Почва и её значение для жизнедеятельности растений
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие почвы
Почва (грунт) — это поверхностный слой земной коры, возникающий в результате влияния организмов, воздуха, влаги и солнечного света на литосферу и имеет свойство плодородия, то есть годный для жизни растений.
Почва является материнской (грунтотворной) породой, на которую совместно влияют климат, растительные и животные организмы, а на окультуренных территориях и деятельность человека.
Образование и развитие почвы
Основой для образования почвы являются продукты выветривания горных пород верхних слоёв земной коры.
Поверхностные слои породы под влиянием различных факторов поддаются влиянию, постепенно превращаясь на почву, которая не остаётся неизменной, а постоянно развивается.
Совокупность химических, физических и биологических процессов и явлений, вызывающих возникновение и превращение почв, называется почвообразованием.
Проводящую роль в образовании и развитии почвы играют живые организмы. Растения и некоторые автотрофные микроорганизмы синтезируют и содействуют накоплению в грунте органических веществ, под влиянием которых верхние слои приобретают особенную структуру, хорошо удерживают влагу и лучше аэрируются.
Почвенные бактерии и грибы содействуют синтезу и разложению органических веществ, превращению минеральных соединений, накоплению биологически активных элементов.
Клубеньковые бактерии на протяжении года аккумулируют в почве в среднем 180 — 300 кг/га азота.
Почвенные животные беспрерывно роют и разрыхляют почву, затаскивают в неё остатки растений, перегрызают и измельчают их, тем самым содействуя разложению и накоплению органических соединений.
Характеристики почвы
Существенным качеством, качественным признаком почвы является её плодородие — способность обеспечивать растения необходимым количеством элементов питания, воды, воздуха, тепла для нормальной жизнедеятельности их и для выращивания урожая.
Готовые работы на аналогичную тему
Плодородие почвы определяется наличием в ней гумуса, или перегноя и структуры почвы.
Гумус — это сложный комплекс органических соединений, свойственных только почвам.
Основным источником образования гумуса являются различные органические остатки на поверхности и в толще почвы. В результате сложных биохимических реакций они превращаются на перегнойные вещества.
По своему составу перегной неоднороден. Для каждого типа почвы характерен определённый состав гумуса. Он играет важную роль в процессах склеивания агрегатов почвы.
Медленно разлагаясь в почве, гумус служит источником зольных элементов питания растений, впитывая растворимые элементы питания (калий, фосфор), гумус предотвращает их вымывание.
Чем больше гумуса в почве, тем она плодороднее.
Среднее содержание перегноя в верхних слоях почв колеблется от 1 — 2% (в серозёмах, подзолистых, глинистых и песчаных почвах, не имеющих комковатой структуры) до 6 — 10% (в чернозёмах, тёмных луговых почвах пойм и травянистых прерий).
Элементарные частички почвы обычно бывают склеены в комочки различной формы и размера. Их называют структурными агрегатами. Способность почвы образовывать агрегаты определённой формы и размера называют структурностью почвы, а сами агрегаты — структурой. Наличие структуры почвы обуславливается достаточным содержанием в ней ила, гумуса, упитанного кальция или магния и активной деятельностью микроорганизмов.
Считают, что самые лучшие условия для роста культурных растений образуются тогда, когда комочки почвы имеют размер от 0,25 до 10 мм в диаметре и они стойки против размывания.
Структурные почвы хорошо впитывают и сохраняют воду, содержат больше воздуха, благодаря чему в них создаётся благоприятный водный, воздушный и питательный режимы.
Источник
Минеральное питание растений (6 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Растение состоит из 2 частей, каких?
Какую функцию выполняет корень?
А если нет корня, например, мхи, водоросли.
С помощью какой части корня происходит всасывание воды и растворенные вещества?
Описание слайда:
Почвенное, или минеральное, питание растений.
Описание слайда:
Рассмотрите рисунок 64(стр.83)
Как происходит всасывание?
Описание слайда:
Что происходит с водой проникая в корни?
Описание слайда:
Куда водные растворы поступают после попадания в сосуды и как?
Описание слайда:
Опыт, показывающий наличие корневого давления
Растение нормально растёт и развивается в том случае, если в окружающей корни среде будут содержаться все необходимые питательные вещества. Такой средой для большинства растений является почва.
Описание слайда:
Закон минимума Либиха
Бочка Либиха. Объясните.
Жизнь организма зависит от множества факторов. Но, наиболее значимым в каждый момент времени является тот фактор, который наиболее уязвим.
Описание слайда:
Закон минимума Либиха
Бочка Либиха
Этот человек стал доктором наук в 21 год, ему поставлен памятник в Мюнхене. Он получил титул барона в Германии, 2 ордена Святой Анны от России и звание почетного гражданина от Великобритании.
Описание слайда:
А если почва обладает низким плодородием, что используют?
Почва – это верхний слой земли, обладающий особым свойством –
плодородием, способ-ностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности.
Описание слайда:
Прочитайте текст в учебнике на стр.84
(2-6 абзац) и запишите его в виде схемы.
В природе опавшая листва, погибшие растения и животные перегнивают и обогащают почву минеральными веществами. Сельскохозяйственные растения активно поглощают минеральные вещества из почвы, но так как человек собирает урожай, то минеральные вещества в почву не возвращаются. В результате почва постепенно истощается. Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят органические и минеральные удобрения.
Органические удобрения (от слова «организм») – это отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт) или отмершие части организмов животных и растений (перегной, торф).
В зависимости от содержания минеральных веществ различают азотные, фосфорные и калийные минеральные удобрения.
Кроме того, широко используют микроудобрения, в которых содержатся такие элементы, как бор, медь, цинк, кобальт и др.
Описание слайда:
Удобрения
Органические
Перегной
Навоз
Торф
Неорганические
Микро-удобрения
Макро-удобрения
Калийные
Фосфорные
Азотные
Описание слайда:
Задача
Азотные удобрения способствуют росту надземных стеблей и листьев. Калийные соли содействуют передвижению органических веществ от лисьев к корням и клубням, например, у картофеля. Фосфорные соли необходимы для образования репродуктивных органов(плодов с семенами, цветков). Обоснуйте, в какое время выращивания картофеля надо подкармливать растения и какими удобрениями.
Описание слайда:
Установите соответствие:
Азотные удобрения
Калийные удобрения
Фосфорные удобрения
содействуют передвижению органических веществ от листьев
необходимы для образования репродуктивных органов(плодов с семенами, цветков)
удобрения способствуют росту надземных стеблей и листьев.
Описание слайда:
Заполните пропуски в тексте:
В почвенном, или . питании растений важную роль выполняет зона корня . в которой располагаются . . Они поглощают из почвы воду с растворенными в ней . , которые поступают в соседние клетки, а затем в . корня. По ним под давлением водный раствор поднимается в другие органы растения. Это давление называют .
Описание слайда:
Найдите и объясните неверные утверждения.
Азот способствует оттоку органических веществ из листьев.
Корневое давление – это процесс, в ходе которого вода из сосудов поступает по соседним клеткам в корневые волоски и др. части растения.
Удобрения бывают органические, неорганические, микроудобрения и макроудобрения.
К неорганическим относят навоз, перегной и торф.
Почва – это верхний слой земли, обладающий особым свойством – плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности.
Источник
Минеральное питание растений
Урок 13. Биология 6 класс. Многообразие покрытосеменных растений ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Минеральное питание растений»
Минеральное питание растений — это поглощение ими воды и растворенных в ней неорганических (минеральных) веществ.
Исследуя золу растений, учёные обнаружили множество химических элементов, в том числе и редких. Это говорит о том, что найденные элементы необходимы растениям и накапливаются в них.
Элементы, которые присутствуют во всех растениях, были отнесены к жизненно важным — это калий, кальций, магний, железо, сера и фосфор. Для разных растений они необходимы в различных количествах.
Из почвы через корни в растения поступают вода и растворённые в ней минеральные соли, т. е. происходит минеральное питание.
Каждый химический элемент играет в жизни растения особую роль.
Например, вещества, содержащие азот, способствуют росту растений.
А при нехватке азота тормозится рост растений и формируются мелкие желтоватые листья.
Калий способствует быстрому оттоку органических веществ от листьев к корням. Также он защищает растение от токсического действия различных солей. Калий сосредоточен в молодых органах, а также в органах накопления запасных веществ – семенах, клубнях.
Недостаток калия замедляет процессы деления и растяжения клеток, вызывает гибель кончика корня. Также на посветлевших листьях появляются дырочки с пожелтевшими краями.
Фосфор усваивается растением в виде солей фосфорной кислоты (фосфатов). Вещества, содержащие фосфор, способствуют скорейшему созреванию плодов. Нехватка фосфора замедляет обмен веществ. Листья желтеют, отмирают некоторые их части.
Сера поглощается растением в виде солей серной кислоты, входит в состав белков и эфирных масел. Внешними симптомами дефицита серы являются бледный цвет и желтизна молодых листьев.
Магний входит в состав хлорофилла — фотосинтезирующего пигмента, который окрашивает хлоропласты в зелёный цвет. При недостатке магния наблюдается потемнение прожилок на посветлевших листьях.
Железо играет важную роль в дыхании растений. При его недостатке сначала лист желтеет, а потом белеет.
Кроме указанных жизненно необходимых элементов, растению нужны и другие… марганец, фтор, йод, бром, цинк, кобальт, стимулирующие рост растений. Если растение не получает хотя бы одно из нужных элементов, то процессы его жизнедеятельности резко нарушаются.
Рассмотрим, каким образом происходит поглощение питательных веществ.
Водоросли, а также некоторые водные растения усваивают питательные вещества всей поверхностью тела.
Высшие же растения поглощают их из почвы через корни. Поглощение воды и минеральных веществ происходит в зоне всасывания корня.
Зона всасывания имеет длину от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Поверхность её защищена покровной тканью — кожицей с корневыми волосками.
Вода и минеральные соли поступают в растение через корневые волоски. Число корневых волосков очень велико, что значительно увеличивает всасывающую поверхность корня.
Корневые волоски покрыты слизью и тесно соприкасаются с частицами почвы. Слизь облегчает проникновение корня между частиц почвы, а также растворяет минеральные вещества. Ведь только в растворенном виде они могут быть в дальнейшем поглощены корнем.
Проникая между частицами почвы, корневые волоски плотно прилегают к ним и всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными веществами.
Из корневого волоска вода поступает в соседние клетки, а затем в сосуды корня и по ним под давлением поднимается в другие органы растения.
Сила, которая вызывает одностороннюю подачу влаги от корней к побегам, называется корневым давлением. Чем сильнее корневое давление, тем выше поднимается жидкость.
Корневое давление можно наблюдать на опыте. У растения срезают стебель на высоте 10 см и на пенёк надевают короткую резиновую трубку, которая соединяет его со стеклянной трубкой.
Если почву в горшке полить тёплой водой, то вода начинает подниматься по трубке и вытекать из неё.
После полива почвы очень холодной водой вода из трубки вытекает меньше. Благодаря опыту мы убедились, что поглощение воды корнем зависит от её температуры. Холодная вода плохо поглощается корнями.
Выделение пасоки можно наблюдать и в природе. Пасока — это жидкость, которая выделяется из перерезанных сосудов древесины стеблей или корней живых растений под влиянием корневого давления.
Ранней весной, когда листья на деревьях ещё не развернулись, в стволах клёна, берёзы и других деревьев начинается весеннее сокодвижение.
Если ветка или ствол берёзы поранены, то из ранки начинает сочится сок — пасока берёзы. Пасока сладковата на вкус, в ней растворены различные питательные вещества, в том числе сахара и витамины. Она необходима растению для его весеннего роста, набухания и развёртывания почек. Берёзовый сок вкусен и полезен для здоровья человека, его заготавливают в берёзовых лесах, предназначенных к рубке.
Управление минеральным питанием растений
Растение нормально растёт и развивается в том случае, если в окружающей корни среде будут содержаться все необходимые питательные вещества. Такой средой для большинства растений является почва.
Почва ― это верхний слой земли, обладающий особым свойством ― плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности.
От плодородия почвы зависит урожайность возделываемых культур. В природе опавшая листва, погибшие растения и животные перегнивают и обогащают почву минеральными веществами.
Сельскохозяйственные растения так, как и другие растения поглощают минеральные вещества из почвы, но так как человек собирает урожай, то минеральные вещества в почву не возвращаются. В результате почва постепенно истощается. Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят органические и минеральные удобрения.
Органические удобрения (от слова «организм») ― это отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт) или отмершие части организмов животных и растений (перегной, торф).
Навоз от разных видов животных отличается по составу, в свежем виде его нежелательно вносить в почву, так как он содержит семена растений, болезнетворные бактерии и даже яйца гельминтов. А вот отстоявшийся от 4 месяцев до 3 лет — отличное средство для обогащения разных видов почв.
Птичий помёт считается очень хорошим органическим удобрением, причём наиболее насыщенным по химическому составу, является куриный и голубиный.
Компост представляет собою смесь различных органических удобрений, которую складывают в кучи, ямы, ящики.
Минеральные удобрения ― это не природные удобрения, а созданные человеком.
В зависимости от содержания минеральных веществ различают азотные, фосфорные и калийные минеральные удобрения.
Кроме того, широко используют микроудобрения, в которых содержатся такие элементы, как бор, медь, цинк, кобальт и др.
Конечно, намного проще использовать покупные минеральные подкормки, нежели возиться с органикой. Но ни одна «химия» не заменит природные компоненты.
Удобрения вносят в разные сроки в зависимости от вида и потребностей растения. Например, навоз вносят задолго до посева семян, при осенней обработке почвы. Минеральные удобрения вносят перед посевом семян или одновременно с ним, а также в период роста растений в виде подкормок.
Растения подкармливают теми минеральными веществами, которые им требуются в данный период жизни. Вносить удобрения нужно строго по норме. Излишек может навредить растениям, а полученная продукция будет опасна для здоровья человека. Если же удобрения вносить вовремя и правильно, можно добиться высоких урожаев сельскохозяйственных культур.
Источник