных свойств песка, глины, соли, известняка.

2. Эксперимент “Температура почвы”. Используется компьютер с установленной программой LoggepLite; датчик температуры Go!Temp (-20 0 С-110 0 С).

Содержание эксперимента: решение проблемной задачи: как в замерзшей почве живут мелкие животные?

Начинается урок, он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять, учитесь тайны открывать.

II. Актуализация опорных знаний. Загадка.

— Отгадайте загадку: Слайд 2

Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать,
А я с подарками опять. (Земля)

— Правильно, Земля. У слова “земля” несколько значений. Назовите их. (Земля – планета, земля, по которой мы ходим, на которой выращиваем растения.) Слайд 3

Сообщение учащегося. Земля-кормилица. Богаты недра нашей Родины. В подземных кладовых хранятся почти все ископаемые, нужные для народного хозяйства. И все-таки самым удивительным творением природы, поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств, является земля. Земля! Какое емкое слово!

Земля-кормилица, земля-поилица. Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовем мы нашу родную землю.

Писатель М. Алексеев писал: “Иногда думается: отыщет ли человечество в своем языке другое какое-нибудь еще слово, которое оказалось бы столь же емким, многозначащим, как это – “Земля”?! Когда мы пишем его с большой буквы, то подразумеваем целую планету, ставшую обителью великого множества живых существ и, может быть, единственную в своем роде среди иных миров, составляющих вселенную”.

Как бы сужаясь, слово это заключает в себе и большое поле, и крохотный крестьянский надел на нем, и просто горсть того загадочного праха, не имеющего для нас какого-либо определенного вкуса, из которого в конечном счете рождаются все вкусы, все запахи, все цвета, все виды жизни в из немыслимом сочетании и разнообразии.

Слайд 4 Прежде чем повести рассказ о земле, давайте вспомним историю. Мы отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.

Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные.

— Почему изменился облик земли? (Появилась вода; вода и тепло создали условия для появления жизни в океане, а потом на суше.)

— Подумайте, кто стал первым обитателем суши – растения или животные?

— Чем бы питались животные, если бы они вышли первыми? (Друг другом.) Животные вышли на сушу после растений. Им надо было много времени, чтобы привыкнуть к новым условиям. Они, наверное, вначале на суше были недолго, поедят травы и опять в воду. Прошло много млн. лет, пока животные привыкли к суше и стали здесь жить. Слайд 5

Слайд 6 Рассмотрите иллюстрации “Облик земли в разные периоды ее развития”.

— Какое условие самое главное для жизни любого животного? (Наличие растений.)

III. Определение темы и постановка цели урока

1. Слайд 7 Разгадайте ребус. Что это? (Почва.)

— Почему я так продолжила наш урок? (Дети определяют тему урока.) Слайд 8

— А чему мы можем научиться на этом уроке? (Дети ставят задачи урока) Слайд 9

— А что же потребовалось растениям, чтобы они вышли из воды и стали жить на суше? (Почва.)

Примерно 8 тыс. лет назад человек начал обрабатывать землю и выращивать около своего жилища растения.

2. Проблемные вопросы.

— Как вы понимаете, что такое почва?

— На всей ли земной суше она есть? Слайд 10 (Нет почвенного слоя в Арктике и Антарктиде, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах.)

— Всегда ли на земле была почва? И как она образовалась? Слайд 11

Если вы в дождь пройдете по полю, вам на обувь сразу налипнет грязь. Вам и в голову не приходит, что вы идете по настоящему чуду природы – почве. Не сразу люди осознали, что это одно из главных наших богатств. Изучению почвы посвятил свою жизнь русский ученый, профессор Докучаев. Все, что вы дальше узнаете о почвах, — во многом результат его исследований. Но сначала давайте сами познакомимся с почвой.

IV. Практическая работа “Состав почвы”.

— В каком физическом состоянии вещества встречаются в природе? (твердое, жидкое, газообразное)

— А в каком состоянии находится почва?

— Можно ли получить полную информацию о почве только при наблюдении?

— Какие методы используют для выяснения свойств веществ? (экспериментальные методы, проведение опытов)

Вот сейчас мы этим и займемся.

Слайд 12 Дети работают в группах, проводят опыты, выводы записывают в “Рабочую тетрадь, с. 13, задание № 20.

Слайд 13 Практическая работа. Класс разбит на группы.

Возьмите на партах небольшой комок глины, школьный мел, поваренную соль крупного помола, песок, камень.

Рассмотрите каждое из этих веществ и опишите внешние признаки, свойства, ответив на следующие вопросы.

  • Какой цвет он имеет?
  • Есть ли у него запах?
  • Есть ли у него блеск?
  • Растворяется ли он в воде?
  • Можно ли изменить его форму?
  • Известно ли тебе, как человек использует его?

(План лежит на каждой парте. Группа рассматривает один образец, обсуждает, а затем 1 ученик делает выводы.)

Все ли мы узнали о каждом образце?

А теперь рассмотрим каждое из этих веществ с помощью интерактивного микроскопа ProSkope HR. (Эта часть работы может быть проведена в виде демонстрации. При этом соответствующее изображение проецируется на экран компьютера или на большой экран)

а) Возьмите первый образец, например соль крупного помола. Найдите в предложенном вам образце самые крупные частички соли. Медленно приблизьте к нему микроскоп на такое расстояние, при котором изображение будет наиболее четким. Удалось ли вам рассмотреть с помощью микроскопа что-то новое в строении этого вещества?

Без использования микроскопа можно установить следующие свойства соли: Слайд 14

Цвет Бесцветный, прозрачный или белый; примеси придают каменной соли серый оттенок
Прозрачность Прозрачен
Растворимость Хорошо растворяется в воде
Другие свойства Соленый вкус

С помощью микроскопа можно увидеть, что крупинки соли имеют форму кристаллов – в основном они напоминают кубы.

б) Рассмотрите с помощью микроскопа другие образцы твердых веществ.

4. Опишите, что вы увидели с помощью микроскопа.

5. Какие признаки отличия в строении твердых веществ вы можете назвать после изучения образцов с помощью микроскопа?

Гипотеза. А теперь попробуйте предположить, какими свойствами из вышеперечисленных может обладать почва и из чего она состоит? А как это можно доказать? (Провести опыты)

Слайд 15 Опыт №1.(Проводят дети)

— Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы выходят пузырьки воздуха.)

— Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух.)

Опыт №2. (Проводят дети)

Возьмем бумажную салфетку и насыпаем на нее немного почвы, сожмем салфетку. Что вы видите? (На бумажной салфетке осталось небольшое влажное пятно.)

— Какой вывод можно сделать? (В почве есть вода.)

Опыт №3. (Проводит учитель)

— Высушенный комочек почвы положим на металлическую пластину и нагреем в спиртовке. Что вы видите и чувствуете? (Над почвой появился дым. Чувствуем неприятный запах.)

— Поместим на пластину стебельки растений и нагреем на спиртовке. Результат тот же. Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных. Именно перегной дает почве темный цвет. Плодородие почвы определяется наличием в ней перегноя.

— Какой вывод можно сделать? (В почве есть перегной.)

А теперь рассмотрим почву с помощью интерактивного микроскопа ProSkope HR. Медленно приблизим к почве микроскоп на такое расстояние, при котором изображение будет наиболее четким. Удалось ли вам рассмотреть с помощью микроскопа что-то новое в составе почвы? Можно увидеть различных кровососущих членистоногих: комаров, клещей, мух и др. (Эта часть работы может быть проведена в виде демонстрации. При этом соответствующее изображение проецируется на экран компьютера или на большой экран)

Слайд 16 Опыт №4. (Проводит учитель)

— Высыпаем остаток прогретой почвы в стакан с водой, размешаем и дадим отстояться. – Что увидим? (Песок осел на дно, вода сначала была мутной, а потом осела и глина.)

— Какой вывод можно сделать? (В почве есть песок и глина.)

Опыт №5. (Проводят дети)

— Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Что увидим на фильтре? (Остатки растений, перегной, песок, глину.) Профильтрованную воду нальем на стекло и подержим над спиртовкой.

— Что увидим? (Белый налет на стекле.)

— Какой вывод можно сделать? (В почве есть минеральные соли.)

В почве есть микробы, без них почва давно бы истощилась и на ней бы ничего не росло. Микробы – санитары, быстро избавляют нас от останков погибших растений и животных. Гнилостные бактерии образуют в почве лучшее удобрение, благодаря которому растут растения.

Опыт №6. (Проводит учитель)

Эксперимент “Температура почвы”. Используется компьютер с установленной программой LoggepLite; датчик температуры Go!Temp (-20 0 С-110 0 С). Содержание эксперимента: решение проблемной задачи: как в замерзшей почве живут мелкие животные, насекомые?

— Итак, мы узнали, что в почве есть воздух. А для чего он нужен? (Воздухом дышат корни растений, мелкие животные)

— А теперь мы измерим температуру почвы. Кто может сказать какая она? (Дети делают прогноз температуры и рисуют на доске свой прогноз.)

— А как ее можно измерить более точно? Опускаем щуп в емкость с почвой комнатной температуры и в таблице на экране монитора фиксируем значение. (Дети сравнивают данные с датчиков и свой прогноз.)

Затем опускаем щуп в другую емкость, в которой находится замерзшая почва (дети об этом не знают), и опять фиксируем данные.

— Что вас удивило? Почему так произошло? (На графике отображаются разными цветами три разных показателя температуры почвы). А как тогда в такой замерзшей почве живут мелкие животные?

(Эта часть работы может быть проведена в виде демонстрации. При этом соответствующее изображение проецируется на экран компьютера или на большой экран)

V.Физминутка. Слайд 17

VI. Самостоятельная работа. Задание № 21, с. 14. Слайд 18

— Учащиеся составляют схему “Состав почвы”. Проверка по слайду.

С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается только на 1 см.

— А сейчас я предлагаю посмотреть на данный слайд. Как вы можете объяснить этот рисунок? (В тёмной почве растут крепкие растения, в серой земле – слабые.)

— А почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, то почва обладает главным свойством земли – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.

— А как вы понимаете это слово – плодородие? Из каких слов оно состоит?

— Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы? Ответ на этот вопрос мы найдём в энциклопедии.

— Назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы.

— Как вы думаете, в нашей местности плодородная почва или нет? (Да, т. к. у нас болотистая местность.) А знаете ли вы, что воронежский чернозем хранится в парижской Палате Мер и Весов как эталон почвы для земледелия.

Слайд 20 А можно ли сохранить плодородие почвы?

— В одной из книг я прочитала такую фразу: “Живое-мертвое тело”. Как вы думаете, что это такое? Слайд 21

VII. Проверка знаний. Тест

Вы слушаете вопросы, на листочках записываете ответ и ставите предполагаемую отметку. Затем меняемся листочками с соседом и проводим взаимопроверку и оценивание теста.

Верны ли утверждения:

  • Растения стали первыми обитателями суши?
  • Как называются остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (Перегной.)
  • Чем меньше в почве перегноя, тем она плодороднее?
  • Под воздействием ветра, воды, температур горы становятся крепче?
  • Почва состоит из воды, мусора, воздуха, палочек, оберток от конфет?
  • Почва бывает только на суше?
  • Как называется верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью.
  • Какое основное свойство почвы. (Плодородие)
  • Как называется самая богатая перегноем почва. (Чернозём)

VIII. Итог урока. Слайд 22

— Где в природе мы встречаем почву? — Надо ли ее беречь? — Как?

— Можно ли почву назвать живым организмом? Чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)

Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому.

Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами будем любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Птице – воздух, рыбе – вода, а человеку – вся земля.

— Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось в уроке?

IХ. Рефлексия. А теперь возьмите в руки цветные карточки и покажите, если вам легко было выполнять задания, поднимите зеленую карточку, если были затруднения, то желтую, а если очень трудно, то красную

Х. Д/З. Слайд 23 А сейчас я вам предлагаю выбрать себе домашнее задание на следующий урок.

1. Прочитать статью в учебнике, ответить на вопросы.

2. Составить кроссворд по теме “Почва”.

3. Подготовить сообщение о почвах нашего края.

4. Подготовить сообщение о том, как повысить плодородность почвы.

5. Подготовить рисунок по теме “Берегите почву”.

Литература.

  1. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Окружающий мир: Учебник для 3 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2012
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 3 класса к учебнику “Окружающий мир”. – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”. 2012.
  3. Контрольные и проверочные работы. 1-е полугодие. Система Л.В.Занкова/ Сост. С.Г.Яковлева. – 4-е изд., перераб, и доп. – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2012
  4. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу “Окружающий мир”, 3-4 класс. – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”.2011
  5. Васильев Ю.Р. Занимательное природоведение. – Москва, Омега, 2002.
  6. Корчагина О.Ю. Природоведение. Справочник для начальной школы. – Москва, 2000.

Источник

Читайте также:  Выращивание лука пера зимой
Adblock
detector