Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Почва»
Елена Люстик
Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Почва»
Програмные задачи:Уточнить представлерия детей о почве; выяснить,что в почве есть для жизни живых организмов; показать, как загрязняющие вещества проникают в почву и как долго она остается эксперемента показать способ очистки почвы; воспитывать бережное отношение к природе; обогащать словарный запас детей (глинистая, песчаная).
Ход занятия:
-Сугодня утром, придя в детский сад, я обнаружила красивый мешочек. Но что в нем, я так и не посмотрела. Как вы думаете, что там может быть (предположения детей)
Предлагаю детям определить на ощупь.
-Давайте проверим, кто из вас оказался прав. (дети смотрят, что инутри мешочка)
-Что же это? (Земля.)
-А что такое земля,из чего она состоит (ответы детей)
-Хотите побольше узнать о земле? Тогда, я предлагаю вам побыть учеными. А вы знаете, кто такие ученые, чем они занимаются (Люди, которые что-то изучают, делают различные опыты, что-то изобретают.)
-Я вам тоже предлагаю побыть учеными. Давайте оденем халаты и пройдем в нашу лабораторию.
Дети подходят к столу. Перед каждым ребенком лежит чистый лист бумаги, комочек земли, лупа.
-Осторожно потрогайте комочек земли.
-Какая земля в комочке (ответы детей)
-Посмотрите на комочек земли через увеличительное стекло.
-Скажите, что вы там увидели?
-Осторожно раскрошите комочек земли на листе бумаги. Посмотрите на него через лупу. Что спряталось внутри комочка? (Палочки, песок камушки.)
Дети делают вывод о том, из чего же состоит земля.
Верхний слой земли называется почвой. Она везде разная. В одном месте в ней больше песка. Такая почва называется песчаная. А в другой больше глины. Как называется такая почва? (Глинистая.)
-Давайте посмотрим почву в разрезе. Показ плаката.
-Она похожа на слоеный пирог. Посмотрите на верхний слой земли. Какого он цвета (Коричневого.) Почему? Как вы думаете, что это (Земля.)
-Какого цвета следующий слой (Желтого.) Что это? (Песок.)
-Назовите следующий слой и его цвет. (Вода. Обозначается голубым цветом.) Как называется вода, которая течет под землей (Подземные воды.)
-Далее идет слой глины. Каким цветом изображена глина (Рыжим, оранжевым.)
— Мы рассмотрели все слои почвы, но подробнее остановимся на верхнем слое. Напомните мне, как называется верхний слой почвы?
-Ребята, а как вы думаете, могут ли в земле существовать живые организмы?
— А что необходимо для жизни живых организмов (Вода и воздух.)
-Как же живут под землей живые существа? Разве в земле есть воздух и вода (Высказывания детей)
-Давайте проверим ваши ответы эксперементально.
Опыт 1. «Есть ли в земле воздух?»
-Как вы думаете, что произойдет, если мы комочек земли опустим в воду?
-Возьмите комочек земли так, чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в емкость с водой. Что наблюдаете (Из комочка появляются пузырьки.)
-А что это за пузырьки? (Это воздух.)
— Откуда он появился?
-Какой вывод можно сделать? (Внутри комочков земли был воздух.)
-Как мы об этом узнали? (Когда мы опустили комочек земли в воду, она вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.
-Мы только что убедились, что земле есть воздух. А как вы думаете, есть ли в земле вода?
-Давайте проверим на опыте.
Опыт 2. «Есть ли в земле вода?»
-В чистую сухую кастрюльку я положила что? (Комочек земли.)
-Ставлю кастрюльку с землей на огонь. Что происходит с почвой (Она нагревается.)
-Давайте подержим над кастрюлькой чистое сухое стеклышко.
-Что произошло со стеклышком? (Оно запотело.)
-Подержим еще немного. Что появилось на стеклышке? (Капельки воды.)
-Откуда появилась вода? (Испарилась из почвы.)
-Кто же оказался прав, те кто говорили, что вода есть или те, кто говорили,что воды в почве нет?
-Какой вывод можно сделать? (В почве есть вода и воздух, которые необходимы для жизни живых организмов.)
-А какие живые организмы живут в почве (Кроты, жуки, червяки)Показываю иллюстрации.
-Сейчас в детский сад позвонил крот и сообщил, что когда рыл норку очень сильно поранил лапку. Как вы думаете, почему это случилось (Потому что в земле был мусор.)
-А как в земле оказался мусор?
-Что надо делать, чтобы сохранить почву чистой?
-А что делать, если почва уже загрязнена?
Опыт 3. «Очистка почвы»
-Беру прозрачный контейнер. Что в нем (Песок.)
-На него сверху кладу губки. Губки- это верхний слой. Песо- это внутренний.
-Ваня, набери в пипетку несколько капель краски и капни ее на губки. Представьте, что в почву попало какое-то ядовитое вещество, бездумно выброшенное человеком. Посмотрите, капли краски хорошо видны? (Нет.)
-Кажется, что их совсем нет, и лежат они никому не мешая. Но пошел дождь. (Дети из леек поливают на губки.)
-Что происходит (Пятна исчезли.)
-Очистилась ли почва? Почему?
-Исчезло ли пятно?
-Давайте с помощью шприца откачаем воду из песка.
-Какого цвета вода? Почему?
-Что произошло с ядовитым веществом? (Оно просочилось внутрь почвы.)
-Посмотрим, что же будет происходить дальше. (Дети поливают из леечек)
-Давайте снова откачаем воду из песка. Что мы наблюдаем (Вода стала чище.)
-Опять пошел дождь. (Дети поливают песок до тех пор, пока вода в шприце не станет чистой.)
-Вот сколько необходимо дождей, чтобы почва очистилась.
-Ребята, о земле говорят, что она наша кормилица.
-Как понимаете эту пословицу (На ней растут разные растения, которые нас кормят. Поэтому землю необходимо беречь
-Что нового вы узнали о почве в нашей лаборатории? Понравилось быть учеными?
-А теперь, чтобы немного отдохнуть, я предлагаю посмотреть сказку «Как медведь пень потерял.» (Показ сказки на фланелеграфе, беседа по содержанию.)
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Конспект коллективного труда на участке в подготовительной группе о посеве семян гороха и фасоли. Цель: уточнить и расширить представление.
Конспект опытно-исследовательской деятельности в первой младшей группе «Как мы играем с песком» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 66» Конспект опытно-исследовательской.
Конспект опытно-исследовательской деятельности «Воздух — это интересно» «Воздух — это интересно» Цели: Образовательные: С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха.
Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» Конспект занятия по НОД «Познание» «Волшебница вода» Подготовительная группа Программное содержание: Закрепить знания о разных состояниях.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Лаборатория Невидимка» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Лаборатория Невидимка» Цель: создать условия для формирования.
Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности в старшей группе Тема: Перелетные птицы. Цель: Закрепить количественный и порядковый счет в пределах 10; умение сравнивать две группы предметов; правильно.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Цель: использовать полученные знания и умения при организации своей деятельности по изготовлению фильтров для воды. Способствовать развитию.
Конспект занятия в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности «Необыкновенный мир магнитов» Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов. Задачи: 1. Познакомить с понятием «магнит».
НОД по развитию познавательно — исследовательской деятельности тема: «Овощи. Посадка лука» в старшей группе. (Спиридонова В. Н.) Тема: «Овощи. Посадка лука» Программное содержание: Познавательное развитие — Расширять представление о том, что овощи.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по изучению ПДД в старшей группе Оборудование: карта-схема (маршрут города), фишки –«мышки»,макет светофора, перекрестка, машины, пешеходный переход, 2 шнура, 3 сигнальные.
Источник
Конспект НОД «Почва живая земля» старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе с презентацией
Образовательная область: Познавательное развитие
Тема: «Почва – живая земля»
Цель: познакомить детей с понятием почвы. Посредством проведения опытов подвести детей к выводу о том, что в почве есть все необходимое для жизни растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochva_peredelannyy.docx | 23.78 КБ |
peredelannyy11.pptx | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 78
Петроградского района г. Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе
Образовательная область: Познавательное развитие
Тема: «Почва – живая земля»
Цель : познакомить детей с понятием почвы. Посредством проведения опытов подвести детей к выводу о том, что в почве есть все необходимое для жизни растений.
- Познакомить детей со свойствами плодородной почвы, песка.
- Формировать представления о значении почвы, песка в природе.
- Подводить детей к ответу полными предложениями.
- Обогащать словарный запас новыми понятиями: сыпучий, рыхлый, пустыня, плодородная, воздухопроницаемая, водопроницаемая, мягкая, перегной, примеси, кислород, воздух.
- Закреплять правила безопасности при проведении лабораторных опытов в «лаборатории».
- Создать условия для развития познавательного интереса, мышления, речи.
- Развивать произвольную регуляцию и умение планировать свою деятельность.
- Развивать умение делать свои умозаключения.
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру, природе.
- Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.
- Прививать любовь к природе.
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Методы и приемы : наглядный (показ слайдов, картинок); словесный (вопросы к детям, ответы, указания, пояснения, беседа); практический (экспериментирование – элементарные опыты); игровой (сюрпризный момент).
Материалы и оборудование к занятию : мисочки с песком, плодородной почвой; стаканчики с водой; ложечки для почвы; лупы; влажные салфетки; поднос с землей, проросшими побегами и семенами; стаканчики; одноразовые фартуки и шапочки по количеству детей.
(Воспитатель приглашает детей в круг).
Воспитатель : — Ребята, здравствуйте, а как вы думаете с чего начинается хорошее настроение? ( с улыбки, добрых дел, с прекрасных сюрпризов ).
Воспитатель : Да, все верно, и с улыбок, и ласковых слов.
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть –
Много нового узнать.
- Мотивационно – ориентировочный этап
Воспитатель : — Ребята, сегодня утром мне Лунтик прислал электронное письмо, и я бы хотела с вами этим письмом поделиться. Давайте скорее посмотрим, что же Лунтик нам пишет (дети смотрят на экран ( презентация )).
«Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Пишет вам грустный Лунтик. А невесел я, потому что у меня беда. Ведь я родился не на такой красивой и зеленой планете как ваша Земля, а на маленькой и пустынной планете…Луна. Мне очень хочется, чтобы и моя планета стала такой же зеленой и красивой как ваша, но у меня ничего не получается. Я создавал у себя в саду клумбы и сажал различные растения, но они не растут. Я не понимаю почему, может я что-то делаю не так. Помогите мне, пожалуйста узнать, что нужно для того, чтобы у меня все росло, и моя планета стала зеленой как ваша. Я вам выслал образец своей почвы, может быть она вам поможет. Заранее благодарен вам, ваш Лунтик».
Воспитатель : Ребята, посмотрите Лунтик нам передал образец своей почвы. И это песок. А теперь, ребята, давайте поможем Лунтику разобраться почему же у него ничего на клумбах не растет? Давайте же порассуждаем, что нужно растению для жизни? ( Свет, тепло, влага, воздух ). А еще для хорошего роста растениям нужно хорошее питание, которое находиться в земле. Вода, попадая в такую почву, растворяет питательные вещества и растение всасывает их с помощью своих корней. Конечно, вы все правильно говорите, но давайте мы все еще раз повторим, но только полными предложениями.
Воспитатель : А, для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, я предлагаю нам стать учёными – исследователями ( халаты и шапочки (раскрыты) лежат на 6 стульчиках ). А кто знает, чем занимаются ученые? ( Исследуют, наблюдают, проводят опыты ). Конечно, все правильно, они и исследуют, и наблюдают, и проводят опыты, а еще ученые обсуждают свои наблюдения. А еще ученым нужна лаборатория. Ребята, но для того чтобы нам приступить к работе в лаборатории, давайте мы сначала с вами вспомним, какие правила нужно соблюдать, работая в лаборатории при проведении опытов? ( быть аккуратными, соблюдать тишину, не спешить, внимательно слушать, не толкаться ). Итак, сейчас, я предлагаю нам с вами подойти к столам, и посмотреть, что за предметы для исследования у вас на столах лежат. Перечислите их, только отвечаем полными предложениями. ( Дети подходят к столам. На 3 столах стоят: 1 стол: мисочки с песком, пустые стаканчики и стаканчики с водой; 2 стол: мисочки с землей, пустые стаканчики и стаканчики с водой, ложечки, влажные салфетки, лупы; 3 стол: поднос с землей, проросшими побегами и семенами, вода, алгоритм посадки растений).
Воспитатель: Ребята, давайте с вами рассмотрим песок с помощью лупы.
Опыт 1. «Из чего состоит песок»
Задача: ознакомить детей со свойствами песка – сыпучесть.
Материал: стаканчики с песком, тарелочки, лупы.
Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок, а песчинки — это маленькие камушки)
Как выглядят песчинки?
Похожи ли песчинки одна на другую?
Ребята, а может ли в камушках что-то вырасти?
Какой песок? ( Сыпучий, сухой )
А для того, чтобы получилось большая горка песка нам необходимо очень много песка.
Хорошо ли он сыпется?
Вывод: Песок состоит из отдельных мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу, поэтому его можно сыпать.
Воспитатель . А теперь посмотрите, что у нас во второй тарелочке. Здесь находится почва. Давайте, рассмотрим ее внимательно, исследуйте, из чего она состоит.
Опыт 1. «Что в почве»
Задача: установить состав почвы .
Оборудование: мисочки с почвой, ложечки, лупы.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть почву при помощи лупы, из чего она состоит?
Дети . В ней есть частички темного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, камешки. Она рыхлая и мягкая ( дать возможность детям потрогать землю руками ).
Вывод : почвы состоит из песка, камешков, перегноя.
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете можем ли мы посадить растение в песок? Давайте вспомним, а у Лунтика на планете было светло, тепло? Что нам нужно, чтобы растение выросло? ( вода, свет, тепло ). Давайте проверим, что происходит с водой, когда она попадает в песок, посмотрим, есть ли в песке питательные вещества для роста растений.
Материалы : стаканчик с водой, пустой стаканчик, миска с песком, ложечка.
Ход эксперимента : Воспитатель предлагает детям насыпать в стакан немного песка и налить немного воды, затем размешать песок в воде. После оседания песка вместе с детьми рассматривает воду. Изменилась ли вода? Почему? Может ли песок содержать питательные вещества? А где на нашей планете мы можем встретить место, где много песка? ( пустыня ). Что вы знаете о пустыне? Какие растения растут в пустыне и почему? Растет верблюжья колючка, потому что у нее очень длинный корень.
Вывод : когда песок намокает, песчинки слипаются, песок держит форму, но при этом очень быстро высыхает. Что произойдет с растением после высыхания песка? ( растение может не вырасти )
Опыт 2. «Есть ли в почве питательные вещества»
Воспитатель: а теперь давайте проверим есть ли питательные вещества в почве. Воспитатель предлагает детям насыпать почву в стакан с водой и размешать. И дети наблюдают, что в воде плавают много различных частичек, вода стала темного цвета ( мутной ), появились пузырьки ( содержится воздух), значит содержит много питательных веществ . Почва является наиболее благоприятной для существования растений.
Воспитатель : Ребята, давайте мы пока оставим наши стаканчики и позже проверим что изменилось в них.
Воспитатель : мы много смотрели и изучали, немножко устали, пора отдохнуть.
Подрастает зернышко — потянулось к солнышку.
( Потянулись )
С ветерком оно играет, ветерок его качает,
( руки вверх, качаемся )
К земле низко прижимает ( наклоны туловища ) —
вот как весело играет! ( прогнулись, присели .)
После опытов проводится анализ обследования почвы и подводится итог.
Воспитатель делает вместе с детьми вывод : Почва — это «живая» земля. Без которой не могут жить растения.
Ребята, а вы знаете, что почва образуется из опавших листьев и веточек, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растений. Чем больше такой «еды», тем лучше чувствуют себя растения. В почве обитает много разных животных, в том числе и червяков.
- Заключительный этап (рефлексия)
Дети встают в круг с воспитателем.
Воспитатель . Мы с вами исследовали песок и почву. Что же является «живой» землей?
— Какими свойствами должна обладать живая земля?
— Итак, ребята, а как вы можете описать почву, которую можно назвать «живой землей» ( предполагаемые ответы детей: наша почва темного цвета, в ней содержатся мелкие камни, глина, песок, пропускает воздух и удерживает влагу, в ней растение хорошо растет – значит, это плодородная земля .)
— Значит, землю можно назвать «живой»?
— А почему у Лунтика ничего не вырастало на его планете?
— Мы смогли помочь Лунтику? Мы нашли «живую» почву?
— Давайте с вами вспомним, что же нужно для того чтобы растение существовало?
— Давайте посмотрим на схему и вспомним как нужно сажать растение. Теперь вы знаете как нужно сажать растения и что им для роста необходимо, я предлагаю нам посадить семена зеленой травки у вас в группе вместе с другими ребятами, чтобы и они узнали то что знаете вы!
- Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. Детское экспериментирование. Карты – схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2018.
- Зубкова, Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2006.
- Иванова, А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Рыжова Н.А. «Почва – живая земля». — М.: Карапуз – Дидактика, 2005.
- Тугушева, Г.П. Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2007.
Источник