Почва и её значение для жизнедеятельности растений
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие почвы
Почва (грунт) — это поверхностный слой земной коры, возникающий в результате влияния организмов, воздуха, влаги и солнечного света на литосферу и имеет свойство плодородия, то есть годный для жизни растений.
Почва является материнской (грунтотворной) породой, на которую совместно влияют климат, растительные и животные организмы, а на окультуренных территориях и деятельность человека.
Образование и развитие почвы
Основой для образования почвы являются продукты выветривания горных пород верхних слоёв земной коры.
Поверхностные слои породы под влиянием различных факторов поддаются влиянию, постепенно превращаясь на почву, которая не остаётся неизменной, а постоянно развивается.
Совокупность химических, физических и биологических процессов и явлений, вызывающих возникновение и превращение почв, называется почвообразованием.
Проводящую роль в образовании и развитии почвы играют живые организмы. Растения и некоторые автотрофные микроорганизмы синтезируют и содействуют накоплению в грунте органических веществ, под влиянием которых верхние слои приобретают особенную структуру, хорошо удерживают влагу и лучше аэрируются.
Почвенные бактерии и грибы содействуют синтезу и разложению органических веществ, превращению минеральных соединений, накоплению биологически активных элементов.
Клубеньковые бактерии на протяжении года аккумулируют в почве в среднем 180 — 300 кг/га азота.
Почвенные животные беспрерывно роют и разрыхляют почву, затаскивают в неё остатки растений, перегрызают и измельчают их, тем самым содействуя разложению и накоплению органических соединений.
Характеристики почвы
Существенным качеством, качественным признаком почвы является её плодородие — способность обеспечивать растения необходимым количеством элементов питания, воды, воздуха, тепла для нормальной жизнедеятельности их и для выращивания урожая.
Готовые работы на аналогичную тему
Плодородие почвы определяется наличием в ней гумуса, или перегноя и структуры почвы.
Гумус — это сложный комплекс органических соединений, свойственных только почвам.
Основным источником образования гумуса являются различные органические остатки на поверхности и в толще почвы. В результате сложных биохимических реакций они превращаются на перегнойные вещества.
По своему составу перегной неоднороден. Для каждого типа почвы характерен определённый состав гумуса. Он играет важную роль в процессах склеивания агрегатов почвы.
Медленно разлагаясь в почве, гумус служит источником зольных элементов питания растений, впитывая растворимые элементы питания (калий, фосфор), гумус предотвращает их вымывание.
Чем больше гумуса в почве, тем она плодороднее.
Среднее содержание перегноя в верхних слоях почв колеблется от 1 — 2% (в серозёмах, подзолистых, глинистых и песчаных почвах, не имеющих комковатой структуры) до 6 — 10% (в чернозёмах, тёмных луговых почвах пойм и травянистых прерий).
Элементарные частички почвы обычно бывают склеены в комочки различной формы и размера. Их называют структурными агрегатами. Способность почвы образовывать агрегаты определённой формы и размера называют структурностью почвы, а сами агрегаты — структурой. Наличие структуры почвы обуславливается достаточным содержанием в ней ила, гумуса, упитанного кальция или магния и активной деятельностью микроорганизмов.
Считают, что самые лучшие условия для роста культурных растений образуются тогда, когда комочки почвы имеют размер от 0,25 до 10 мм в диаметре и они стойки против размывания.
Структурные почвы хорошо впитывают и сохраняют воду, содержат больше воздуха, благодаря чему в них создаётся благоприятный водный, воздушный и питательный режимы.
Источник
Минеральное питание растений (6 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Растение состоит из 2 частей, каких?
Какую функцию выполняет корень?
А если нет корня, например, мхи, водоросли.
С помощью какой части корня происходит всасывание воды и растворенные вещества?
Описание слайда:
Почвенное, или минеральное, питание растений.
Описание слайда:
Рассмотрите рисунок 64(стр.83)
Как происходит всасывание?
Описание слайда:
Что происходит с водой проникая в корни?
Описание слайда:
Куда водные растворы поступают после попадания в сосуды и как?
Описание слайда:
Опыт, показывающий наличие корневого давления
Растение нормально растёт и развивается в том случае, если в окружающей корни среде будут содержаться все необходимые питательные вещества. Такой средой для большинства растений является почва.
Описание слайда:
Закон минимума Либиха
Бочка Либиха. Объясните.
Жизнь организма зависит от множества факторов. Но, наиболее значимым в каждый момент времени является тот фактор, который наиболее уязвим.
Описание слайда:
Закон минимума Либиха
Бочка Либиха
Этот человек стал доктором наук в 21 год, ему поставлен памятник в Мюнхене. Он получил титул барона в Германии, 2 ордена Святой Анны от России и звание почетного гражданина от Великобритании.
Описание слайда:
А если почва обладает низким плодородием, что используют?
Почва – это верхний слой земли, обладающий особым свойством –
плодородием, способ-ностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности.
Описание слайда:
Прочитайте текст в учебнике на стр.84
(2-6 абзац) и запишите его в виде схемы.
В природе опавшая листва, погибшие растения и животные перегнивают и обогащают почву минеральными веществами. Сельскохозяйственные растения активно поглощают минеральные вещества из почвы, но так как человек собирает урожай, то минеральные вещества в почву не возвращаются. В результате почва постепенно истощается. Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят органические и минеральные удобрения.
Органические удобрения (от слова «организм») – это отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт) или отмершие части организмов животных и растений (перегной, торф).
В зависимости от содержания минеральных веществ различают азотные, фосфорные и калийные минеральные удобрения.
Кроме того, широко используют микроудобрения, в которых содержатся такие элементы, как бор, медь, цинк, кобальт и др.
Описание слайда:
Удобрения
Органические
Перегной
Навоз
Торф
Неорганические
Микро-удобрения
Макро-удобрения
Калийные
Фосфорные
Азотные
Описание слайда:
Задача
Азотные удобрения способствуют росту надземных стеблей и листьев. Калийные соли содействуют передвижению органических веществ от лисьев к корням и клубням, например, у картофеля. Фосфорные соли необходимы для образования репродуктивных органов(плодов с семенами, цветков). Обоснуйте, в какое время выращивания картофеля надо подкармливать растения и какими удобрениями.
Описание слайда:
Установите соответствие:
Азотные удобрения
Калийные удобрения
Фосфорные удобрения
содействуют передвижению органических веществ от листьев
необходимы для образования репродуктивных органов(плодов с семенами, цветков)
удобрения способствуют росту надземных стеблей и листьев.
Описание слайда:
Заполните пропуски в тексте:
В почвенном, или . питании растений важную роль выполняет зона корня . в которой располагаются . . Они поглощают из почвы воду с растворенными в ней . , которые поступают в соседние клетки, а затем в . корня. По ним под давлением водный раствор поднимается в другие органы растения. Это давление называют .
Описание слайда:
Найдите и объясните неверные утверждения.
Азот способствует оттоку органических веществ из листьев.
Корневое давление – это процесс, в ходе которого вода из сосудов поступает по соседним клеткам в корневые волоски и др. части растения.
Удобрения бывают органические, неорганические, микроудобрения и макроудобрения.
К неорганическим относят навоз, перегной и торф.
Почва – это верхний слой земли, обладающий особым свойством – плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности.
Источник
6. Обмен веществ. Почвенное питание растений. Удобрения.
Список вопросов теста
Вопрос 1
Основной источник энергии для организмов:
Варианты ответов
- органические вещества
- неорганические вещества
- солнечный свет
- всё перечисленное
Вопрос 2
Какой процесс характерен для всех живых организмов:
Варианты ответов
- фотосинтез
- обмен веществ
- активное движение
- питание готовыми органическими веществами
Вопрос 3
Процессами жизнедеятельности в организме управляет:
Варианты ответов
- цитоплазма
- ядро
- вакуоль
- клеточный центр
Вопрос 4
Верны ли следующие суждения об обмене веществ:
А) Процессы обмена веществ происходят в клетках организма.
Б) В клетках процессы при участии кислорода сложные органические вещества ращепляются до более простых веществ.
Варианты ответов
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения не верны
Вопрос 5
Обмен веществ происходит
Варианты ответов
- между внешней средой и организмом
- только во внутренней среде организма
- в пищеварительном тракте
- в органах дыхания
Вопрос 6
Энергия, полученная в результате обмена веществ расходуется на :
Варианты ответов
- поддержание температуры тела
- на построение новых клеток
- на работу органов
- все перечисленные ответы верны
Вопрос 7
Процессы жизнедеятельности НЕ связанные с затратами энергии
Варианты ответов
- в природе не известны
- фотосинтез и выделение
- рост и развитие
- движение и размножение
Вопрос 8
Важной чертой обмена веществ многих растений в отличие от животных является:
Варианты ответов
- выделение продуктов обмена через специализированную систему органов
- способность создавать органические вещества
- способность выделять тепло
- неспособность выделять тепло
Вопрос 9
Корень — орган питания растений, така как из окружающей среды он поглощает:
Варианты ответов
- воду и минеральные вещества
- кислород
- углекислый газ
- органические вещества
Вопрос 10
Какая зона корня обеспечивает поступление воды в растение?
Варианты ответов
- зона проведения
- зона всасывания
- зона деления
- зона роста
Вопрос 11
Зимой в умеренных широтах у растений корневое давление:
Варианты ответов
- повышается
- не изменяетя
- понижается
- изменяется в зависимости от времени суток
Вопрос 12
Из перечисленных утверждений выберите верные:
Варианты ответов
- все растения питаются готовыми органическими веществами
- растения — автотрофные организмы
- корневой волосок — одна сильно вытянутая клетка
- растения поглощают минеральные вещества всей поверхностью тела
- корневые волоски недолговечны и постоянно обновляются
Вопрос 13
Процесс поглощения растением из почвы воды и растворенных в ней веществ называют:
Варианты ответов
- почвенным давлением
- фотосинтезом
- почвенным питанием
- воздушным питанием
- передвижением
Вопрос 14
Функцию поглощения воды и минеральных веществ в корне выполняют:
Варианты ответов
- молодые клетки
- зрелые клетки
- клетки проводящей системы
- корневые волоски
Вопрос 15
Установите последовательность зон корня начиная снизу:
Варианты ответов
- зона деления
- зона роста
- зона всасывания
- зона проведения
Вопрос 16
При повышении температуры почвы:
Варианты ответов
- работа корней не изменяется
- работа корней усиливается
- устанавливается суточнаяритмичность работы корней
- работа корней ослабевает
Вопрос 17
Отметьте НЕверные выражения:
Варианты ответов
- растения осуществляют почвенное питание с помощью корней
- все растения — гетеротрофные организмы
- корневое давление поднимает водный раствор во все органы растения
- в почвенном питании самую важную роль играет зона проведения
- корневой волосок — несколько молодых клеток корня
Вопрос 18
Запасы минеральных удобрений в почве:
Варианты ответов
- восполняются за счет круговорота веществ
- систематически восполняются человеком
- никогда не закончиваются
- восполнять не нужно
Вопрос 19
Укажите минеральные удобрения:
Варианты ответов
- азотные
- перегной
- сидераты
- калийные
- фосфорные
- торф
Вопрос 20
Избыток азотных удобрений приводит к:
Варианты ответов
- вытягиванию растений в длину
- пожелтению и опаданию листьев
- появлению на листьях бурых пятен
- отсутствию роста растения
Вопрос 21
Огранические удобрения — это:
Варианты ответов
- отмершие части растений
- продукты жизнедеятельности животных
- переработанные организмами минеральные вещества
- все ответы верны
Вопрос 22
Потребность растений в удобрениях определяют по:
Источник