Конспект урока на тему «Почва и её состав»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
План конспект урока по окружающему миру
Тема: почва и её состав.
Цель: 1.Познакомить с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав
2. Продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве.
Развивать мышление, наблюдательность, умение представить вывод, умение
работать в группе, находить общее решение.
3. Учить бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям
Тип урока: исследование, работа в группах.
Оборудование: карточки, образцы почв, спиртовка, стекло, стаканы с водой, штатив, кроссворд, презентация.
Учитель проверяет готовность учеников к уроку.
2.Психологический настрой на урок.
3.Проверка домашнего задания.
Краткий опрос по теме «Полезные ископаемые».
-Что такое полезное ископаемое?
-Какие виды полезных ископаемых бывают?
Индивидуальная работа: Карточки для учеников с индивидуальными заданиями.
Соедините стрелками правильные ответы. ( слайд 7)
Правила работы в группах: Давайте вспомним правила работы в группах. ( слайд 8)
В группе должен быть ответственный.
Работать должен каждый на общий результат.
Один говорит, другие слушают.
Своё несогласие высказывай вежливо.
Если не понял, переспроси.
Работа в группах: Из географической карты Казахстана:
1-группа: в каких областях добывается нефть. Назовите общее количество и в какой области наибольшее количество добычи нефти.
2-группа: в каких областях добывается уголь. Назовите общее количество и в какой области наибольшее количество добычи угля.
3-группа: в каких областях добывается соль. Назовите общее количество и в какой области наибольшее количество добычи соли.
Работа в группах: Найти дополнительные материалы о полезных ископаемых и подготовить презентацию. ( домашнее задание)
Физминутка (музыкальная пауза)
4.Сообщение темы и целей урока.
Послушайте загадку и отгадайте. И вы узнаете тему сегодняшнего урока.
Есть на земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь — вместо одного мешка в кладовой — двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Скажите, как она называется?
Значение слова «земля» несколько. Это – Земной шар, поверхность, почва.
Сегодня мы будем говорить о почве. Вы узнаете состав почвы и её свойства, как она образуется.
Почва – верхний плодородный слой земли.
Чернозём – богатая перегноем почва.
Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами.
Найдите определение почвы в учебнике.
Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.
Далее идёт переходный слой – менее плодородный и нижний слой – это горная порода.
Первое научное определение понятия «почва» дал В.В.Докучаев.
Было время, когда у нашей планеты отсутствовал почвенный покров. Миллионы лет земная поверхность являло собой голую каменную пустыню. Но постепенно ветры и вода разрушали их. Образование мельчайших частиц послужило основой для возникновения почвы. Потом появились растения. Отмирающие растения обогащали поверхностные слои почвы перегноем.
Главная часть почвы – перегной. Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной. Так и происходит круговорот веществ в почве.
Составьте схему «круговорот веществ в почве». ( слайд 20)
Разновидности почв: чернозёмные, подзолистые, песчаные.
Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие. В плодородной почве лучше растут растения. Самое большое количество перегноя содержится в чернозёмных почвах.
В подзолистых почвах перегноя немного и много глины. Растения в них чахлые.
В песчаных почвах много песков.
В ледяных просторах Антарктиды и Арктики, в высоких горах нет почвы.
Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем. В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.
-Давайте посмотрим фильм о путешествии дождевого червя.
5. Закрепление нового материала.
Работа в парах: Вспомним правила работы в паре. (слайд 28)
Работать должны оба.
Один говорит, другой слушает.
Если не понял, переспроси.
Своё несогласие высказывай вежливо.
Карточки для работы в паре: « Почва» ( слайд 29)
Практическая работа: Состав почвы.
Итак, нам предстоит узнать, из чего состоит почва. У каждого на парте коробочки с почвой. Рассмотрите их.
-Какого она цвета?
-В почве есть остатки листьев, мелкие корешки, части насекомых, червей и другие мелкие животные.
Опыт 1: В стакан с водой бросим кусочек сухой почвы. Что заметили?
(Из почвы выходят пузырьки воздуха)
Вывод: В почве содержится воздух.
Опыт 2: Опустим почву в стакан с водой и тщательно размешиваем. Пипеткой возьмём несколько капель этой воды и поместим в предметное стекло. Нагреем стекло над огнём свечи. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налёт.
Вывод: В почве содержатся минеральные соли, которые могут растворяться в воде.
Опыт 3: Положим почву в крышечку. Нагрею крышечку с почвой над пламенем свечи. А над почвой буду держать стекло. Чем объяснить, что стекло сначала становится влажной, а потом на ней появляются капельки воды.
Вывод: В почве содержится вода. При нагревании вода испаряется.
Опыт 4: Продолжим нагревать почву в огне. Через некоторое время увидим дым и почувствуем неприятный запах.
Вывод: Это сгорает часть почвы, которое состоит из остатков растений и мелких животных. Это — составная часть почвы — перегной. Перегной придаёт почве тёмный цвет.
Опыт 5: Опустим немного почвы в стакан с водой и размешиваем. Дадим отстоять. На дно стакана оседает слой песка, поверх его – слой глины, сверху – слой тёмного цвета – это перегной.
Вывод: В почве содержатся песок и глина.
Составить схему-кластер – из чего состоит почва. (слайд 32)
Это интересно! Образование почвы.
1см почвы за 250-300 лет
20см за 5-6 тысяч лет
1.Плодородие почвы зависит от количества:
2.Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:
3.Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:
Земля-мать тому, кто умеет с ней обращаться.
Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете.
Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас своими богатствами.
-Прочитайте правила работы смайликами и оцените урок. Ответить на вопросы:
Что узнал? Что смог? Что понравилось?
-На картине с цветами и сердечками спряталось волшебное слово. Найдите их.
-Да, это слово «молодцы» и вы молодцы, отлично поработали.
Оценка учеников по подсчёту смайликов.
7. Домашнее задание.
Подобрать материал о животных почв.
Анализ урока по окружающему миру по теме «Что такое почва?»
1.Для развития познавательных интересов и творческой активности на уроке учитель применяет активные методы обучения — обучение деятельностью. В процессе всего урока дети не пассивные слушатели, а активные участники учебного процесса.
Исходя, из поставленных задач урока на разных этапах учитель применяет различные методы обучения:
— словесный метод : при формировании теоретических знаний, используя в своей работе рассказ, беседу
— наглядный метод : в виде наблюдения за ходом работы учащихся
— практический метод: выполнение разнообразных упражнений, опытов
— частично — поисковый — для развития самостоятельного мышления, творческого подхода к делу
— метод проблемного изложения учебного материала
— метод самостоятельной работы — так как имеется разнообразный дидактический материал, и он доступен для самостоятельной работы
2.Использование данных методов способствуют продуктивной работе мышления и воображения, целостности восприятия изучаемого предмета, осмысленности, включение учащихся в деловой ритм , учит самостоятельному анализу, сравнению ,самоконтролю, коллективному способу нахождения истины ,умению дискутировать ,критически оценивать свои действия, находить пути реализации допущенных ошибок.
3Для активизации учебного процесса учитель использовал систему проблемных вопросов и проблемных ситуаций, игровые моменты, разнообразный раздаточный материал, использование заданий творческого характера, практическую работу, использовал групповую форму работы , при которой все вовлечены в совместную деятельность с личной ответственностью за собственные действия и действия каждого, чередовал разные виды деятельности уч-ся, рационально распределял и использовал время урока, стимулирование проводил на каждом этапе урока.
4.Для самостоятельной работы учителем были выбраны разные виды заданий: практическая работа в группах, наблюдение, работа с книгой, справочной литературой. Организация самостоятельной работы на разных этапах способствовали развитию интереса к окружающему миру, потребности приобретения новых знаний, выявлению возможностей каждого ребенка, расширению кругозора младших школьников, объективной самооценки, развитию творческих способностей, как формирование умения применять полученные знания и приобретать новые, участие в практической работе(выполнение опытов) способствовало развитию умений сопоставлять, сравнивать ,анализировать, обеспечивало развитие познавательной самостоятельности.
5.Разнообразие форм и методов обучения на уроке способствуют формированию положительной учебной мотивации, стимуляции творческой деятельности учащихся, самостоятельного поиска путей реализации проблем, активности и самостоятельности мышления учащихся.
Источник
Урок познания мира «Почва. Понятие о составе и о пользе почвы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
КГУ «Средняя школа №1 им. Димитрова ООФР»
Конкурс учебно-методических разработок.
«Лучший урок формирование функциональной грамотности младших школьников через использование педагогической технологии развития критического мышления»
Урок познания мира.
Тема: «Почва. Понятие о составе и о пользе почвы»
Цель урока: углубить представление о почве как верхнем плодородном слое земли.
Задачи: — формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности через знакомство учащихся с почвой, её свойством;
-развивать познавательную активность: умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой.
— воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: интерактивная доска; карточки-опоры; прозрачные стаканы с водой, образец почвы; лабораторное стекло, спиртовка, держатель (у учителя), тесты «Вода», карточки для сост. кластера, дополнительный иллюстрационный материал.
Тип урока: комбинированный.
I. Организационный момент
( Аудиозапись) Встанем в круг. Закроем глазки. Всем сердцем и душой почувствуем природу, которая окружает и любит нас, оберегает и заботится о нас. Всем сердцем поздороваемся с солнцем, ветром, водой, растениями и животными, со всеми людьми. Всем сердцем, всей душой поздороваемся с нашей планетой земля.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Всё живёт в родном краю,
Всех я вас приветствую!
II . Проверка Д/З.
Прежде чем приступить к новой теме, проверим всё, что знаем по теме «Вода».
— Тест. Самостоятельная работа.
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или нет? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже должно быть догадались, как она называется?(почва).
2.Понаблюдаем. У каждого на столе почва. Внимательно рассмотрите ее. Что увидели, заметили?
3.Обсудите в группах все что увидели, заметили. Какие ассоциации возникают в вашем воображении, когда вы произносите слово почва? (Почва имеет темный цвет, остатки стары, х сухих листьев, маленькие палочки, веточки, остатки сухих насекомых.)
Учитель: ПОЧВА- это верхний рыхлый (плодородный) слой земли, на котором растут или могут расти растения.
ПЛОДОРОДИЕ- главное свойство почвы(Плодородный т.е. способный производить богатую растительность, давать обильный урожай.)
Толщина почвенного слоя различна от 2-3 см. о 150-200 см.
IV . Восприятие нового материала и его осмысление.
— Вы многое уже знаете о почве. Но многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Сделаем несколько опытов и выясним основные свойства и состав почвы.
а) В стакан положим кусочек сухой почвы. Что заметили?(пузырьки) Что это? Откуда? ВОЗДУХ
б) Горсть земли положим в жестяную баночку. Нагреем на огне. Подержим над ней стекло. На нижней стороне появились капли воды. Откуда взялись? Что есть еще в почве кроме воздуха? ВОДА
в) Продолжим нагревать на огне. Вскоре мы увидим дым, почувствуем неприятный запах. Это сгорает ПЕРЕГНОЙ почвы, который образовался из остатков растений и животных. Он дает почве темный цвет. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее. Плодородие— главное свойство почвы.
г) Прокаленную почву, в которой весь перегной уже сгорел (она серого цвета) насыпим в стакан с водой, размешаем. Через некоторое время на дно осядет песок, а поверх песка глина. Значит в почве содержится песок и глина.
д) Возьмем эту воду. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнем. Вода испариться, и на стекле образуется белый налет, это соли. Значит в почве содержит соли.
ВЫВОД: В состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок, глина, соли.
Учитель: кроме того в почве есть живые существа; микробы, различные животные (черви, насекомые и др.) корни растений.
Жук летал в цветной рубашке
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качались
Низко, низко наклонялись.
2.Дополнительный материал. Работа в группах
1 группа. Наука о почвах называется почвоведение- создал ее замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он изучал, какие бывают почвы, как они образуются, от чего могут разрушаться. Главная его книга «Русский чернозем».Чернозем — самая плодородная почва. Василий Васильевич называл почву кормилицей человека и считал, что она для нас дороже нефти, угля, золота.
2 группа. Почва образуется очень медленно: для этого нужны сотни тысяч лет! А вот разрушиться по вине людей очень быстро. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода, выдувает сильный ветер. За последние 100 лет на Земле разрушена 1/4 часть плодородных почв.
3 группа. Один сантиметр почвы образуется за 250-300 лет, двадцать см. за 5-6 тыс. лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы. почву нужно беречь! Для сохранения почвы нужно сажать деревья, растения, которые укрепляют почву своими корнями.
3.Работа с учеником. Чтение методом инсерт. (стр. 46-47 до слов понаблюдаем)
Что интересного еще узнали?
Что разбрасывал Асан? (пыль)
А что такое пыль? (мелкие частицы почвы)
Мы — маленькие зернышки
Солнечные лучики пригрели нас
И появились молодые расточки
Мы растем все выше и выше
Становимся все сильнее и сильнее.
Солнце пригрело жарче (сомкнули)
И бутон цветка раскрылся (раскрылись)
Ветер качает нас (покачиваются)
Пришел вечер, цветочек закрылся (руки сомкнули)
И уснул до утра.
Дополняем кластер новой информацией.
Источник