Конспект занятия «Опыты с почвой»
Екатерина Щукина
Конспект занятия «Опыты с почвой»
Тема: «Экспериментирование с почвой».
Цель: Познакомить детей с составом почвы. Расширять знания детей о свойствах почвы. Учить детей путем исследовательских действий выявлять причинно-следственные связи в отношении предметов и объектов не живой природы.Материалы: почва.Оборудование:на каждого ребенка: клеенка;
по 1 стаканчику;
лист белой бумаги;
Ход занятия: В начале занятия педагог предлагает детям вспомнить, с какими природными материалами они уже познакомились.
-Ребята, а сегодня мы познакомимся с еще одним природным материалом, хорошо вам известным. А что это за материал вы попробуете сейчас определить сами.
Педагог предлагает детям не прозрачную емкость и просит, понюхав ее содержимое, определить, что в ней находится (почва).
Что такое почва?
-С почвой мы сталкиваемся каждый день, выходя на прогулку, на даче, и даже в группе. Но что мы о нем знаем? Из чего состоит почва?
Дети высказывают свои версии.
-А давайте мы это проверим.
Педагог предлагает детям насыпать немного почвы на лист белой бумаги, распределить его ровным слоем и рассмотреть через лупу.
Из чего состоит почва? (из перегнивших остатков растений, их корней, листьев, мелких камней, остатков жизнедеятельности животных, песка и глины).
Чем почва похожа на песок? Глину? Чем отличаются?
-Известно, что человек с давних пор использует почву для своих целей. А какие свойства этих природных материалов так важны для людей, благодаря которым человек их использует?
Дети выдвигают свои версии.
-Давайте это выясним. Какими же свойствами обладает почва?
Дети перечисляют свойства, которые они знают.
Педагог предлагает детям положить немного почвы в стаканчик и полить не большим количеством воды, а затем сравнить между собой сухую и мокрую почву.
-Произошло ли что-нибудь с цветом почвы после того, как мы ее намочили? Педагог предлагает детям рассмотреть через лупу сухой и влажный комок почвы. Как изменилась почва при воздействии воды?
-Как вы думаете, важно ли это свойство для использования почвы человеком? (Если да, то почему)
Воспитатель просит налить в стаканчик с почвой еще немного воды и внимательно понаблюдать за тем,как вода впитывается: быстро или медленно?
-Куда девалась вода в стаканчике с почвой? Важно ли это свойство для использования почвы человеком? Почему? Важно ли это свойство для растений? Почему?
Педагог предлагает детям взять немного сухой почвы и просеять ее через ситечко, потом просеять мокрую почву.
-Как просеивается сухая почва? Мокрая? Почему? Важно ли это свойство в практическом применении почвы?
Капля раз, (делают прыжок на носочках, руки на поясе.)
Капля два. (Делают прыжок.)
Очень медленно сперва, (4 прыжка.)
А потом, потом, потом (8 прыжков)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (Руки разводят в стороны.)
От дождя себя укрыли. (Руками образуют полукруг над головой)
Затем педагог просит детей взять в руку немного сухой почвы. Какая она на ощупь (теплая, рассыпчатая? Затем детям предлагается взять влажную почву. Какая она на ощупь? (она стала холодной, мокрой, липкой, склеивается в комок).
-Ребята, как вы думаете, а есть ли в почве воздух? Как можно это проверить? Дети выдвигают свои предложения.
Педагог предлагает опустить образцы почвы в стаканчик с водой. Почему появляются прозрачные пузырьки? Что это такое? Откуда взялся воздух?
-Ребята, знакомясь сегодня с почвой, мы сравниваем ее с песком и глиной. А как вы думаете, можем ли мы сказать, что песок-это один из видов почвы? Почему?
Дети выдвигают свои версии и пытаются их аргументировать.
-И песок и глина это виды почвы. Сегодня мы с вами знакомились с торфяной почвой. Каждый из видов имеет свои свойства, о которых нам уже многое известно. В каких районах нашего земного шара много песчаной почвы? (в пустыне)
Какое же основное отличие у торфяной почвы от песчаной или глинистой? (эта почва является плодородной) А что значит «плодородная»? Как человек использует плодородность почвы? Почему торфяная почва является плодородной?
-Человек с давних пор использует в своих потребностях. Кто из вас знает, как используются свойства почвы (растит урожай).
В конце занятия педагог совместно с детьми подводит итог.
-Ребята, что мы сегодня узнали о почве (он состоит из перегнивших остатков растений, мелких камней, остатков жизнедеятельности животных, песка, глины; меняет цвет при намокании; изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы; в почве есть воздух. Мокрая почва пластична.
-Какие из свойств почвы используются человеком?
Дети при помощи условных обозначений «записывают» результаты опытов в свои журналы экспериментов.
«Опыты для малышей» Слайд 1 «Опыты для малышей» Слайд 2 В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность,.
«Опыты с воздухом и водой». Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста Цель: расширить знания о воде и воздухе, их свойствах, роли в жизни человека, животных, растениях. Прививать интерес к исследовательской.
Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Супер-агенты. Опыты и эксперименты» КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей по теме «Супер агенты. Опыты и эксперименты». Разработчик Т. Е. Елясина, воспитатель.
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Опыты с растениями» Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ (условия необходимые для роста и развития растений)» Пособия:.
Конспект открытой совместной деятельности в ООП «Тайны воздуха. Опыты с воздухом» в подготовительной группе Цели: формирование у дошкольников представлений о воздухе и его свойствах; развитие познавательной активности детей, инициативности, способности.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада «Знакомство с почвой» МАДОУ МО детский сад №174 г. Краснодар Воспитатель средней группы: Епремян К. В. Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского.
Опыты и эксперименты Занимательные опыты и эксперименты. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни.
Опыты и эксперименты с водой Откуда берётся вода? Цель: — познакомить детей с процессом конденсации. Материал: — горячая вода. Оборудование: — ёмкость, охлажденная.
Опыты с водой для детей 4–5 лет Опыт 1. Цель: проверить, что гуашь растворяется в воде. Материалы: 3 прозрачных стаканчика, гуашь, кисточки. Ход: в 1 стакане растворить.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Опыты с молоком» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №40 Общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением.
Источник
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Почва и её свойства. Опыты»
Любовь Воевода
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Почва и её свойства. Опыты»
1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе; помочь увидеть взаимозависимость почвы и растений.
Закреплять знания о представителях почвенной фауны — подземных животных.
Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода, частички сгнивших растений
(перегной, что почва пропускает воду.
Создать вместе извержение вулкана.
Познакомить с новыми словами: перегной, полезные вещества, вулкан, лава, пепел.
2.Активизировать в речи слова:
почва, перегной, вулкан, лава, пепел, подземные жители.
Продолжать учить делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.
3. Воспитывать желание помочь другу Лунтику, развивать интерес к исследованию состава почвы. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов.
Наблюдение за почвой на прогулке осенью.
Работа в цветнике (рыхление, прополка сорняков, полив); в уголке природы (рыхление, полив).
Просмотр фильма о подземных жителях: дождевой червяк, мокрицы; муравьи, многоножки, улитки.
Просмотр фильма «Вулканы Камчатки».
Чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях.
Опыты с разными видами почв, посадка семян цветов в разные виды почв.
Материал демонстрационный: посылка, аудио письмо Лунтика, 3 горшочка с песком, глиной, чернозёмом, горелка, спички, щипцы, стекло, тарелочка с чернозёмом, макет вулкана, сода, красный краситель-порошок, вода, лимонная кислота, 3 мольберта с картинками воды, воздуха, перегноя, схемы с почвой пропускающей и задерживающей воду.
Для детей: прозрачные стаканы с водой, горшочки с песком, глиной, чернозёмом, пластмассовые ложки, воронки, вата.
Ход занятия:
Дети стоят полукругом. На столе посылка.
Воспитатель: нам прислали посылку, давайте посмотрим, что внутри. Здесь горшочки с видами почв и письмо от Лунтика. Письмо не простое – видеописьмо.
(Включаем видеозапись. На диске Лунтик обращается к детям с просьбой).
Лунтик: здравствуйте, дорогие ребята. Помогите мне, пожалуйста. У моей подружки Милы скоро день рождения. Она очень любит комнатные цветы. Я решил их подарить. Для цветов у меня есть красивые горшочки, а вот в какую землю сажать, я не знаю. Высылаю вам образцы земли, которая есть возле моего дома. Подскажите, в какую сажать цветы?
Воспитатель: ребята, поможем Лунтику? (Да) Для того чтобы исследовать почву, отправляемся в нашу лабораторию.
Дети подходят к столам. На первом столе горшок с песком, на втором — глина, на третьем – чернозём, стаканы с водой, ложки, вата, воронки, тарелочки с образцами почвы. Возле каждого стола – мольберт с картинками.
Воспитатель: скажите, какими свойствами должна обладать почва для хорошего роста и развития растений?
Дети: в почве должен быть воздух, вода, питательные вещества (удобрения, нужен свет и тепло.
Воспитатель: правильно, ребята. Проведём опыты.
Опыт № 1 – в почве есть воздух.
Воспитатель: как узнать, есть ли в почве воздух?
Дети: нужно взять небольшой комочек почвы и бросить его в воду. Комочек покроется пузырьками, значит, есть в почве воздух.
Дети проводят опыт.
Воспитатель: расскажите о результатах опыта с песком. Что вы выяснили?
Дети: в песке воздуха нет.
Воспитатель: выложите на доску результаты опыта с песком.
Воспитатель: расскажите о результатах опыта с глиной.
Дети: в глине воздуха нет.
Воспитатель: выложите на доску результаты опыта с глиной.
Воспитатель: расскажите о результатах опыта с чернозёмом. Что вы выяснили?
Дети: в чернозёме воздух есть.
Воспитатель: выложите на доску результаты опыта с чернозёмом.
Опыт № 2 – в почве есть перегной – сгнившие растения.
Воспитатель: Нам нужно узнать, есть ли в почве сгнившие растения или природное удобрение. Посмотрите на воду в стакане.
Какой вывод можно сделать в опыте с песком?
Дети: в песке нет частичек растений или природного удобрения.
Воспитатель: выложите на доску результаты вашего наблюдения.
Какие выводы можно сделать в опыте с глиной?
Дети: в глине нет частичек растений.
Воспитатель: выложите на доску результаты вашего наблюдения.
Какие выводы можно сделать в опыте с чернозёмом?
Дети: в чернозёме есть частички, остатки растений.
Воспитатель: выложите на доску результаты вашего наблюдения.
Опыт № 3 – почва пропускает воду.
Воспитатель: необходимо узнать, пропускает ли почва воду.
В пустой стакан с воронкой положите комок ваты, сверху насыпьте ложку почвы, затем осторожно вливайте воду. Какие выводы можно сделать?
Дети: песок и чернозём пропускают воду, глина – задерживает воду.
Воспитатель: выложите результаты опыта на мольберт.
Опыт № 4 – в почве есть вода. Проводится воспитателем.
Воспитатель: раньше мы проводили опыты с песком и глиной на присутствие в них воды. Что мы выяснили?
Дети: в песке и глине воды нет.
Воспитатель: выложите результаты о песке и глине на доску.
Воспитатель: сейчас мы узнаем, есть ли в чернозёме вода.
(На столе находится горелка, тарелочка с чернозёмом, зажигалка, стекло и щипцы. Показываю стекло, обращаю внимание, что оно сухое).
Воспитатель: посмотрите, я нагреваю немного почвы на огне. Над почвой установлено стекло. Что происходит?
Дети: на стекле появились капельки воды.
Воспитатель: какой вывод вы сделали?
Дети: в чернозёме есть вода.
Воспитатель: результат опыта выложите на мольберте.
Воспитатель: в какую почву Лунтику сажать цветы? Почему?
Дети: в чернозём. Потому что в
чернозёме есть вода, воздух, чернозём пропускает воду, есть питательные вещества.
Воспитатель: как появляются питательные вещества в чернозёме?
Дети: сгнивают корешки, листья, трава.
Воспитатель: какие подземные жители помогают перерабатывать траву, листву, корешки получать перегной – природное удобрение.
Ответы детей (мокрицы, улитки, многоножки, муравьи, кроты).
Сегодня мы узнали новое слово — «перегной» — это удобрение, которое вырабатывает сама природа. Я познакомлю вас с ещё одним полезным природным удобрением – пеплом. Пепел получается благодаря вулкану. На нашей планете Земля есть разные вулканы — потухшие, спящие, действующие. Как же появляются вулканы? Давайте посмотрим фильм о вулкане, садитесь на ковёр.
(Просмотр видеоматериала. Отрывок из мультфильма «География для малышей».)
Воспитатель: мы узнали, что вулканы выбрасывают на поверхность раскалённую лаву, а так же пепел- полезное природное удобрение. Пепел выбрасывается вулканом на большую высоту. Когда пепел оседает, со временем остывает, тогда его используют как природное удобрение. Пепел добавляют в почву, и получают богатый урожай.
Сегодня мы сами сделаем вулкан, выбрасывающий на поверхность лаву.
(На столе поднос и макет вулкана, сода, ложка, порошок с красным красителем, стакан воды, лимонная кислота).
Дети всыпают в жерло вулкана 1 чайную ложку соды, половину чайной ложки порошка лимонной кислоты, красный краситель — порошок. Воспитатель вливает воду. Происходит процесс.
Подводим итоги деятельности:
1. Чем сегодня вы занимались в нашей лаборатории?
(проводили опыты с песком, глиной, чернозёмом).
2. Как называются перегнившие в земле листья, трава, ветки?
(перегной – природное удобрение)
3. О каком природном удобрении вы сегодня узнали?
Воспитатель: пепел вулкана выбрасывается на большую высоту, затем постепенно оседает, остывает и используется как природное удобрение.
Что мы отправим Лунтику?
(Лунтику мы поможем и отправим подсказки – карточки о чернозёме. В этой почве цветы будут хорошо расти).
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ. Москва, 2014г
2. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации. Под редакцией О,В. Дыбиной Москва, 2015г.
3. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. Изд. МОЗАИКА – СИНТЕЗ. Москва, 2014г
4. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Е. В. Марудова Изд. ДЕТСТВО – ПРЕСС, Санкт – Петербург, 2010г.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности «Опыты с водой» Тема «Опыты с водой». Возрастная группа: старшая (5 -6 лет) Форма организации: групповая Цель: расширять кругозор дошкольников, формировать.
«Свойства воды». Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Программное содержание: • Познакомить со свойствами воды: жидкость, не имеет цвета, запаха, вкуса, окрашивается в разный цвет; дать понятие.
«Свойства дерева и металла». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе Тема: Свойства дерева и металла Цель: создание условий для уточнения и обобщения представлений детей о свойствах дерева и металла. Задачи:.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства песка» Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе» Свойства песка» (вос-ля Авериной И.) Цель: формировать представление.
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему «Дерево и его свойства» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему «Дерево и его свойства» Цель: Познакомить детей со.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе 4–5 лет «Свойства воды» Свойства воды Ход занятия: Под музыку входит Фея Воды (ФВ). Дети и младший воспитатель (мл. в.) стоят. ФВ: Здравствуйте, ребята. Я Фея Воды.
Занятие в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебные свойства воды» Итоговая непосредственно образовательная деятельность в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности на тему: «Волшебные.
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Мы-ученые» (опыты с воздухом) в средней группе В средней группе «Солнышко» прошло очень увлекательное занятие по познавательно-исследовательской деятельности, дети превратились в ученых.
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Воздух повсюду» Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Воздух повсюду» Задачи: • Расширение.
Источник