Урок природоведения «Из чего состоит почва» в 5 классе коррекционной школы
методическая разработка (естествознание, 5 класс) по теме
На урок «Из чего состоит почва» к ребятам приходит в гости Дождевой червь, он просит ребят узнать из чего состоит почва. Учащиеся выполняют небольшие опыты, исследуют комочек почвы, выясняют его состав. В конце работы решают кроссворд. На уроке представлено несколько видов деятельности, ребята не устают, легко усваивают тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_iz_chego_sostoit_pochva.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Из чего состоит почва»
6 класс «Неживая природа»
- Познакомить учащихся с составом почвы, со значением песка, глины, воздуха, воды, перегноя в почве для растений.
- Развивать умения проводить небольшие демонстрационные опыты: работать с пробирками; аккуратность.
- Воспитывать заботливое отношение к земле, внимательное отношение друг к другу.
Оборудование: у каждого на парте комочек почвы, пробирка с водой, спиртовка, дидактический материал, игрушка — дождевой червь или анимация в презентации.
-а)Что называется почвой?
-б) Работа у доски. На доске рисунок: слои земли. Подписать.
— в)Почему без почвы жизнь людей была бы на Земле невозможна?
А) Верхний слой земли называется……
Б) ниже почвы располагается слой……, а под ним слой…..
В) ещё глубже находится…….
Г) основное отличие почвы от других слоёв способность…….
Д) почва даёт человеку:……
Мы с вами выяснили, что такое почва. А сегодня (удивлённо) «Тише, вы слышите? Кто-то просит о помощи»
Учитель достаёт самодельную игрушку – дождевого червя и говорит вместо него.
«Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Да, я старый дождевой червь. Ребята, помогите, случилось несчастье, зима заморозила участок почвы и на этом участке никогда не вырастут растения, не будут летать над цветами бабочки и пчёлы, не будут ползать дождевые черви, мои братья и сёстры»
— Чем же мы можем помочь?
— Вы знаете, что такое почва. А если вы узнаете, что входит в состав почвы, то чары зимы пропадут, мы разморозим почву.
— Ребята, поможем дождевому червю?
— Тема сегодняшнего урока « Из чего состоит почва»
Представим, ребята, что наш класс – научная лаборатория. Мы будем исследовать почву, изучать её состав.
— Как вы думаете, что входит в состав почвы?
— Рассмотрим комочки почвы, приготовленные для изучения.
— Сравните с вашими первоначальными ответами.
— Записываю на доске ваши ответы: песок, глина.
— Ребята, корни, стебли, листья, плоды многих травянистых растений, деревьев и кустарников осенью засыхают и падают на поверхность почвы. Под воздействием микроорганизмов, а также благодаря работе дождевых червей, всё это разлагается, гниёт, образуя перегной – обратите внимание новое слово.
— Рассматриваем, рассуждаем, делаем вывод:
Перегной имеет тёмную окраску. Чем больше перегноя, тем почва темнее. Перегной склеивает песок и глину в комочки, поэтому почва комковатая.
— Что вы узнали, просто внимательно осмотрев комочек почвы?
— Как важно быть внимательным. В этом нам помогают глаза. Упражнения для глаз (физминутка)
— Как узнать, есть ли в почве воздух?
— Каждый проводит эксперимент: в пробирку с водой опускает комочек почвы: наблюдаем появление пузырьков воздуха.
— Вспомните о значение воздуха.
— Молодцы! Правильно. Воздух необходим и для дыхания нашего гостя – дождевого червя.
— А что ещё должно быть в почве?
— Проверим есть ли в почве вода. (опыт с нагревание почвы . Техника безопасности! Повторить!)
— Какое значение имеет вода для растений?
— Что ещё есть в почве? Давайте заглянем в учебники.
После работы с учебником выясняем — в почве есть минеральные соли (записываем на доске словосочетание)
Из чего состоит почва? (на доске слова, которые должны прозвучать в ответе)
— Какое значение имеет каждое из этих слов?
— Можем мы теперь ответить дождевому червю, из чего состоит почва?
— большое спасибо, ребята. Я обязательно расскажу весне, как вы старались мне помочь. Но я уже совсем старый стал, вы мне, пожалуйста, впишите ответ вот в эти карточки.( самостоятельная работа по карточкам)
— а я ещё не совсем понял: как образуется перегной?
— как доказать, что в почве есть воздух?
-как доказать, что в почве есть вода?
Какое значение имеют минеральные соли?
Покажите как вы работаете на земле ? ( физминутка!)
— Что ж, ребята, большое спасибо. Я всё запомнил, всё передам Весне. Мне хочется порадовать вас. Я собрал много разных семян растений , я их дарю вам, высаживайте семена в почву и она отблагодарит вас урожаем. А ещё так же, как сегодня мне, помогайте друг другу, выручайте друг друга. До свидания.
— Ребята, а мне дождевой червь оставил записку «Галина Яковлевна, проверьте, правильно ли я понял тему»
1. Самая главная часть почвы.
2. Что делает почву рыхлой, лёгкой.
3.Что делает почву тяжёлой.
4.Без неё растения высохнут.
5.Он необходим для дыхания растений.
6.Они необходимы для роста растений.
5. Домашнее задание . Посадить семена в горшочки, ухаживать.
Источник
Конспект урока по живому миру в 4 классе специальной (коррекционной) школы по теме «Почва. Состав почвы».
план-конспект урока на тему
Тема: Почва. Состав почвы.
Цель: формировать у учащихся представление о почве и её составе.
Задачи:
1.Дать представление о почве и её составе; учить формулировать и обобщать результаты практической работы.
2.Развивать навыки исследовательской деятельности, восприятие, наблюдательность, речь.
3. Воспитывать познавательный интерес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pochva.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по живому миру в 4 классе.
Тема: Почва. Состав почвы.
Цель: формировать у учащихся представление о почве и её составе.
1. Дать представление о почве и её составе; учить формулировать и обобщать результаты практической работы.
2.Развивать навыки исследовательской деятельности, восприятие, наблюдательность, речь.
3. Воспитывать познавательный интерес.
Оборудование: почва, глина, песок, камни, бумажные салфетки, одноразовые тарелки и ложки, карточки-схемы состава почвы, презентация, тетради, индивидуальные картинки с составом почвы для Васи Ш.
I. Организационный момент.
Учитель : Сегодня к нам на урок пришли гости. Улыбнитесь им, друг другу и мне, и с хорошим настроением начнём работать.
II. Введение в тему и сообщение темы урока.
Учитель: Ребята, нам пришло письмо. Я просила Васю сходить и получить это письмо. Вася, ты получил письмо?
Вася несёт письмо.
Учитель: Интересно, от кого же это письмо? Вася, ты сможешь прочитать, от кого нам пришло письмо?
Учитель: Подойди к кому-нибудь из ребят и попроси, чтобы прочитали адрес отправителя.
Ученик читает. На экране слайд с надписью «научный институт».
Учитель: Научный институт – это место где работают разные учёные.
Учитель: Кто такие учёные?
Учитель: Учёные – это люди, которые много знают. Они проводят разные опыты и исследования.
Учитель: Ребята, посмотрите, что прислали нам учёные.
Достаёт письмо и картинку.
Учитель: Давайте прочитаем письмо.
«Ребята! Хотим проверить ваши знания и умение находить правильный ответ. Мы прислали вам задание. Посмотрите на картинку и ответьте на вопросы:
- Что нарисовано на картинке?
- Из чего состоит?
Свой ответ запишите и вышлите нам письмом. Чтобы вам было легче работать, мы вам отправляем специальные рабочие карты для заполнения. С уважением, учёные».
Учитель достаёт из конверта рабочие карты.
Учитель: Ребята, вы готовы выполнить задание учёных.
Учитель раздаёт рабочие карты.
Учитель: Давайте посмотрим, что нарисовано на картинке.
Учитель: Что это?
Учащиеся: Это земля.
Учитель: Ой, ребята, а картинка оказывается подписана. Написано так мелко, что я сразу и не заметила. Сейчас я вам прочитаю, что на ней написано.
Учитель читает «почва».
Учитель: Вы говорите, что это земля. А учёные утверждают, что это почва. Кто же прав?
Учитель: Ребята, вы знаете, что такое «почва»?
Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит. Таки образом мы сможем выполнить задание учёных.
III. Изучение нового материала.
1.Введение понятия «почва».
Учитель: Кто из вас копал землю?
Учитель: Что можно увидеть, если копать глубоко?
(слайд с изображением человека, копающего яму)
Учащиеся: Можно увидеть камни, глину.
Учитель: Когда копают глубокие ямы, становится видно, что земля состоит из нескольких слоёв (слайд с изображением разреза почвы).
Учитель: Скажите, какого цвета самый верхний слой земли?
Учитель: Что мы видим сверху над этим чёрным слоем земли?
Учащиеся: Растут растения.
Учитель: Верхний слой земли, на котором растут растения, называется почвой.
(на слайде появляется слово ПОЧВА)
Учащиеся читают слово хором.
Работа по карточке (записать объяснение слова ПОЧВА)
Учитель: Почва – верхний слой земли. Она чёрного цвета. На почве растут все растения. Из неё растения берут питательные вещества, нужные им для роста и развития. Почва состоит из многих компонентов. Чтобы познакомиться с составом почвы, я предлагаю и вам, как юным учёным, выполнить практическое задание. Для этого нам нужно перейти за другие парты.
(слайд с надписью «учебная лаборатория»)
Учащиеся пересаживаются за другие парты. Надевают фартуки.
Учитель: Результаты нашей практической работы мы запишем в рабочую карту, которую прислали нам учёные.
Учитель: У вас на тарелочках лежит почва. Рассмотрите почву.
Учащиеся рассматривают почву.
Учитель: Какого она цвета?
Учитель: Перемешайте почву палочкой.
Учитель: Что вы увидели в почве?
Учащиеся : В почве есть камни.
(слайд с надписью «камни» и изображением камней)
Учитель: Давайте это запишем в нашу карточку.
Записывают в карточку слово КАМНИ (Вася Ш. наклеивает в схему картинку с изображением камней).
Учитель: Вернёмся к тарелочке с почвой. Возьмите щепотку почвы. Разотрите её пальцами.
Учитель: Что вы почувствовали на пальцах?
Учитель: Да. Чувствуются крупинки песка.
Учитель: Значит, что ещё входит в состав почвы?
Учащиеся: Входит песок.
Вытирают пальцы салфеткой.
Учитель: Давайте запишем второй компонент почвы.
(слайд с надписью «камни» и изображением песка)
Записывают слово ПЕСОК (Вася Ш. наклеивает в схему картинку с изображением песка).
Учитель: Возьмём ещё раз щепотку почвы. Разотрём её пальцами. Стряхнём крупинки песка в тарелку. Что осталось на пальцах?
Учащиеся: Осталась пыль.
Учитель: Какого цвета эта пыль на пальцах?
Учащиеся: Красного, оранжевого.
Учитель: Что оставило на наших пальцах красноватую пыль?
Учитель: Значит, что ещё есть в почве?
Учащиеся: В почве есть глина.
Вытирают пальцы салфеткой.
Учитель: Давайте запишем третий компонент почвы.
(слайд с надписью «глина» и изображением глины)
Записывают слово ГЛИНА (Вася Ш. наклеивает в схему картинку с изображением глины).
Учитель: Итак, в ходе практической работы мы узнали состав почвы. Назовите, что входит в состав почвы.
Учащиеся называют. Появляется слайд, на котором написаны три выделенных компонента почвы.
Учитель: Практическую работу мы выполнили. Давайте вернёмся за наши учебные парты.
Учащиеся возвращаются за парты.
IV.Закрепление изученных знаний.
Учитель: А сейчас я вам предлагаю выполнить самостоятельную работу. В ходе выполнения этой работы каждый из вас проверит свои знания по теме урока.
(слайд с надписью «самостоятельная работа»)
Анализ задания на рабочей карте.
Прочитай текст. В каждом предложении выбери и подчеркни правильные слова о почве и её составе.
Почва – это (верхний, нижний) слой земли на котором растут растения. Она (белого, чёрного) цвета. Почва состоит из (камней, стекла, глины, песка, конфет).
Ещё раз прочитай текст, который у тебя получился.
Учащиеся выполняют задание. Затем идёт проверка задания.
Учитель: Прочитайте первое предложение.
Учитель: Прочитайте второе предложение.
Учитель: Прочитайте третье предложение.
Учитель: Прочитайте весь текст.
Читает один ученик.
Учитель: Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки при выполнении этого задания.
Учащиеся поднимают руки.
Учитель: Молодцы! Поставьте на карточке себе оценку 5.
Учитель: Поднимите руку те, кто при выполнении этого задания допустил одну или 2 ошибки.
Учащиеся поднимают руки.
Учитель: Поставьте себе оценку 4.
Учитель: Давайте вернёмся к той картинке, которую прислали нам учёные. Итак, что же нарисовано на картинке?
Учащиеся: Это почва.
Учитель: А почему мы скажем, что это именно почва, а не какой-то другой слой земли?
Учащиеся: На картинке нарисован верхний слой земли. Он чёрного цвета. На нём растут растения. Значит – это почва.
Учитель: Мы выполнили задание учёных. Давайте напишем им ответ и отправим письмом. Но письмо мы отправим по интернету, электронной почтой. Так оно быстрее к ним поступит.
На слайде появляется схема. По вопросам учителя заполняют схему.
Учитель: Что нарисовано на картинке учёных?
Учитель: Из чего состоит почва?
Ответы на вопросы появляются в схеме.
Учитель: Ответы мы записали, можем отправлять письмо.
Появляется слайд со словом «отправить».
Учитель: Вася, ты у нас получал письмо от учёных, давай ты и отправишь им ответ.
Вася подходит, нажимает на слово «отправить». Появляется слайд «ваше письмо успешно отправлено».
V.Домашнее задание, подведение итогов.
Учитель: С чем мы работали на уроке?
Учащиеся: Мы работали с почвой.
Учитель: Что для вас было самым интересным на уроке?
Учитель: Перечислите состав почвы?
Учащиеся: Песок, камни, глина.
Учитель: Дома вы ещё раз повторите всё то, о чём мы сегодня говорили. А поможет вам в этом рассказ, который мы составили на уроке.
Анализ карточки с домашним заданием.
Прочитай рассказ. Ответь на вопросы.
Почва – это верхний слой земли, на котором растут растения. Она чёрного цвета. Почва состоит из камней, глины, песка.
- Что такое почва?
- Какого цвета почва?
- Из чего состоит почва?
Источник