Проектная работа «Почва»
проект по географии (7 класс) на тему
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pochva.docx | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ № 9» город Курск
Руководитель: Марина Татьяна Степановна, учитель географии,
Исследование почвы на пришкольном участке.
Яковенко Елизавета , ученица класса, МАОУ «СОШ № 9»
Почвы – это особые природные тела, такие же особенные, как животные, растения и минералы. Это отдельное “царство природы”. А что мы о ней знаем?
Иду по улице Верхняя Казацкая. Вот и моя школа. Поворачиваю по тропинке и направляюсь к школьному зданию, а вокруг большой участок земли, называемый пришкольным. Учащиеся и учителя школы превратили его в красиво цветущие клумбы, в красивый зеленый уголок природы в центре большого города. . Цветы приносят радость, праздничность в нашу повседневность. Красивый, ухоженный пришкольный участок воспитывает эстетический вкус у школьников.
Но что же мешает нашим цветникам быть ярче? Почему не все виды цветов выживают на клумбах даже при хорошем уходе?
На уроке географии в 5 классе нас знакомили с почвами разных видов и выяснили, что почвы обладают неодинаковыми свойствами. Одни хорошо удерживают влагу, другие, наоборот, свободно пропускают ее в нижележащие горизонты сразу после дождя или полива. Бывают щелочные, содержащие много извести, а бывают – кислые. Есть почвы плодородные, богатые питательными веществами, а другие настолько бедные, что на них ничего не растет. Чтобы найти причину нужно хорошо знать особенности почвы и способы ее улучшения.
Актуальность данной темы в том, что в настоящее время большое внимание уделяется озеленению школьной территории, развитию подсобного хозяйства в школах, привлечению учащихся к активной работе на земельном участке.
Цель исследования – определить свойства почвы на школьном участке. Выяснить пути возможных улучшений плодородия почв пришкольного участка.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
— изучить литературу, материалы в сети Интернет, получить информацию из книг о почве
— определить состояние почвы
— разработать рекомендации по улучшению качества почвы
- Собрать информацию о почве.
- Узнать основные свойства почвы.
- В процессе опытов установить состав почвы пришкольного участка.
- Выявить способы защиты почвы от разрушения.
- Сделать рисунки на тему «Земля – планета жизни» и собрать произведения фольклора о почве.
Изучение специальной литературы, опыты, выводы.
Место и объект исследования.
Россия, город Курск, ул. Верхняя Казацкая, пришкольный участок школы №9.
Почва является для растений не только источником питания, но и основной средой обитания. Корневая системы находится постоянно в почве, и поэтому свойства почвенного раствора, окружающего корневую системы оказывает большое влияние на жизнь и функции всего растения. Растения приспособились к определенным условиям различных почв и растут нормально лишь там, где свойства почвы являются для них оптимальными.
Опыты для изучения состава почвы:
Опыт 1: В непрокалённой почве есть остатки растений животных
Прокаливаем почву в жестяной баночке. Дым – горят остатки растений. Если нагревать почву до тех пор, пока из неё не перестанет идти дым, почва станет совсем серой.
Опыт 2: Почва состоит из песка и глины.
За 2 часа до урока в воду опустили прокалённую почву. Рассмотрите осадок. Внизу – песок, над песком – более мелкие частицы – глина.
Опыт 3: В почве есть вода.
Если нагревать почву в пробирке, то стекло, помещённое над ней, скоро запотеет. Через некоторое время на нижней стороне стекла появятся капельки. Откуда появилась вода на стекле?
Опыт 4: В почве есть воздух.
Бросим комочек сухой почвы в воду. Наблюдаем, как из почвы выходят пузырьки воздуха. О чём это говорит?
Опыт 5: В почве есть соли.
Капельку воды из стакана, где песок и глина, подогрели в ложке. Вода испарилась, осталась соль.
Вывод: Почва бывает серого, тёмного, иногда совсем чёрного цвета.
В почве есть вода, воздух, остатки растений и животных, песок, глина.
- В непрокалённой почве есть остатки растений животных
- Почва состоит из песка и глины.
- В почве есть вода.
- В почве есть воздух.
- В почве есть соли.
- Почва бывает серого, тёмного, иногда совсем чёрного цвета.
- В почве есть вода, воздух, остатки растений и животных, песок, глина.
- Таким образом, первый год работы показал, что почвы пришкольного участка – черноземы обыкновенные. Второй год работы над темой мы планируем к началу весенних работ на участке выбрать два фрагмента для эксперимента непосредственно на цветнике и продолжим наблюдение, придерживаясь примерного плана работы:
- 1. Улучшение качества почв пришкольного участка
- 2. Мелиоративные мероприятия
- 3. Практическая часть (сравнение растений на двух участках)
- Заключение (по итогам двух лет работы).
Отчего почва разрушается?
- Неразумная деятельность человека:
- Неправильная обработка почвы, неграмотный уход за растениями, использование большого количества минеральных веществ (удобрений), ядохимикатов для борьбы с вредителями и сорняками
- строительство;
- уничтожение парков и скверов;
- непродуманный выпас скота;
- вырубка леса;
- Почву размывает вода;
- Выдувает сильный ветер;
Способы защиты почв от разрушения.
- Для накопления влаги в почве применяется снегозадержание;
- Нельзя вырубать леса, лишать на больших пространствах землю естественного растительного покрова;
- Как заграждение от ветра в засушливых районах надо сажать полезащитные полосы. Эти насаждения также будут задерживать влагу и насыщать ею воздух;
- Сохраняет почву от разрушения посев многолетних трав;
- Вспашка поперек склонов: вода при этом не сбегает, а впитывается в почву.
Опыт наших предков
- Бросить мусор, плюнуть на землю — ПОЗОР
- Посевы делали на ровной поверхности
- Склоны холмов – для многолетних трав
- Бытовые отходы, растительные остатки складывали в компостные кучи
- Привлекали птиц.
- Использовали свойства некоторых растений для борьбы с вредителями
- Старались приметить «гнилые углы»
- Для защиты от сильных ветров сажали деревья
- Зимой для задержания снежного покрова ставили щиты.
- Вывозили на поля золу и навоз
Надо ли сжигать сухую листву и траву
1) Из-за ежегодного сгребания и сжигания листвы и сухой травы почва лишается перегноя, становится истощенной и бесплодной. Ведь подстилка из опавших листьев и побегов – отличное органическое удобрение, которое обеспечивает растущие деревья, кустарники и травы питательными веществами. Опавшие листья – это не мусор, а единственное удобрение для дикорастущих растений. При сжигании оно буквально вылетает в воздух. Кроме того, оголенная, выжженная земля намного быстрее теряет накопленную за зиму влагу, что мешает полноценному развитию и жизнедеятельности растений.
Сжигание травы – большая беда для обитателей «травяных джунглей»: растений и животных. В огне гибнут насекомые, лягушки, кладки птиц, гнездящихся на земле. Сгорают корни и корневища растений, их семена, так и не попав в землю. Не случайно так беден видовой состав растений и животных в местах частых пожаров.
2) Не каждый думает о том, сколько копоти и вредных газов попадает в это время в атмосферу, загрязняя ее. Терпкий запах горящей листвы и старой травы к тому же небезопасен. Ведь даже дым от обычного костра из хвороста содержит десятки веществ, вредных для здоровья человека. При весенних и осенних кострах и палах, сжигающих «мусор», концентрация этих веществ во много раз превышает гигиенические нормы, предъявляемые к воздуху, которым мы дышим. Такие кострища буквально пышут ядом. У людей ухудшается самочувствие, обостряются аллергические заболевания, заболевания органов дыхания. Массовое сжигание листвы и травы приводит к такому загрязнению атмосферы, которое сравнимо с мощными промышленными выбросами.
– Значит не зря в народе говорят: от пала все пропало . И это справедливо. Теперь вы знаете, почему нельзя сжигать мусор, а полезнее закапывать его в землю, пусть превращается в удобрение. Значит, будет больше плодородных земель, богаче будет наша страна.
1см почвы — за 250 – 300 лет
20см — за 5 – 6 тысяч лет
На 1 м² земли живет приблизительно 80 дождевых червей
Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
О чём говорят расчёты учёных?
1 см почвы образуется в природе за 250-300 лет! 20 см почвы – за 5-6 тысяч лет! Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений, – всего за 15 лет!
Загадки и пословицы о земле
Пословицы о земле
Земля кормит людей, как мать детей.
Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей.
Рыбам – вода, птицам – воздух, а человеку вся земля.
Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает!
Всякому человеку – и доброму, и худому – земля даст приют.
Добра мать до своих детей, а земля – до своих людей.
Меня бьют, колотят, режут, ворочают; я всё терплю и всем добром плачу.
Земля – кормилица, а и та есть просит.
Нет плохой земли, есть плохие хозяева
Труженику земля – мать родная.
Земелька чёрненька – а белый хлеб родит.
Держись за землю, трава обманет.
Крестьянин без земли, что дерево без корня.
В землю не положишь – и с земли не возьмёшь.
Без хозяина земля – круглая сирота.
Земля заботу любит.
Без назема-батюшки не жди хлеба от земли-матушки.
Загадки о земле
Меня бьют, колотят, режут —
Я всё терплю, всем добром плачу. (Почва)
Что в году четыре раза
В бесконечном море,
Нет родней клубочка,
В космическом просторе.
Дом родной. (ЗЕМЛЯ)
Чем больше в неё вложишь,
Тем больше она отдаст. (земля)
А всем мать родная. (земля)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.
Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2) предварительны.
Внедрение проектно-целевого метода и проектных технологий в управление школой
В статье содержится информация об использовании проектно-целевого метода и проектных технологий при реализации Программы развития школы «Школа социального успеха».
Организация проектной деятельности в школе; творческие проектные мастерские
Творческие проектные мастерские.
Проектная работа на тему: « Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов проектно-исследовате.
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы.
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности «Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету»
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности «Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету».
Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса «Решение проектных задач по биологии» посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн.
Источник
Исследовательский проект для начальной школы. » В чем особенности строения почвы»
проект по окружающему миру (3 класс)
Данный методический продукт подойдет как для учителей, так и для ученика и его родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 15.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание исследовательского проекта
«В чем особенности строения почвы»
Почва–это верхний плодородный слой Земли. По статистическим данным она занимает всего 1/10 от всей суши, остальное занимают ледники, озера, горы. Отсюда появляется вопрос, что особенного в такой маленькой частички суши. Данная тема будет актуальна не только для учащихся, но и для взрослых людей.
Какие есть особенности строения почвы
Выявление особенностей строения почвы
1.Проанализировать информацию в литературе по теме «Почва»
2. Определить особенности строения почвы
(как появилась, какова ее роль в природе)
3. Провести опыты, доказывающие наличие воздуха в почве; показывающие, из каких частей она состоит; определить наличие воды и соли в ее составе.
Если провести опыт, показывающий из каких частей состоит почва, то можно убедиться в правильности информации, предлагаемой в различных источниках.
Теоретический (изучение необходимой литературы и других дополнительных источников информации)
Эмпирический/практический (наблюдение, описание, эксперимент и сравнение)
Этапы реализации проекта
-постановка учебной проблемы (проблемная ситуация: учащимся предлагается просмотреть ряд картинок и подумать из скольких слоев состоит почва, что она в себе содержит, и почему она имеет такую структуру. У учащихся возникнут противоречия-это и будет проблемой исследования).
— Подбор необходимой научной литературы вместе с учащимися.
Предлагаемый результат: У учащихся будет сформирована мотивация к изучению строения и особенностей почвы.
2. Поисково-информационный этап.
– найти в подобранной литературе ответы по проблеме исследования (какое строение имеет почва и какими особенностями обладает);
–подготовка необходимого оборудования для проведения опыта.
Предполагаемый результат: понимание последовательности выполнения действий, предъявляемых к проведению подготовленных опытов.
проведение опыта (учащиеся совместно с учителем пользуются необходимым оборудованием)
Опыт№1 «Из каких частей состоит почва»
Положим кусочек почвы на тарелку и будем ее нагревать. После непродолжительного времени мы можем почувствовать неприятный запах- это перегной.
Вывод: Из данного опыта мы видим, что почва состоит из перегноя. Перегной- это вещество, используемое в сельскохозяйственной деятельности.
Опыт №2 Раскаленный кусок почвы бросаем в стакан с водой и размешиваем. Она оседает в виде песка и глины.
Вывод: Мы видим, что помимо перегноя почва состоит из глины и песка.
Опыт №3 Профильтруем воду, в которой некоторое время находилась почва. Затем нагреем эту воду и испарим ее. На месте воды остается белый налет, это минеральные соли.
Вывод: Помимо перегноя, глины и песка в почве находятся минеральные соли, которые влияют на кислотность почвы, а значит и на ее структуру.
1. Продукт проекта (разработка плаката «Строение почвы»)
— вывод (представление своих рекомендаций в классе; обобщить какими особенностями обладает почва)
2. У нас сформировались знания и представления о почве и ее свойствах.
3. Реализация данного проекта научила нас сравнивать, анализировать, делать выводы. Мы приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом мы проводили опыт с использование почвы, выявили особенности почвы.
4. Благодаря проведенной работе, мы осознанно можем ответить на вопрос какими особенностями обладает почва и каково ее строения?
Предполагаемый результат: получение детьми продукта по данному проекту.
Кусочек почвы, 2 стакана, скатерть, фильтр и спиртовка
Источник