Меню

Почва состав плодородие урок

План урока на тему «Понятие о почве и ее плодородие»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

План урока теоретического обучения

Проводит преподаватель: Романова Людмила Юрьевна

Тема раздела: Основы почвоведения.

Тема урока : Понятие о почве и ее плодородие.

Количество часов: 2 часа.

1. Обучающая: Ознакомить с понятием о почве и ее плодородие.

2. Развивающая: Развивать информационную, коммуникативную, практическую компетентности, самоорганизацию, самообразование.

3. Воспитательная: Содействовать формированию эстетических навыков, повышать уровень навыков и умений

Тип, вид урока : урок овладения обучающимися новыми знаниями.

Методы, формы проведения урока : Коллективная, групповая, индивидуальная.

Межпредметная связь : теоритического обучения

Учебно — методическое оснащение урока:

Основная литература: Основы агрономии: учеб. пособие / И.П. Козловская [и др.] ; под ред. И.П. Козловской. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 339 с.: ил. – (Среднее профессиональное образование).

Основы агрономии: Учебник для нач. проф. образования : Учеб. пособие для сред. Проф. образования / Н.Н. Третьяков, Б.А. Ягодин, А.М. Туликов и др., ; Под ред. Н.Н. Третьякова. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 360 с.

Вредители и болезни сельскохозяйственных культур: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.В. Гриценко, Ю.М. Стройков, Н.Н. Третьяков; под ред. Ю.М. Стройкова. – 2-е изд., перераб.- М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 224 с.

Ход урока теоретического обучения

Элементы структуры урока

Примечания по методике

1.Приветствует
2. Проверка явки
3.Проверка готовности к уроку

1.Приветствуют
2. Готовятся к уроку

словесный метод (беседа).

1. Сообщает тему урока
2. Совместно с обучающимися формулирует цель урока

1. Воспринимают и записывают тему
2. Участвуют в формулировке целей

1.3Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся

1.Опрашивает обучающихся
2. Актуализирует знания и опыт по теме (вопросы)

Отвечают на вопросы,

2. Основной этап

2.1 Объяснение нового материала

Последовательно излагает новый материал,

Воспринимают, ведут записи в конспектах.

2.2 Закрепление и применение знаний

Организует и управляет деятельностью обучающихся

3. Заключительный этап

1.Подводит итоги.
2.Оценивает обучающихся
3.Дает оценку занятию.

4. Сообщаем тему следующего занятия.

1. Проводят само и взаимоконтроль
2.Беседуют с преподавателем

Коллективный метод (беседа)

Понятие о почве и плодородии.

Плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности. Это эмерджентное свойство почвы. При взаимодействии компонентов почвы появляется плодородие. Почва состоит из перегноя, воды, воздуха, глины и песка. На её плодородие существенно влияет содержание азота, фосфора, калийных солей и других веществ.

С давних пор человек оценивает почву главным образом с точки зрения её плодородия. Именно от плодородия зависит урожай.

Почва — сложная система, которая живёт и развивается по своим законам, поэтому под плодородием нужно понимать весь комплекс почвенных свойств и процессов, определяющих нормальное развитие растений. Все процессы, происходящие в почве, связаны между собой. Исключение или ослабление какого-либо составляющего ведёт за собой изменение всего состава почвы и потере ценных её качеств. Деградация почвы — цепная реакция, которую трудно остановить. Ухудшение земель снижает продуктивность растений. Почва в этом случае становится подвержена эрозии и вымыванию полезных веществ, что опять ведёт к снижению численности растений. Мероприятия по возобновлению плодородия почв долговременны, очень дорогостоящи и сложны, поэтому так важно следить за состоянием почвы, не допуская её сильного истощения или загрязнения.

Различают следующие виды плодородия: естественное (природное), искусственное, потенциальное, эффективное и экономическое.

Естественное (природное) плодородие — это плодородие, которым обладает почва (ландшафт) в естественном состоянии. Оно характеризуется продуктивностью естественных фитоценозов.

Читайте также:  Чем крепить шиферные грядки

Искусственное плодородие (естественно-антропогенное, по В.Д. Мухе) — плодородие, которым обладает почва (агроландшафт) в результате хозяйственной деятельности человека. По многим показателям оно наследует естественное. В чистом виде — характерно для тепличных грунтов, рекультивированных (насыпных) почв.

Потенциальное плодородие — способность почв (ландшафтов и агроландшафтов) обеспечивать определенный урожай или продуктивность естественных ценозов. Эта способность не всегда реализуется, что может быть связано с погодными условиями, хозяйственной деятельностью. Характеризуется потенциальное плодородие составом, свойствами и режимами почв. Например, высоким потенциальным плодородием обладают черноземные почвы, низким – подзолистые, однако в засушливые годы урожайность культур на черноземах может быть ниже, чем на подзолистых почвах.

Эффективное плодородие — часть потенциального, реализуемая в урожае сельскохозяйственных культур при определенных климатических (погодных) и агротехнологических условиях. Эффективное плодородие измеряется урожаем и зависит как от свойств почв, ландшафта, так и от хозяйственной деятельности человека, вида и сорта выращиваемых культур.

Экономическое плодородие — это эффективное плодородие, измеряемое в экономических показателях, учитывающих стоимость урожая и затраты на его получение.

Гумус, его состав и значение.

Гумус (лат. humus «земля, почва») — основное органическое вещество почвы, содержащее питательные вещества, необходимые высшим растениям. Гумус составляет 85—90 % органического вещества почвы и является важным критерием при оценке её плодородности. В весовом составе верхнего слоя почвы содержание гумуса варьирует от до­лей про­цен­та (бу­рые пус­тын­но-степные почвы) до 10-15 % (чернозёмы).

Гумус составляют индивидуальные (в том числе специфические) органические соединения, продукты их взаимодействия, а также органические соединения, находящиеся в форме органо-минеральных образований.

Гумус образуется в почве в результате преобразования растительных и животных органических остатков — гумификации. Процесс почвообразования, характеризующийся накоплением гумуса, называется гумусонакоплением, активное гумусообразование называется дерновым процессом.

Луговые почвы. Образование состав, свойства, использование и улучшение.

Интрозональнегидроморфные почвы лесостепной и частично степной, таежнолесной зоны, формирующиеся в условиях повышенного поверхстного увлажнения и близкого залегания ГВ ( 1 до 3 м). Тип водного режима-промывной. Холодные, анаэробные воздушным режимом. Основные процессы почвообразования: дерновый и глеевый.

Высокое содержание гумуса, неравномерное его распределение..Тип гумуса гуматный. Признаки оглиение в АВ, В. В соста ППК) кальций, магний-солончаковых и солонцеватых, кальций магний натрий не засолленых. От нейтральной до щелочной

-черноземно-луговые обычные почвы-пашни под ограниченный набор культур

-все луговые и черноземно-луговые засоленного ряда-сенокосно пастбищное угодия

Мероприятие: регулирование теплового, воздушного и водного режима, внесение удобрений и подбор удобрений для соли или солонцов устойчивых культур.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Конспект по окружающему миру «Почва. Состав почвы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

УМК «Планета знаний»

Окружающий мир 3 класс

ГБОУ Школа 556, г. Москва, учитель Орлова Л.А.

Слайд №1. Тема: «Почвы. Состав почвы».

Дать понятия о составе почвы, о её главном свойстве — плодородии.

1. Создать условия для развития внимания, логического мышления, диалогической и монологической речи.

2. Учить сравнивать и делать выводы.

3. Пробудить интерес к познанию окружающего мира.

4. Воспитывать бережное отношение к земным богатствам.

прозрачные стаканы с водой,

презентация «Почва. Состав почвы».

1. Организационный момент.

Сейчас урок окружающего мира.

2. Проверка домашнего задания. Слайд № 2 (Ответы на листочках)

Карточка. Какие полезные ископаемые человек использует:

Самопроверка слайд № 2.

Актуализация знаний учащихся .

— Сегодня на уроке мы продолжим раскрывать тайны нашей планеты. Вот одна из них:

Читайте также:  Последовательность этапов образования почвы

Есть на Земле чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью соберёшь двадцать, посадишь ведро картошки – получишь десять осенью, крохотные семена превратятся в гору редисок, помидоров, огурцов. Это не сказка, чудесная кладовая есть на самом деле.

— Как называется эта кладовая, кто догадался? Слайд №3.

— Ее называют ещё кормилицей, потому что без нее не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов. (Почва, земля)

— У слова «земля» несколько значений. Одно из них – «почва».

3. Работа по новой теме. Что такое «почва»? Слайд № 4.

-Если выкопать в земле глубокую яму и рассмотреть стенки ямы, то мы увидим вначале тёмный рыхлый слой. Это почва. В ней находятся корни растений, живут черви, насекомые и их личинки.

Структуру почвы определяют её частицы, склеенные между собой в комочки разного размера.

В нижней части ямы почва становится светлее и переходит в слои горных пород: песок, глину, известняк. Они бесплодны, здесь никто не живёт.

Объявление темы урока: «Состав и свойства почвы» Слайд № 5.

Сегодня на уроке мы, как учёные – исследователи, будем изучать почву.

Мы проведём несколько опытов и выясним основные свойства и состав почвы.
Работать будем в парах.
Опыт №1

Возьмите стакан с водой.

Бросьте небольшой комок сухой почвы.

Что вы заметили?

Вывод: В почве есть воздух. Слайд №6.

1. Всем вам не рекомендую проводить следующие опыты 2 и 3 самостоятельно из соображений безопасности.

Нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло.

Что происходит? ( стекло стало влажным ). Что доказывает этот опыт?

Вывод: в почве есть вода. Слайд № 7.

1 . Продолжаем нагревать почву.

Что вы видите и чувствуете? ( над почвой появился дым, в классе неприятный запах )

Из-за чего это происходит? Сделайте вывод. (в почве есть перегной, состоящий из перегнивших остатков растений и животных)

Перегной или гумус – это разложившиеся остатки растений и животных. Слайд № 8.

И чем больше перегноя или гумуса, тем лучше почва. Основное свойство почвы – это плодородие – способность давать хороший урожай, обеспечивая растения влагой, питательными веществами, воздухом. Ни один искусственный субтрат (состав веществ для выращивания растений)не может сравниться по плодородию с почвой. Установлено, что плодородие почвы зависит от содержания в ней перегноя. Чем больше перегноя в почве, тем она темнее по цвету, тем лучше она удерживает воду и растворённые в ней вещества, которыми питаются растения.

Какие слова прячутся в этом слове? (плоды родятся). Какая почва по вашему мнению даст больший урожай?

Толщина почвенного слоя различна: от 2-3 см до 150-200см и более. И чем толще он, тем больший урожай собирают.

В ВОВ гитлеровцы вывозили в Германию эшелонами почву из нашей страны( чернозём ) (ст. Гиагинская 60км от Майкопа, до 2,5м ).

-В каком слое земли находится почва: в верхнем, среднем или в нижнем?

Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите на поверхности воды? (Мусор, листочки, останки насекомых — перегной)

Что видите на дне стакана? (муть, она на дне стакана, значит тяжелее перегноя, она не растворилась.)

Вывод: в почве есть нерастворимые вещества – песок и глина. Слайд № 9, 10.

Работа с учебником с. 68. – От чего зависит плодородие почвы?

Фильтруем воду, в которой долго находилась почва.

Несколько капель этой воды поместим на стекло.

Подержим стекло над огнём.

Наблюдаем, что осталось на стекле? На что это похоже? ( на соль)

Читайте также:  Чеснок урожай 1 гектар

Сделаем вывод . (В почве есть соли .) Слайд № 11.

Под действием микробов, которые живут в перегное, образуются соли. Слайд № 12 .

Соли – это питательные вещества , а так как в почве есть вода, ( а она – растворитель) то их, растворённые, используют растения. Питательные вещества необходимы для роста и развития растений.

Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под воздействием микроорганизмов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения, а их едят новые животные.

Вот так вещества путешествуют в природе: из почвы – в растения, из растений — в тела животных, и с остатками растений и животных — снова в почву. (по кругу).

Что же происходит в природе? ( круговорот веществ в природе)

Работа с учебником. С. 70. — Польза от дождевых червей?

Когда началось образование почвы на Земле? ( с появлением живых существ, миллионы лет идёт непрерывный процесс образования почвы.) На образование 5см требуется 2000лет.

Что будет, если почвы вдруг не станет? ( прервётся круговорот веществ, исчезнут растения и животные, а значит, не смогут жить люди).

Наши исследования подошли к концу. Проведя опыты, мы узнали, что такое почва, состав почвы и какое главное свойство почвы.

И сейчас, как настоящие учёные, мы запишем результаты опытов в тетрадь и сделаем выводы .

РАБОТА В ТЕТРАДИ страница 27 № 64, 65..
Проверка: взаимопроверка, самоконтроль.

Обобщение: Что входит в состав почвы? Слайд № 13. По щелчку Слайд № 13.

В Париже, в Международной палате мер и весов хранится 1куб. м русского чернозёма — эталон структуры и плодородия почв. Слово «чернозём» стало международным термином по настоянию В.В. Докучаева — русского учёного, создателя науки о почвах – почвоведении. Слайд № 14.

Почему «чернозём»? (чёрный цвет почве придаёт перегной)

Кто может рассказать, как же образуется почва? Слайд № 15.

Вы уже знаете, что скалы, камни в природе непрерывно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нём почти нет питательных веществ, необходимых растениям. И всё же некоторые неприхотливые растения селятся здесь. Из их остатков под действием микробов образуется перегной. Теперь тут могут поселиться другие растения. Они дают ещё больше перегноя. Так постепенно, очень – очень медленно, камни, песок и глина под действием живых существ превращаются в почву.

Сегодня на уроке мы открыли ещё одну великую тайну, дар природы человеку — почву. Почва – сложнейший, своеобразный организм. Она постепенно изменяется, развивается, живёт.

Почва дороже золота. Без золота проживёшь, а без почвы – нет. Но она может и умирать : ветер , солнце, отсутствие воды, деревьев, ядохимикаты на полях могут сделать почву безжизненной пустыней. Слайд № 16.

5. Работа с учебником с. 71.

6. ИТОГ УРОКА: Выводы: Слайд № 17, 18.

1. Что можно назвать почвой? ( Плодородный верхний слой земли, на котором могут расти или растут растения).

2. Какая почва лучше удерживает влагу: почва, в которой больше песка или почва, в которой больше глины.

3. Есть ли почва на Луне, на других планетах Солнечной системы? Объясни своё мнение.

4. Какую пользу почве приносит дождевой червь?

5. Кто создатель науки почвоведение?

6. Как сохранить почву?

Рефлексия: Кому на уроке было интересно? Кто считает, что он обогатился знаниями? Вы можете поднять зелёную карточку. Если нет, то жёлтую.

ДОМ. ЗАДАНИЕ: с. 68- 71, вопросы учебника.

Источник

Adblock
detector