Меню

Почва типы почв 4 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Почва» (4 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема : « Почвы России. Опыт «Состав почвы».

Учитель: Якунина Кристина Игоревна

Тип урока : урок изучения и первичного применения новых знаний

Форма урока: лаборатория

Образовательная система: «Начальная школа 21 века»

Цель : формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, проектировочных, рефлексивных), через включение обучающихся в исследовательскую работу по теме «Почва».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения :

Ø развивать навыки сотрудничества;

Ø формировать коммуникативные умения;

Ø формировать уважительное отношение к иному мнению;

Ø развивать способность к самооценке;

Ø воспитывать бережное отношение и любовь к земле;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения :

Ø формировать умения принимать и сохранять учебные задачи деятельности;

Ø развивать умения использовать различные способы поиска информации : текст учебника, проведение опытов;

Ø формировать умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

Ø формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её;

Ø формировать умения работать в статичных группах, распределять роли и функции совместной деятельности;

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения :

Ø познакомить учащихся с понятием «почва»;

Ø создать условия для ознакомления учащихся с составом и типами почвы;

Ø формировать первоначальные исследовательские умения в изучении природных объектов (почвы);

Ø формировать умения находить нужную информацию из научно-познавательного текста.

Оборудование: песок, глина., почва, микроскоп, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло (лабораторное), колба, спиртовка, штатив, держатель, компьютер, мультимедийный проектор, таблицы, опорные слова, карточки с заданиями, учебник.

1. Организационный момент. Учитель: Ребята, встаньте все ровненько, проверьте готовность к уроку. Садитесь.

Учитель: В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

Учитель: У вас на партах лежат смайлики. Покажите с помощью смайлика, какое у вас настроение на начало урока?

Учитель: Я рада, что вы сегодня пришли ко мне на урок с хорошим настроением.

2. Создание учебной ситуации. Определение темы.

(Картинки растительность тундры, пустыни, смешанные леса)

Учитель: Растительность, каких природных зон изображена?

Учитель: Почему такая разная растительность?

Учитель: Посмотрите на картинку пустыни. Почему там мало растительности?

Д: Там песок, нет воды, высокая температура, нет земли.

У: Правильно. Там нет земли.

У: А сегодня мы с вами поговорим о верхнем слое земли.

У: Может из вас кто то, знает, как она называется?

У: Это и будет тема нашего сегодняшнего урока.

На слайде два определения почвы: 1. Почва — верхний слой земли.

2. Почва — верхний плодородные слой земли.

Учитель: Посмотрите на доску. Здесь даны два определения. Какое из этих определений верное?

У: Целью сегодняшнего урока выяснить, что же такое почва. Какие задачи нам сегодня пригодятся. Выберите из предложенных задач те, которые нам сегодня нужно выполнить:

1. Изучить состав почвы

2. Определить от чего зависит плодородие почвы.

4. Уметь добывать нужную информацию из разных источников.

5. Наблюдать и проводить опыты.

6. Учится оценивать себя и других

7. Выразительно читать стихотворения.

8. Изготавливать изделия по чертежу.

4.Открытие новых знаний.

Учитель: Я приглашаю вас поработать в исследовательской лаборатории.

Учитель: Что такое лаборатория?

Учитель: А кто работает в лаборатории?

Учитель: А чем занимаются научные сотрудники?

Учитель: Сегодня как вы уже сказали, мы будем исследовать почву.

Учитель: А кто может сказать, как называется профессия человека, который исследует почву.

Учитель: Вот и мы сегодня с вами поработаем учеными почвоведами.

(Слайд с определениями почвы)

Учитель: Перед вами 2 цветочных горшка. В один я насыпала верхний слой с спортивной площадки, а в другой с цветочной клумбы. Посадила одинаковые растения и ухаживала одинаково. Вот что получилось. Почему?

Дети: Разная земля.

Учитель: Давайте рассмотрим содержимое первого горшка под микроскопом.

Учитель: А теперь рассмотрите содержимое из второго горшка.

Учитель: Одинаковы ли картинки вы увидели?

Д: Нет. (Картинки) На первой картинки кристаллики.

Учитель: Это песок.

Дети: На второй и кристаллики и палочки.

Учитель: Давайте из этого горшка содержимое подожжём. (запаха нет)

Учитель: Теперь давайте подожжем содержимое из второго горшка. Что вы заметили?

Дети: Пошел запах.

Учитель: Значит, в содержимом второго горшка есть остатки живых организмов. Это называется перегной или гумус. (Слово гумус на слайде).

Читайте также:  Ферма для выращивания салата

Учитель: Следующие опыты вы проведете сами. У вас на партах лежат рабочие листы исследователя. В них дана инструкция по проведению опытов и в этот рабочий лист вы будете записывать все свои выводы. (Проводят опыт №1 и №2)

Академическая дискуссия по результатам опытов. (Схема на слайде, вопрос после)

5.Работа с учебником. Поиск информации из статьи.

Учитель: От чего зависит плодородие почвы? На этот вопрос вы найдет ответ открыв ваши учебники на стр. 38. Прочитайте текст.

Учитель: Возьмите ваши схемы и текст выделитель. В ваших схемах выделите самые главные компоненты.

Учитель: Почему же в этом горшке вырос такой благоухающий цветок.

Дети: В этой почве много гумуса, эта почва плодородная.

Учитель: Так давайте вернемся к определениям. Так какое же определение правильное? (На слайде)

У: Кем мы сегодня были?

У: О самом известном почвоведе России расскажет нам Карина. (Самая плодородная почва в степях).

(Карта с полоской степей. Учитель обращает внимание, что маленькая часть земли плодородная).
У: Что нужно делать для того чтобы эта маленькая плоска не исчезла?

Д: Нужно охранять и защищать.

Учитель: Ребята, на дом вам будет задание разно уровневое.

Первый уровень-пересказ стр.37-39

Второй уровень- составить памятку как можно охранять почву.

Третий уровень- узнать что означают слова «эрозия» и « мелиорация и их виды», «Агроном»

Учитель: Ребята, у вас на партах лежат колоски. Обратите внимание что они разного цвета. Сейчас Артем пройдет по классу с корзинкой. Если кому было интересно и все понятно на уроке – кладем желтый колосок. Кому было скучно и не понятно – зеленый колосок.

У: Сдайте свои рабочие листы. Я оценю вашу работу и на следующим уроке объявлю вам результаты.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Виды почв

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 26.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 26.

В России первая карта почв была составлена в 70-е годы XIX века с участием В. В. Докучаева, который в 1883 году заложил основы российского почвоведения. Почвы обеспечивают развитие растений во всех природных зонах планеты. Их состав зависит от климатических условий и состава растительности. В статье приведём сведения о составе почвы, её разновидностях.

Что такое почва

Почва — природное вещество, образованное на поверхности суши под влиянием климатических условий и организмов. Главная характеристика почвы — её плодородие. Почва представляет собой переслаивание почвенных горизонтов разного состава.

Почвенным горизонтом называют слой почвы с одинаковыми цветом, составом, свойствами. Закономерное чередование почвенных горизонтов определяет почвенный профиль. Для определения почвенного профиля откапывается траншея необходимой глубины — от поверхности до горной породы, на которой сформировалась почва (материнская порода).

Почвенный профиль

Почвенный профиль начинается с дневной поверхности, где накапливаются засохшие растения, опавшие листья и хвоя, ветки, погибшие животные. Органические остатки постепенно превращаются в перегной. Корни растений сплетаются и образуют плотный дёрн.

Ниже следует гумусовый горизонт, откуда минеральные вещества вымываются осадками и откладываются в следующем слое. Содержание гумуса определяет плодородие почвы.

И, наконец, материнская порода. Её поверхность частично разрушена до крупных и мелких обломков, которые прикрывают плотную ненарушенную горную породу.

Рис. 1. Почвенный профиль.

В районах, освоенных человеком, почвенный профиль неполный. Его верхние части могут быть смыты или вынесены ветром, уничтожены техникой.

Типы почв

Перечислим основные типы почв, двигаясь с севера к экватору. Это почвы тундровые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, чернозёмы, каштановые, бурые, серо-бурые.,

  • Тундровые почвы влажные, имеют малую мощность, содержание гумуса — до 2 %.
  • Подзолистые почвы наблюдаются в таёжных регионах, где достаточно осадков и происходит вымывание гумуса в нижний почвенный слой. Формируется светлый, почти белый, горизонт — подзол, откуда гумус вынесен полностью, мощность гумусового слоя не превышает 1–3 см.
  • Дерново-подзолистые почвы характерны для южной тайги и смешанных лесов, где много опавшей листвы.
  • Серые лесные почвы образуются в областях широколиственных лесов. Лиственный опад обеспечивает увеличение слоя гумуса и его содержания.
  • Чернозёмы формируются в степных регионах, где травы в большом количестве отмирают и перерабатываются в перегной.

Содержание гумуса достигает 10–12 %, мощность горизонта колеблется от 0,5–0,8 м до 1,2–1,3 м. Это самые плодородные почвы мира.

Виды почв

Понятие вида почвы используется в земледелии. Вид определяется по содержанию песка, глины, торфа. Виды почв: песчаная, глинистая, торфяная и смешанные виды. Самый удачный вид почвы — суглинок, где соотношение песка, глины и питательных веществ благоприятно для большинства растений.

Читайте также:  Когда вносят удобрения для яблони

Что мы узнали?

От климата и состава растительности зависит, какие бывают почвы. В докладе на уроке по окружающему миру в 4 классе можно перечислить типы почв: тундровые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, чернозёмы, каштановые, бурые, серо-бурые.

Источник

Урок по окружающему миру «Разнообразие почв» 4 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: «Разнообразие почв».
Урок по окружающему миру в 4 классе.

Сагитова Н.Н. учитель начальных классов

МОБУ СОШ д.Сахаево Кармаскалинского р-на РБ

1. Познакомить обучающихся с разнообразными типами почв, повторить их свойства;

2. Развивать навыки исследовательской деятельности, коммуникативные навыки;

3. Учить детей видеть взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами природы;

4. Воспитывать умение работать в группе;

5. Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, умению высказывать своё мнение.

6. Воспитывать бережное отношение к почве.

Оборудование: учебник «Окружающий мир. 4 класс» (авт. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов); презентации, электронная карта «Почвы России», C .И. Ожегов «Толковый словарь», лабораторная посуда у учащихся и учителя (стакан с водой, палочка, салфетка, образец почвы), образцы 2-х типов почв, наборы карточек-заданий.

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь – вместо одного мешка в кладовой уже двадцать мешков. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, моркови, редиски, свеклы. – Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. И вы, ребята, уже догадались, что эта кладовая. Земля.

Сообщение темы и целей урока

-Кто догадался, над какой темой будем работать на уроке?

Вы хорошо знаете, что многие тайны природы человек узнает, проводя исследования. Сегодня мы с вами – исследователи, которые будут изучать (что?) почвы. Мы сегодня вспомним все , что знаем о почве и узнаем много нового

Что такое почва?

Из чего состоит почва?

Какие свойства имеет почва?

Какие бывают почвы?

Какие почвы в нашей республике?

Что может разрушить почву?

Как защитить почву?

Чтобы начать исследование, давайте составим план (на доске)

План работы
1. Состав почвы.
2. Свойства почвы.
3. Виды почв.
4. Значение почв.
5. Охрана почв.

3. Лабораторно-практическая работа.

— Так, что же такое почва? Давайте внимательно рассмотрите верхний слой.

— Какого он цвета? Сделайте вывод. (Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой)

— Теперь давайте вспомним, что входит в состав почвы и какими свойствами она обладает.

1. Инструктаж по технике безопасности при работе.

Цель: определение состава почвы на наличие песка и глины.

1.Зачерпни мерную ложку почвы.

2. Брось её в стакан с водой.

3. Размешай палочкой.

4. Дай отстояться.

5. Наблюдай за осадком.

6. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что ___________________________________________. На дно осел осадок. Это __________, поверх которого осела _______________. Значит, в почве есть

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.

1.Зачерпни мерную ложку почвы.

2. Брось её в стакан с водой.

3. Наблюдай, что происходит.

4. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________.

Цель: определение наличия в почве воды.

1. Возьми фильтровальную бумагу.

2. Насыпь на нее немного почвы.

3. Плотно придави её к бумаге вторым листом.

4. Стряхни почву обратно в стакан.

5. Что ты наблюдаешь?

6. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно , вода , песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли фильтровальную бумагу, насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось _________________________________. Это ___________. Она появилась из почвы. Значит, в почве есть ________________.

Цель: определение состава почвы на наличие в ней остатков растений и мелких животных.

1. Возьми стакан с водой.

2. Добавь туда почвы.

3. Размешай стеклянной палочкой.

4. Подожди немного и посмотри на поверхность воды.

5. Что ты наблюдаешь?

6. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Читайте также:  При неправильном использовании почв

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, всплыл мусор, остатки листьев, остатки живых организмов.

Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что _______________________________________________________. Значит, в почве есть ______________________________________________.

(В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки — это перегной или гумус)

Цель: Определение свойств почвы: проводимость воды.

1. Возьмем горшок с почвой.

2. Наьем е туда немного воды.

3. Держим горшок над пустым стаканом.

4. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва_______________________________________________ воду.

— Рассмотрите еще раз рисунок . — Что увидели на почве? (траву)

— Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва? (плодородие)

— Как Вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей)

-Что поможет узнать точное определение слова «плодородие»? (словарь Ожегова)

— Отчего зависит плодородие почв? (Это зависит от количества перегноя)

Слайд 15 — свойства почвы

– Как вы думаете, все ли почвы одинаковы?

— А что влияет на почву?

Разнообразие почвы зависит от многих причин: от содержания в почве песка или глины, от количества в ней перегноя, от воды, от температуры воздуха

Разнообразна природа Земли , разнообразны и почвы

Слайд 17 рассказ о видах почв и слайд 18

Обратимся к учебнику с. 50-51 и прочитаем о видах почв

А какая же почва у нас в республике?

Почва – важнейшее природное богатсво, которое необходимо беречь

Ученые провели исследование и установили, что 1 см почвы образуется за 300 лет. Но для нормального развития растений нужен слой толщиной 20 см. Сколько лет потребуется для образования такого слоя почвы? (6 000 лет)

Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.

Ученые выяснили, что слой почвы толщиной 18 см вода может смыть:

в лесу – за 500 000 лет;

на лугу – за 3 225 лет;

где нет растений – за 15 лет.

Наша добрая кормилица нуждается в защите.

— А что может разрушить почву?

Что же делают люди, чтобы почва сохранилась, чтобы была плодородной и давала большие урожаи?

-Ответ поищем на с.51-52 (Последний абзац и дальше..)

А сейчас мы ответим на некоторые вопросы… Слайд 27

Завершая исследования сегодня на уроке, я попрошу вас заполнить карточки юных исследователей

Почва – это _______________________________________________________

Одинаковы или разнообразны почвы? ________________________________

О каких типах почв ты сегодня узнал(а)? ______________________________

Как ты считаешь, отчего зависит такое разнообразие почв?_______________

Что тебе больше всего понравилось на уроке? _________________________

Оцените свою работу на уроке Слайд 28

Читать с 50-52, Р.Т. с. 21

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 967 человек из 81 региона

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Сейчас обучается 883 человека из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 301 человек из 64 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-351885

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года

Время чтения: 1 минута

Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года

Время чтения: 1 минута

В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector