Тема урока: Состав и свойства почвы.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: Дать понятия о составе почвы, её свойствах.
Задачи урока:
Обучающая: выяснить основные свойства почвы и состав;
познакомить с веществом, повышающим плодородие почвы.
Развивающая: развивать умение наблюдать, делать выводы, логически мыслить, самостоятельно добывать знания, находить нужные примеры, аргументы.
Воспитывающая: учить работать в группе, бережное отношение к природе.
Оборудование: Образцы почвы своей местности, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло лабораторное, спиртовка, штатив, держатель, промокательная бумага.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_okr._miru.docx | 85.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : Состав и свойства почвы.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока : Дать понятия о составе почвы, её свойствах.
Обучающая : выяснить основные свойства почвы и состав;
познакомить с веществом, повышающим плодородие почвы.
Развивающая : развивать умение наблюдать, делать выводы, логически мыслить, самостоятельно добывать знания, находить нужные примеры, аргументы.
Воспитывающая : учить работать в группе, бережное отношение к природе.
Оборудование: Образцы почвы своей местности, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло лабораторное, спиртовка, штатив, держатель, промокательная бумага.
Добрый день, дорогие друзья!
Новой встрече очень рада я!
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок.
Давайте приступим скорее к работе,
Пусть интересным будет урок.
2. Объявление темы урока .
Учитель: Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется?
Учитель : Знаете ли вы секреты этой кладовой?
Учитель: На экскурсиях мы не раз наблюдали, что у многих трав, кустарников и деревьев корни уходят в землю. Они извлекают оттуда питательные вещества. Почва – это верхний рыхлый слой земли, на котором растут растения. Плодородие – главное свойство почвы. Толщина почвенного слоя различна: от 2-3 см до 15-200 см и больше. Посмотрите на образец почвы, какого он цвета?
Дети: почва имеет тёмный цвет.
Учитель: Когда вы рассматривали почву, что вы могли наблюдать?
Дети: Маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев, останки сухих насекомых.
Учитель: Вы хорошо знаете, что многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Сделаем и мы несколько опытов и выясним основные свойства и состав почвы.
3. Практическая работа.
Учитель : Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?
Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть воздух.
Учитель: Вы правильно заметили, что в почве есть воздух. Размешайте почву палочкой и отставьте стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.
Учитель: Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидели на бумаге.
Дети: На бумаге осталось небольшое влажное пятно.
Учитель: Посмотрите на лабораторный столик. Я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?
Дети: В почве есть вода.
(По окончании этого опыта почва продолжает нагреваться.)
Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?
Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.
Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придаёт почве тёмный цвет. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. Сделайте вывод.
Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев – это перегной.
Учитель: Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите?
Дети: На поверхности воды плавают мусор, иголочки, остатки листьев. На дне стакане муть.
Учитель: Рассмотрите внимательно эту муть. Что видите?
Дети: В почве есть песок и глина. И … перегной. Его ещё называют – гумус.
Учитель : Молодцы. Продолжим наше изучение почвы.
Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые налёты. Это соли.
(Дети рассматривают налёт на стекле)
— Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Сделайте вывод.
Дети : в почве содержатся соли, которые растворяются в воде.
Учитель : Молодцы! Предлагаю на основании практической работы заполнить схему «Состав почвы».
(Схема у каждого ученика)
5.Первичное закрепление полученных знаний.
-Давайте дадим определение понятию «почва».
Чтобы это было легче сделать, задаю следующие параметры:
1. функция; (снабжение растений питанием и водой)
3.операции; (Вспахивание, боронование, полив, снегозадержание, удобрение, защита и охрана почвы)
Учитель: Отгадайте загадку: «Меня бьют, колотят, ворочают, режут, а я всё терплю и добром плачу».
Скажите: о каком параметре идёт речь в данной загадке?
Дети: Этот параметр «операции».
5. Работа по группам.
Детям предлагается три варианта заданий – на модельном, проблемном и эвристическом уровнях.
Прочитайте по цепочке.
Для образования настоящей почвы в песок или в мельчайшие частички скальных пород необходимо добавить гумус.
Гумус – органическая масса, получаемая из остатков растений и животных.
Разлагают остатки растений и животных бактерии. Тем самым они повышают плодородие почвы.
Земляные черви и насекомые обогащают почву. Самым плодородным является верхний слой, называемый пахотным. В нём больше всего гумуса.
Следующий за ним слой – подпочва, которая в основном состоит из остатков скальных пород. Ещё ниже расположена коренная подстилающая порода .
1. Прослушайте содержание текста ещё раз. Выберите для чтения читающего.
2. Ответьте на вопросы:
- Что такое гумус?
- Каким образом происходит разложение растений и животных?
- За счёт чего ещё обогащается почва?
- С какими понятиями, кроме гумуса, вы встретились при чтении текста? Назовите их.
- -Как вы можете их охарактеризовать? В какой последовательности они располагаются?
3. Смоделируйте схему посадки комнатного растения в горшке.
Для чего рыхлят пахотный слой? Кто в природе выполняет эту функцию?
Прочитайте по цепочке. Что такое пыль?
Пыль состоит из частичек почвы или других твёрдых веществ. И частички эти достаточно лёгкие, чтобы их мог поднимать и нести ветер. Откуда появились эти частички? Это остатки животного и растительного мира, морская соль, вулканический песок, пепел, сажа. Пыль нежелательна и бесполезна, с одной стороны, но с другой – она помогает сделать мир более красивым! Чудесные краски восходов и заходов обязаны своей красотой именно пыл, рассеянной в воздухе. Частицы пыли в верхних слоях отражают солнечные лучи. Это делает солнечный свет видимым ещё час или два после заката.
1. Выберите для чтения читающего.
2. Ответьте на вопросы:
- Из чего состоит пыль?
- Насколько тяжелы частички пыли? Какое это имеет значение?
- О каком происхождении пыли вы узнали из текста?
- Какие две функции выполняет пыль?
- Чтобы вы посоветовали своим товарищам, чтобы снизить вредные воздействия пыли в вашей классной комнате?
3. Объясните ситуацию.
К нам приехал гость из Норильска. Рассказывая о своём городе, он сказал: «У нас бывает северное сияние. А в Красноярске – нет».
Проверьте, все ли понятия вы использовали для объяснения ситуации: север, солнце, горизонт, пыль, изморозь…
Прочитайте по цепочке.
Сказка о волшебной кладовой.
Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля- матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлебов. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи .
1. Выберите для чтения читающего.
2. Ответьте на вопросы.
- Что называют волшебной кладовой? Почему?
- В каких случаях волшебная кладовая щедро одаривает человека?
- Чем одарила земля-матушка человека, когда он не умел её обрабатывать?
- Какие изменения в мышлении человека произошли, приведшие его к земледелию?
- В какой последовательности осваивались приёмы возделывания зерновых культур?
3. Почему землю называют кладовой? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала к данным глаголам подберите соответствующие.
Источник
План-конспект урока по географии по тема: «Формирование и свойства почвы».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
План-конспект урока по географии 8 класс
Учитель географии: Х.Н. Мурзаев МБОУ «СОШ №6»
Тема: Формирование и свойства почвы.
1. Образовательная: сформировать понятие «почва». Дать представление о почвообразовательных процессах, свойствах почвы, почвенный горизонт.
2.Воспитывающая: способствовать формированию у учащихся представлений об ответственном отношении человека к окружающей нас природе.
3.Развивающаяся: развивать мировоззрение о постоянном изменении почвенного покрова с течением времени.
Оборудование : физическая карта России, и карта Почвы России, атлас, учебник, мультимедиа проектор.
Тип урока: изучение нового материала
Используемые технологии : диалогово — коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности.
Методы : исследовательский, познавательный, практический.
1. Организационный момент.
2. Актуализация темы урока.
«… Из одного состоянья земля переходит в другое. Прежних нет свойств у неё, но есть то, чего не было прежде.»
Тит Лукреций Кар. О природе вещей.
Кто догадался о чём мы сегодня будем говорить?
Сегодня мы будем говорить о почвах.
Тема урока: «Формирование и свойства почвы».
3. Работа над новым материалом.
Вводное слово учителя
Почти 500 лет назад в императорском саду в центре Пекина был воздвигнут замечательный памятник. Выбитая на камне надпись гласит: «Это сооружение построено в 1421 г. в эпоху династии Мин».
Он представлял собой приподнятую на возвышении квадратную площадку с длиной 6 м, состоящую из насыпанных почв, различного цвета и происхождения.
В центре – желтый круг из лесса – породы, характерной для обширных территорий Китая. Именно ему обязана своим цветом Желтая река – Хуанхэ, размывающая толщи Лессового плато. В середине находится желтая почва, в восточной стороне голубая (заболоченные почвы рисовых полей), на западе белая (светлые пустынные почвы северо-западного Китая), на юге красная (краснозем) и на севере черная почва (чернозем). Все эти земли различных цветов принадлежат императору”
Что должен означать этот памятник?
Несомненно, величие императорской власти, выраженное в обширности, природном богатстве.
А о чем может сказать нам современным людям?
1. Символ плодородия.
2. Как природное тело, в географическом распространении которого есть определенные закономерности.
3. Как объект с весьма разнообразными свойствами, связанные с разнообразием природных условий районов их распространения.
4. Кроме того, он просто красив.
Почва – наиболее близкая каждому человеку часть природы, хотя бы потому что он по ней ходит. Но наименее известна — городскому жителю. Мать – земля!
1) Что такое почва? (Ответ детей). Запись в тетрадь.
2) Какое главное свойство почвы?
(Ответ учащихся, если нет — называет учитель) — Плодородие!
По своему свойству, почвы делят на:
чернозем (7-10 % гумуса)- мощн.50-80 см
подзолистые ( 2,5 – 4%)
лесостепные – серая лесная
сероземы ( пустынь) менее 1% гумуса
каштановые — сухих степей(мощн.40-50 см)
Плодородие зависит от сочетания факторов почвообразования в конкретном пункте земной поверхности. Поэтому для каждой территории характерны свои сочетания почв с определенными свойствами.
Примерно 10 тыс. лет назад, человек вынужден был заняться земледелием и скотоводством. И тут он впервые встретился с почвой как с объектом своего прямого жизненного интереса.
В течение столетий стихийно складывались и передавались из поколения в поколение приемы обработки земли. Они стали отправной точкой для более сложных научных исследований в области земледелия. Таков путь становления агрономии – отрасли науки, имеющий дело с наиболее жизненно-важным свойством почвы – плодородием.
Сегодня мы начали урок с высказывания о почвах. А знаете ли вы, кто из учёных в России был основоположником изучения почв, почвоведом?
Основоположником науки о почвах стал В.В. Докучаев.
В 1873 и 1875 гг. черноземная полоса России подвергалась сильной засухе. Неурожаи, голод среди крестьян и резкое сокращение экспорта российской пшеницы, способствовали широкому развертыванию работ по изучению черноземов.
Руководителем этих исследований был назначен В.В. Докучаев.
Более 100 лет назад В.В.Докучаев, пройдя 10 тыс. км, собрав более тысячи проб, установил, что размещение основных типов почв по поверхности Земли подчинено закону зональности. Важнейшей причиной зональности почв является изменение климата, его главных характеристик — режима увлажнения и температурного режима.
А может ли почва возникнуть сама по себе или нужны какие-то факторы, которые бы влияли на её образование?
Перед нами возникла проблема: Выяснить какие существуют почвообразующие факторы.
Первыми на поверхности породы поселяются водоросли. Из-за их отмирания образуется первый гумусовый слой в 1 мм. Это уже юная почва.
Почвы образуются в результате длительного взаимодействия горных пород с растительным и животным миром при достаточном количестве тепла и увлажнения.
Растительность, опадая и попадая в почву, при оптимальных климатических условиях преобразуются в перегной и окрашивает верхний горизонт почвы в темный цвет.
Плодородию способствуют: солнечное тепло, поглощенное поверхностью, годовое количество осадков, режим и виды осадков увлажнение местности, продолжительность летнего периода.
Животные разрыхляют, удобряют почву, размельчают органические остатки и перемешивают их с минеральной частью. Это способствует проникновению воздуха, влаги, лучшему нагреванию. Червь перерабатывают в течение года 0,5 га почвы, количество их на площади 1 га составляет 75 тыс. Осуществляется биологический круговорот, кислородный.
Роль микроорганизмов огромна. Именно они перерабатывают поступающие в почву органические остатки растений и животных. Благодаря длительной переработке микроорганизмами органических остатков постепенно образуется слой гумуса – перегноя черного цвета. Гумус – основа почвенного плодородия. В нём содержатся всё для роста растений.
Механический состав почвы.
В зависимости от условий почвообразования почвы могут быть:
Если в почве больше частиц глины – почвы суглинистые и глинистые – это тяжёлые почвы. В такие почвы необходимо вносить песок, чтобы облегчить механический состав.
Лёгкие почвы – песчаные и супесчаные – легко промываются, плохо удерживают влагу. В сухое лето такие почвы требуют обильного полива.
Как узнать, какая по механическому составу почва на вашем огороде.
Из увлажнённой почвы скатать жгут, и сделать из него кольцо. Если кольцо развалилось, то почва лёгкая, песчаная. Если в кольце глубокие трещины – почва супесчаная. Если в кольце неглубокие трещины по внешнему краю почва суглинистая. А если трещин нет – то почва глинистая.
ОПЫТ С ПОЧВОЙ (ученики из подготовленной почвы узнают механический состав образца почвы).
Почва всегда состоит из комочков, между которыми есть воздух, необходимый для дыхания корней и через комочки свободно проходит влага. Это есть структура почвы. Только структурная почва (рыхлая) может быть плодородной.
Какова роль гумуса в образовании структуры почвы?
Гумус и глинистые частицы склеивают почву в комочки, а кальций придаёт прочность комочкам. Чем больше гумуса тем, лучше структура почвы. Лучшая структура – зернистая с комочками размером от 1мм до 10мм в диаметре. Такую структуру имеет чернозёмы – почвы степей. Если в почве мало гумуса и глинистых частиц, то нет и структуры, такие почвы называют бесструктурными. Бесструктурные (песчаные) почвы малоплодородны.
· Хорошо разрыхлены корнями растений и животными — землероями
· имеют комковатую структуру
· в порах таких почв имеется в достатке вода, воздух, поэтому они плодородны
· состоят из мелких пылевых частиц
· впитывают воду, образуя вязкую массу, которая препятствует проникновению влаги и воздуха
· поэтому они не плодородны
Основные свойства почвы:
· плодородие — способность, почвы обеспечивать растения питательными веществами.
Почвоведы изучают почвенные разрезы, на которых видны слои – горизонты. Горизонты почвы образуют почвенный профиль – его можно увидеть на вертикальном разрезе почвы.
Откройте учебник на с.176: прочитайте пункт «Почвенный профиль» и ответьте на вопрос: «Какие горизонты выделяются в строении почвы?»
А1 горизонт накопления гумуса, наиболее темноокрашенный в почвенном профиле, в котором происходит накопление органического вещества в форме гумуса, тесно связанного с минеральной частью почвы. Цвет этого горизонта варьируется от черного, бурого, коричневого до светло-серого, что обусловлено составом и количеством гумуса. Мощность гумусового горизонта колеблется от нескольких сантиметров до 1,5 м и более.
А2- горизонт вымывания – это осветленный горизонт, из которого вынесена часть органических и минеральных соединений, а иногда и все, что может раствориться. По цвету напоминает золу.
В- горизонт вмывания в него попадает, то что теряет верхняя часть почвы. Здесь накапливается много мельчайших частиц (ила, глины). В разных климатических условиях на разных горных породах этом горизонте могут накапливаться разные минералы, например, оксиды железа и алюминия, что придает почве красно-бурый цвет. Мощность от 1 см. до 1, 5 м.
С- горизонт материнская (почвообразующая) горная порода, из которой сформировалась данная почва, не затронутая специфическими процессами почвообразования, в этом горизонте нет гумуса.
1) Фронтальный опрос по вопросам стр. 178.
5. Домашнее задание. § 28, составить схему причин отличий почв, Рис. 108 стр. 176 в тетрадь.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник